Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:21, курсовая работа
Середина и вторая половина XVII в. характеризуются коренными изменениями в социально-экономической жизни России, ее внутриполитическом развитии и международном положении. В это время, с одной стороны, окончательно укрепилось и оформилось крепостничество, а с другой – развивались буржуазные связи внутри феодальной формации, нашедшие свое выражение в складывании всероссийского рынка, возникновении мануфактурного производства, углублении социального расслоения деревни. Противоречивость этих процессов обусловила крайнее обострение классовой борьбы и в городе, и в деревне. На этот период приходится волна городских восстаний в центре и на местах, вспышка национальных движений в Поволжье и Сибири и, наконец, мощная Крестьянская война.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Становление приказной системы в России………………………….5
1.1 Формирование и система приказов в России………………………….......5
1.2 Классификация приказов……………………………………………….....11
1.3 Приказ тайных дел………………………………………………………...16
Глава 2. Особенности приказной системы государственного управления...18
2.1 Приказная бюрократия……………………………………………………18
2.2 Государственная служба приказной системы…………………………….23
2.3 Приказное делопроизводство XV-XVII вв..............................................29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников ………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: Теории и истории государства и права
Дисциплина: История отечественного государства и права
Курсовая работа на тему:
«Формирование приказной системы в России»
Выполнила:
Студентка I курса, СИНД’1
Карпухина В.С.
Проверила:
Суркова О.Г.
Самара 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
Приказная система управления – это сложившаяся в середине XVI в. система постоянно действующих центральных государственных учреждений - приказов. Возникла на основе исполнения боярами отдельных государственных функций по поручению (приказу) государя.
Середина и вторая половина XVII в. характеризуются коренными изменениями в социально-экономической жизни России, ее внутриполитическом развитии и международном положении. В это время, с одной стороны, окончательно укрепилось и оформилось крепостничество, а с другой – развивались буржуазные связи внутри феодальной формации, нашедшие свое выражение в складывании всероссийского рынка, возникновении мануфактурного производства, углублении социального расслоения деревни. Противоречивость этих процессов обусловила крайнее обострение классовой борьбы и в городе, и в деревне. На этот период приходится волна городских восстаний в центре и на местах, вспышка национальных движений в Поволжье и Сибири и, наконец, мощная Крестьянская война.
Актуальность темы исследования обусловлена изучением систем центрального управления предшествующих эпох, которые имеют важное значение для понимания особенностей эволюции государственного механизма. Научный анализ наиболее существенных этапов их развития способствует уяснению закономерностей государственно-правового развития в целом. Поэтому исследование общего и особенного в системах органов государственной власти на разных этапах исторического развития государства является одной из важнейших задач историко-правовой науки. Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России.
Эпоха формирования единого Российского государства в конце XV в. вплоть до конца XVII в. является ключевой в развитии Российской государственности. Изучение системы приказного управления выступает здесь составной частью этого направления в историко-правовой науке.
Объект исследования – приказная система управления в структуре органов государственной власти России в XV-XVII вв.
Предмет исследования – процесс формирования приказной системы управления в структуре органов государственной власти России в XV-XVII вв.
Цель исследования – комплексный историко-правовой анализ формирования приказной системы управления в России в XV-XVII вв.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть
процесс формирования и
2. Изучить классификацию приказов
3. Исследовать деятельность Приказа тайных дел
4. Выявить
особенности приказной
5. Проанализировать
государственную службу
6. Исследовать приказное делопроизводство.
Методы исследования – метод анализа и синтеза, исторический метод.
Структура
курсовой работы подчинена логике исследований
и состоит из введения, двух глав, объединяющих
в себе по три параграфа, заключения и
списка литературы.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРИКАЗНОЙ СИСТЕМЫ
В РОССИИ
В конце XV - XVII веков формируются общегосударственные органы управления. Первоначально таковыми являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появляются специальные учреждения – «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они стали именоваться приказами.1
Приказная система управления являлась важной составной частью механизма государства. Приказное управление акцентирует внимание на конкретно-исторических особенностях центрального управления конца XV - XVII вв.
С 70-х гг. XV в. отмечаются качественные изменения в делопроизводстве. В этот период происходит трансформация существующих органов управления и формирование первых приказов.
Термин «приказ» понимался современниками как любое ведомство безотносительно его места в структуре органов государственной власти, ведущее своё делопроизводство и наделенное судебной властью. Термин «приказ» начинает использоваться на практике с 30-х гг. XVI в. Анализ статей Судебника 1497 г. позволяет утверждать о существовании в конце XV в. учреждений приказного типа - «суда боярина», в функции которого входило осуществление судопроизводства. По меньшей мере, четыре должности составляли его штат. «Суд боярина» характеризуется в соответствии с нормами Судебника 1497 г. следующими чертами: во-первых, суд боярина - центральный суд; во-вторых, суд боярина является судом первой инстанции; в-третьих, суд боярина обладает определенной компетенцией по подсудности; в-четвертых, следует говорить о нескольких судах бояр, независимых друг от друга в административно-иерархическом отношении, но обязанных координировать свои действия.
Наконец, суду боярина органы местного управления (наместники и волостели) должны «докладывать» дела. Суд боярина компетентен во всех вопросах в зависимости от принадлежности жалобщика к той или иной категории населения. В Судебнике 1497 г. применительно к суду боярина используется термин «управить», имевший для средневекового человека широкое значение, включая в себя значение термина «судить». В обществе XV - XVII в. административное решение не было отграничено от судебного состязательного процесса с точки зрения представлений о справедливости. Это обстоятельство характеризует особенности средневекового мировоззрения и означает нерасчлененность административно-правовых и гражданско-правовых - то деление, которое станет известно и будет разрабатываться правовыми доктринами «нового времени». Это объясняет тот факт, что руководители приказов в XVI-XVII вв. назывались судьями, а все приказы обладали судебной властью.2
Появление первых приказов было вызвано распоряжениями монарха Ивана III. В равной мере это относится и к дальнейшей эволюции приказного строя управления.
Основная причина появления новых органов государственной власти и трансформации старой системы управления заключалась в изменении условий общественной и государственной жизни, происшедших в последней четверти XV в. в связи с созданием единого русского государства. Необходимость эффективного управления повлекла за собой изменения в структуре органов государственного управления.3 Эти изменения не были итогом целенаправленной политики по реформированию механизма государства. Новые ведомства возникали по мере необходимости и в формах наиболее целесообразных в конкретных исторических условиях. В условиях партикуляризма как характерной черты средневекового права это не обязательно означало унификацию органов и принципов управления. Данное обстоятельство объясняет относительно длительный процесс формирования приказов как системы центрального управления на протяжении более чем полувека: с появления первых приказов в конце XV в. до административных преобразований 50-х гг. XVI в.
В целом система органов государственного управления в этот период выглядит следующим образом:
Рис. 1 – Система органов государственной власти в период формирования приказов
Однако в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» – какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В отдельных случаях в ведении одного лица оказывалось несколько ведомств. С другой стороны, нередко в управлении одного ведомства одновременно участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразберихе.
Особенности приказов как органов государственной власти XVI-XVII в. заключались, в том, что уже в то время они функционировали в соответствии со следующими бюрократическими принципами:
Эти принципы лежали в основе деятельности приказов уже в XVI в. Позже, в XVII в., они приобрели наибольшее значение.
Функционирование приказов получило законодательное подтверждение в Соборном уложении 1649 года Алексея Михайловича. Общие принципы приказной деятельности, которые содержались еще в нормах Судебника Ивана IV 1497 г., вошли в Соборное уложение в виде отдельной X главы «О суде». В рамках данной главы судьи должны были «судити и росправа делати по государеву указу вправду, а своим вымыслом в судных делах по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати, ни убавливати, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мъстити и ни- кому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лица сильных, и избавляти обидящаго от руки неправеднаго» (Ст. 1). За нарушение данного принципа деятель- ности приказных служащих в главе предусмотрены определенные санкции. Так, например, ст. 3 главы «О суде» гласит: «А будет которой судья исцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец учнет бити челом государю до суда, что ему перед тем судьею искати не мощно, такъже будет и ответчик до суда же учнет бити челом, что исцу его судья друг или свой и отвечати ему перед тем судьею не мощно, и тех исца и ответчика тому судии, на кого будет такое челобитье, не судити, а судити их иному судии, кому государь укажет» (Ст. 3). Подобные же меры наказания содержат 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17-я статьи. Так- же в законе предусматривается привлечение боярской думы и даже царя в случае решения спорных вопросов, либо если рассмотрение дела в приказе невозможно (ст. 2 и 20): «А спорныя дела, которых в приказех зачем вершити будет не мощно, взносити ис приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, и к его государевым бояром и околничим и думным людем. А бояром и околничим и думным людем сидети в полате, и по государеву указу государевы всякия дела делати всем въместе»(Ст. 2). Десятая глава устанавливает и порядок работы приказов в 25-й и 26-й статьях: «А в воскресной день никого не судити и в приказех не сидеть и никаких дел не делати, опричь самых нужных государьственных дел. Да суда же не судити и никаких дел в приказех не делати, опричь великих царьственных дел: в день Рождества Христова, в день Святаго Богоявления, и в и(ы)ные Господьские праздники, Сырная неделя, первая неделя Великого поста, Страстная неделя, седмь дней по Пасце. Да в которыи день приспеет праздник день рождения государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии, и его благоверные цари- цы и великие княгини Марии Ильи(ни)чны, и их благородных чад» (Ст. 25). Соборное уложение в ст. 23 и 24 требует четкого исполнения приказными служащими своих обязанностей: «А будет которой судья не учнет ездить в приказ своим упрямъством, не хотя в том приказе быть, кроме отеческих дел, и не для болезни, и не для иного какова нужнаго недосугу, и не будет его в приказе многие дни, и тому судье за его вину учинить наказанье, что государь укажет, и велеть ему быть у государева дела, и всякие судныя дела вершить безволокитно, чтобы за судьею и за всяким приказным человеком ни в котором приказе ни каким людем лишние волокиты и проести не было» (Ст. 24), однако, в свою очередь, Соборное уложение и защищает их от необоснован- ных обвинений (ст. 9, 14, 106): «А будет такое дело челобитъчик на судью затеет напрасно, и объвинен он по делу, а не по посулом, и того челобитчика за ложное его челобитье самого по тому же бити кнутом нещадно. Да на нем же тому, кого он поклеплет, доправити бесчестие втрое, да его же посадити в тюрму до государева указу» (Ст. 9).4
Число приказов постоянно увеличивалось: от тридцати в конце XVI в. до восьмидесяти в конце XVII в. Приказная система, которая формировалась долгое время без определенного плана и последовательности, была запутанной и громоздкой.
Строгого разграничения компетенции между приказами не существовала, не смотря на то, что каждый из них ведал определенным кругом вопросов. Насчитывалось до 15 приказов по военному управлению, не менее 10 по государственному хозяйству и до 13 по дворцовому ведомству. Сфера деятельности многих приказов совпадали, и ни одному исследователю не удалось составить удовлетворительную классификацию этих учреждений. С большой дозой условности можно подразделить приказы на:
В свою очередь отраслевые приказы можно подразделить на:
Общегосударственными приказами в полном смысле слова являлись всего несколько приказов, и в их числе Посольский, который «ведал дела всех окрестных государств», Ямской, ведавший почтовой службой на территории всего государства. Посольский приказ поначалу являлся всего лишь исполнительным органом или своего рода канцелярией, оформлявший решения Боярской думы по делам, связанным с дипломатическими отношениями. В дальнейшем этот приказ превратился в самостоятельное и влиятельное учреждение. Приказу был подведомственен дипломатический состав: великие послы, легкие послы, посланцы, гонцы. В штате Посольского приказа состояли толмачи (переводчики), приставы, золотописцы для украшения дипломатических грамот. 5
Ряд приказов занимался делами отдельных сословий. Важнейшими считались Разрядный приказ, заведовал распределением и назначением служилых людей «по отечеству» и Поместный приказ, наделявший дворян поместьями. Разрядный приказ был самым большим, здесь ведали комплектованием личного состава армии, администрации, приказов, составляли «смотренные списки» служилых людей, отмечая, кто из них в «естях» (присутствует), а кто - в «нетях» (отсутствует). Под контроль Монастырского приказа, созданного после упорного сопротивления церковных властей, были поставлены монастырские земли и монастырские крестьяне. Холопий приказ разбирал все дела, связанные с кабальными людьми и кабальными записями. Земский приказ ведал посадскими людьми - московскими черными сотнями и слободами и посадским населением небольших городов. Этот приказ также занимался городским благоустройством: мостил дороги и чистил улицы перед царским выездом, для чего содержалось около пятидесяти «земских метельщиков».6