Причины, остановившие Тимура от полного подчинения Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – выяснить причины, которые помешали Тамербеку покорить Русь.
Для реализации данной цели, автор поставил следующие задачи:
1. Познакомиться с биографией Тимура;
2. Определить цели и причины его военных походов;
3. Рассмотреть взаимоотношения Тохтамыша и Тимура, как связующее звено к походу на Русь;
4. Ознакомиться с походом Тимура на Русь;
5. Рассмотреть версии, остановившие Тимура;
6. Выбрать одну версии, как самую существенную и правильную на взгляд автора.
7. Создать пособие по данной теме в помощь учителям истории в виде презентации.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
1.Создание империи…………………………………………………..
1.1 Завоевательные походы……………………………………………
1.2.Взгляды Тимура на устройство мира……………………………
1.3 Управление империей…………………………………………….
2.Поединок гигантов………………………………………………….
2.1 Тимур и Тохтамыш………………………………………………
2.2 Поход на Русь……………………………………………………..
2.3 Причины, остановившие Тимура………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список источников……………………………………………………
Приложения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Timur_Gurigan.docx

— 1.24 Мб (Скачать документ)

В канцелярию Тимура стекалась информация от всех наместников, которые были обязаны присылать отчеты о проделанной работе. Тайные агенты постоянно сообщали о реальном положении вещей, что позволяло контролировать деятельность администрации. Причем сеть осведомителей была хорошо развита не только в его империи, но и за ее пределами. Агенты сообщали о продвижении врага и его материальном обеспечении, а также занимались распространением слухов и давлением на общественное сознание противника.

Все эти меры позволяли Тамербеку руководить обширными территориями, постоянно находясь в военных походах. Отлаженная система связи держала его в курсе всех событий империи. Даже сидя в седле, он мог снимать с должности одних наместников и назначать других, разрешать споры, распоряжаться казной.

Купцы облагались незначительной пошлиной и дорожным налогом, получая взамен безопасность и проводников, что способствовало быстрому развитию торговли. Власть Тимура была благом для торговцев, они могли водить свои караваны 5 месяцев в году под его надежной защитой. Купцы наладили прочные связи между Индией, Китаем и Европой.

С земледельцев после уборки урожая взимался налог и зависел он от плодородности земель. Налоговое бремя не превышало трети всей продукции.

Впечатляют успехи Тимура в борьбе с преступностью. Городские власти и дорожная стража вели непримиримую борьбу с ворами, так как стоимость украденной вещи им приходилось возмещать из собственного кармана.

Присоединяя новые территории, Тамербек ослаблял налоговое бремя. От этого империя Тимура только выигрывала, так как ослабление экономического гнета приводило к экономическому росту, что, в свою очередь, через некоторое время позволяло собирать больше налогов.

 

2.Поединок гигантов.

2.1Тимур и Тохтамыш.

В 1380 году  московский князь Дмитрий Донской дал бой монгольскому хану Мамаю, который потеряв огромное количество своих воинов, бежал в Золотую Орду, где начал собирать новое войско, но столкнулся с армией Тохтамыша. Отряды Мамая сразу же признали Тохтамыша законным ханом, а Мамай бежал в Крым в Кафу к своим союзникам генуэзцам. Но бессильный Мамай был им уже не нужен, и вскоре его зарезали. А Тохтамыш, встав во главе улуса Джучи, то есть, объединив Белую, Золотую и Синюю Орду, стал бороться за возвращение земель, положенных потомкам Джучи еще по завещанию Чингисхана. Вся логика событий вела к столкновению Тохтамыша и Тимура. К тому же, хан должен был считаться с волей своих беков и нухуров, а те хотели, чтобы ими управлял не ставленник Тимурбека, а независимый хан Чингисид.

В 1383 году Тохтамыш вторгается в Среднюю Азию и захватывает Хорезм. Некоторое время ему даже удалось контролировать захваченные земли. Этому свидетельствуют найденные монеты с его именем. Тимур вначале никаких активных действий не предпринимал. Ему было достаточно перетянуть торговлю на южный путь, что сразу же подрывало экономическое благосостояние Джучиева улуса.

 В 1385 году Тохтамыш нанес новый удар по государству Тимура. Он прошел через Дарьяльское ущелье, вышел в Азербайджан и захватил Тебриз, то есть попытался вернуть земли, которые также должны были принадлежать улусу Джучи. Забрав добычу, войска Тохтамыша ушли назад, не пытаясь закрепиться в Закавказье. Вскоре он снова собрал большое войско, прошел через казахские степи, пустыню Бет-Пак-Дала и ворвался в Среднюю Азию. Но здесь его уже ждали. Все города были хорошо укреплены, снабжены достаточным количеством продовольствия, в них стояли надежные и боеспособные гарнизоны. Тохтамыш обошел Самарканд и Ходжент, дошел до Термеза, но не смог при этом взять ни одной крепости. Зато татары разграбили все окрестности. Войска Тимура нанесли ощутимый удар Тохтамышу, многие попали в плен. К удивление своих эмиров, Тимур оказал пленникам милость. Он «спросил их о здоровье Тохтамыша и, проявив ласку и расположение, сказал: «Между нами права отца и сына. Из-за нескольких дураков почему гибнет столько людей? Следует, чтобы мы соблюдали договор и не будили заснувшую смуту». Затем он дал пленным деньги, одежды и халаты и назначил конвой, чтобы их, отделив от войска, отправить в их государство».[10]

Тимур опасался войны на два фронта. С 1381 по 1387 год ему приходилось подавлять восстание сарбадаров в Хорасане, Рее, Кухистане и горцев Луристана. Поэтому он не уделил должного внимания поползновениям Тохтамыша, который начал искать союзников для борьбы с ним. Ими стали эмир Могулистана Камар-ад-Дин и суздальский князь Борис.

Узнав о том, что Тимур ведет жестокую войну с персидскими шахами Музаффаридами, Тохтамыш осенью 1387 года вновь вторгся в государство Тимура, который немедленно прекратил войну и бросил 30 тысяч всадников к Самарканду, где доблестно оборонялся его сын Омар-шейх. Следом за авангардом прибыл сам Тимур. Его прибытие вызвало панику среди степняков, которые рассредоточились на большом пространстве, что не могли быть организованны для боя. Поэтому они откатились на север. Тохтамыш стал стягивать силы, но на пути к Ходженту Тимур настиг его, принудил принять бой и нанес ему жестокое поражение.

Тимур решил добить врага на его территории. Он стал готовиться к походу и собрал сильное войско. 19 января 1391 года Тимур решил выступить против Тохтамыша. Тот прислал Тимуру посольство с мирными предложениями, объясняя минувшую войну «несчастной судьбой и советами злых людей». Тимур напомнил послам о благодеяниях, оказанных им Тохтамышу, и его черной неблагодарности, предательских вторжениях в Азербайджан и Среднюю Азию и закончил заявлением, что раз нельзя верить, то необходимо воевать. 21 февраля войско Тимура выступило в поход на север, когда южная степь уже зазеленела, и продвигалось вместе с весенним теплом на север, находя талую воду и подкармливая коней свежей травой. В апреле армия достигла Сары-Су в Казахстане, где было достаточно воды, и остановилась на отдых. Осознавая историческую важность своего похода, Тимур приказал выбить на ближайшей скале запись о его здесь пребывании (28 апреля 1391 года). За четыре месяца войска Тимура без потерь миновали степь между Тоболом и Эмбой. Форсировав Яик в его верховьях, Тимур дошел до реки Ик (приток Камы). Там Тимур узнал, что Тохтамыш долго не знал о походе и, лишь, когда войска Тимура переправились через Яик, начал срочно собирать воинов. Численность войск была равной, но Тохтамыш ожидал подкрепления из Руси.

Василий Дмитриевич привел войска к Волге, даже переправился на левый берег реки, но не стал соединяться с Тохтамышем. А Тимур тем временем стремительным броском вышел к Волге, прижал войска Тохтамыша к реке Кондручи (приток Волги) и начал буквально их истреблять. Сам Тохтамыш успел переправиться на правый берег Волги, но его армия была уничтожена. Василий Дмитриевич, видя такой поворот событий, ушел к низовьям Камы и также переправился на правый берег Волги. Тимур не стал ни переправляться через Волгу, ни преследовать русских. По-видимому, он считал Русь слишком бедной страной, к тому же надвигалась осень и надо было выводить войска на зимовье.[9]

Тимур двинулся назад тем же путем, что пришел весной, и успешно привел домой свое войско. Но совершив победоносный поход на Волгу, он не решил задачу по обеспечению безопасности своего Самарканда. Потому что хоть Тохтамыш и был побит, но он не был уничтожен, и вскоре стал вновь собирать силы для борьбы со своим злейшим врагом.

В 1395 году Тохтамыш вновь двинул свою армию против Тимура. На этот раз он пошел на юг по западному берегу Каспийского моря. Разведка у Тимура была поставлена хорошо, он вовремя узнал о выступлении Тохтамыша, вышел навстречу ему через Дербентский проход и встретил его на берегах Терека. Здесь произошло генеральное сражение. Сам Тимур сражался в рядах своих воинов. Тохтамыш был разбит и бежал на север.

 

2.2 Поход на  Русь.

Как и в 1391 году, воины Тимура захватили в брошенном лагере Тохтамыша немыслимые богатства. Но на этот раз Тимур не отказался от попытки преследовать Тохтамыша, который, бежав с небольшой свитой через низовья Волги, искал спасения у булгар на средней Волге. Тимур тоже пересек Волгу, но скоро потерял след беглеца. Он приказал князю Кайричак-Оглану (сыну Урус-хана), которого он, судя по всему, намеревался возвести на золотоордынский престол как вассального правителя, установить порядок в районе нижней Волги.

Тимур вернулся на западный берег Волги и подавил отдельные выступления эмиров Тохтамыша на нижнем Дону. Затем, дав войскам непродолжительный отдых, он начал новую кампанию – на этот раз против Руси. Его армия пошла на север по течению Дона двумя колоннами, одна – степями восточнее реки, другая – по западной стороне. В июле обе колонны достигли южных районов Рязанского княжества. Западная колонна под личным командованием Тимура штурмом взяла Елец (см. приложение 8). Елецкий князь попал в плен, а жители города были убиты или уведены в рабство. После захвата Ельца Тимур развернул там свой лагерь, позволяя войскам грабить окрестные земли. По всей видимости, он заслал на север своих разведчиков и ждал их донесений.

Русские, прекрасно осведомленные о ходе предыдущей борьбы между Тимуром и Тохтамышем, были готовы к любой неожиданности. Армия Великого княжества Владимирского (которое теперь включало в себя бывшее Великое княжество Нижегородское) была собрана в июне и июле. В начале августа великий князь Василий сосредоточил главные силы в Коломне. В Москве оставался сильный гарнизон под командованием князя Владимира Серпуховского, героя битвы на Куликовом поле. Позволив этому одаренному и популярному князю руководить защитой Москвы, Василий, по-видимому, надеялся предотвратить повторение волнений городского населения, как было во время нашествия Тохтамыша.

Основной стратегический план Василия состоял, судя по всему, скорее в том, чтобы защитить фронт по реке Оке, а не перейти ее и продвинуться на юг, как сделал его отец Дмитрий Донской. Чтобы поднять дух своих воинов и подбодрить москвичей, Василий попросил митрополита Киприана перенести в Москву почитаемую икону Божьей Матери, которая с середины двенадцатого века находилась во Владимирском кафедральном соборе и считалась чудотворной. Согласно легенде ее написал Апостол Лука (по мнению историков искусства, в действительности эта работа принадлежит кисти византийского мастера одиннадцатого века). Киприан одобрил план Василия и послал духовных лиц во Владимир, чтобы доставить икону в Москву. Она была взята из собора 15 августа, в день Успения Богородицы. Торжественный кортеж духовенства и мирян сопровождал икону по пути в столицу. Процессия появилась перед Москвой 26 августа, в тринадцатую годовщину захвата города войсками Тохтамыша. Москвичи во главе с князем Владимиром, митрополитом Киприаном, священниками и боярами вышли навстречу. После торжественных литаний икона была доставлена в кафедральный собор и там установлена. Вся эта церемония, кажется, произвела на москвичей сильный ободряющий эффект. Без всякого сомнения, это было важное психологическое событие, которое помогло укрепить в русских религиозное чувство и желание дать врагам отпор.[9]

Так случилось, что в тот день, когда икона Владимирской Божьей Матери достигла Москвы, Тимур объявил окончание похода и приказал отступать. Среди русских распространилось предание, что в тот день во сне Тимуру было видение, которое сильно его напугало. Он видел в небесах Богородицу в пурпурных одеждах, которая вела неисчислимое воинство защищать дорогу на Москву. Он проснулся, дрожа, и долго не мог объяснить своим приближенным, что с ним случилось.

На самом деле Тимур, по-видимому, к этому времени узнал о готовности русских защищаться, а также о силе и хорошей организации их армии. Он, несомненно, знал, что его соперник Тохтамыш сумел победить их тринадцатью годами ранее только благодаря тому, что захватил их врасплох. Тимур мог надеяться разбить русских, но он также, безусловно, понимал, что и его армия понесет тяжелые потери. Кроме того, продолжение похода отняло бы время и увело бы его слишком далеко от центра его империи.

Хотя Тимур не достиг Москвы, он, как мог, разрекламировал этот поход. Захват южных окраин Рязанского княжества был представлен как завоевание Руси. Истории подобного рода, рассказанные участвовавшими в походе офицерами Тимура, использовал персидский историк Шараф ад-Дин, который жил при дворе сына Тимура Шаруха и завершил свою «Книгу побед» через двадцать лет после кончины Тимура. Описывая кампанию 1395 года, Шараф ад-Дин утверждает, что Тимур дошел до Москвы и захватил там богатую добычу.  Не только современники Шараф ад-Дина в Средней Азии, но и некоторые современные ориенталисты тоже приняли его рассказ за чистую монету. И Эдвард Г. Браун в его «Истории персидской литературы», и Л. Бувэ в «Империи Монголов» повторяют его утверждение.[11]

По пути домой Тимур захватил и разграбил город Азак (современный Азов) в устье Дона и опустошил земли черкесов в западной части северного Кавказа. Оттуда он повернул зимой 1395-96 года в район нижней Волги и сжег два главных центра Золотой Орды – Астрахань и Новый Сарай, или Сарай-Берке. (см. приложение 8) Полностью удовлетворенный результатами похода, Тимур вернулся в Самарканд и скоро приступил к разработке своей индийской кампании. Она состоялась в 1398-99 годах и принесла сказочные богатства.

 

2.3 Причины, остановившие  Тимура.

Из всего вышесказанного, автор может сделать вывод о том, что именно в поисках Тохтамыша Тимур начал поход на Русь. Что же его остановило? Этот вопрос задавали себе многие историки.

Конкретного, точного ответа никто не дал. Но существуют версии. Их несколько.

1. В арабских летописях есть запись о том, что Тимур дошел до Москвы. На описание добычи, захваченной в этом городе, у летописца ушло немало строк. «Целыми вьюками блестели бобры, черных соболей также несметное число, горностаев столько связок, что не счесть…».[9] После Москвы Тамерлан пошел на юг, к Азову, богатому торговому порту, где перебил всех немусульман, а потом кинулся на столицу Орды Сарай, от которой тоже ничего не оставил. В другом восточном источнике говориться, что Тимур, завоевав булгар на Волге, пошел на Москву и осадил город Владимир. Тут он задумался, стоит ли идти дальше до пределов Севера, и тогда к нему явился святой Хызр и велел показать русским свою необоримую силу. Тимур поднял двухлетнего жеребца и метнул его на крепостную башню Владимира. Башня рухнула, а Тимур при этом крикнул так, что у всех воинов «отнялся язык от страха и бледность страшная все лицо покрыла».[10] Таким образом, Тимур посчитал лишним тратить силы и время на поход против слабого противника.

2. Узнав о том, что великий воин Тимур появился на Волге, князь Василий начал собирать войска для отпора врага. Но настроение в Москве было удручающим, никто не верил в победу. Тогда по совету бояр Василий отправил людей во Владимир, где в соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. И ее перенесли в Москву. Владимирцы были в горе и трауре, но по всему пути до Москвы люди стояли вдоль дороги на коленях – икона казалась им последней защитницей отечества. «Тамерлан увидел сон – высокую гору и с нее идущих к нему Святителей с золотыми жезлами. Над ними в сиянии лучезарном явилась жена благолепия и величия неписаного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле такого сновидения. Сия величественная жена, ответствовали они, есть Богоматерь, защитница христиан. И так мы не одолеем их, сказал монарх Чагатайский и велел полкам своим идти обратно».[6,С.240] Получается, что святая икона подействовала на расстоянии и на Русь Тимур вообще не ходил.

Информация о работе Причины, остановившие Тимура от полного подчинения Руси