Российская империя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:26, реферат

Краткое описание

В течение почти 150 лет с конца XVIII до начала XX в. Украинский находились под властью двух империй: 80% из них подлежали российским императорам, остальные населявших империю Габсбургов. Так на рассвете новейшей эпохи украинского оказались в составе политической системы, радикально отличалась от устройства, к которому они привыкли. Как все империи, Российская империя Романовых и Австрийская Габсбургов представляли собой огромные территориальные конгломераты, многочисленное население которых состояло из этнически и культурно разнообразных народов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

19 век.docx

— 40.13 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В течение почти 150 лет  с конца XVIII до начала XX в. Украинский находились под властью двух империй: 80% из них подлежали российским императорам, остальные населявших империю Габсбургов. Так на рассвете новейшей эпохи украинского оказались в составе политической системы, радикально отличалась от устройства, к которому они привыкли. Как все империи, Российская империя Романовых и Австрийская Габсбургов представляли собой огромные территориальные конгломераты, многочисленное население которых состояло из этнически и культурно разнообразных народов. Чрезмерно централизованная политическая власть символизувалася в лице императора, который не испытывал потребности учитывать взгляды и желания своих подданных. Императоры и их чиновники требовали от последних абсолютной покорности и верности, считая это не только политическим, но и моральным и религиозным долгом. По их покорность императоры обещали подчиненным безопасность, стабильность и порядок. Это был строй, который большая часть населения империи считала не только умным, но даже привлекательным.

В управлении многочисленными, разбросанными на большой территории подданными императоры опирались прежде всего на армию и бюрократию. Армия защищала, а при случае и расширяла границы империи. Она также обеспечивала внутренний порядок. Бюрократия собирала налоги (большая часть которых шла на содержание его самого и армии), а также стремилась организовать общество таким образом, что лучше отвечал интересам империи. В отличие от знати, - как украинские старшины, так и польской шляхты, - царившая в украинском обществе XVIII в. и действовала по принципу «чем меньше вмешательство правительства, тем лучше», имперские бюрократы, которые правили в XIX в., считали, что чем большим числом законов и правил они облагаться общество, тем лучше будет в нем жить. И хотя местная верхушка и дальше сохраняла свое значение, однако важные решения, определявшие жизнь украинским, все чаще принимали имперские министры в далеких столицах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Российская империя

Российская империя была одной из крупнейших в мире. Кроме  огромных размеров она заметно отличалась от других европейских государств своим политическим устройством. В одной стране континента правители не имели такой неограниченной власти, которой пользовались цари-императоры. Нигде бюрократия не была такой деспотичной, (* В XVIII и XIX вв. Украинский Российской империи, как правило, называли малороссами. Те из них, которые проживали на территории Австрийской империи, продолжали называть себя русинами.) Полиция такой жестокой, а народ таким бесправным , как в России. В XVIII в. в результате реформаторской деятельности Петра 1 и Екатерины II империя далеко отошла от примитивного и напивазиатського княжества Московского, которое дало ей начало. Она могла похвастаться огромной армией, ориентированными на европейские образцы чиновничеством, что все росло и дворянской элитой. Однако несмотря на эти изменения российские правители не отказались от самодержавия - этого основного принципа древней московской политики, по которому царям принадлежала абсолютная власть над всеми их подданными во всех сферах их жизни.

Поскольку за своей речью  и культурой украинского были около родственными русскими, то правительство  вскоре стал рассматривать Украину  как по сути российский край. Когда в имперского чиновника кто-то спросил (правда, немногие решились бы сделать это), по какому праву управляет Россия большей частью украинских земель, ответ был бы подобной надписи на медали, отчеканенной в 1793 г. в честь Екатерины II: «Я повернула то, что было оторвано ». В этом смысле Украина всегда была неотъемлемой частью России, некоторое время отделенной от нее в силу исторической «случайности». Различия, существовавшие между русскими и украинский, убеждал бы имперский бюрократ, возникли именно в результате этого временного отделения. Теперь, воссоединившись с россиянами, украинские, или «малороссы», должны потерять свои отличительные черты и стать «настоящими русскими». Поэтому политика правительства, направленная на ускорение этого «естественного» процесса, проводилась до самого распада империи.

Конкретной и повсеместной признаком имперского присутствия  на Украине была армия. Ее многочисленные гарнизоны и форты охватили всю  страну, а ее командиры облагали население обременительными повинностями. Страшной военной повинностью был  призыв в армию, внедренный на Украину  в 1797 г. Для тех неудачников, которые  попадали в руки вербовщиков, срок службы составлял 25 лет. Через нечеловеческую муштру и частые войны такой срок считали равносильным смертному  приговору. Неудивительно, что рекрутов нередко перевозили закованными в кандалы, а господа наказывали строптивых крестьян, отдавая их в солдаты.

Продолжая милитаристскую политику в управлении страной, Александр 1 и  его фанатично предан авторитарным методам министр Алексей Аракчеев в период между 1816 и 1821 начали основывать ненавистные военные поселения. Около 500 тыс. солдат полученной разрешение строить поселения вроде военных  лагерей, в которых каждый аспект частной жизни, в том числе  разрешение на брак и иногда даже право  иметь детей, подчинялся строгим  и подробным инструкциям. На Украине  существовало около 20 таких поселений. Однако эти душные порядки дали противоположные ожидаемым плоды и к 1857 г. большинство военных поселений был расформирован. Это был довольно красноречивый пример попыток царской бюрократии подчинить гражданскую жизнь воинской дисциплине. Процесс внедрения на украинских землях имперских структур власти начался еще в 1770-х годах, но окончательную форму он приобрел лишь в 1830-х. Тогда Украина была разделена на девять губерний, которые составляли три отдельных регионах. В Левобережной Украине, где традиции казачества и старшины оказывались сильнее, входили Черниговская, Полтавская и Харьковская губернии; недавно захваченное Правобережье, где польская шляхта, по-прежнему заправляла общественно-экономической жизнью украинских крестьян и где в городах проживали преимущественно евреи, состояло из Киевской , Волынской и Подольской губерний, наконец, ново освоений Юг, некогда принадлежавший запорожцам и Крымскому ханству, делился на Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую губернии. Каждая губерния делилась на уезды, которые в свою очередь включали города и села.

Иерархия чиновников, которые  правили в этих административных единицах, была одинаковой во всей империи. Во главе губерний стояли губернаторы, назначаемые царем. Губернатору  помогали чиновники, занимавшиеся такими делами, как общественный порядок, образование  и налоги. Верхний слой административного  аппарата преимущественно состоял  из профессиональных чиновников. Однако на уездном уровне и ниже многие чиновники - в частности начальник  жандармерии, предводитель дворянства, судьи - избирались местными дворянами  из своей среды. Империи просто не хватало профессиональных чиновников для удовлетворения всех потребностей.

Вообще новая система  управления имела пагубные последствия  для старых городов Украины, большинство  из которых пользовались самоуправлением  согласно древним Магдебургским правом. В 1835 году Киев последним среди городов утратил особый статус, который предусматривался этим правом. С тех пор большинство украинских городов перешли в подчинение губернской администрации. На низком административном уровне - в селе - за соблюдение законопорядка отвечало местное дворянство.

По социальному происхождению  члены администрации, которая осуществляла ежедневное управление на Украине XIX в., Главным образом были бюрократизированной  дворянами. Высокие должности, такие  как губернаторская, конечно занимали чиновники из влиятельных аристократических родов, в то время как должности среднего уровня занимали средние дворяне. Скромные посты делопроизводителей и писарей были сферой мещан и сыновей священников, Крестьяне почти никогда не поднимались даже до самых незначительных должности.

Этнический состав бюрократии на Украине менялся в зависимости  от региона. На Левобережной Украине, где  потомки старой казацкой старшины получили дворянские права, среди высших чиновников случались такие хорошо известные  украинские фамилии, как Милорадович, Миклашевский, Кочубей, Завадовский, Капнист и Полетика. На Правобережье преобладали поляки и россияне. На Юге, куда стекался народ со всей империи, чиновничество по своему происхождению было очень разнообразным, хотя и здесь преобладали русские. Интересно, что не россиянин, приставая в ряды чиновников, как правило, русел и при этом становился более «русским», чем сами русские.

Имперская бюрократия была организована по военному образцу - со своими чинами и мундирами, ее представители нередко  «славились» способностью ползать  перед начальством и одновременно унижать подчиненных. При отсутствии конституции, которая защищала бы права  человека, чиновник мог вмешиваться  в частную жизнь людей, что  часто и случалось. Малоприятная присутствие чиновничества несколько  помьякшувалася его относительно небольшой численностью: сравнительно бедна Российская империя могла позволить себе содержать на каждые 10 тыс. населения лишь около 12 чиновников. На Западе это соотношение было в три-четыре раза больше. Неспособность российского правительства обеспечивать своих чиновников достаточным жалованьем порождала коррупцию, на которую он молча закрывал глаза, особенно на коррупцию местных масштабов. Пока чиновники обеспечивали казну определенной суммой денег, правительство мало волновало, сколько денег они сдирали с населения себе. Но если россияне уже привыкли нести бремя бюрократизированной системы, то для украинских начале XIX в. это явление было еще новым и чужим.

2.Политические события

К началу XIX в. Российская империя  смогла, на собственное счастье, стать  крепче и сильнее структурой. Для  царского режима приближалось время  суровых испытаний.

Вторжение Наполеона. Тяжелым  оказался первый удар, когда в 1812 г. На Россию напала 640-тысячная армия  Наполеона. Как хорошо известно, Россия смогла, правда ценой больших усилий и потерь, не только отразить захватчиков, но и отбросить их до Парижа. На Украине  последствия нашествия были сравнительно небольшими. Часть Наполеона сил  ворвалась на Волынь и нанесла  там значительные убытки. В своем  подавляющем большинстве украинских охотно откликнулись на призыв царя подняться на войну. На Левобережье быстро собрали несколько полков добровольцев, организованных наподобие казацких. Широкая поддержка этих формирований свидетельствовала не только о готовности украинской защищать империю, но и о популярности казацких традиций. Однако ходили также слухи, что некоторые потомки казацкой старшины провозглашали тосты за здоровье с надеждой, что он разобьет царскую империю. Аналогичные случаи довольно часто случались и в недалеком прошлом. Уже говорилось о том, что в 1791 г. Василий Капнист тайно ездил в Пруссии с тщетной надеждой заручиться поддержкой в ​​восстании украинских против царя. Однако антицарской настроения были явлением исключительным, и огромное большинство украинских верно и упорно защищали империю. Восстание декабристов. Многие царских офицеров, принимавших участие в наполеоновских войнах в Европе, получили воздействий политических институтов и ценностей Запада и стали их сторонниками. Вернувшись с победой, они надеялись, что якобы либеральный Александр 1 внедрит в России реформы на западный манер. Но этот непостижимый правитель вместо поручил управлять страной таким реакционерам, как Аракчеев. Глубоко разочаровавшись, небольшая группа самоотверженных армейских офицеров, преимущественно представителей знатнейших родов России, образовали тайные общества, ставившие своей целью свержение самодержавия и установление конституционного правления.

Первое такое общество - «Союз спасения» - было основано в  Петербурге 1816 Где-то через пять лет оно раскололось на две отдельные группы. Аристократическое Северное общество, и в дальнейшем находились в Петербурге, продолжало развивать республиканские идеи. Не имея сильного провода, оно сделало немного. Зато Южное общество с центром в Тульчине, на юге Украины, где служил его руководитель - полковник Павел Пестель, действовало эффективнее. Человек железной воли и незаурядного таланта, Павел Пестель убедил присоединиться к его организации другую тайную группу - Общество соединенных славян. Среди провода «Объединенных славян» было двое украинских - братья Борисовы из Полтавы. Пестелю также удалось склонить к сотрудничеству революционную польскую группу, которая действовала на Украине. Таким образом, Южное общество до 1825 г. с почти ЗО офицеров-заговорщиков возросло до около 160. Сформулирована в документе под названием «Русская правда» программа Пестеля была более радикальной, чем программа северных конституционалистов. Она предусматривала отмену всякой социальной и политического неравенства, модернизацию хозяйства страны, провод революционной верхушки, строгую централизацию управления. Несмотря на то, что сам Пестель действовал на Украину, его идеи не отражали интересов нерусских народов империи. Он утверждал, что за исключением поляков с их высокоразвитой культурой все остальные национальные меньшинства должны подвергаться русификации. Частности по украинским он прямо заявлял: «Малороссия никогда не была и быть не может самостоятельной ... Поэтому она должна уступить свое право быть отдельным государством ». Аналогичных взглядов в украинском вопросе в течение многих поколений будут придерживаться и другие русские революционеры. Члены Общества соединенных славян не разделяли централистских предубеждений Пестеля, склоняясь к идее реорганизации империи на федеративных началах. Но хотя и среди руководства «Объединенных славян» были украинские, сама Украина не фигурировала в числе членов будущей федерации. Однако есть свидетельства о деятельности в то же время другого, не связанного с Пестелем тайного общества, которое состояло из украинских дворян. Возглавлял его Василий Лукашевич, предводитель полтавского дворянства. Его программа основательно отстаивала идею восстановления украинской автономии.

Смерть Александра 1 в декабре 1825 г. неожиданно застыла идеалистически настроенных революционеров-дилетантов как Северного, так и Южного обществ. Преодолев глубокую растерянность, руководители Северного общества собрали  под своим командованием в  Петербурге несколько тысяч войска и предпринята попытка сбросить нового царя Николая 1. Это восстание  провалилось, а всех его руководителей  арестовали. На Украине Южное общество имело несколько больший успех. Поскольку Пестеля арестовали незадолго  до восстания в столице, провод в  обществе перешел в нерешительных  Бестужева-Рюмина и братьев Муравьевых-Апостолов. Хоть они и смогли убедить около  тысячи своих солдат присоединиться к восстанию, большей поддержки со стороны солдат и крестьян они не получили. После недели бесцельных блужданий по Киевщине их силы были разбиты верными царю войсками. Так восстания декабристов - это первый в истории империи революционный взрыв - претерпело катастрофическое поражение.

Польское восстание 1830 г. Впоследствии Украина становится ареной нового восстания. В ноябре 1830 г. тайное общество молодых польских офицеров, вдохновленных революциями, которые  разворачивались во Франции и  Бельгии, подняло в Варшаве восстание  против русских. Но после первых успехов  энергия поляков ослабла в  результате внутренних конфликтов. В начале 1831 г., надеясь распространить свои действия на Правобережную Украину, где глубоко укоренилась польская шляхта, повстанцы двинулись на Волынь. Хотя отсутствие поддержки и наступление русских вынудили их отступить в Восточную Галичину, около 5 тыс. шляхты Правобережья пытались продолжить борьбу. Было очевидно, что поляки не смогут победить без поддержки народа, то есть украинских крестьян. Пытаясь заручиться помощью настроенных против царизма русских и украинских, поляки провозгласили знаменитый лозунг: «За нашу и вашу свободу». Однако, чтобы убедить украинское крестьянство стать на сторону ненавистных польских панов, нужно было нечто большее, чем лозунги. Некоторые польские повстанцы призвали освобождать крепостных и этим привлечь крестьян на свою сторону, но большинство шляхты отвергла эту мысль. Как следствие, крестьяне Правобережья преимущественно держались нейтральных позиций, в то время как некоторые воспользовались случаем отомстить польским панам. В 1830-1831 гг много польских крестьян также отказались поддержать шляхту, демонстрируя тем, что даже в польской среде национальное сознание и чувство солидарности еще не проникли в массы. К середине 1831 г. восстание было подавлено. Но еще много лет после него тайные польские общества организовывали заговоры против царя.

Надо сказать, что в  этих заговорах и восстаниях было очень мало общего с судьбой украинской как таковых, хотя и происходили  они на украинской земле. Уже сам  этот факт красноречиво свидетельствовал, насколько невнятной и малозначительным стала в Российской империи начала XIX в. политический вес Украины и украинской.

Информация о работе Российская империя