Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:51, реферат
В 13-14 вв. активно идет развитие производительных сил после монголо-татарского нашествия, это приводит к росту феодального землевладения и укреплению экономической мощи феодалов, также растет монастырские и боярские хозяйства. Для дальнейшего развития необходимо было установление единой денежной системы, единых мер веса, уничтожение таможенных пошлин, ликвидация политической раздробленности и княжеских междоусобиц. Также объединения страны требовала усилившаяся борьба крестьян против господствующего класса: побеги, поджоги, убийства и др. формы. Начинаются выступления крестьян против духовных феодалов.
Судебными
уставами 1864 года создавалась оригинальная
и эффективная система
Волостные суды представляли собой сохранившиеся пережитки дореформенной сословной судебной системы и были судами с особой компетенцией - рассматривали исключительно крестьянские дела. Остались и некоторые другие сословные суды: духовные, военные, "инородческие", а также появились новые коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым и коммерческим делам.
К общим судебным органам с назначаемыми судьями относились окружные суды и судебные палаты. Окружные суды являлись судами первой инстанции и функционировали в системе коронного суда. Они утверждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов суда. Члены коронного суда назначались царем из числа дворян по представлению министра юстиции и были несменяемыми, т.е. могли занимать этот пост до тех пор, пока сами не подадут в отставку. Они не могли быть переведены или отстранены от должности иначе, как по приговору суда. Для них было обязательно высшее юридическое образование и определенный стаж работы в правоохранительных органах.
Судебные палаты были судами второй инстанции и апелляционным институтом, где рассматривались дела по жалобам и протестам на приговоры окружных судов, вынесенные без участия присяжных. Приговоры же по делам с участием присяжных заседателей вступали в законную силу немедленно и апелляции не подлежали, а могли быть опротестованы в кассационном порядке только в Сенате. В качестве суда первой инстанции судебная палата рассматривала дела о государственных и некоторых должностных преступлениях. Такие дела рассматривались с участием сословных представителей: губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы, волостного старшины.
Реформой 1864 года в состав окружных судов было введено новое звено - присяжные заседатели. Списки присяжных составлялись земскими и городскими управами, согласовывались с губернатором или градоначальником. Списки составлялись в соответствии с определенными цензами: возрастным и имущественным. Присяжными не могли быть "священнослужители и монашествующие, военные чины на действительной службе, учителя народных школ, те, кто находится в услужении у частных лиц".1 В компетенцию суда присяжных входили дела "о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказание, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ". Присяжные российского суда должны были, по аналогии с европейской системой, вынести вердикт о том, виновен или не виновен подсудимый. После рассмотрения дела в судебном заседании председатель суда разъяснял присяжным приведенные доказательства, предупреждал их против предвзятости и, огласив в суде, вручал им список вопросов о факте преступления и вине подсудимого, на которые они должны были дать ответы. Окончательный вердикт принимался присяжными по большинству голосов и мог быть отменен судом только в том случае, если весь состав суда единогласно признавал, что решением присяжных осужден невиновный. В этом случае назначался новый состав присяжных, и дело рассматривалось повторно. В этом случае решение было окончательным. Меру наказания по делу всегда определял суд.
При окружных судах учреждался институт судебных следователей, на которых возлагалось проведение предварительного расследования по делу. Они назначались непосредственно министром юстиции, и на них распространялся принцип несменяемости.
Надзор за следствием осуществлялся прокуратурой. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах.
В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции (генерал-прокурора). Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип несменяемости.
Большое значение
для независимости суда и упрочения
принципа законности в уголовном
и гражданском процессах
Адвокатура по судебным уставам подразделялась на две категории. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов. Они принимали участие как в уголовных, так и в политических делах.
Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при которых состояли.
Введение института адвокатуры и состязательного принципа судебного процесса повысило качественный уровень подготовки юристов и юриспруденции в целом.
Сенат в процессе судебной реформы также претерпел изменения. Он превратился в единственный в стране кассационный суд. Основное отличие кассационного порядка обжалования судебных решений и приговоров от апелляционного порядка обжалования в России состояло в том, что поводом для кассации являлись процессуальные правонарушения.
Таким образом, судебная реформа создала не только новый суд, но формировала новое понимание и представление о законности и правосудии. Кроме того, вводилась новая система правоохранительных органов, и создавались предпосылки для ее развития и совершенствования. В 1880 году было упразднено 3 отделение, все его функции перешли к Министерству внутренних дел. При МВД создается Главное тюремное управление, вместо смирительных и работных домов создаются крупные тюрьмы с центральным подчинением, возрастает число каторжных тюрем в Сибири. Позже, в 1885 г., управление тюрьмами отходит к Министерству юстиции. Также в 1880 году при МВД создается департамент полиции с отдельным корпусом жандармов.
В 1862 году проводится
полицейская реформа, изменившая организацию
местной полиции. Вместо упраздненной
вотчинной полиции в мелких административно-
Судебные уставы, в России законодательные положения, принятые 20 ноября 1864 года составили основу судебной реформы 1864 года.
Судебные уставы – в дореволюционной России официальное название законов, утвержденных 20 ноября 1864 года: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства». Судебные уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года.
Согласно «Учреждению судебных установлений» (закон о судоустройстве), "Судебная власть принадлежит Мировым Судьям, Съездам Мировых Судей, Окружным Судам, Судебным палатам и Сенату в качестве верховной кассационной инстанции (ст. 1). Примечание к ст. 2: судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов определяется особыми о них постановлениями. Ст. 8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят Обер-Прокуроры, Прокуроры и их Товарищи."1.
«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» являлся кодексом, в который были выделены из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» менее серьезные преступления (проступки), подведомственные мировым судьям.
Устав состоял из 13 глав. Глава 1-я содержала общие положения и перечень наказаний за преступления, предусмотренные уставами. Главы 2-9 были посвящены мелким преступлениям против общественного и политического строя, проступкам против порядка управления и т.д. В главах 10-13 говорилось о проступках против личной безопасности, против семейной чести и т.д.
«Устав уголовного судопроизводства» (уголовно-процессуальный кодекс) определял компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, общие положения, порядок производства в мировых установлениях, порядок производства в общих судебных местах, изъятие из общего порядка уголовного судопроизводства.
«Устав гражданского
судопроизводства» (
Однако судебные уставы сохранили в значительной мере черты феодализма. Крестьянство и национальные меньшинства («инородцы») по маловажным уголовным и гражданским делам судились в особых судах, главным образом на основе обычаев феодального права; существовали особые суды для духовенства; состав судебных работников был в основном из среды дворянства.
Судебная реформа имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система заменила собой крайне раздробленную систему судов. Однако значение судебной реформы 1864 года умалялось рядом положений судебных уставов и неполнотой ее проведения в различных регионах. Так, некоторых районах страны она проводилась с учетом национальных особенностей, к тому же "царская власть стремилась сосредоточить судебную власть в руках людей русской национальности, что было невозможно в данных регионах при установлении выборного начала мировых судей (Белоруссия, Правобережная Украина)".1 В других районах (некоторые губернии Сибири) судебная реформа вообще не проводилась или проводилась в урезанном виде.
Вскоре эта демократическая реформа стала мешать царской власти, т.к. она давала слишком много свободы, и некоторые ее положения были изменены. Так, в 1871 году судебные следователи практически потеряли право вести следствие по делам о политических преступлениях, такая функция была передана в жандармерию. В 1872 году появляется закон об изменении подсудности дел по государственным преступлениям: теперь их рассматривает не судебная палата, а особое присутствие Сената. Как правило, такие дела рассматривались с нарушением принципа гласности. В 1878 году Судебным палатам вернули право рассматривать дела о государственных преступлениях, но в урезанном объеме: только мелкие и средние. "…Некоторые особо важные дела поручались в особом порядке Верховному уголовному суду, который создавался каждый раз по конкретному делу специальным указом царя".1
Но сама основная структура органов судебной власти и судебная система с основными ее принципами сохранилась до 1917 года, благодаря эффективности, либеральности и передовым взглядам одной из самых буржуазных реформ 1864 года.
Использованная литература
1 Судебник 1497 года, С.И.Штамм, М., 1955 г., стр.3
Информация о работе Преступления и наказания по Судебнику 1497 года