Россия и Кавказ: взаимоотношения и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:47, научная работа

Краткое описание

История, как известно, аккумулирует в себе не только положительный, но и отрицательный опыт. И опыт этот свидетельствует, что народам неоднократно приходилось расплачиваться за амбиции политиков, которые постоянно пытались и пытаются загнать историю в прокрустово ложе своих интересов.
События, происходящие на Кавказе и в частности в Чечне, вызывают необходимость вновь обратиться к истории, чтобы попытаться без политических пристрастий провести исторический анализ российской политики на Кавказе и извлечь определенные уроки из опыта прошлого.
Кавказ для России всегда выступал в роли связующего звена между Европой и Азией, Россией и Ближним и Средним Востоком, транспортного и цивилизационного перекрестка.

Прикрепленные файлы: 1 файл

История.Кавказ..doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

О постепенном развитии территории России на Кавказ дает явное представление таблица.

Таблица

Таблица присоединения кавказских земель к России (тыс.кв.верст)27

Елизавета Петровна

1748 

Земли осетрин

1,9

Екатерина II

1783 

Кубанская страна

58,7

Павел I

1801 

Грузия с Карталинскими землями

44,6

Александр I

1803

1804

1810

1813

 

Мингрелия

Имеретия

Гурия

По Гюлистанскому миру – ханства Гянджское, Карабахское и др.

 

9,5

14,2

1,9

 

66,8

Николай I

1828

 

1828

По Тукменчайскому миру – Эривань,

Нахичевань 

По Адрианопольскому миру – Поти,

Ахалцых, Анапа  

23,3

 

4,9

Александр II

1857-1859

1859-1864

1878

Приобретения в Дагестане

Земли черкесов

По Берлинскому трактату – Батумская и Карская области 

9,4

13,6

23,0


 

В соответствии с желанием осетинского народа русское правительство в октябре 1774 г. в крепости Моздок начало переговоры с Осетией. С русской стороны переговоры вел астраханский губернатор П.Н. Кречетников. Осетия была представлена посольством из 20 человек. В состав посольства входили не только влиятельные феодалы, но и лица крестьянского происхождения. Разнородный в социальном отношении состав посольства свидетельствует о том, что идея присоединения Осетии к России поддерживалась всеми слоями осетинского народа.

В ходе переговоров обсуждались следующие вопросы: присоединение Осетии к Российской империи; переселение осетин в предгорную равнину Центрального Кавказа; создание военной крепости и форпостов для их защиты от нападения соседних феодалов28. По всем этим вопросам была достигнута договоренность, нашедшая свое отражение в соответствующем документе. Члены осетинского посольства со своей стороны «передали» России свои «горы в вольное употребление».29

Основные правила, которые изданы были главнокомандующим для принятия покорности горских племен, составляют важный исторический документ, послуживший основанием к умиротворению многих племен и к приведению их в подданство России, заключаются в следующем:

  1. При изъявлении покорности они должны принять присягу на верноподданство государю императору.
  2. Выдать атаманов от тех лиц, от которых мы потребуем.
  3. Изъявлять покорность должно все общество, а не отдельные роды или аулы его.
  4. Только от племен, прилегающих непосредственно к нашим кордонным линиям, принимать покорность, как находящихся под ближайшим нашим надзором и влиянием, а удаленных от нас в неприступных местностях не считать покорными до того времени, пока они не выселятся на указанные места.
  5. Племена, принявшие покорность, должны всех русских пленных и беглых выдать беспрекословно.
  6. Всех, живущих в их аулах, которые не захотят принести покорность нашему правительству, жители аула обязаны выслать далее к

непокорным горцам и не принимать хищнических партий, абреков и других беглых от нас туземцев. Если же кто из них примет и не объявит о том ни старшине аула, ни поставленному над ним приставу, то того по требованию русского начальства жители обязаны выдать беспрекословно для ссылки в Россию.

  1. В случае явного содействия какого-либо аула неприятелю во враждебных его действиях против русских, этот аул немедленно будет выселен во внутрь края, согласно особому приказанию главнокомандующего.
  2. Вновь покорившиеся жители должны поселиться в больших аулах на тех местах, которые мы укажем, и не жить отдельными хуторами. 30

В 1782 году правитель Восточной Грузии (Картли- Кахетии) талантливый государственный деятель и  полководец Ираклий II обратился с просьбой принять Грузию под покровительство Российской империи. Соответствующий договор был заключен 24 июня 1783 года в Георгиевской крепости на Северном Кавказе, отсюда и название- «Георгиевский трактат», согласно которому Грузия признавала над собой верховную власть и покровительство России, Россия же брала на себя обязательство защищать Восточную Грузию от внешних врагов и гарантировала невмешательство в ее внутренние дела.

После смерти   Ираклия II Грузия на основе подписанного Павлом I манифеста была включена в состав Российской империи, что способствовало ее защите от экспансии Персии и Турции. Но одновременно она утратила свою государственность, грузинская православная церковь была лишена автокефалии, замедлилось формирование единой грузинской нации, многочисленные крестьянские восстания были потоплены в крови.    

В Кавказском регионе сложилась очень уникальная ситуация, при которой Россия имея свои владения в Закавказье, была практически отрезана от них полунезависимыми государственными образованиями Северного Кавказа в лице Чечни, Дагестана и Северно-Западного Кавказа. Это одно из важнейших обстоятельств, предопределивших неизбежность вооруженного столкновения России с горцами Кавказа. Территория Северного Кавказа представляла собой своеобразный анклав, разделяющий российские провинции. Довольно точно сложившуюся в данный период военно-политическую  обстановку в регионе охарактеризовал К.Маркс.”Кавказские горы,- писал он ,-отделяют южную Россию от богатейших провинций Грузии, Мингрелии, Имеретии и Гурии...Таким образом, ноги гигантской империи отрезаны от туловища”31 

Однако следует отметить, что изначально процессы присоединения северокавказских владений к России носили не насильственный, а преимущественно добровольный и договорный характер. Политика России строилась на принципах собирания земель. Характер и направленность данной политики был определен указом Екатерины II 28 февраля 1792 года, в котором, в частности, подчеркивалось “что не единою силою оружия...побеждать народы в неприступных горах живущие... но паче правосудием и справедливостью, приобретать их к себе доверенность, кротостью смягчать, выигрывать сердца и приучать их более обращаться с русскими”32. Этим же указом Екатерины II  кавказскому командованию также вменялось в обязанность строго следить, чтобы от русских подданных “не было чинено ни малейших притеснений и обиды горцам”33

На рубеже XVIII-XIX вв. военно-политическая обстановка на Кавказе характеризуется усилением активности в регионе ведущих европейских держав, интересы которых были сконцентрированы на сопредельных Кавказу Ближнем Востоке и Центральной Азии (являющихся центром пересечения всех азиатско-европейских торговых магистралей). Значение Кавказа в рассматриваемый период объективно и закономерно возросло, поскольку он являл собой еще и территорию, свободную от господства какой-либо иной крупной державы, и непосредственно находился на стыке владений трех региональных держав- России (только начинавшей завоевывать позиции в регионе), а также Персии и Турции ( все больше их здесь утрачивавших). С другой стороны, значение Кавказа для европейских держав определялось тем, что именно здесь, по побережью Каспийского моря проходил «Малый шелковый путь». В частности, например, для Великобритании с ее индийскими колониями и достаточно сильными позициями Ост-Индийской компании в Персии ( монополизировавшей здесь всю торговлю шелком) необходим был контроль над этой важнейшей торговой магистраль.

Таким образом, Кавказ не только для России, но и  для многих других  государств оставался «лакомым кусочком».

Традицию екатерининского протекционизма по отношению к народам Кавказа продолжил и развил в последующем Павел I, хотя и не принимавший в целом ее политики. Так в частности, одним из последних своих «особых повелений» Павел I от 28 мая 1800 г. предписывал русской администрации на Кавказе стараться как можно меньше вмешиваться во внутренние дела горцев между собой, если это не вредит интересам и границам Российского государства, «разумея, что сии народы находятся больше в вассальной российском, нежели в подданстве»34 . Основы данной политики были заложены в 1802 году на съезде в г. Георгиевске представителей общин и государственных образований Северного Кавказа, где были подтверждены условия ранее подписанных с царским правительством договоров. И уже в 1802 году подданство России  принял практически весь Дагестан. Еще ранее по документам в состав России вошли: Ингушетия – 1770 г., в 1774 г. по условиям Кючук-Кайнаджирского мира в состав России вошли Осетия и вновь Кабарда, в 1781 г. – Чечня35.

В первой половине XIX в. интересы России на Кавказе сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь царское правительство старалось расширить свои владения, укрепить и сделать стабильным границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи со вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего Кавказского региона в состав Российской империи.

 Грузия добровольно вошла  в состав Российской империи  в 1801 г.36 Также надо отметить, что Грузия тяготилась к России.

В начале XIX в. противоречие России с Ираном и ее успехи на Кавказе привели к русско-иранской войне  1804-1813 гг. К этому времени Грузия уже была в составе Российской империи. Другие народы Закавказья также стремились к соединению с Россией. В этом они видели возможность спастись от порабощения мусульманскими государствами. Попытка Ирана предотвратить российское проникновение в Закавказье  оказалось неудачной.

Война закончилась Гюлистанским мирным договором  (1813 г.), по условиям которого Иран признал русское владычество над большей территорией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского моря.

Перед русским правительством после присоединения большей части Закавказья и окончания эпохи наполеоновских войн  встала задача обеспечения стабильной обстановки и утверждения русской администрации на Северном Кавказе. Следовало также покончить с набеговой системой горских народов, от которых страдали жители равнинного Предкавказья и Грузии. Одновременно необходимо было предотвратить распространение турецкого и английского влияния в Кавказском регионе. Все эти факторы вызвали активизацию русской политики на Северном и Северо-Западном Кавказе.

Достижение поставленных целей осуществлялось двумя путями:

- во-первых, мирными переговорами  и заключением новых соглашений  с отдельными народами Северного  Кавказа;

- во-вторых, ведение активных военных  действий против враждебно настроенных  горских общин.

При Александре I генерал А. Г. Ермолов, назначенный наместником Кавказа, начал продвижение в глубь Чечни в Дагестан, создавал оборонительные линии и военно-опорные пункты В ответ на набеги горцев он осуществлял  также карательные экспедиции. При Ермолове усилилось сопротивление горских народов, вылившееся в религиозно-политическое движение мюридизм.

 В целом период добровольного вхождения народов Северного Кавказа и их государственных образований в состав России происходил вплоть до Гюлистанского договора (1813 г.) с Ираном и Андрианопольского (1828 г.) – с Турцией, подписав которые Иран и Турция окончательно признавали присоединение Дагестана и Черноморского побережья Кавказа к России.

Гюлистанский  договор завершил русско-иранскую войну 1804-1813г., главным итогом которой было то, что «его Шахское величество…сим торжественно признает…принадлежащими в собственность Российской империи ханства: Карабагское и Ганжинское…также ханства Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышинское с теми землями сего ханства, кои ныне состоят во власти Российской империи…»37. Фактически Персия признала присоединение к России территории Грузии и Северного Азербайджана.

Андрианопольский договор подтверждал факт включения некоторых Кавказских территорий в состав России. «Грузия, Имеретия, Мингрелия, Гурия и многие другие области закавказские с давних уже лат присоединены на вечные времена к Российской империи: сей державе уступлены также трактатом, заключенным с Персией в Туркманчае 10 февраля 1828 года, Ханства Эриванские и Нахичеванское…»38.

Таким образом, в целом политика России в Кавказском регионе определялась территориальными приобретениями. Кавказские государства изначально входили в состав России добровольно, то есть путем мирных переговоров и заключением новых соглашений с отдельными народами Северного Кавказа. Это и не удивительно, так как сложились такие обстоятельства, которые вынудили их искать защиту в лице России. Однако российское государство также вела активные военные действия против враждебно настроенных горских общин. Надо также отметить, что проводимая Россией  политика на присоединенных территориях не способствовала сохранению дружеских отношений. Все это подготавливало почву для начала открытого противостояния Российского государства и горского народа.

 

Глава III. Кавказская война

 

Кавказская война началась в 1817 году и закончилась в 1864. Эта война длилась более 45 лет. Она началась, когда император Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с самим Ермоловым.

Она продолжалась и когда декабристы готовили государственный переворот, и когда Николай I отправил часть заговорщиков в «теплую Сибирь» - в действующую Кавказскую армию.1

Она казалась уже привычной составной частью русской жизни во времена Лермонтова - сам поэт написал очерк о кавказском офицере в качестве зарисовки из российской повседневности.

В дни великого поста 1861 года по селам и деревням читали указ Александра II о том, что крепостное право в России отменяется навсегда, а война все еще шла.

 После взятия русскими войсками  Ахульго началось постепенное  разоружение чеченского крестьянства, которое сопровождалось распространением  небезосновательных слухов, что  обезоруженные чеченцы будут закрепощены. Это сразу вызвало усиление сопротивления горского населения. К 1843 г. практически вся Чечня и Дагестан находились под контролем Шамиля.

Зачем она велась, кто был прав, кто виновен в этой войне, была ли одержана победа? На эти вопросы и по сей день не существует прямого и точного ответа.

Легче понять географические причины войны: три могучих империи- Россия, Турция и Персия- претендовали на владычество над Кавказом, бывшим издавна «воротами» из Азии в Европу. Отношение к этому соперничеству самих кавказских народов учитывалось явно недостаточно.

Информация о работе Россия и Кавказ: взаимоотношения и противоречия