Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа
1 августа 1914 года началась Первая мировая война, в которую оказались втянутыми более 30 стран Европы, Азии, Африки и Америки. Общее население этих государств составляло к началу войны более 1,5 млрд. человек, почти 75% всего населения Земли. По количеству материальных потерь, человеческих жертв эта война превосходила все предыдущие войны в истории человечества. 10 млн. убитых, 20 млн. раненых и искалеченных — такова цена, которую заплатили народы, вовлеченные в эту кровавую бойню. В результате этой войны перестали существовать четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская.
Однако о ней знают больше историки и люди военных профессий. Иногда мы вспоминаем о ней, случайно наткнувшись в каком-нибудь журнале на публикацию воспоминаний участников тех далеких событий, дошедших до нас в виде мемуаров из культурного наследия русской эмиграции.
Большие силы немцев, еще до прорыва у Горлицы, перешли в наступление против Северо-Западного фронта генерала Алексеева, потеснили наши войска в Курляндии и захватили Либаву.
В конце мая южнее Варшавы, на фронте 2-й русской армии, немцы произвели первую газовую атаку, но, несмотря на неожиданность использования хлора, и иприта и отсутствие у оборонявшихся противогазов, в результате чего оказалось 9 тысяч отравленных, немецкие атаки были отбиты.
В начале июля, в связи с отступлением Юго-Западного фронта, генералу Алексееву был отдан приказ отводить войска за Вислу. Началось и там великое отступление, длившееся три месяца, отмеченное трудными боями и потерями для России. Наиболее тяжелое положение создалось под Вильной (конец августа и начало сентября), когда фронтальной атакой и прорывом 6 конных дивизий в наш тыл немцы попытались окружить и уничтожить 10-ю армию. Но упорным сопротивлением русских войск и умелым маневром генерала Алексеева прорыв был ликвидирован, и армия вырвалась из окружения.
К концу сентября откатившийся русский фронт проходил по линии Рига – Двинск – Черновцы. Придавая большое значение направлениям на столицы (Петроград, Москва), Ставка сосредоточила в руках Алексеева 7 армий, оставив Иванову, южнее Полесья, только 3 армии.
Великое отступление 1915 года стоило России дорого. Потери составляли более миллиона человек. Огромные территории – часть Прибалтики, Польша, Литва, часть Белоруссии, почти вся Галиция – были потеряны. И, несмотря на это, отступление не имело панического характера. Русские войска наносили немцам тяжелые потери, а австрийцы, благодаря постоянным контратакам наших частей потеряли при наступлении сотни тысяч пленными.
К осени 1915 года австро-германское наступление выдохлось.
Часть русских сил была отвлечена на Кавказский театр боевых действий. Еще в конце октября 1914 года Турция вступила в войну на стороне Германии. Наши, слабые тогда силы, остановили у границы 3 турецких корпуса, наступавших из Эрзерума на Карс. Но в декабре турецкий главнокомандующий Энвер-паша рискнул перейти в наступление на Карс силами до 90 тысяч человек – в сильные морозы и вьюгу, по занесенным снегом горным дорогам. Произошло сражение под Сарыкамышем, где турки потерпели полное поражение: половина их замерзла в пути, другая была разбита и взята в плен. В течение всего 1915 года на Кавказском театре царило сравнительно затишье.
1915 год был неудачным для Антанты. Галлиполийкая операция, длившаяся с 20 марта по 20 декабря, невзирая на огромное превосходство английского флота, окончилась катастрофой: потерей 146 тысяч человек (турко-германцы потеряли 186 тысяч) и эвакуацией западной прибрежной части Галлиполи с потерей всей материальной части (артиллерия, снаряжение). Англичане в конце 1915 года понесли серьезное поражение от турок и в Месопотамии, вблизи Багдада.
В октябре на стороне Германии выступила Болгария, исключительно по германофильству правящей Кобургской династии, не считаясь с мнением своего народа. 15 октября в Солониках высадилось несколько французских и английских дивизий под командованием генерала Сарайля, к которым присоединились 4 русские бригады. Расположившись от Эгейского до Адриатического моря, имея против себя одну немецкую и две болгарские армии, эти силы несколько раз пытались прорвать вражеский фронт, но в итоге перешли к позиционной войне.
Компенсацией союзникам как будто явилось выступление Италии против Австрии 23 мая 1915 года (Италия объявила войну Германии только 27 августа 1916 года, но немецкие войска и раньше дрались на итальянском фронте). Италия отвлекла на себя часть австрийских сил, но, ввиду слабости итальянских войск, не сильно увеличила боевой потенциал союзников. Австро-германское командование не приостановило наступления в пределы России. Подтянув к ополченским частям на итальянской границе, 2,5 дивизии с русского фронта, 5 дивизий с сербского и одну немецкую дивизию с тяжелой артиллерией, австро-германцы на итальянском фронте временно ограничились обороной. Италия, имея 12 корпусов и несколько дивизий (около 1 миллиона солдат), мобилизовав еще 1 миллион человек и сосредоточив у Изонцо главные силы, в 1915 году четыре раза пыталась перейти в наступление, но всякий раз безуспешно.
Эта неспособность Италии успешно воевать, неподвижность Салоникского фронта и великое русское отступление приблизили конец Сербии. Более года держалась маленькая сербская армия, не имевшая надлежащего снаряжения, но сильная духом, отбив три наступления австо-венгров. Но в октябре 1915 года по ней ударили втрое превосходящие силы врагов (29 австро-германо-болгарских дивизий против 11 сербских) и сербская армия, после двухмесячных боев, была раздавлена. Оставшиеся 55 тысяч человек во главе с королевичем Александром, унося на носилках больного короля, бросив орудия и обозы, с большим трудом, по горным тропам, пробились через Албанию к Адриатическому морю и были перевезены союзниками на остров Корфу. Отдохнув и снарядившись, эти войска в 1916 году приняли участие в боях генерала Сарайля на Македонском театре.
Дойдя до линии Рига – Пинск – Черновцы, немецкое командование, ввиду переутомления войск, решило перейти к позиционной войне. Австрийский же главнокомандующий генерал Конрад настаивал на продолжении наступления, с целью освобождения оставшихся в русском владении частей Галиции и захвата важного железнодорожного узла Ровно, который открывал прямое сообщение между австрийским и германским фронтами. Произошла размолвка, и в результате все германские дивизии были уведены на север, на свой фронт. Генерал Конрад тем не менее повел наступление на Луцк – Ровно.
В первой части операции австрийцы наступали и теснили русские войска, заходя к ним в правый фланг. Железная дивизия генерала Деникина прикрывала этот фланг. Одна из контратак была успешной, и дивизия подошла вплотную к Луцку и заняла первую линию обороны противника. После ночной артподготовки Луцк был взят. Вот как написал об этом Брусилов: "Деникин, не отговариваясь никакими трудностями, бросился на Луцк одним махом, взял его, во время боя въехал сам на автомобиле в город и оттуда прислал мне телеграмму, что 4-я стрелковая дивизия взяла Луцк ". Вслед за этим генерал Заиончковский, наступавший с севера, донес о взятии им Луцка. Но на его телеграмме Брусилов сделал шутливую пометку: " ... и взял там в плен генерала Деникина ".
В 1915 году, когда фронт покатился назад, диктаторская власть ставки, данная ей "Положением о полевом управлении войска в военное время", стала распространяться с огромной быстротой на обширные области внутри России. Все правительственные учреждения, находившееся там, автоматически подчинялись военным властям. О своих решениях и действиях Ставка никогда не уведомляла правительство. Получалась невероятная неразбериха, часто двоевластие и, главным образом, произвол местного военного начальства. Правительство теряло престиж среди местного населения.
Главное командование стремилось опустошить оставляемые неприятелю земли. Обычным явлением были поджоги и разрушения домов на глазах их хозяев, уничтожение припасов и забой скота.
Военное начальство насильно гнало от наступающего врага миллионы людей вглубь России, с запада на восток. Эти беженцы – оборванные, измученные, голодные – шли со своим скарбом толпами, куда глаза глядят, опустошая от продовольствия не только ближний, но и дальний тыл армии. Часть людей бежала добровольно, опасаясь немецких зверств, но большая часть выселялась военными властями. Поток беженцев создавал повсюду продовольственные кризисы, увеличивал дороговизну жизни, нес с собой эпидемии заразных болезней. В самой среде эвакуированных стремительно и с неудержимой силой росло озлобление против власти и революционное настроение.
Пророческими стали слова главноуправляющего землеустройством и земледелием А. В. Кривошеина, который сказал, что устроенное Ставкой "великое переселение народов влечет Россию в бездну, к революции и к гибели". Новый военный министр Поливанов, назначенный вместо смещенного Сухомлинова, обрисовав безотрадное положение на фронте, добавил: "Уповаю на пространства непроходимые и на грязь невылазную".
5-го сентября
1915 года царь снял с поста
Верховного главнокомандующего
великого князя Николая
Однако начальником его штаба был назначен генерал Алексеев – опытный офицер и хороший стратег. Это назначение многих успокоило. Много лет спустя в одной из своих книг Черчилль сказал, что в Первой мировой войне было три гения – Людендорф, Фош и Алексеев.
Но как бы ни был одарен Алексеев, успех, в конечном счете, зависел от боеспособности армии. В войсках к осени 1915 года, огромный процент старого кадра офицеров был уничтожен в боях. За годы войны русская армия превратилась в вооруженный народ, переодетый в серые шинели. В начале 1915 года настрой армии был на высоте, а отступление воспринималось как тактический ход. Но к осени замаячил признак наступающей деморализации, вызванной отступлением, недостатком боеприпасов и затянувшейся войной. Только большой приток военного снабжения и быстрая победа могли поднять у солдат воинский дух.
Войска с обеих сторон зарылись на зимние месяцы в окопы, и поэтому с осени 1915 года на фронте царило затишье. Оно было использовано Россией для накопления боеприпасов, устранения кризиса со снабжением и пополнения войск. Было образовано "Особое совещание для объединения мероприятий по обороне государства", создан военно-промышленный комитет, произведена мобилизация промышленности для военных нужд.
Несмотря на потерю 20% промышленного потенциала Россия в 1916 году на 230% увеличила производство вооружений. На 176% возросла производительность труда на оборонных предприятиях. Ежемесячное производство артиллерийских снарядов составило в 1916 году 2 миллиона штук; за 1916 год было выпущено 7238 орудий калибра 76 мм; выпуск самолетов возрос с 1200 штук в 1914 году до 11000 штук в 1916. В 1914 году российская армия имела 679 автомашин, а в конце 1916 года – почти 12 000. За годы войны было построено 3,5 тысяч километров железных дорог (еще 2,8 тысяч находились в стадии строительства), и еще 2,2 тысяч километров полевых дорог облегченного типа.
В декабре 1915 года в Шантильи состоялась межсоюзная конференция, на которой было решено начать наступление против Германии и с запада и с востока в середине июня 1916 года. Главный удар должен был наноситься союзниками в районе Соммы. Но планы быстро изменились: в феврале немцы неожиданно нанесли сильнейший удар по союзникам около Вердена. Англо-французы стали требовать помощи от России. В ответ на это требование, невзирая на весеннюю распутицу и бездорожье, русские войска Северного и Западного фронтов сразу (в марте месяце) перешли в наступление.
Эта операция была наспех организована и подготовлена и плохо проведена. По мнению генерала Деникина, она просто "захлебнулась в грязи".
Тем не менее, атаки на Верден временно прекратились. Но вскоре настал другой критический момент для союзников, и вновь посыпались настойчивые требования русской помощи. На этот раз крик отчаяния шел из Рима.
Весной 1916 года австрийцы перебросили крупные силы с русского фронта на свой фронт против Италии. Разбив Итальянцев в середине мая у Трентино, они двинулись на Верону. Предвидя катастрофу, итальянское командование стало требовать, а затем умолять Ставку немедленно начать наступление против Австро-Венгрии, чтобы отвлечь на себя австрийские силы с итальянского фронта.
4 июня 1916
года вся линия русского Юго-
Все четыре армии фронта ударили по противнику одновременно. В этом заключался новый стратегический прием генерала Брусилова. Вместо того чтобы сконцентрировать атаку на небольшом участке и дать возможность неприятелю направить туда на выручку свои резервы, Брусилов – одновременным ударом по широкому фронту – добился прорыва линии обороны в нескольких местах. Эта форма прорыва лишала противника возможности определить место главного удара и маневрировать резервами; поэтому наступающая сторона могла полностью применить внезапность удара, скрыв свои намерения, и держать скованными силы противника на всем фронте во время операции.
Брусиловское наступление (Луцкий прорыв) длилось около четырех месяцев. "Тактические результаты этой битвы, – писал историк Головин, – были громадными. Было взято в плен 8924 офицера, ...захвачено 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 бомбометов и минометов. ...Таких результатов не достигала ни одна наступательная операция наших союзников в 1915, 1916 и 1917 годах".
Последствия Брусиловского прорыва превзошли все ожидания. Италия была спасена. Австро-венгерские войска попали в катастрофическое положение. Чтобы выручить своего союзника и спасти его от разгрома, Германия перебросила из Франции 18 дивизий на русский фронт. Легче стало и на Солоникском фронте.
Румыния, долго выжидавшая, куда подует ветер, чтобы присоединиться к победителям, неожиданно решила, что Германия вот-вот падет и 27 августа объявила ей войну. В самой Германии был переполох: если даже расчетливая Румыния решилась объявить войну немцам, то это значит, что за границей силы Германии оценивают очень низко. Верховным главнокомандующим Германии был назначен фельдмаршал фон Гинденбург, а фактическим распорядителем на всех немецких фронтах стал его начальник штаба генерал Людендорф.