Роль монголо-татар в формировании российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ роли монголо-татарского государства в формировании русской государственности и специфических черт политической организации нашей страны.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Монголы и Русь.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Среди многих проблем  отечественной истории одной  из наиболее важных и в тоже время  противоречивых является проблема своеобразия  исторического развития феодальной Руси, а также определении роли монголо-татарского ига в формировании этих особенностей, особенно в системе управления и складывания русской государственности.

Оценка монголо-татарского влияния  на русские земли не получило однозначной  оценки в отечественной исторической литературе, где можно встретить  диаметрально противоположные мнения: от полного отрицания какого бы то ни было воздействия, до возведения его в абсолют. Взвешенная оценка позволяет говорить, что истина, располагаясь, где-то посередине свидетельствует о весьма важном воздействии Золотой Орды на развитие русских княжеств и не только в экономической и культурной сфере, но и, возможно даже в большей степени, на формирование российской государственности. Многие исследователи видят становление в России самодержавной власти именно во влиянии монголо-татар. Это влияние проявилось, как в формировании жестокого отношения к политическим противникам, так и жесткой централизации управления по причине постоянной необходимости бороться с влиянием Орды.

Изучение этого вопроса представляется весьма актуальным  в современных  условиях переходного этапа в развитии нашего государства, определения ориентации политической жизни страны и преодоления последствий центростремительных тенденций начала 90-х годов ХХ века.

Поэтому целью данной работы является анализ роли монголо-татарского государства  в формировании русской государственности и специфических черт политической организации нашей страны.

 

Монгольское государство и его управление Русью

Во второй половине XII - начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Во второй половине XII в. среди монгольских племен происходило отмирание первобытнообщинных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества стал уже не род, а отдельная семья. При этом монголы были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были табуны коней, стада рогатого скота, овец. Южные племена монголов были наиболее развиты, в хозяйственном отношении наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные пастбища давали возможность отдельным семьям выделиться в хозяйственном отношении.

В первую очередь это были вожди - ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредотачивались тысячи голов скота и которые либо путем купли, либо путем захвата приобретали себе лучшие, наиболее удобные пастбища. Основная часть скотоводов - аратов все чаще попадала в зависимость от богатой верхушки.

Ханы, нойоны получили возможность за счет накопленных богатств нанимать к себе на службу дружинников - нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из Нукеров. С самого начала развития государственности у монголов она носила военизированный характер.

Во второй половине XII в. между монгольскими племенами началась межплеменная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Те, кто побеждал, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой. «В то время, однако, не существовало родового имени для обозначения целостности этих родов».1 Лишь после многолетней борьбы, с возвышением то монгольского, то татарского племен сложилось имя, которое известно до сих пор.

В конце 50-х - начале 60-х п. XII в. одному из монгольских вождей Есугэю из племени тайчиутов удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. Его сыну Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон «Хамаг монгол улуса», т. е. трон всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства.

Подчинив себе большую часть  монголов, Тэмучэн провел ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии – все взрослое население делилось на «тьмы» (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки, создал систему личной охраны и жесткой централизации управления. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена. «Полководцы и предводители родов, поддерживающие его, чувствовали, что их только, что созданная нация и уже опытная армия готовы к дальнейшим завоеваниям. Поэтому было созвано торжественное национальное собрание для обсуждения новых целей монгольской политики и завершения реорганизации государства».2 На этом курултае 1204 – 1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом.

Создание империи Монголов началось с завоевания Китая, а затем и  Средней Азии, Северного Ирана  и Кавказа. Чингисхан поделил захваченные земли между сыновьями. Западные земли достались старшему сыну Джучи, наследником которого, ввиду ранней смерти отца стал его сын Бату. В 1235 г. на курултае монгольских ханов под руководством Угэдэя было принято решение о походе в Европу. После этого главной целью стали половецкие и южнорусские степи. Завоеванием этой территории и занялся внук Чингисхана Бату-хан. Пройдясь по русским землям огнем и мечом в 1237 – 41 годах, нашествие Батыя разорило княжества, но утверждение над русскими землями ордынского владычества, как считает Каргалов В. В. произошло через двадцать лет, «заполненного сложной дипломатической борьбой, антитатарскими выступлениями народных масс, междоусобными княжескими распрями».3 Как бы то ни было, но утверждение власти монголов над Русью означало потерю национальной независимости.

Появление первой военно-политической организации на Северо-востоке относится  к 1257 г., оно последовало вслед  за переписью и стояло в связи  с общеимперскими мероприятиями, предпринятыми  в царствование императора Менгу.4 На Руси были «поставлены» баскаческие отряды, причем собственно «поставлен» был командный состав, начиная с десятника (десятники, сотники, тысячники, темники), а младший состав, как есть основания полагать, комплектовался преимущественно из туземного населения. Охрана порядков монгольского владычества была непосредственно в руках монгольской степной аристократии. Главным баскаком был баскак владимирский, называвшийся «великим»; другие баскаки держали баскачество разных княжений. Задачей баскаческих отрядов было держать в повиновении покоренное население. В отношении сбора налогов их обязанностью было не столько сбор, сколько понуждение при сборе, поддержка сборщиков. Но собственно их назначение шире: заменять войска монгольские.

В 80-е годах XIII в. в Золотой Орде образовалось два военно-политических лагеря. Установившееся (до 1299 г.) в Орде двоевластие непосредственно отразилось на политических взаимоотношениях на Руси. В соответствии с двумя военно-политическими центрами в Золотой Орде, в Северо-восточной Руси образовались две взаимно враждебные политических группы. «Одна из них признавала «царем» Ногая: это князь Дмитрий Александрович Переяславский и его соратники; другая - не признавала: прочные связи по родству и «службе» сделали ростовских князей верными вассалами ханов Поволжья; вместе с Андреем Городецким они ориентировались на Волжскую Орду».5

В результате установления двоевластие в Орде, в последней четверти XIII в., произошли, по-видимому, некоторые изменения в организации эксплуатации русского Северо-востока, отразившиеся на организации ордынского владычества в последующее время: в эпоху двоевластия великий князь владимирский начал сам собирать ордынскую дань и отвозить ее в Орду.

С окончанием смут (около 1299 г.), гибелью Ногая в Волжской Орде и установлением власти Тохты, политика монголов по отношению к Руси вновь изменилась. «Все русские князья вынуждены были подчиняться Тохте, поскольку теперь не было хана-соперника, к которому можно было бы обратиться за защитой. Таким образом, внешне было восстановлено подчинение Руси хану».6 Ордынские ханы попытались проводить старую политику стравливания русских князей, но теперь уже в отношении к Твери, Москве и Переяславлю. На первых порах, ограничиваясь дипломатическими мероприятиями, волжский хан, по-видимому, направляет свою политику к тому, чтобы расколоть союз Твери и Москвы, независимо настроенной по отношению к Волжской Орде; далее он ведет наступление на Тверь.

Однако в «период двоевластия  в золотой Орде страх русских  перед неумолимым механизмом монгольского управления существенно уменьшился».7 Многие русские князья осознали, что, несмотря на то, что сил оказать серьезное сопротивление объединенному ханству у них еще нет, но они могут извлечь определенные выгоды и разногласий между монголами. Только теперь они опирались не на различных князей, а на ханских советников, монгольских князей и чиновников.

В результате изменилась и система  организации управления русскими княжествами. Русские князья получили право собирать и передавать «выход» в орду, причем этим правом обладал не только великий князь Владимирский, но и многие другие князья. В первой половине XIV в. баскаки на северо-востоке исчезают совсем. Их «восполняла деятельность великого князя владимирского, который также оказывал в интересах Орды давление на Великий Новгород».8 И хотя он не входил из-под контроля ордынских чиновников, но это стало одним из факторов усиления Москвы, в условиях смут в Орде и росте на Руси народного движения за национальное объединение и свержение ордынского ига.

Междоусобицы в Орде, которые  продолжались и при Тохте нарушили существовавшего политического положения на русском Северо-востоке. Переломным моментом в положении «русского улуса» послужили события (в 60-х годов XIV в.), совершенно изменившие положение Сарая, когда русский Северо-восток оказался от Сарая оторванным.

Распадение золотоордынского государства в 60-х годах XIV в., оторванность Сарая привели к соперничеству Мамаевой Орды с Сараем за обладание «русским улусом». В этой обстановке для московского князя открылись некоторые возможности, прежде всего - привести в свою волю князей сарайской ориентации. «Вначале наступление Москвы не коснулось Твери и Рязани, ограничившись Нижегородско-Суздальским княжеством, фактически утерявшим свою независимость от Москвы».9 На Северо-востоке, в условиях распадения Золотой Орды, определилось отношение московского князя к земле великого княжения (Владимирского), как к своей вотчине, обнаружившееся в последующих событиях. Одновременно началось расширение великого княжества Литовского на юге.

После того как вопрос о соперничестве  Сарая с Ордою Мамая на Руси отпал, не стало условий, благоприятствующих дальнейшему собиранию власти на Руси Москвою. Мамай неоднократно вставал на сторону Твери в ее противостоянии с Москвой, т. к. усиление московского княжества было явно не в интересах Орды, а только подрывало ее влияние на русские земли. На Руси же началось народное движение за объединение страны и за борьбу с татарами. Не имея достаточно сил привести московского князя к покорности, Мамай все же не оставался пассивным зрителем того, что происходило на Руси, и не изменил своей политики вплоть до событий, связанных с Куликовской битвой.

Смута в Орде окончилась с появлением Тохтамыша, во «власть и господство» которого «благодаря распоряжению» Тимура перешел «весь улус Джучиев».10 Москва приведена была к покорности. Но уже прежний характер господства вернуться не мог. На великокняжескую территорию прочно установился взгляд, как на наследственное владение московских князей, и великокняжеская деятельность утратила свое прежнее значение, связанное с великокняжеским ярлыком и особым положением земли великого княжения. В равной мере окончательно решена была участь некоторых княжений в смысле личной их зависимости от московского князя.

Эпоха Тохтамыша и его ближайших преемников была эпохой, когда Орда напрягала последние силы, чтобы удержать свое господство над Русью не номинально, но фактически; путь к этому представлялся один: препятствовать процессу объединения Руси Москвою, ослаблять ее волю и внутриполитическое значение, поддерживать местный сепаратизм, противопоставляя Москве княжества Тверское, Рязанское, Нижегородско-Суздальское.

Таким образом, на протяжении более полутораста лет татары стремились направлять внутриполитические отношения в завоеванной стране в интересах своего господства. Они не были политически пассивными завоевателями, и, поэтому они сумели оказать значительное воздействие на ход развития нашей родины. «Татары вели активную политику, основная линия которой выражалась в стремлении поддерживать взаимную рознь отдельных политических групп - княжеств и тем препятствовать политической концентрации на Руси».11

С упадком Золотой  Орды в период смут в XIV и в первой половине ХV в. появляются новые черты в русско-татарских отношениях, оказавших большое влияние на ход политического развития Восточной Европы. Политика Орды на Руси теряет направляющую силу, а нашествия монголов встречают отпор и вызывают открытое противодействие. Интересы обороны Руси от нашествия монголов требуют образования централизованного государства, способного противостоять нашествиям и разделаться с остатками ига татар.

 

 

 

 

Роль монголо-татар в  формировании российской государственности.

В монгольский период Русь не имела независимого правительства. Великий хан Монголии и Китая считался сюзереном всех русских земель и, как мы знаем, временами действительно вмешивался в русские дела. В практических делах, однако, золотоордынский хан являлся высшим правителем Руси - ее «царем», как называют его русские летописи. Ни один русский князь не имел права управлять своей землей без необходимого ярлыка на власть от хана.

Фактически же внутренняя политическая жизнь Руси никогда не прекращалась, а только была ограничена и деформирована монгольским правлением. С распадом Монгольской империи и ослаблением самой Золотой Орды со6ственные политические силы Руси вышли из-под монгольской надстройки и начали набирать все больше и больше силы. Традиционные взаимоотношения этих сил, однако, были совершенно разрушены монгольским нашествием, а относительное значение и сама природа каждого из трех элементов власти претерпели коренные изменения.

Информация о работе Роль монголо-татар в формировании российской государственности