Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:28, реферат
Середина ХV столетия застало Русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных центров, к которым тяготели все остальные области; каждый из подобных центров проводил вполне независимую внутреннюю политику и противостоял всем внешним врагам. Такими средоточиями власти были Москва, Новгород Великий, Тверь, а также литовская столица - Вильно, которой подвластна была вся колоссальная русская область, именовавшаяся «Литовской Русью».
Введение.Цель……………………………………………………………....
Причины и особенности образования единого государства……….…
Этапы политической централизации……………………………….…..
Первый этап…………………………………………………………….….
Второй этап………………………………………………………..………
Третий этап………………………………………………………………..
Особенности социально-политического развития…………………...
Заключение…………………………………………………………….….
Используемая литература………………………………………………
5. Большую роль в возвышении
Москвы играл и
Могущество Москвы было укреплено постройкой в 1367 г. белокаменного Кремля, который ни разу не был взят военным штурмом. Для применявшихся в XIV-XV вв. средств нападения он представлял собой неприступную крепость.
Победа в 1380 г. над Мамаем под эгидой Москвы и руководителем великого московского князя Дмитрия Ивановича еще больше усилила позиции этого города.
По мнению Л.Н. Гумилева, пассионарность (избыток биохимической энергии живого существа, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению) москвичей в эти столетия была значительно выше, чем у жителей других княжеств. «С точки зрения пассионарной теории этногенеза, - писал Л. Гумилев, - причина возвышения Москвы состоит в том, что именно Московское княжество привлекло множество пассионарных людей: татар, литовцев, русичей, половцев — всех, кто хотел иметь и уверенность в завтрашнем дне, и общественное положение, сообразное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой. При этом на Москву большей частью шли люди энергичные и принципиальные….Пассионарный потенциал Москвы возобладал над богатствами Новгорода, удалью Твери и династическими претензиями Суздаля».
Конечно, было бы преувеличением считать процесс возвышения Москвы неуклонным и постоянным. Как и любой исторический процесс, он прошел через ряд критических моментом. Таким моментом является борьба между Москвой и Тверью за лидерство в объединении Руси.
Этапы политической централизации
Первый этап (1301-1389 гг.) Родоначальник московского княжества Даниил Александрович (1276-1303) правит своей землей как рачительный хозяин. При нем быстро растет территория Московского княжества. В 1301 г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302 г. по завещанию его владения перешли к Москве. В 1303 г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси.
Новый московский князь Юрий
Данилович (1303-1325) (Юрий Данилович (1281-1325)
– великий князь владимирский
и князь московский был старшим
сыном московского князя
Гибель Юрия, старшего брата Ивана Даниловича, от меча Дмитрия Грозные Очи открыла Ивану в 1325 году путь на московский престол. Князю шел тогда 41-й год. Именно Иван Данилович Калита (Иван I) (Иван Калита (1283-1340) – внук Александра Невского, с 1325 г. – московский князь, в 1328 получил ярлык на великое княжение во Владимире. Известен в истории как собиратель земли Русской), правивший в Москве в 1325-1340 годах, заложил основы ее будущей мощи. Основой своей политики он сделал ставку на союз с Ордой. Вскоре подвернулся случай доказать свою преданность ордынскому правителю. В 1327 г. население Твери, соперницы Москвы, подняло восстание против Чолхана, который прибыл за данью. Московский князь воспользовался этим, прибыл с монголо-татарами в Тверь и подавил восстание. За это Узбек вручил ему ярлык на великое княжение, который с этих пор почти постоянно оставался у московских князей, а также Иван Калита получил право собирать дань со всех русских земель в пользу Орды.
Стремясь утвердить значение Москвы как общерусского духовного центра, князь Иван Калита возвел в Кремле храмы из камня. В 1326 году заложена «первая церковь камена на Москве на площади…»- усыпальница московских митрополитов – одноглавый Успенский собор. В это время глава русской церкви митрополит Владимир Петр подолгу жил в Москве, здесь же умер в 1326 году и был погребен.
Иван Данилович прославился как осторожный и расчетливый политик. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси, приумножилась княжеская казна. За это он и получил прозвище «Калита" («сумка для денег», «кошель»). Именно при Калите заметно возросла роль Москвы как объединительного центра русских земель. Он смог существенно расширить границы княжества, при этом не прибегая к оружию. (подчинил княжества: Галичское, Угличское, Белозерское). В это время был построен дубовый Кремль, каменный Успенский и Архангельский соборы.
Правление князя Ивана Калиты положило начало достаточно мирной эпохе в жизни Москвы. Почти на сорок лет прекратились войны и набеги врагов, что способствовало экономическому развитию Московского княжества, росту его влияния и авторитета. Тверской летописец свидетельствовал: «Того же лета сяде Иоанн Данилович на великом княжении всеа Руси, и бысть тишина велика на 40 лет; и престаша поганый воевати Русскую землю и закалати христиан; и отдохнуша и уночинуша христиане от великиа истомы и многиа тягости, и от насилия татарского; и бысть оттоле тишина велика по всей земли».
При сыновьях Ивана Калиты — Симеоне (1340-1353) (Симеон Гордый (1317-1353) – Великий князь владимирский и московский был старшим сыном великого князя Ивана I Калиты и княгини Елены. Он получил от хана Узбека великокняжеский ярлык в 1341 г., а после воцарения в 1342 г. нового хана Джанибека ярлык был подтвержден. Симеон Иванович был сильным князем и весьма искусным дипломатом. Хан был им доволен и доверял полностью , получившем прозвище «Гордый» за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353-1359) (Иван Иванович Красный (1326-1359)- великий князь владимирский и московский был третьим сыном великого князя Ивана I Калиты и княгини Елены. Человек он был тихий, миролюбивый и слабый здоровьем. В 1353 г. вместе с ярлыком получил в Орде и право верховного судьи над русскими князьями) Московское княжество продолжало расширяться. Были присоединены Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги. В их время впервые начали выделяться уделы внутри самого московского княжества. Единство действий великого и удельных князей Семион Гордый считал главным принципом московской политики. В 1353 г. по Руси прошла страшная эпидемия чумы. Видя крушение всех помыслов, гибель собственных детей и великое народное бедствие, умирающий 38-летний Семион завещал тем, кто выживет, не утратить надежды, на сдаваться, «чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча не угасла».
В правление Дмитрия Донского (1359-1389) (Дмитрий Донской (1350-1389) Великий князь владимирский и московский был старшим сыном великого князя Ивана II и княгини Александры. Когда в 1359 г. умер его отец, Дмитрию Ивановичу было девять лет. Мальчик вырос и стал величайшим полководцем Руси) могущества Москвы возросло. Тверь попыталась вернуть себе ярлык на великое княжение. В первой половине 70-х годов тверской князь Михаил Александрович трижды получал от золотоордынского хана ярлык на великое княжение. Однако Москва не подчинилась, а в 1375 г. признал себя побежденным тверской князь Михаил и подписал мир, выгодный для Москвы. С этого времени Тверь признала великокняжеское владимирское правление наследственным владением московских князей.
При Дмитрии Донском Московское
княжество увеличилось в
Узнав о разгроме отряда, Мамай начинает собирать армию для большого похода на Русь. Сбором дружин занимался и 30-летний Дмитрий Иванович. Русские дружины и ополчения стягивались к Коломне, откуда и выступили навстречу врагу. Князь Дмитрий проявил себя талантливым полководцем, приняв смелое решение – переправиться через Дон и встретиться с противником на его территории. Благословение на битву с Золотой Ордой дал Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря, пользующийся огромным авторитетом и уважением различных слоев русского общества.
Утром 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, произошло одно из переломных сражений в мировой истории. С каждой из сторон в битве приняло участие до 100-120 тыс. человек. Сражение началось поединком между русским и татарским воинами – Пересветом и Челубеем. На полном скаку богатыри вонзили друг в друга копья, но Пересвет сумел удержаться в седле и вернуться к русскому ратному стану. Разразилась битва, в начале которой монголо-татары почти полностью уничтожили русский передовой полк и вклинились в ряды большого полка. Мамай уже торжествовал, когда с флангов по его войску ударили засадные русские полки воеводы Дмитрия Боброк-Волынца и князя Владимира Серпуховского.
Татары бежали с поля битвы. Великого князя Дмитрия Ивановича нашли на поле битвы тяжело раненого, он отважно сражался в платье простого ратника. Отныне его стали звать Донским. Москва стала выступать в качестве военного русского центра. Одержанная на Куликовом поле победа не принесла полного освобождения от гнета Золотой Орды, тем не менее, она имела огромное значение для судеб России.
Однако победа русского воинства на Куликовом поле не исключила опасности новых набегов кочевников. Орда была еще сильна. В 1382 году к Москве неожиданно подошел хан Тохтамыш. Осада и попытки штурма Кремля не принесли успеха. Лишь с помощью обмана воинам хана удалось ворваться в город, разграбить и сжечь его. Русь вынуждена была платить дань Золотой Орде. Русская летопись о разгроме Москвы Тохтамышем в 1382 году содержит в себе подробное описание тех событий. «Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав весть, что идет на него сам хан со множеством своей силы, начал собирать свои полки и выехал из города Москвы, хотел идти против врага. И начал об этом совещаться великий князь Дмитрий Иванович со всеми князьями русскими, и начались у них разногласия, не захотели они помогать Москве…Дмитрий Иванович в недоумении и размышлении уехал в свой град Переяславль и оттуда на Кострому.
А в городе Москве были великие волнения, люди смутились, как овцы без пастыря, и метались, не зная, что делать: одни хотели затвориться в городе в осаде, а другие бежать помышляли, и были между ними великие распри, одни со своим имуществом пытались спрятаться в граде, а другие бежали прочь, бросив все, что имели. Третьи никого не выпускали, встали на всех городских воротах и избивали камнями тех, кто хотел покинуть город. Они угрожали оружием даже самому митрополиту и боярам. Град метался, как море в великую бурю, ниоткуда не получая утешения, но ожидая больших зол.
И пришел Тохтамыш ко граду Москве августа в 23 день, в понедельник, а в городе тогда затворился князь Остей… со множеством народа, со всеми, кто остался из горожан, и сколько сбежалось с окрестных волостей…
Хан три дня стоял у города, а на четвертый приехали под стены знатные татары и с ними же два князя Суздальские, Василий да Семен, и стали говорить: «Хан вас, своих людей, хочет жаловать, поскольку вы неповинны и не заслуживаете смерти, не на вас он пришел, а на великого князя Дмитрия Ивановича. Ничего он не требует от вас, только чтобы вышли к нему навстречу с дарами и почтили бы его честью. Хочет он видеть ваш город и побывать в нем». Народ же поверил их словам, ослепила их злоба татарская…
И открыли городские ворота, и вышли с князем своим и с дарами многими, а игумены и попы с крестами и иконами. И татары начали их сечь, и ворвались в город, и секли до тех пор, пока не устали их руки и плечи, сила их изнемогла и сабли притупились. Люди же бегали по улицам туда и сюда, били себе в грудь: негде нам избавления обрести и смерть избежать… Некоторые в церквах каменных затворялись, но и там не спаслись, безбожники силой выносили церковные двери и всех мечами иссекали…»
И все же к концу XIV в. ситуация во взаимоотношениях между Русью и Ордой начинала кардинально меняться. Об этом говорит и тот факт, что перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжество Владимирское своему сыну Василию (1389-1425) по завещанию как «отчину» московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Умер Дмитрий Донской на 40-м году жизни 19 мая 1389 г., оставив после себя пример государственного правления, достойный подражания.
Второй этап (1389-1462 гг.) Василий I (Василий I (1371-1425) Великий князь московский и владимирский был старшим сыном Дмитрия Донского и княгини Евдокии Дмитриевны) сумел укрепить положение Москвы как центра русских земель. Он присоединил Нижегородское, Муромское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. Более того, подавляющая часть князей, еще сохранявших свой суверенитет, вынуждены были в той или иной мере подчиняться ему.
Процесс объединения русских земель был приостановлен ожесточенной феодальной войной, развернувшейся после смерти Василия I в 1425 г. Повод – династический конфликт между князьями Московского дома. К концу XIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшим из них были Галицкое и Звенигородское, который получил младший брат Дмитрия Донского Юрий. Он же, по завещанию Дмитрия, должен был наследовать после брата Василия I великокняжеский престол. Однако завещание было написано, когда у Василия I еще не было детей. Василий I передал престол своему сыну - десятилетнему Василию II (Василий II Васильевич (Темный) (1415-1462) – великий князь в 1425-1433, 1434-1446, 1447-1462гг., с пребыванием его у власти связана феодальная война вокруг Московского великокняжеского престола).