Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:56, практическая работа

Краткое описание

1. Социально-экономическое развитие Индии в конце XIX- начале XX вв. Формирование и особенности индийской буржуазии.
2. Усиление форм эксплуатации населения колонии. Раздел Бенгалии. Выступления рабочих, крестьян, волнения в Пенджабе.
3. Борьба «крайних» и «умеренных» в ИНК по вопросу независимости Индии. «Сварадж» и «свадеши».
4. Судебный процесс над Тилаком и всеобщая забастовка в Бомбее. Причины спада революционного движения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

seminar_India.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Тема 1. Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии

 

1. Социально-экономическое  развитие Индии в конце XIX- начале XX вв. Формирование и особенности  индийской буржуазии. 

2. Усиление форм  эксплуатации населения колонии.  Раздел Бенгалии. Выступления рабочих, крестьян, волнения в Пенджабе.

3. Борьба «крайних»  и «умеренных» в ИНК по вопросу  независимости Индии. «Сварадж»  и «свадеши».

4. Судебный процесс  над Тилаком и всеобщая забастовка  в Бомбее. Причины спада революционного  движения.

Доклад: «Балгангадхар Тилак: жизнь и деятельность»

 

Источники и литература:

 

М. Ганди Моя  жизнь. М., 1969.

Практикум по истории  стран зарубежной Азии и Африки. - М.,1963.

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. - М., 1979.

Индия: современность  и история. - М., 1974.

Комаров Э.Н. Индия: проблемы истории национально-освободительного движения и современное политическое развитие. - М., 1980.

Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. - М., 1981, Т. II.

Неру Дж. Открытие Индии. - М., 1955.

Павлович М., В. Гурко-Кряжин, С. Вельтман. Индия в борьбе за независимость. - М., 1925 .

Райков А  В. Пробуждение Индии. - М., 1968.

Райков А  В. Национально-революционные организации  Индии в  борьбе за свободу (1905-1930 гг.) - М., 1979.

 

 

 

 

  1. Социально-экономическое и политическое развитие Индии во второй половине 19- начале 20вв.

 

 Середина 19 в. стала  поворотным пунктом в истории  Индии. Уже через 5–6 лет  после восстания сипаев в Калькутте  и Бомбее возникли организации,  требовавшие предоставить индийцам  важные посты в государственном аппарате. В 1861 индийцы были включены в состав Законодательного совета при генерал-губернаторе Индии и аналогичных провинциальных советов.

 В 1870-х годах  была предпринята попытка создания  на местах комитетов из индийцев  с тем, чтобы эти органы отвечали за положение дел в здравоохранении, просвещении и на транспорте. Несколько позднее либерально мысливший лорд Рипон, генерал-губернатор Индии в 1880–1884, сформировал, преимущественно по английскому образцу, местные институты самоуправления на уровне округов, муниципалитетов и т.п.

 Аллан Октавиан  Юм (1829–1912), отставной чиновник гражданской  администрации Индии, человек  широкого кругозора, способствовал  созданию в 1885 организации Индийский  национальный конгресс. Инициатива  Юма получила поддержку вице-короля Фредерика Блэквуда Дафферина (1884–1888). Первая сессия Конгресса состоялась в Бомбее в 1885; на ней присутствовали 72 делегата, главным образом юристы, учителя и редакторы газет.

 Одобренный в 1892 Закон об индийских советах  повысил их значимость на центральном и провинциальном уровне и придал им характер представительных органов. Если раньше неофициальные члены советов назначались исключительно по распоряжению генерал-губернатора, то новый закон предусматривал вхождение в советы представителей от различных торговых, учебных и муниципальных организаций. Окончательно состав советов утверждался генерал-губернатором.

 Политическое развитие  не могло охватить в равной  степени все общины страны. Для  индуистов появление англичан  означало смену «хозяина». Прежде они подчинялись могольским императорам, теперь смогли адаптироваться к новой власти. В ходе этого процесса были восприняты принципы английской системы образования и западный образ мышления. Напротив, мусульмане встретили изменения враждебно. Приверженцы ислама противились инновациям в системе образования, не стремились осваивать английский язык и овладевать научными знаниями. Лидер исламской общины Саид Ахмад-хан (1817–1898) заявил, что если представительный принцип в управлении колонией восторжествует, то мусульмане окажутся в невыгодном положении по отношению к индуистам. Это высказывание приобретало все большую актуальность по мере того, как в 19 в. усугублялись трения между конфессиями. Саид Ахмад-хан советовал единоверцам держаться в стороне от Индийского национального конгресса, но приобщаться к английской системе образования.

 Индуистский национализм  быстро набирал силу. В конце  19 в. британские власти предложили  принять закон, запрещавший заключать  брак до достижения невестами  12 лет. Балгангатхар Тилак, выражавший взгляды ортодоксальных индуистов Западной Индии, развернул активную кампанию против этого серьезного, по его мнению, вторжения в народные обычаи.

 В 1905 Джордж Керзон, вице-король Индии (1899–1905), желая  повысить эффективность управления, провел закон о разделе Бенгалии на Западную, населенную в основном индуистами, и Восточную, населенную мусульманами. Последние позитивно восприняли этот раздел, ибо считали, что провинциальные власти никогда не уделяли должного внимания Восточной Бенгалии. Напротив, другая сторона восприняла закон Керзона как хитроумный и болезненный удар, направленный на ослабление позиций бенгальских индусов. Горячий темперамент бенгальцев способствовал накалу обстановки, и в Бенгалии усилилось движение экстремистов во главе с Балгандахаром Тилаки.

 Несколькими годами  позже решение о разделе Бенгалии  было отменено, но уже успело  дать импульс развитию индуистского  экстремизма, и усилило напряженность  в межконфессиональных отношениях. Мусульмане ощутили потребность  в создании собственной политической организации, и 30 декабря 1906 была основана Мусульманская лига, прежде всего для защиты прав исламской общины.

 Возникшие трудности  не остановили британское правительство,  которое продолжало курс на  преобразования, и парламент в 1909 принял закон, известный как реформа Морли – Минто. Значительно увеличивалось число независимых, не состоящих на официальной службе индийцев в законодательном совете при генерал-губернаторе Индии и особенно в провинциальных советах. Прежняя практика одобрения кандидатов генерал-губернатором была заменена выборами по системам муниципальных и окружных органов, по торговым палатам, куриям землевладельцев и других групп населения, имеющих собственные интересы. Возможно, самым важным элементом реформ стало принятие принципа раздельных выборов для приверженцев двух главных религий.

 Умеренные круги  были довольны реформами, и  Гопал Кришна Гокхале (1866–1915), один из выдающихся деятелей  Конгресса, приветствовал проведенные  Великобританией реформы и заявил, что в долгосрочной перспективе альтернативы английскому правлению в Индии не существует. Террористические акции еще случались в Бенгалии, но в целом вплоть до Первой мировой войны в колонии сохранялась спокойная обстановка.

 После восстания  сипаев в Индии особенно остро ощущалась потребность в организации эффективного управления. Индийская гражданская служба уже начала завоевывать хорошую репутацию, но необходимо было укрепить ее специализированные подразделения. Законом 1861 были заложены основы для формирования профессиональной полиции, но длительное время немногие индийцы могли рассчитывать на продвижение по службе в полиции. В 1905 была сформирована Провинциальная полицейская служба, укомплектованная индийцами (хотя по рангу она и стояла ниже Индийской полицейской службы, костяк которой составляли европейцы).

 Индийская медицинская  служба была образована еще  в 18 в. для обслуживания армии.  Однако в мирное время многие  военные врачи переключились  на лечение гражданского населения.  За полвека, предшествовавшие Первой мировой войне, такая практика стала регулярной, и члены Индийской медицинской службы приняли на себя ответственность за общее состояние здравоохранения в стране.

 В середине 19 в.  дороги в стране были в очень  плохом состоянии, а во многих районах просто отсутствовали. Штат Департамента общественных работ комплектовался за счет кадров из Корпуса королевских инженеров до 1871, когда был основан колледж Куперс-Хилл, готовивший гражданских инженеров. Однако вскоре выяснилось, что высококвалифицированные специалисты использовались для выполнения достаточно рутинной работы. Поэтому была организована самостоятельная инженерная служба, куда набирали лиц, окончивших местные колледжи. Это помогло развернуть прокладку дорог и строительство мостов. Еще более широкие масштабы приобрело сооружение ирригационных каналов и плотин.

 

 

Ограбление  Индии английскими капиталистами

 

 В последней трети  XIX в. Индия, оставаясь поставщиком  колониального сырья и рынком  сбыта промышленных товаров, вместе  с тем приобретала все большее значение как сфера экспорта английского капитала. К 1900 г. сумма займов, заключенных англо-индийской колониальной администрацией на лондонском денежном рынке, возросла до 133 млн. ф. ст. (против 4 млн. ф. ст. в 1856 г.).Значительная часть их ушла на постройку железных дорог, которые, направляясь от морских портов в глубь страны, способствовали проникновению английских промышленных товаров в отдаленные уголки огромного полуконтинента и в то же время служили целям британской агрессии против соседних стран Азии. Внешняя торговля Индии была более чем на 90% монополизирована пятью крупнейшими английскими торговыми фирмами, которые в свою очередь контролировались английскими банками. Английские банки и монополии препятствовали росту индийского национального капитализма, а возникавшую индийскую фабричную промышленность подчиняли английскому капиталу. Являясь собственниками обширных земельных массивов и важнейших оросительных сооружений, средств связи и железных дорог, бесконтрольно распоряжаясь всеми ресурсами колонии, английские империалисты обрекали индийский народ на нищету и голод.

 

 

Кризис сельского  хозяйства

 

 Сельское хозяйство Индии  находилось в состоянии кризиса.  Он выражался в неуклонном  падении урожайности, разорении  крестьянства, учащающихся голодовках. Даже по официальным английским данным, за последнюю четверть XIX в. число погибших голодной смертью превысило 15 млн. человек.

 

 Этот кризис был порожден  тем, что развитие капиталистических  отношений происходило в условиях  колониальной эксплуатации страны и сохранения сильнейших феодальных пережитков. Феодальные порядки в деревне поддерживались и охранялись британскими империалистами, беспощадно грабившими индийское крестьянство, облагавшими его непосильными налогами.

 

 Важным звеном в системе колониальной эксплуатации крестьянства был торгово-ростовщический капитал. Переход крестьянского хозяйства к производству товарных культур, тяжесть непрерывно возраставших денежных налогов увеличивали нужду крестьян в деньгах. Попав в сети ростовщика, крестьянин затем лишался земли и имущества, а нередко становился долговым рабом своего заимодавца.

 

 В индийской деревне создалось  огромное, постоянно возраставшее  относительное аграрное перенаселение.  Разоренные, лишенные земли крестьяне  были вынуждены арендовать помещичью землю на постоянно ухудшавшихся условиях. Лишь некоторые слои индийского крестьянства добились укрепления своего положения, в частности защиты своих арендных прав.

 

 Индийские помещики  обычно не вели своего хозяйства  и являлись паразитическими получателями ренты. Складывавшаяся кулацкая верхушка индийской деревни еще мало прибегала к использованию наемного труда и эксплуатировала беднейших крестьян преимущественно полуфеодальными методами.

 Наличие огромной  массы разоренных крестьян снижало до крайнего минимума цену рабочей силы в промышленности, препятствовало техническому прогрессу и замене ручного труда машиной. Индийская промышленность в основном представляла собой мелкое ремесленное производство, основанное на ручном труде. Так, число ручных ткачей в Индии в 1901 г. составляло, по официальным данным, 3279 тыс. человек, а число рабочих во всей хлопчатобумажной фабричной промышленности не превышало 173 тыс. Мелкая промышленность могла выдерживать конкуренцию с импортными промышленными товарами и изделиями крупных фабричных предприятий, возникших в Индии, лишь за счет крайнего увеличения эксплуатации рабочих, путем постоянного снижения их и без того нищенского жизненного уровня.

Народные движения

 Рост колониальной эксплуатации  и обострение аграрных противоречии вызвали к началу 70-х годов новый подъем народных движений. Глубоко реакционная роль колониального режима, консервировавшего феодальные пережитки в Индии, придавала крестьянской борьбе анти-империалистическую направленность.

 В 1872 г. произошли крупные  крестьянские волнения в двух  округах Бенгалии - Пабне и Богре.  Крестьяне требовали снижения  ренты и облегчения ряда повинностей.  Было арестовано 300 крестьян, из которых  147 были присуждены к различным  мерам наказания. 

 Еще более широкий и упорный характер приняла народная борьба в Махараштре. В 1875 г. в округах Пуна и Ахмеднагар вооруженные самодельным оружием крестьяне выступили против ростовщиков, тре^ буя аннулирования долгов и уничтожения долговых расписок. Против колониальных властей повстанцы не выступали. Среди них даже существовала наивная вера в то, что английская королева Виктория защитит маратхских крестьян от кровопийц-ростовщиков. Колонизаторы использовали эти иллюзии крестьянства, давали им обещания обуздать ростовщиков. Когда голод 1876-1878 гг. унес в Махараштре 1 млн. 250 тыс. человек, колониальная администрация под лицемерным предлогом «борьбы с голодом» ввела ряд дополнительных налогов (патентный сбор, увеличение налога на соль) и стала безжалостно взыскивать их с голодающего населения. Это вызвало всеобщее возмущение. Массовое движение протеста против введения новых налогов началось в Пуне, Сурате и Бомбее. В апреле 1878 г. забастовки, демонстрации и митинги протеста в Сурате привели к столкновениям с полицией и войсками. В том же году произошли стихийные экономические забастовки на фабриках Бомбейской провинции.

Информация о работе Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии