Преступления и наказания в английском королевстве (VII- XV вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Цели наказаний менялись на отдельных этапах развития феодального права: от удовлетворения пострадавшего и его родни за причиненный ущерб до предотвращения повторной преступления путем устрашения (вырывание внутренностей из живого тела, выставленного у позорного столба, бичевание кнутом и пр.) .
Задача моего исследования выявить основные особенности правовой системы Англии с VII-XV вв., показать основные меры по регулированию общественного порядка, выявить основные виды преступлений и меру их наказаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I Эволюция правовой системы в английском королевстве
в VII – XV вв. ………………………………………………………………………7
1.1 Преступность в средневековом английском обществе и особенности понятия преступления в юридических текстах……………………………..7
1.2 Правовая система в английском королевстве в англо-саксонском и нормандском периоды………………………………………………………13
Глава II Преступления и наказания в английской правовой системе (по данным средневековым источникам)……………………………………………18
2.1 Преступления и наказания в англосаксонский период……………….18
2.2 Преступления и наказания в нормандский период……………………..22
Заключение…………………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………………….32

Прикрепленные файлы: 1 файл

окс на 5.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

    В- пятых,  преступная деятельность клириков  с конца XII в. среди духовенства значительно возросла. Клирики часто входили в состав банд на счету, которых были десятки тяжких преступлений.

    В-шестых, коррупция  в средневековой Англии становится  частью социализации члена общества. Повседневная жизнь судей, шерифов, бейлифов и даже членов жюри присяжных прочно переплетена с ней. Ее феномен заключался в том, что в целях противодействия ей средневековый человек сам становился частью ее механизма(10;72-84). Факторы, порождающие коррупцию, и нерегулярная выплата жалования создают условия для получения прибыли от своей должности.

   Все более очевидной  виделась необходимость устранения  вышеперечисленных проблем, поскольку  санкции общего права были  безрезультатны в ограничении  насилия или коррупции. Но поскольку  средневековое английское общество  не могло  включиться ив этот процесс, решение каких-либо проблем, касающихся снижения уровня преступности или борьбы с нею, оставалась неэффективным и бесперспективным.

      Понятие преступления, как любое другое понятие, невозможно без определенной терминологии, поскольку обозначение того, что входит в жизнь человека в процессе развития общества, является неотъемлемой частью развития общественных отношении. На основе анализа различных правовых источников  понятие преступления в английском праве  имеет множество смысловых оттенков, а единая терминология отсутствует. Это отсутствие единой терминологии в средние века свидетельствует о долгом существовании неписанного права. В праве, где действует обычай, терминология играет второстепенную роль. Однако, когда право начинает записываться, возникает огромная потребность в четких и функциональных  терминах,  обозначающих деяния, неприемлемые для общества.

            В англосаксонский период правды и законы являлись основными юридическими текстами. В этих законах не было выработано единого термина, обозначающего  преступление. Как указывает Хатунов С.Ю. существовали понятия зла, вреда, ущерба, обиды и т.п., которые в целом выражались в каком-либо деянии, которое обозначалось словом dэeda,  от которого произошло английское deed (деяние). Комбинации со словом dэeda  вырабатывали более определенную терминологию для обозначения преступления или преступного деяния. Слова misdэeda  и deofice dэeda по сути означали злодеяние и дьявольское деяние, что по-видимому и являлось обозначение преступления, поскольку злодеяние или деяние, которое наносит серьезный вред, ущерб или обиду,  по своему характеру являются злонамеренными или дьявольскими, то есть преступными (26;172-175). В англосаксонских правдах и законах смысл всех вышеупомянутых терминов  сводится к злому деянию или несправедливости , которые в те времена были родственны или близко по смыслу и сути любому уголовному преступлению. Что касается нормандского периода, то терминология изменилась с появлением новой языковой среды. . Два слова обозначали уголовное преступление: crimen и felonia ( по латыни), crim  и felonie ( на старофранцузском языке) (12;34). Слово felonia французского происхождения принесено в Англию норманнскими завоевателями, но в Нормандии оно имело несколько другой смысл, который преобладал в Англии при Англо- норманнских королях. Поэтому в англо- норманнский период существовали другие термины, употреблявшиеся для обозначения понятия преступления. Так, в законах Генриха I для обозначения понятия уголовного преступления помимо crimen использовалась и другая терминология, а именно causa criminalis и causa capitalis. Для обозначения мелких преступлений использовалась своя терминология: causa commonis, causa emendabilis и causa exactionalis. В этих терминах понятие преступления как бы подразумевается при упоминании или рассмотрении уголовных дел, которые бывают тяжкими или серьезными ( causa criminalis ,causa emendabilis и causa exactionalis(17;84).

            Таким образом по сравнению с англосаксонским периодом, когда преступником считался прежде всего иноверец, разбойник, пират, как например, даны и норвежцы , напавшие на территорию королевских гептархии, в норманнский период, когда государство воспринималось единым и централизованным ( в результате реформ В.II Завоевателя), преступником считался человек нарушивший королевские предписания и указы. В эти периоды было различие не только в понимании преступника, но и различия в терминологии, так как в нормандский период появилась новая языковая среда и  два слова могли обозначать уголовное преступление. Так же уже выделялась тяжесть преступления в этот период, в отличии от англосаксонского, где  понятия преступления не было. Существовало  только относительное понимание ущерба, вреда, обиды. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Правовая система в английском королевстве в англо-саксонском и нормандском периоды

Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано  с особыми путями его формирования, в частности с тем, что оно  не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли об этом писали Федоров К.Г.(27;98-103) и Семенов В.Ф. (25; 144-146).

     До нормандского завоевания в  XI в. основными источниками права  в Англии были обычай и королевское  законодательство. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязаний. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта(1). В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ(4), в IX в. в первом относительно централизованном государстве англосаксов — Правда Альфреда(9), в XI в.— Законы Кнута (3). Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии, принятой здесь в начале VII в. защитник и господин своих подданных. Устанавливается высшая юрисдикция короля по целому ряду правонарушений. Усиливается охрана жизни короля. Злоумышление против его жизни влечет за собой смертную казнь.

       Основываясь на обычном праве, последующие сборники заимствовали правовые нормы предшествующих. Король Альфред, например, создавая свою правду, указывал, что он заимствовал многое из прежних законов, особенно Этельберта, "которые ему понравились", но многое и опустил "по совету мудрых"(17;142).

       После норманнского завоевания обычаи и традиции Англии были консолидированы в рамках “общего права”. В результате реформ Генриха II королевская власть установила контроль над местным управлением и правосудием с помощью разъездных судов.

Федоров указывает 3 источники английского права:

-общее право;

-суды справедливости;

-статутное право (королевские указы)(17;22).

       Нормы общего права унаследовали положения англосаксонского права, норманнские обычаи, решения королевских судов, а также правила международного торгового оборота. В то же время влияние римского права на английское в раннее и развитое средневековье было весьма невелико.Как указывает Семенов В.Ф. нормы общего права закреплялись, начиная с конца XIII века, в так называемых Ежегодниках. Судебное решение должен был принимать судья. Главной идеей была мысль, что решение уже имеется, судья должен только его найти. Общее право основывалось на системе судебных прецедентов, не предусматривало наличия системы законов. Поэтому в Англии не произошло рецепции римского права - оно просто не понадобилось(25;32).

       В деятельности королевских судов большое значение имели выдаваемые истцу за плату королевские предписания. В конце XIII века сложилась фиксированная система приказов. Общее право было формализовано. Однако оно не соответствовало изменениям в индивидуальной психологии и общественной жизни. Формирование нового общества потребовало возникновения новой системы правовых норм.

      Суды справедливости - это канцлерский (или королевский) суд, установленный в 1329 г. Он рассматривал проблемы, не попадавшие в компетенцию других судов (например, договор об использовании чужой собственности)(16;54). Здесь же разбиралось невыполнение феодалом своих обязанностей. Канцлерский суд ввел понятие измены, причем за измену королю преступнику полагалась казнь со всеми родственниками, включая малыми детьми. С 1474 г. письменные приказы от имени короля издавал канцлер. В XV в. права из-за вмешательства канцлеров в сферу действия общего права стали заметны разногласия между двумя системами. Это соперничество привело к уменьшению формализации общего права. В начале XVI в. канцлер приобрел право выдачи “запретительных приказов”, ставя под сомнение авторитет судов общего права. В конце этого же века, в связи с борьбой между парламентом и королевской властью, между двумя судебными системами возник открытый конфликт. Судьи общего права выступили на стороне парламента, и Король Яков I объявил о приоритете норм “права справедливости”. Однако впереди была революция, в которое немалое участие приняли юристы(16;44-56).

        Законодательство средневековой Англии включало королевские хартии, постановления, ассизы, ордонансы. После возникновения парламента появились “статуты”, обозначавшие утвержденные королем парламентские акты. Наиболее важные законодательные акты были приняты королем Эдуардом I (Вестминстерские статуты 1275 и 1285 гг., упорядочившие судебную процедуру и устранившие противоречия между нормами общего права). С установлением абсолютной монархии роль статутов все более возрастала.

Особое место среди  источников английского права занимали труды юристов, издававшиеся с конца XII в. Наиболее известны работы Гленвилля(36)и Брактона(2), которые пытались систематизировать общее право в интересах судебной практики.

         Среди различных форм собственности английская правовая система придавала большое значение выработке отношения к собственности на землю. Законы признавали три основных вида свободных земельных: пожалованные земли ,земли майоратов, условные держания. Только земли первого типа могли переходить наследникам. Земли третьего типа в случае смерти держателя переходили к сеньору.

          С XIV в. зародился институт своеобразной “доверительной” собственности. Земля передавалась управляющему, обязанному распоряжаться ею в интересах владельца. С XIII в. распространилась аренда земли. Процедура оформления сделок о земле была запутанной и дорогостоящей.

В английском праве были известны обязательства, вытекающие из договоров и из причинения вреда, основанные на различении формальных и неформальных договоров. Общее  право предоставляло защиту только формальным договорам. Право справедливости могло защитить и некоторые неформальные договоры, выяснив, имело ли место реальное их исполнение( 14;77). 

       До XII в. уголовное право сохраняло верность англосаксонским обычаям. Затем ассизы Генриха II (1166 и 1176 гг.) выделили два типа преступлений: против короля и против частных лиц. Суды выявляли наличие умысла и неосторожности(33). В XIV в. было установлено деление преступлений на три типа, в зависимости от степени тяжести. К наиболее тяжелым преступлениям отнесли измену. Менее тяжким преступлением считалась фелония (тяжкие уголовные преступления). Наконец, наименее важным преступлением признавался мисдиминор (мелкие преступления). В XIV в. уголовно-правовые репрессии стали более жестокими. Таковы, в частности, статуты XVI в. о нищих и бродягах. Они даже получили название “кровавого законодательства”(16;67).

        Английское право было связано прочными рамками судебной процедуры. Процесс носил состязательный характер. Он был публичным и устным. Большинство исков по общему праву длительное время разбиралась в местных, феодальных судах. Институт присяжных возник в XI в., но укоренился только после введения ассиз Генриха II (33). К началу XIV в. существовали два вида суда присяжных: большое и малое жюри. В дальнейшем, с середины XVI в. полномочия большого жюри были ограничены утверждением обвинительного акта. Малое жюри получило право рассмотреть дело и выносить окончательный вердикт. С времени Тюдоров преследование обвиняемых осуществлялось двумя путями: в порядке суммарного производства и по обвинительному акту(Первый способ касался только малозначительных уголовных дел и решался на местном уровне. Второй способ предполагал арест обвиняемого, предание его суду, осуществление судебного разбирательства и вынесение приговора. Обжалование судебных решений не допускалось(31;89).

         Англо-нормандская судебная система  впервые стала единой в рамках  судебной власти, что  явилось  началом формирования уникальных  правовых традиций, получивших название  общего права. Созданная Генрихом II судебная система уже не требовала постоянного корректирующего вмешательства монарха и способна была функционировать, накапливая собственную судебную практику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II   Преступления и наказания в английской правовой системе( по  данным средневековым источникам)

2.1  Преступления и наказания в англосаксонский период

По отдельным фрагментам права  первых англосаксонских королей  видно, как сложно и неоднородно, но упорно и закономерно создавался основной инструмент уголовно-правового  регулирования. Это объясняется  тем, что подлинной власти права еще не существовало, а власти государства было недостаточно. Прежде всего, потому что еще долго средневековое общество ощущало остаточные явления перехода от власти общины к власти государству. «Дисциплинарная власть первобытного старейшины, – пишет А.Г. Пост, – с одной стороны, постепенно ослабляясь, принимает ограниченные размеры отеческой власти, супружеской власти и опеки, но с другой стороны, служит базисом для развития царской власти, которая начинает вмешиваться в уголовную юрисдикцию, как самостоятельный фактор»(24;5).

   Доминирование уголовно-правовых норм в период обычного права возникает из определенных материальных условий в жизни англосаксонского общества. Известные английские историки права Ф. Поллок и Ф. Мейтленд утверждают, что в канун нормандского завоевания уголовное право Англии базировалось на четырех основных инструментах уголовно-правового регулирования, заслуживающих внимание: кровная месть, денежный штраф по тарифу, объявление вне закона и наказание, связанное с вопросом «о жизни и членах»(24;35).

   В англосаксонских правдах можно встретить различные виды преступлений. В наиболее ранних судебниках понятие государственного преступления отсутствует, а существует лишь упоминание о нарушении «королевского покровительства». Позже этот вид преступления разъясняется довольно четко. Например, в статье 4 Судебника Альфреда сказано: «Если кто замышляет – либо сам, либо через объявленных вне закона, которым он дал приют, либо через своих людей – на жизнь короля, пусть ответит своей жизнью и всем, чем обладает» (9).

    Достаточно подробно для того времени рассматриваются в судебниках также преступления против личности: убийство («убьет другого», «убьет батрака», «убьет свободного» и т.п.), изнасилование («изнасилует рабыню», «изнасилует свободную» и т.п.), нанесение телесных повреждений («разобьет челюсть», «проломает череп», «сломает бедро», «выбьет глаз» и т.п.), кража («раб украдет», «совершит кражу», «кража божьего и церковного имущества» и т.п.), побои («ударит другого кулаком», «нанесет удар», «от удара станет синяк» и т.п.), клевета («распространял публично клевету» и т.п.)(1). Особое внимание уделялось преступлениям против собственности. Упоминаются также преступления против семьи (измена супругов), религиозные (работа в воскресенье, кража в церкви) и военные (уклонение от участия в походе). После нормандского завоевания круг наказуемых деяний расширился. Появляется много новых видов преступлений. Расширилось понятие государственного преступления (измена, посягательство на жизнь короля и членов его семьи, мошенничество, изготовление фальшивых денег и хартий (грамот) и т.д.).

Информация о работе Преступления и наказания в английском королевстве (VII- XV вв.)