Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:07, реферат

Краткое описание

В 978 году на свет появился Ярослав, сын князя Владимира и жены его Рогнеды. В детстве Ярослав был разлучен с матерью, он рос физически ущербным от природы – правая нога была немного вывихнута от рождения. Само по себе повреждение не исключало ходьбу и давало слабую хромоту. Испытав, видимо боль от первых попыток встать на ноги, мальчик долго боялся ходить, так что все считали его неизлечимо больным.

Содержание

Введение
1. Детские годы. Семья
2. Ростов
3. Новгородский мятеж
4. Борьба с братьями
5. Расцвет Руси при Ярославе Мудром
6. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Иларион
7.Государственная власть. Города. Торговля. Армия
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ярослав Мудрый.docx

— 290.80 Кб (Скачать документ)

Ярослав в точности повторял действия самого Владимира, которые  тот, будучи новгородским князем, предпринял за тридцать семь лет до этого, во время  войны со своим братом Ярополком: тогда Владимир тоже обратился за помощью к варягам, с которыми Новгород связывали постоянные прочные договорные отношения, и привел в город сильную варяжскую дружину. И теперь наемники-скандинавы с готовностью отозвались на призыв его сына: датчане, шведы, норвежцы, исландцы, а также, вероятно, выходцы с южного побережья Балтики поспешили на зов Ярослава, рассчитывая на поживу, которая ожидала их в случае успеха. Новгородцы, по-видимому, готовы были терпеть их присутствие в городе, как готовы были и сами сражаться под знаменами своего князя против ненавистных им киевлян.

Минул май, а затем и  первая половина июня. Владимир так  и не начал военных действий. О  был уже стар, во всяком случае по меркам своего века; к старости приспели и болезни. Одна из них, в конце  концов скосившая князя, помешала ему  выступить в поход против непокорного  сына.

Что же касается Святополка, то в сложившихся обстоятельствах  он скорее являлся союзником, а не противником Ярослава. Оба они  в равной степени выступали против отца и особенности против Бориса, посягнувшего на их права наследников отцовской власти.    

В самом конце весны  или в первых числах июня 1015 года Киев постигла еще одна напасть –  очередной нашествие печенегов. Нашествие печенегов оказалось  на руку Ярославу, который избавился  таким образом от войны с собственным  отцом.

Между тем печенеги, кажется, и не собирались разорять Киев и  другие русские города. Узнав о  приблежение княжеского войска, они  вернулись обратно в степь, и  Борису так и не пришлось сразиться  с ними. Появление печенегов в  русских пределах выглядит скорее демонстрацией  силы. Похоже, что кочевники и  в самом деле должны были отвлечь  внимание киевского князя от иных, внутренних событий в Киевском государстве.

В свою очередь, не спешил и  Ярослав. Наемное варяжское войско по-прежнему пребывало в Новгороде, однако поведение его становилось  все более вызывающим. «Было у  Ярослава много варягов, и насилие  творили они новгородцам и  женам их», - читаем мы в «Повести временных лет». «Сказали новгородцы: “Сего мы насилья не можем стерпеть”; и собрались ночью, и перебили варягов в Поромоне дворе» - том самом, который служил местом постоянного пребывания скандинавских наемников в Новгороде. Так Новгород оказался расколот на два восставших друг против друга лагеря. Война внешняя, так и не начавшись, переросла в войну внутреннюю – войну в стане самого Ярослава.

Автор «Повести временных  лет» сообщает, что Ярослав, разгневанный на новгородцев, удалился в свою загородную резиденцию на Ракому.

Княжеский двор на Ракоме стал средоточием всех верных князю сил. У Ярослава имелось немало варягов, и, конечно, далеко не все из них были иссечены во время ночной резни. Уцелевшие, спасшиеся, бежавшие из города, равно как и те, кто по какой-то причине отсутсвовал в ту ночь в Новгороде, собрались возле Ярослава. С князем была и его личная дружина, также в значительной своей части состоявшая из варягов и потому жаждавшая отмщения за недавнее избиение своих сородичей. Так что Ярослав хотя и не обладал после случившегося равенством сил, все же мог надеяться силовыми методами восстановить свою пошатнувшуюся власть. Новгородцы, наверно, понимали это. Новгородцы безбоязненно явились к князю. Наверное, они чувствовали свою правоту и к тому же никак не ожидали подвоха, всецело полагаясь на княжеское слово. «Уже мне сиз не кресити» - это своеобразная формула отказа от родовой мести, формула примирения, принятая в те времена, когда слово произнесенное вполне заменяло письменный договор. Но, оказывается, Ярослав лукавил. Приглашая «нарочитых мужей» на Ракому, он с самого начала замышлял хладнокровное и жестокое убийство.

Между тем именно в эти  летние месяцы 1015 года на юге Руси началась цепь трагических событий, в корнеизменивших  ход всей русской истории.

«Той же ночью, - продолжает летописец свой рассказ о резне  на Ракоме, - пришла к нему весь из Киева  от сестры его Предславы: “Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве; Бориса убил, а на Глеба послал. Берегись его сильно”». Это было известие ошеломляющие. События разворачивались столь быстро, что Ярослав оказался не готов к ним.

Новгородский летописец  свидетельствует, кажется, и о том, что Ярослав златом хотел искупить свою вину перед новгородцами. Примирению Ярослава с новгородцами предшествовало заключение между ними своеобразного договора – «Древнейшей правды».

Принятие «Правды Ярослава»  далеко вышло за рамки Новгорода, сыграв исключительную роль в становлении  древнерусской государственности  и социльной и политической истории  Киевской Руси.

Так Ярослав сумел добиться мира в Новгороде. И варяги, и новгородцы согласились войти в состав его войска.

Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.

После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав — восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится «самовластцем» на Руси.

Междоусобица показала, сколь непрочным было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не смогли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили.

Став «самовластцем», Ярослав пошел по пути отца. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал их бесприкосновенного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти- следующий по старшенству сын Изяслав. Святославу он отдал под управление Черниговскую землю. Всеволод - выросший к этому времени в сильную крепость Переяславль. И другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-Волынский.

Воссозданное единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинению Киеву отдельных русских земель, посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны.

Последнее крупное нападение кочевников-печенегов произошло в 1036 году (до этого Русь более десяти лет жила в мире и покое). В это время Ярослав оставил Киев и находился в Новгороде. Видимо, этим обстоятельством, а также что не стало великого воителя Мстислава, и решили воспользоваться печенеги. Известие о нашествии врагов и о том, что они обступили Киев со всех сторон, пришло к Ярославу в Новгород в то время, когда он был занят обустройством своей земли. Великий князь собрал войско и вновь это были варяги, новгородская дружина и новгородские «вои»- ремесленики, смерды. Ярослав сначало пробился в Киев, а затем вышел в чистое поле для решающего сражения. Весь день длился бой, и лишь к вечеру русы стали одолевать печенегови, те побежали «разно», т.е. кто куда. От этого поражения печенеги так и не смогли оправиться. После 1036 года их набеги на Русь практически прекратились.

В 1037 году Ярослав в ознаменование блистательной победы над печенегами и на месте битвы заложил храм – собор Святой Софии. Он был наименован, так же, как и главный собор Константинополя, и в том была своя политическая символика.

Этот год стал знаменательным и в другом смысле, в это время зарождается русское летописание. Создается Древнейший летописный русский свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу становиться не только религиозным, но и духовным центром страны.

Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище "Мудрого».

Ярослав задложил великокняжеский монастырь святых Георгия и Ирины- в честь христианских святых, своего и своей жены.

Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

В середине 50-х годов 9 в. под Киевом возник знаменитый Печенерский монастырь. У истоков его создания стоял Иларион, священик великокняжеской церкви в селе Берестове, загородней резиденции великих князей. Иларион был глубоко верующим человеком. Именно Илариону принадлежит ряд произведений, написанных в 40—50-е годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и культуры 9 века «Слово о законе и благодати». По существу в этом произведении Иларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию которую повлияла на мировозрение других русских авторов 9 века именно тогда, в 40-е годы 9 века, на руси впервые возникла концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с мировыми державами. Вся обстановка 9 века требовала создания таких государственно-идеологических концепций.

Представляется, что в «Слове» Илариона концепция о связи Руси c «мировыми державами» и трактовка Руси как наследницы Римского величия, Римского государства прозвучала совершенно слитно. Сквозь церковную фразеологию Иларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий Владимира I c римскими апостолами Таким образом, историю Руси, деятельность ее властителей Иларион рассматривает на широком, по истине всемирном фоне. В основе политических и религиозных импульсов Руси находятся римские образцы. Эти же идеи и отражались в Древнем русском летописном своде, вошедшем составной частью в начальную русскую летопись. Думается, что эта близость русского летописания 30-50-х годов 9 века к кругу Илариона и определила ту идеологическую направленность, которую летопись сохранила приминительно к пониманию места Руси в тогдашнем мире и ее соотношение с историей Рима и Византии. Иларион давал ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской государственности.

С именем Иларион связан и первый церковный Устав Ярослава, т.е. система церковной юристдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и брачным правом. Это были нормы, которые помогали формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству, освещение частной собствености, повышению авторитета  центральной власти. Устав вводит заппрет на умыкание невест, защищиал честь девушки, строго наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый  церковный судебнык защищиал честь девушки, давал ей более шикрокое представление в суде. Церковь выступала в Уставезащитником христианской нравствености, призывала к гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков русской истории.

В 1051 году на общем собрании русских епископов Иларион был избран метрополитом.

Ярослав Мудрый вошел в историю не только как крупный государственный деятель. Он показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя. Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав быд бесстрашным войном и бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в языческой семье, он стал настоящим христианином. Великий князь в то же время показал себя человеком исключительно разносторонним.

Ярослав остался в истории как крупный градостроитель. При нем в Киеве был построен новый «Ярослав град» и Киев намного расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве насчитывалось около 400 церквей. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавших иностранцев своим великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы русской столицы. Он основал города на Волге, берегах Балтики, на южный границах Руси.

Ярослав был ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки, получила признания и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.

С большим упорством и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее маштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские гарницы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича. Ярослав предпринимал неоднакратные походы на воинственное балтийское племя ятвягов; в летописях упоминается и его походы на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.

Информация о работе Расцвет Руси при Ярославе Мудром