Россия в эпоху 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:16, реферат

Краткое описание

С 1725 г. после смерти Петра I и до прихода ко власти в 1762 г. Екатерины II на престоле сменилось шесть монархов и множество политических сил, стоящих за ними. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем, вот почему данный период В.О. Ключевский назвал «эпохой дворцовых переворотов».
Дворцовый переворот — это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.

Содержание

Введение. Эпоха дворцовых переворотов. Начало……………………………..2
Глава 1. Хронология дворцовых переворотов………………………………….4
Глава 2. Причины дворцовых переворотов……………………………………...7
Глава 3. Технологии дворцовых переворотов
3.1. Воцарение Екатерины I ……………………………………………….10
3.2. Воцарение Петра II……………………………………………………14
3.3. Царица Анна Ивановна………………………………………………..17
3.4. Царица Елизавета Петровна…………………………………………..19
3.5. Петр III…………………………………………………………………22
Заключение. Итоги и результаты дворцовых переворотов…………………...26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

План работы

Введение. Эпоха дворцовых переворотов. Начало……………………………..2

Глава 1.  Хронология дворцовых переворотов………………………………….4

Глава 2. Причины дворцовых переворотов……………………………………...7

Глава 3. Технологии дворцовых переворотов 
        3.1. Воцарение Екатерины I ……………………………………………….10 
        3.2. Воцарение Петра II……………………………………………………14  
        3.3. Царица Анна Ивановна………………………………………………..17  
        3.4. Царица Елизавета Петровна…………………………………………..19  
        3.5.  Петр III…………………………………………………………………22

Заключение. Итоги и результаты дворцовых переворотов…………………...26

Список использованной литературы…………………………………………...28

 

Введение

С 1725 г. после  смерти Петра I и до прихода ко власти в 1762 г. Екатерины II на престоле сменилось шесть монархов и множество политических сил, стоящих за ними. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем, вот почему данный период В.О. Ключевский назвал «эпохой дворцовых переворотов».

Дворцовый переворот — это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.

Единого научного определения дворцового переворота нет, причём отсутствуют и чёткие временные границы этого явления. Так, В. О. Ключевский (автор термина) датирует эпоху дворцовых переворотов с 1725 до 1762 годы.

Начало  дворцовых переворотов 1725 года.

Дворцовые перевороты - эпоха «дворцовых переворотов» в 1725—1762 годов, когда в Российской империи смена власти происходила в основном путем переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков. В 1725 г. А. Д. Меншиков возвел на престол Екатерину I, в 1727 г. Долгоруковы добились от Петра II ссылки Меншикова, в 1740 г. гвардия свергла Э. И. Бирона, в 1741 г. Елизавета Петровна свергла своего мужа Петра III. В переносном значении термин обозначает «тихий» переворот, смену власти, произведенную обычно ближайшими сподвижниками правителя или лидера партии, группы.             

Ключевский В.О. связывал наступление политической нестабильности после смерти Петра 1 с «самовластьем» последнего, решившегося поломать традиционный порядок престолонаследия (когда престол переходил по прямой мужской нисходящей линии) - уставом от 5 февраля 1722 г. самодержцу было предоставлено право самому назначать себе преемника по собственному желанию. «Редко самовластие наказывало себя так жестоко, как в лице Петра этим законом от 5 февраля», - заключал Ключевский. Однако Петр 1 не успел назначить себе наследника. Умирая, Петр успел лишь написать слабеющей рукой: «Отдайте все...».

Претендентов  на престол было трое: Екатерина  Алексеевна, ее младшая дочь Елизавета Петровна (старшая Анна в 1724 г. под присягой отказалась от русского престола за себя и свое потомство) и внук Петра 1, сын царевича Алексея, 10-летний Петр Алексеевич. Решить вопрос, кто займет место на престоле, должно было ближайшее окружение императора, высшее чиновничество и генералитет.

Мнение верхов о его преемнике разделилось. А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, И.И. Бутурлин, П.И. Ягужинский и другие - выступили за его вторую жену Екатерину, а представители родовитой знати: Д.М. Голицын, В.В. Долгорукий и другие отстаивали кандидатуру внука - Петра Алексеевича. Исход спора решила гвардия, поддержавшая императрицу. Ее Петр воспитал как привилегированную «опору» самодержавия, взявшую на себя право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее император.

 

Глава 1. Хронология дворцовых переворотов

 
       Прежде чем приступить к детальному изучению истории дворцовых переворотов, необходимо разобраться с хронологией событий этой эпохи. 
Хронология событий "эпохи дворцовых переворотов" выглядит таким образом: 
январь 1725 года - "новая знать" во главе с Меншиковым, преодолевая сопротивление "старой" родовитой знати, делавшей ставку на внука Петра I великого князя Петра Алексеевича, возводит на престол Екатерину I; 
май 1727 года - Екатерина умирает; Меншиков, расправившись со своими ближайшими коллегами и друзьями, сажает на престол внука Петра Великого Петра 11, сделав его женихом своей дочери; 
сентябрь 1727 года - в результате заговора и переворота смещен и отправлен в ссылку Меншиков, к власти приходит "партия" Долгоруких; 
январь 1730 года -смерть Петра II. Переворот "верховников" с целью ограничения самодержавия Анны Ивановны рядом условий. Контрпереворот Анны Ивановны, восстановление неограниченной власти самодержца; 
октябрь 1740 года - Анна умирает, Бирон становится регентом до совершеннолетия двухмесячного императора Ивана VI Антоновича; 
ноябрь 1740 года - фельдмаршал Миних с гвардейцами свергает Бирона, а затем сам становится жертвой придворной интриги и подает в отставку; 
ноябрь 1741 года - Елизавета Петровна совершает государственный переворот и свергает Ивана Антоновича, который навсегда вместе с семьей становится узником; 
июль 1762 года - жена Петра III Екатерина Алексеевна свергает своего мужа, которого чуть позже убивают в Ропше.

Давно историки задумываются над причинами столь "нервной" политической жизни страны. Не секрет для всех, знакомых с этой эпохой, что судьба престола зависела прежде всего от того, за кем пойдет гвардия. Именно настроение гвардии определяло успех переворота или неудачу мятежа. Существует довольно устойчивый стереотип - гвардия выражала интересы дворянства, защищала его классовые интересы. Реальная история, далекая от социологизированных схем, говорит другое. Анализ состава гвардейцев, совершивших дворцовый переворот 1741 года и возведших на престол Елизавету Петровну, показывает, что собственно дворян в группе захвата дворца было всего 17 %, а выходцев из крестьян - 42 % и разночинцев - 37 %. Полагать, что гвардейцы, совершившие переворот в пользу Елизаветы, отражали социальные воззрения тех сословий, из которых они вышли, было бы явной вульгаризацией, упрощением, ибо в основе взглядов и психологии гвардейцев лежали идеи, которые хотя и отличались от взглядов и психологии рядовых помещиков, но и не отражали психологию и стремления слоев, из которых вышли гвардейцы-недворяне.

Важно то, что  гвардейцы были носителями типично  преторианской психологии. Служа  при дворе, они видели его жизнь  изнутри. Подробности быта, поведения  монархов, вельмож были всегда перед  глазами стоявших в карауле солдат, являлись основной темой разговоров и воспоминании в гвардейской казарме. Многолетняя служба при дворце приводила к тому, что гвардейцы чувствовали свою причастность ко всем крупным и мелким событиям жизни двора и его обитателей. Пышность двора, ослеплявшая провинциала, не приводила их в состояние благоговения, да это было и невозможно - столько видели и примечали глаза стоящих подчас у каждой двери часовых. Может быть, больше их знали только лакеи. Но почему же перевороты совершались не лакеями? Дело в том, что гвардия представляла собой сплоченное, хорошо обученное воинское соединение со сложившимися традициями и ярко выраженным корпоративным духом, что обеспечивало ей единство, дисциплинированность и согласованность действий в ответственные моменты истории, в отличие от корпораций чиновников, придворных и т. п. или лакеев. Все это порождало у гвардии особое, преувеличенное представление о своей роли в жизни страны. Из материалов следствия по делу Миниха в 1742 году известно, что, воодушевляя солдат на переворот 7 ноября 1740 года, он говорил им: "Ежели они хотят служить ея императорскому величеству, то бы шли с ним ево (Бирона) арестовывать; ибо де кого хотят государем, тот и быть может". Миних, конечно, льстил гвардейцам, которые являлись силой несамостоятельной, оказывались орудием в руках политических дельцов. 
Но так бывало не всегда. История возведения на престол Елизаветы Петровны - это история победы сильного патриотического начала в психологии гвардии, когда ее вели не предстоящие награды или гордое сознание своих возможностей, а долг перед Отечеством, как она это понимала. И в этом была особенность действий гвардейцев. Теми же идеями они руководствовались, выступив против Петра III, который, по их мнению, унижал достоинство России, русских.

То, что гвардия  выдвинулась на первый план, не было случайностью. Это было обусловлено всей системой власти, укрепившейся при Петре, системой наследования престола, ставшей предметом далеко не мирных и даже кровавых разбирательств.

 
 
Глава 2. Причины эпохи дворцовых переворотов

История России второй четверти XVIII в. характеризовалась острой борьбой дворянских группировок за власть, приводившей к частым сменам  царствующих особ на престоле, перестановкам в ближайшем их окружении. Шесть царствований на протяжении 37  лет - вот что характеризует так называемую  эпоху дворцовых переворотов.

Многие историки оценивали 1720-1750 г.г. как  время ослабления русского абсолютизма.

Причинами дворцовых  переворотов, по мнению большинства  историков,  стали:

  1. указ Петра  1 от 1722 года  о наследии престола;
  2. большое количество прямых и косвенных наследников  дома Романовых;
  3. противоречия между самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием.

В.О. Ключевский связывал наступление политической нестабильности после смерти Петра 1 с “самовластьем” последнего, решившегося поломать  традиционный порядок престолонаследия (когда престол  переходил по  прямой мужской нисходящей линии) - уставом от 5 февраля 1722 г. самодержцу было предоставлено право самому назначать себе преемника по собственному желанию. “Редко самовластие наказывало себя  так жестоко, как в лице Петра этим законом от  5 февраля”, - заключал Ключевский. Однако Петр 1 не успел назначить  себе  наследника: престол оказался отданным “на волю случая и стал его игрушкой”. Отныне не закон определял, кому сидеть на  престоле, а гвардия, являвшаяся в тот период “господствующей силой”.

Существовало большое  количество прямых и косвенных наследников  дома Романовых. В частности, претендентов на престол было трое: Екатерина  Алексеевна, ее младшая дочь Елизавета Петровна (старшая Анна в 1724 г. под присягой отказалась от русского престола за себя и свое потомство) и внук Петра 1, сын царевича Алексея, 10-летний Петр Алексеевич. Решить вопрос, кто  займет  место на престоле,  должно было ближайшее окружение императора, высшее чиновничество и генералитет. Представители родовой аристократии (в первую очередь, князья Голицыны, Долгоруковы) отстаивали права Петра Алексеевича. Однако “новая” знать, “птенцы гнезда Петрова” во  главе с  А.Д. Меншиковым, за которым стояла гвардия, желала воцарения Екатерины.

 Очень часто в  литературе говорят о “ничтожности”  преемников Петра 1. По словам, например, Н.П.Ерошкина, автора учебника  по истории государственных учреждений  дореволюционной России, “преемниками  Петра 1 оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о  личных удовольствиях, чем о делах государства”.

После смерти Петра государственные  связи, юридические и нравственные, одна за  другой порываются, после  этого разрыва меркнет идея государства, оставляя по себе пустое слово в правительственных актах. Самодержавнейшая в мире империя, очутившаяся без установленной династии, лишь с кое-какими безместными остатками вымирающего царского  дома; наследственный престол без  законного престолонаследия; государство, замкнувшееся во дворце со случайными и быстро менявшимися хозяевами; сбродный по составу, родовитый или  высоко чиновный правящий класс, но сам  совершенно бесправный и ежеминутно тасуемый; придворная интрига, гвардейское выступление и  полицейский  сыск - все содержание политической жизни страны.

Дворцовые перевороты, однако, не являлись государственными, т.к. не преследовали цели радикальных изменений  политической власти и  государственного устройства (за исключением событий 1730 г.). Перевороты сводились к перемене лиц на престоле и перетряскам в правящих верхах.

Инициаторами переворотов  выступали различные дворцовые  группировки, каждая из которых стремилась  возвести на престол своего ставленника. Развернулась ожесточенная борьба между выдвиженцами (партия Меншикова), поддержавшими Екатерину 1, и старой московской знатью (группировка Голицыных-Долгоруких), выступавших за кандидатуру Петра 2. Кроме того, движущей силой переворотов была гвардия. Именно при поддержке гвардейских частей А.Д. Меншиков   и другие приближенные Петра  возвели на трон жену покойного Екатерину 1 (1725-1727).

 Несмотря на частую  смену монархов, явственно проступает  главная  линия  правительственной  политики - дальнейшее упрочение  позиции дворян-помещиков и некоторые меры  в пользу нарождающейся русской буржуазии. В одном правительственном указе дворянство именовалось “главным в государстве членом”. Российское дворянство получало льготу за льготой. Теперь офицерский чин дворянских детей рос вместе с самими детьми: достигнув совершеннолетия, они уже автоматически становились офицерами. Срок службы для дворян ограничивался 25 годами. Многие из дворян получили право совсем не служить, участились  отпуска дворян для управления своими поместьями. Отменены все ограничения при любых сделках с дворянскими имениями. Тем дворянам, которые активно содействовали утверждению на троне какой-либо царствующей особы,  безвозмездно жаловались земли, крестьяне и казенные заводы. Дворяне получили исключительное право на винокурение. В интересах дворян было отменено взимание внутренних таможенных пошлин.

 

Глава 3. Технология дворцовых переворотов

3.1 Воцарение Екатерины  I.

 
Итак, в 1725 г. Петр умер, так и не успев  назвать наследника. Возможно, он просто не видел достойного преемника, хотя одно время склонялся к кандидатуре своей второй жены Екатерины Алексеевны (лифляндки Марты Скавронской, взятой в плен в ходе Северной войны). Старая знать боролась за кандидатуру Петра Алексеевича - внука Петра I, сына царевича Алексея. Но выдвиженцы Петра I и, что особенно важно, гвардия поддержали Екатерину (1725-1727) и та заняла престол.

Простившись с безмолвным уже царем, гвардейские офицеры  отведены были Меншиковым к царице и с рыданиями поклялись ей скорее умереть у ее ног, чем допустить  на престол кого-либо другого. Все было обработано расторопно и толково, в то время как противная сторона сидела сложа руки. Ночью на 28 января 1725 г., когда Петр лежал в предсмертной агонии, сенаторы и другие сановники собрались во дворце для совещания о преемнике. Спорили долго, искали воли умиравшего императора всюду, только не там, где можно было ее найти, не в законе 5 февраля, призвали кабинет-секретаря Макарова, спрашивали у него, нет ли чего на этот счет, и получили отрицательный ответ. Сторонники великого князя предлагали противникам сделку - возвести его на престол с тем, чтобы до его совершеннолетия правила Екатерина с Сенатом; но изворотливый Толстой с большой диалектикой возражал на это. 
При этих прениях в углу залы совещания каким-то образом очутились офицеры гвардии, неизвестно кем и зачем сюда призванные. Подобно хору античной драмы, не принимая прямого участия в развертывавшейся на сцене игре, а только как бы размышляя вслух, они до неприличия откровенно выражали свои суждения о ходе совещания, заявляя, что разобьют головы старым боярам, если они пойдут против их матери Екатерины. Вдруг раздался с площади барабанный бой: оказалось, что перед дворцом выстроены были под ружьем оба гвардейских полка, тоже неизвестно кем и зачем сюда вызванные из казарм. Князь Репнин, президент военной коллегии, сердито спросил: "Кто смел без моего ведома привести сюда полки? Разве я не фельдмаршал?" Бутурлин, командир Семеновского полка, отвечал Репнину, что полки призвал он, Бутурлин, по воле императрицы, которой все подданные обязаны повиноваться, "не исключая и тебя", добавил он внушительно. При гвардейском содействии искомая воля императора единодушно без пререканий была найдена в короновании Екатерины, совершившемся в 1724г.; этим-то актом она назначена наследницей престола в силу закона 5 февраля; ее Сенат и провозгласил самодержавной императрицей. Отменив закон его толкованием, Сенат в манифесте от себя, а также от Синода и генералитета, вовсе и не участвовавших в сенатском совещании, объявлял о воцарении Екатерины не как о своем избирательном акте, а только как об истолкованной Сенатом воле покойного государя: он удостоил свою супругу короною и помазанием; того для объявляется во всенародное известие, дабы все о том ведали и ей, самодержице всероссийской, верно служили.

Информация о работе Россия в эпоху 18 века