Россия в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:25, реферат

Краткое описание

В истории России первая половина XIX века прошла под знаком большой активности во внешнеполитических делах и влияния на международную политику. По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император, в его руках была сосредоточена законодательная и распорядительная власть. Император управлял страной при помощи огромной армии чиновников. По закону они были исполнителями воли царя, но в действительности чиновничество играло более значительную роль.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Реформы Александра I………………………….……………………………. 5
2. Внутренняя политика России второй четверти XIX в. Николай I.…..…….. 8
3. Внешняя политика России: 1801-1856 гг..………………………..………....13
Заключение ……………………………………………………………..………. 19
Список используемой литературы…………………………………………….. 22

Прикрепленные файлы: 1 файл

История.docx

— 41.67 Кб (Скачать документ)

План

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Реформы Александра I………………………….……………………………. 5

2. Внутренняя политика России второй четверти XIX в. Николай I.…..…….. 8

3. Внешняя политика России: 1801-1856 гг..………………………..………....13

Заключение ……………………………………………………………..………. 19

Список используемой литературы…………………………………………….. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории России первая половина XIX века прошла под знаком большой активности во внешнеполитических делах и влияния на международную политику. По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император, в его руках была сосредоточена законодательная и распорядительная власть. Император управлял страной при помощи огромной армии чиновников. По закону они были исполнителями воли царя, но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же претворяло их в жизнь Чиновничество было полновластным хозяином, как в центральных органах управления, так и в местных (губернских и уездных). Государственный строй Росси по своей форме был самодержавно-бюрократическим. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения. Ситуация стала постепенно меняться с приходом к власти нового правителя.

12 марта 1801 года в результате дворцового  переворота на российский престол  вступил Александр 1 (1801-1825). Первые  шаги нового императора оправдали  надежды российского дворянства  и свидетельствовали о разрыве  с политикой предыдущего царствования. Александр, преемник императора  Павла, вступил на престол с  широкой программой преобразований  в России и осуществлял ее  обдуманнее и последовательнее  предшественника. Существовали два  основных стремления, которые составляли  содержание внутренней политики  России с начала XIX столетия: это  уравнение сословий перед законом  и введение их в совместную  дружную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими  стремлениями, которые были необходимой  подготовкой к их разрешению  либо неизбежно вытекали из  их разрешения. Уравнение сословий  перед законом изменяло самые  основания законодательства. Таким  образом, возникала потребность  в кодификации с целью привести  в согласие различные законы, прежние и новые. Далее, перестройка  государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и слева, направлять, воспитывать умы. Никогда цензура и народное образование не входили так тесно в общие преобразовательные планы правительства, как в истекшем столетии. Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственное хозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа и поднимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние. Вот ряд явлений, которые приплетаются к основным фактам жизни первой половины 19 века.

Основными вопросами того времени являлись: социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управления с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства, вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и, наконец, вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства.

Данные вопросы являются обоснованием актуальности рассматриваемой темы.

 

 

 

 

 

 

  1. Реформы Александра I

Недолгое царствование Павла (1796-1801), ознаменовавшееся арестами, ссылками, усилением цензуры, введением палочной дисциплины в армии, закончилось дворцовым переворотом в ночь на 12 марта 1801 года. На престол вступил 23-летний Александр I.

Первые годы его правления - "дней Александровых прекрасное начало" - оставили наилучшие воспоминания у современников. Открывались новые университеты, лицеи, гимназии, принимались меры по облегчению положения крестьян. По указу о вольных хлебопашцах (1803 года) помещики могли по желанию освобождать крестьян с землей за выкуп. В Негласном комитете (так назывался узкий круг друзей Александра) родилось предложение о запрещении продавать крестьян без земли, однако высшие сановники не позволили его осуществить.

К началу XIX века система управления государством находилась в кризисном состоянии. Введенная Петром I коллегиальная форма центрального управления себя исчерпала. Положение дел можно было выразить одним словом - по Карамзину - "воруют". Еще Павел пытался бороться с казнокрадством и взяточничеством чиновников, но его меры - аресты и ссылки - не помогли. Александр начал с перестановок в системе: в 1802 году вместо коллегий были введены министерства. Эта мера несколько укрепила центральное управление, однако старые пороки прижились и в новых органах. Открыто разоблачать взяточников значило подорвать авторитет Сената. Требовалось создать принципиально новую систему государственной власти, которая способствовала бы развитию страны.

В 1807 году в окружение царя вошел М.М. Сперанский, человек, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Его "Введение в уложение государственных законов", по существу, было проектом государственных преобразований. В основу Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Совета, утвержденное императором, становилось законом. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственном совете и Государственной думе. И хотя реальная законодательная власть оставалась в руках императора и высшей бюрократии, действия властей контролировались общественным мнением - Государственной думой, всероссийским представительным органом.

По проекту Сперанского все граждане, владеющие землей или капиталом, включая государственных крестьян, пользовались избирательным правом; крепостные пользовались высшими гражданскими правами, главное из которых - "никто не может быть наказан без судебного приговора".

Осуществление проекта началось в 1810 году созданием Государственного совета, но дальше дело не пошло - Александр оказался "республиканцем на словах и самодержцем на деле". К тому же представители высшего дворянства, недовольные планами Сперанского, подрывающими крепостнический строй, объединились против него и добились в 1812 году его ареста и ссылки в Нижний Новгород.

После победы над Наполеоном русские люди ожидали перемен в своем отечестве. Александр 1 в частных беседах говорил об отмене крепостного права. По его заданию, а иногда по частной инициативе стали составляться проекты освобождения крестьян. По одному из них, разработанному Аракчеевым, предполагалось ежегодно выделять пять миллионов рублей на покупку земли у собственников-помещиков и раздавать крестьянам наделы в две десятины. Такими темпами крепостное право исчезло бы примерно через 200 лет. В 1818 году специальный комитет разработал еще один проект, не требовавший расходов, но рассчитанный на столь же долгий срок. Александр ознакомился с этим проектом; на этом дело закончилось.

В марте 1818 году на открытии польского сейма Александр объявил о своем намерении дать конституционное устройство всей России. К 1820 году проект конституции был разработан Н.Н. Новосильцевым и П.А. Вяземским. "Государственная уставная грамота Российской империи" предполагала создание законосовещательного представительного органа, как Государственная дума в проекте Сперанского. Однако он должен был быть двухпалатным; Россия становилась федерацией, включающей 12 наместничеств, в каждом был свой представительный орган. Провозглашались неприкосновенность личности, свобода печати. В целом "Уставная грамота" гораздо меньше ограничивала самодержавие, чем проект Сперанского, но ее принятие вывело бы Россию на путь к представительному строю и гражданским свободам. Революции 1820-1821 годы в Испании и Италии испугали Александра; проект "Уставной грамоты", как и все прежние проекты, был положен в дальний ящик и забыт.

Огромная армия, способная сокрушить Наполеона, являлась тяжелым финансовым бременем для страны. Александр решил исправить это введением военных поселений, устройство которых было поручено Аракчееву. Военные поселения создавались так: в селе располагали семейных солдат, все жители переводились на военное положение. Жизнь и быт поселян были расписаны до мелочей. Заниматься хозяйством и ремеслами можно было только с разрешения начальства и даже жениться - по приказу. В результате в районах военных поселений сельское хозяйство приходило в упадок, прекращалась торговля; неоднократно вспыхивали восстания. Однако при всей своей абсурдности система военных поселений просуществовала до 1857 года.

Царствование Александра близилось к концу. Изменений к лучшему, ожидавшихся обществом, не происходило. Государственные дела постепенно сосредоточивались в руках Аракчеева. Александр жил странной жизнью: ездил по Европе и России (за последние 10 лет он проехал 200 тыс. верст), забавлялся парадами, пытался уйти в религию. Его преследовали мысли о том, что его царствование не оправдывает убийства Павла, что против него самого зреют заговоры. В 1821 году, прочитав донос о существовании тайного общества, император заметил: "Не мне их карать".

 

  1. Внутренняя политика России второй четверти XIX в. Николай I

Император Николай I был третьим сыном Павла I. В детстве он увлекался военными играми, в юности - военно-инженерным делом. Общественные науки он не уважал и с презрением относился к духовной жизни. Будучи в Берлине, удивлял немецких офицеров прекрасным знанием прусского военного устава. Новый российский император отвергал конституционные и либеральные идеи. Государство представлялось ему неким механизмом, где у каждого есть свои функции, подчиняющиеся общему заведенному порядку. Выступление декабристов, едва не нарушившее этот порядок, было подавлено: пятеро декабристов - П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, А. Бестужев-Рюмин, Г. Каховский - были казнены, более 200 человек сослали на каторгу, на поселение в Сибирь, рядовыми на Кавказ. Николай, лично допрашивавший многих декабристов, считал, что разрушил звено тайной европейской организации революционеров, и был горд своей победой. Между тем суровым приговором он в самом начале своего царствования оттолкнул от себя часть общества, сочувствовавшую декабристам.

Новое правительство предприняло ряд мер для укрепления полицейского аппарата. В 1826 году было учреждено 3 Отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Оно стало главным органом политического сыска; в его распоряжении находился Отдельный корпус жандармов. Начальник 3 отделения и одновременно шеф корпуса жандармов А. X. Бенкендорф имел громадную власть. В обществе выискивались малейшие проявления "крамолы". Заведенные дела раздувались до размеров "страшных заговоров", участники их жестоко наказывались. Так, в 1827 году обсуждение студентами Московского университета вопроса об обращении к народу превратилось в "дело братьев Критских". Действовала отработанная схема: тюрьма, арестантские роты, ссылка на Кавказ. Правительство считало, что "крамольные" мысли и всякого рода тайные организации возникают под влиянием западноевропейских освободительных идей. В 1826 году был опубликован устав о цензуре, с помощью которой николаевские министры намеревались справиться с вредным влиянием Запада - его прозвали "чугунным". В 1828 году устав заменили другим, более "мягким", но и по нему запрещалось обсуждать в печати монархический строй, сочувствовать революциям, высказывать "самочинные" предложения о государственных преобразованиях. Главный комитет бдительно следил за деятельностью цензоров.

Николаевское правительство попыталось разработать собственную идеологию и внедрить ее в школы, университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший теорию "официальной народности" ("православие, самодержавие, народность"). По этой теории пассивность народа, наблюдавшаяся в первой половине XIX века, представлялась в качестве самобытных, исконных черт русского характера, а дворянско-интеллигентская революционность изображалась как испорченность образованной части общества влиянием чуждых России западных идей. В сочинениях официальных писателей восхвалялись существующие в России порядки, "самобытная" Россия противопоставлялась "растленному" Западу. Для многих здравомыслящих людей была очевидна надуманность казенной "теории", однако открыто об этом не говорили. Поэтому такое сильное впечатление произвело на современников опубликованное в 1836 году в журнале "Телескоп" "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева, который с горечью и негодованием говорил об изоляции России от идейных течений Запада, о духовном застое, навязанном правительством. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

В царствование Николая сложился громадный бюрократический аппарат. Появлялись новые министерства, ведомства; к 1857 году число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократическое управление, отличающееся канцелярской волокитой и бумагомарательством, породило круговую безответственность за принятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписывали - в итоге никто ни за что не отвечал. К тому же министрами нередко становились армейские генералы, мало знакомые с деятельностью вверенного им министерства. "Россией правят столоначальники", - сказал однажды Николай, подметив роль среднего чиновничества в решении разных дел. Бюрократия четко соблюдала свои интересы, выдавая их за государственные нужды; разрастались штаты министерств и ведомств, а вместе с ними - внешнеполитические амбиции и военные расходы. При этом наука, культура и образование финансировались крайне скудно. Предел всевластию бюрократии мог быть положен только введением подлинно конституционного строя.

Государственные преобразования. Показания декабристов, данные на следствии, открыли неприглядную картину российской жизни. Николай начал принимать меры для укрепления своей империи. В его окружении оказался ряд крупных государственных деятелей, с чьими именами связаны достижения николаевского царствования.

М.М. Сперанский, оставив мечты о конституции, стремился теперь к наведению порядка в управлении в рамках самодержавия. По распоряжению Николая Сперанский руководил работой II Отделения Собственной его императорского величества канцелярии по составлению свода законов. Все законы, принятые после Соборного уложения 1649 году, были извлечены из архивов, расположены по порядку и четко согласованы между собой. Иногда приходилось "дописывать" законы на основании норм зарубежного права; К концу 1832 года 15-томный Свод законов был подготовлен, а 19 января 1833 году принят на заседании Государственного совета и немедленно вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и чиновничий произвол.

Информация о работе Россия в первой половине XIX века