Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:56, практическая работа

Краткое описание

1. Социально-экономическое развитие Индии в конце XIX- начале XX вв. Формирование и особенности индийской буржуазии.
2. Усиление форм эксплуатации населения колонии. Раздел Бенгалии. Выступления рабочих, крестьян, волнения в Пенджабе.
3. Борьба «крайних» и «умеренных» в ИНК по вопросу независимости Индии. «Сварадж» и «свадеши».
4. Судебный процесс над Тилаком и всеобщая забастовка в Бомбее. Причины спада революционного движения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

seminar_India.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

 Английские власти  усилили репрессии. Вице-король  Литтон провел в 1878 г. закон о печати, поставивший ее под строгий контроль английской цензуры. Всему индийскому населению запретили иметь огнестрельное оружие даже для защиты от хищных зверей. Мероприятия Литтона вызвали большое недовольство, в том числе в лояльных к колониальному режиму кругах.

 В феврале 1879 г.  организаторы крестьянского движения  Васудев Балвант Пхадке, Хари  Наик и несколько их единомышленников  из числа мелкобуржуазных маратхских  националистов, тайно переправив  в горы оружие, подняли восстание.  К ним вскоре стали присоединяться группы крестьян, однако число активных участников движения даже в период его наибольшего подъема не превышало тысячи человек. Повстанцы пользовались повсеместным сочувствием населения, которое снабжало их продовольствием, давало проводников, скрывало от преследования английских войск и полиции. В своих воззваниях и прокламациях Пхадке выдвинул ряд национальных требований - поощрения национальной промышленности и торговли, уменьшения налогов, сокращения огромных окладов английских чиновников, увеличения помощи голодающим индийцам.

 Чтобы добыть деньги, необходимые для продолжения  борьбы и для закупки оружия, Пхадке и Наик во главе организованных  ими нескольких крестьянских  отрядов нападали на помещичьи  имения, экспроприировали имущество  помещиков и ростовщиков, заодно уничтожая закладные на крестьянские земли, долговые расписки крестьян.

Во время восстания 1879 г. антифеодальная борьба крестьянства сочеталась с национально-освободительным  движением маратхского народа против британского господства. Против повстанцев были брошены крупные силы войск и полиции. В июле 1879 г. предатель выдал Пхадке англичанам. Они захватили также других вождей восстания. Наик был осужден на смертную казнь, Пхадке - на пожизненную каторгу.

 Почти одновременно  с «Деканской аграрной войной», как назвала английская печать события 1879 г. в Махараштре, вспыхнуло стихийное восстание крестьян народности андхра в горах Годавари. Оно началось в местности Рампа и охватило территорию около 13 тыс. кв. км. Вооружившись захваченным у англичан оружием, крестьяне вели партизанскую войну. Восстание продолжалось полтора года.

 Такие же стихийные  выступления крестьянства происходили  и в других частях Индии  - в Бихаре, Чота-Нагпуре, в вассальных  княжествах Барода, Удайпур и  Манипур, Одно за другим возникали восстания крестьян на Малабарском побережье. Весьма тревожное для англичан положение создалось в Пенджабе, Бихаре и Ауде.

 Народные движения  расшатывали колониальное господство  Англии, способствовали развитию  в Индии организованной национально-освободительной борьбы.

Формирование  индийской буржуазии. Индийский  Национальный конгресс

 

 Национальный индийский  капитализм развивался в условиях  английского колониального гнета.  Главным источником накоплений  формировавшейся индийской буржуазии были компрадорская торговля, ростовщичество и участие в феодальной эксплуатации крестьянства. Кроме того, имущие слои вкладывали средства в ценные бумаги, в первую очередь в государственные займы, приносившие надежный доход.

 Крайне немногочисленная крупная индийская промышленная буржуазия формировалась почти целиком из числа богатейших купцов.

 Например, виднейший  капиталист Тата составил миллионное  состояние на посреднических  операциях, на торговле опиумом  с Китаем и на поставках  различных товаров английским войскам. Между национальной буржуазией и колониальными хозяевами Индии существовали серьезные противоречия. Чтобы развивать предпринимательскую деятельность, индийская буржуазия должна была отвоевать свой национальный рынок, в большой мере уже захваченный иностранным капиталом, добиться независимости Индии. Однако связь верхних слоев нарождавшейся индийской буржуазии с иностранным капиталом и феодальными элементами во многом обусловила ее нерешительность в борьбе за освобождение страны от колониального господства.

 Противоречия между  национальной буржуазией и английскими  колонизатор рами обострялись  по мере развития индийского  капитализма. В трудах и выступлениях  передовых общественных деятелей  Индии 80-х годов XIX в., таких  как Дадабхай Наороджи, Махадев Говинд Ранаде, Гопал Кришна Гокхале - в Бомбее, Ромеш Чандра Датт, Сурендранат Банерджи, Раш Бихари Гхош - в Бенгалии, указывалось на губительные последствия колониальной эксплуатации страны, на нищету народных масс, на произвол чиновников и помещиков.

 Либеральные деятели  национального движения протестовали  против угнетения и всевластия  колониальной бюрократии. Они выступали  за то, чтобы индийцы были допущены  к управлению страною, за ограничение  колониальной дани, которую получали  английские хозяева Индии, а также за снижение налогового обложения населения. Создавшаяся в Индии напряженная обстановка тревожила английскую администрацию. Опасаясь серьезных внутренних потрясений и внешних осложнений, колониальные власти больше всего заботились о том, чтобы представители так называемых «образованных классов» не возглавляли народного движения.

С целью привлечения  их на сторону правительства вице-король Риппон провел ряд второстепенных административных реформ. Они несколько усилили  представительство местной эксплуататорской верхушки в городских и сельских органах управления, остававшихся, однако, как и раньше, целиком под контролем английских колониальных властей.

 Преемник Риппона,  вице-король Дафферин продолжал  его тактику сближения с либеральной  верхушкой индийского общества, рассчитывая, что это облегчит англичанам контроль над организациями, которые буржуазно-помещичья интеллигенция стала создавать в ряде провинций еще в 60-х годах. В 1885 г. образовался общеиндийский Национальный Конгресс. Первоначально он охватывал лишь верхушку национальной буржуазии, обеспеченные круги буржуазной интеллигенции и часть индийских помещиков, стоявших на позициях буржуазного развития страны. По социальному положению делегатов первые съезды Национального Конгресса состояли на 50% из представителей лиц свободных профессий (главным образом адвокатов и врачей), на 25%-из торговцев, на 25%-из помещиков. Деятельность Национального Конгресса в первые годы его существования сводилась к агитации в печати, ежегодным съездам, петициям и т. п. На учредительном съезде Национального Конгресса в Бомбее в декабре 1885 г. в качестве почетных гостей присутствовали английский губернатор Бомбея лорд Рей и высшие колониальные чиновники.

 Однако противоречия  между национальной буржуазией и британским империализмом оказались сильнее, чем заверения во взаимной дружбе и единении. Требования национального равноправия и предоставления Индии самоуправления легли в основу программы Конгресса.

 Английские власти  стали относиться к Национальному Конгрессу с явной враждебностью.

 

Мелкобуржуазные демократы

 

 В конце 80 - начале 90-х годов в Индии оформилось  течение мелкобуржуазных демократов-националистов,  которых в отличие от либералов,  или «умеренных», стали называть  «крайними», или «экстремистами». Они были главным образом выходцами из низших слоев индийской интеллигенции, испытывали тяжелую нужду, безработицу, остро чувствовали национальное угнетение. В порабощении своей родины иностранцами «крайние» видели главную причину отсталости Индии, невежества, нищеты и голода народных масс. Они искренне возмущались пресмыкательством князей, помещиков и верхушки буржуазии перед англичанами, считали, что освобождение родной страны может быть завоевано только в борьбе.

 Властителями дум  демократических кругов индийской интеллигенции на рубеже XIX и XX вв. стали выдающийся индийский патриот-демократ, политический деятель и ученый Бал Гангадхар Тилак - в Махараштре, основоположник бенгальской прозы Банким Чандра Чаттерджи и известный за пределами Индии как философ-моралист Свами Вивекананада (Нарендранатх Датт) - в Бенгалии, Лала Ладжпат Рай - в Пенджабе, Чидамбарам Пиллаи - в Мадрасе.

 Тилак вместе с  единомышленниками основал в  1880 г. в Пуне патриотическую  вольную школу. Годом позже  он стал издавать газеты «Кесари» («Лев») на маратхском языке и «Махратта» на английском. Они разоблачали произвол, насилие и взяточничество колониальных властей и завоевали широкую популярность. Тилак заявлял, что Индии нечего ждать добра от англичан, что постыдно выпрашивать уступки, как это пыталось делать либеральное руководство Национального Конгресса, что свободу не вымаливают, а завоевывают в борьбе.

 В 1890 г. Тилак  порвал с маратхскими социальными  реформаторами и умеренными националистами, обвинив их в том, что своей  программой они только отвлекают народ от главной политической задачи - борьбы за изгнание английских колонизаторов. В 1895 г. он организовал массовые праздники в честь вождя марат-хов Шиваджи, который в XVII в. возглавил борьбу своего народа за независимость против державы Великих Моголов. Эти празднества приняли яркую антианглийскую направленность. Речь Тилака в 1897 г. в память Шиваджи прозвучала как призыв к восстанию: «Если воры проникли в наш дом и у нас нет сил прогнать их, то не следует ли без колебаний запереть за ними двери и сжечь их живьем?»

 С конца 80-х годов  Тилак принимал активное участие  в работе Индийского Национального  Конгресса, возглавив его левое  крыло. Одновременно он организовал  ряд культурно-просветительных и  спортивных обществ, в которых маратхская молодежь обучалась военному делу. Свои идеи националисты-демократы несли в маратхскую деревню и рабочие кварталы Бомбея. По призыву «крайних» крестьяне нескольких округов Бомбея во время голода 1896-1897 гг. провели кампанию бойкота поземельного налога.

 В 1897 г. колониальный  суд приговорил Тилака к 18 месяцам  каторжной тюрьмы «за отсутствие  добрых чувств к правительству  Британской Индии и проповедь  ненависти к нему». При выходе  Тилака из тюрьмы 10-тысячная демонстрация  приветствовала его как борца за независимость Индии.

 Индийские патриоты-демократы  выступали за ликвидацию как  политического, так и экономического  господства иностранного капитала  над Индией, за развитие ее  экономики (прежде всего промышленности) и культуры. Будущую Индию они представляли себе республикой, в которой люди всех национальностей и вероисповеданий будут пользоваться равными правами и где каждый из народов получит возможность свободного национального развития.

 Отстаивая гораздо  более решительно и последовательно, нежели либералы, программу буржуазного развития страны, мелкобуржуазные патриоты не поднялись, однако, до понимания необходимости решительной ломки аграрных отношений тогдашней Индии. Они призывали крестьян к сопротивлению помещичьему произволу, но не к уничтожению помещичьего землевладения.

 Призывая народ  к решительной борьбе против  чужеземного господства, Тилак и  его сторонники придавали своим  лозунгам индуистско-религиозную  окраску. Это препятствовало объединению  индусов и мусульман в совместной  антиимпериалистической борьбе и использовалось колонизаторами для разжигания религиозной розни. Слабость «крайних» состояла также в том, что они не имели самостоятельной организации в общеиндийском масштабе.

 Тем не менее  мелкобуржуазные патриоты-демократы  сыграли важную роль в пробуждении индийских народных масс к сознательной борьбе за национальное освобождение и демократию.


Информация о работе Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии