Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 03:43, контрольная работа
1. Основные источники и особенности средневекового права Франции.
2. Основные институты и нормы права средневековой Франции.
3. Уголовное право и процесс в средневековой Франции.
1.Житков О.А.История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.Норма 2004 г. 624 с.
2.Кудинов О.А. История государства и право зарубежных стран: учебно-практическое пособие 2004 г.305 с.
3.К.И.Батыр История
4.Рыбакова Р.Г. Хрестоматия
по истории государства и
5.Галанза П.Н. Феодальное государство и право Франции. М. 1963 г 245с.
Каждое феодальное государство имело свое право. Более того, каждая область государства имела свой особый правовой комплекс.
По характеру источников право средневековой Франции распадалось на две большие области - север и юг и было представлено совокупностью нескольких правовых систем, в основе которых лежали различные источники, а их действие распространялось либо на определенный круг лиц, либо на отдельную территорию (включая города), либо на определенный круг общественных отношений (поземельные, брачно-семейные, торговые и пр.).
Основными источниками права средневековой Франции можно выделить:
1.Обычное право французских территорий – кутюмы.
2. Королевское законодательство
3.Римское право.
4. Нормы канонического права
5. Городское право
На севере Франции преобладало кутюмное право, представленное местными правовыми обычаями («кутюмами»). Обычаи складывались в устной форме, поэтому север Франции получил название «Страна неписанного права».
По своему содержанию кутюмы отражали феодальное право, причем в некоторых важных вопросах они как бы противостояли и королевской правовой политике, и церковному праву. Преображенные принципы феодальной иерархии более всего проявлялись в поземельном праве. Статус недвижимости определялся не только физической природой владения, но и предназначением предметов: даже люди могли считаться в ее составе. Вместе с тем в полном смысле собственнических прав кутюмы не признавали. Большое распространение имел особый институт сезины. Он был близок к владению римского права, и давала владельцу безусловные наследственные права, а также права сбора в свою пользу повинностей с этой сезины. Кутюмы разнообразились в зависимости от местности, но определить ее территориальные границы часто было чрезвычайно сложно.
До середины XIII в. юстиция оставалась во Франции почти полностью в пределах местных кутюмов. И суд вершили главным образом на уровне вассалов. Высшей инстанцией был королевский двор, однако для того, чтобы получить право защищать там свое дело, надо было или принадлежать к высшим вассалам короны, или получить особую привилегию на это. Формирование единой общегосударственной юстиции началось с реформ Людовика IX в середине XIII в. Самым важным средством укрепления централизованной юстиции, подчиненной единой государственной воле короны, стал парламент. Создание централизованной Королевской юстиции исторически было неразделимо с ростом правового значения королевского законодательства – ордонансов.
На Юге Франции постепенно важнейшим источником права становилось римское право, которое имело здесь достаточно глубокие исторические корни. Влияние римского права в Галлии восходило еще к завоевательным походам Юлия Цезаря. Оно сохранило свои позиции и в века, последовавшие за падением римской империи, но трансформировалось в своеобразное галло-римское право, опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на сборник римского права. Настоящий ренессанс римского права во Франции начинается с XIII в. на Юге страны, что было связано, прежде всего, с активной деятельностью школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового римского права. Отношение королевской власти к римскому праву во Франции сначала было двойственным. С одной стороны, для укрепления своей власти короли ссылались на многие формулы римского публичного права, использовали легистов в государственном аппарате. Но, с другой стороны, узаконение римского права могло быть понято как признание верховенства римско-германского императора. Признав доктринальное значение римского права, французские короли ограничивали его практическое применение. Людовик Святой (XIII в.) постановил, что оно не является обязательным во французском королевстве. Филипп Смелый запретил практикующим юристам использовать римское право в стране обычного права. Что же касается Юга, то здесь был найден своеобразный выход в том, что королевская власть признала римское право как своего рода вид "писаного обычая".
Постепенно на Юге местные правовые обычаи приходили в упадок, а римское право, которое во все большей степени следовало юстиниановым образцам, признавалось в качестве общего права и проникало в судебную практику. В XIV-XV вв. этот процесс затронул и страну неписаного права. Хотя здесь римское право рассматривалось лишь в качестве писаного разума и дополнительного источника права, оно оказывало заметное влияние на кутюмы в ходе их редактирования и записи. Французские бартолисты адаптировали римское право к условиям средневекового общества, т.е. к потребностям судебной практики.
К числу важных источников права, действовавших в равной мере на территории всей страны, относились также нормы канонического права. Право церкви создавать собственную юридическую систему для внутреннего употребления признавалось в римской империи и в монархии франков, откуда во Францию и перешло каноническое право. Своего апогея здесь оно достигло в XII- XIII вв., когда расширилась компетенция церковных трибуналов, которые, сохранив свои властные функции над клириками, существенным образом расширили свою юрисдикцию в отношении светского населения. В последующие века в ходе упорной борьбы королевской власти за укрепление своих судебных полномочий сфера действия канонического права во Франции начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 года запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся не клириков, а светских лиц. К этому времени утверждается положение, согласно которому король один осуществляет власть в королевстве, а поэтому декреталии римских пап и постановления церковных соборов не являются обязательными для французов. В число королевских полномочий в период становления абсолютизма было включено придание обязательной силы нормам канонического права.
В отношении старого канонического права, выработанного в период средневековья и включенного в Свод канонического права, действовала презумпция, согласно которой оно молчаливо признается королевской властью.
Нормы канонического права, принятые церковью уже после утверждения свода канонического законодательства (1582 год), требовали специальной королевской санкции. Фактически королевские суды стали принимать во внимание лишь те акты церковных соборов и римских пап, которые сопровождались специальными королевскими грамотами, означавшими их официальную промульгацию. Более того, такие грамоты подлежали регистрации в парламентах, что означало их верификацию.
Вмешательство королевской власти в применение норм канонического права привело к тому, что отдельные церковные каноны (особенно XXIV канон, посвященный брачно-семейным отношениям), действовали со многими национальными особенностями.
Большое значение во Франции в период средневековья имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода обычное право. Оно отличалось значительным разнообразием, но ему были присущи и общие черты. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами. В хартиях и основанных на них внутренних регламентах городов предусматривалось поддержание мира и порядка, признавались важные права и свободы граждан, не защищенные обычным феодальным правом (право на жизнь и имущество горожан, неприкосновенность жилища и т.п.), регламентировалась торгово-ремесленная деятельность.
Постепенное развитие внутренней, а особенно международной торговли выявило и очевидные недостатки городского права, носившего местный партикулярный характер. Поэтому с XII в. в отношениях между купцами начинают использоваться нормы международного морского и торгового права, позаимствованные из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах (Пизе, Барселоне и др.). Со временем такие сборники стали составляться и во Франции. Наибольшую известность из них получил Реестр торговых и морских обыкновений, составленный в XIII в. в Олероне и применявшийся во многих портовых городах Франции и Англии.
Парламентская практика и королевская юстиция стали реальными проводниками, по которым королевское законодательство постепенно преобразовывало правовую систему королевства. По мере усиления королевской власти все более важное место среди других источников права занимают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др.
С началом абсолютной монархии значение королевских ордонансов стало не просто исключительным. Они сыграли роль первых кодификационных актов, хотя в соответствии с традицией французского права направленных более в сферу процедуры и процессуальных порядков, чем в сферу материального права. Одним из первых таких стал Ордонанс 1629 г., прозванный также Кодексом Мишо. Более чем в 300 статьях его фиксировались принципы правосудия, даже полномочия короны, основные правила судопроизводства и государственных финансов. Разработан он был с учетом мнения специального собрания нотаблей.
В рамках средневекового права получили свое развитие такие правовые институты, как вещное право, обязательственное право, брачно-семейное инаследственное право, уголовное право.
Основным объектом вещных прав была земля.
Феодальная основа права Франции наиболее
ярко проявилась в том, что оно закрепляло
исключительные привилегии дворянства
и духовенства, на землю. К XI в. полностью
исчезает свободная крестьянская собственность
на землю, а также иные формы аллодиальных
владений, которые дольше сохранялись
на юге страны. Феод утверждается в качестве
основной и практически единственной
формы поземельной собственности. В результате
развития процесса складывается правило,
что каждый держатель земли должен иметь
сеньора по принципу "нет земли без
сеньора". Это правило, возникшее первоначально
на севере, к XIII в. распространяется по
всей территории Франции.
С усилением власти короля легисты
и королевские судьи стали исходить из
того, что все земли в стране держатся
от имени короля. Другой чисто феодальной
чертой права поземельной собственности
во Франции была его расщепленность.
Как правило, земля не находилась в неограниченной
собственности одного лица, а выступала
как собственность двух или более феодалов,
принадлежавших к разным ступеням сословной
лестницы. Права земельного собственника
в части недвижимостей рассматривались
не как индивидуальные, а как семейно-родовые.
Поэтому распоряжение родовыми землями
ставилось под контроль родственников.
Особая конструкция поземельных прав
была выработана в стране обычного права,
где кутюмы не знали права собственности
на землю как такового, а признавали особые
владельческие права – сезину. Права держателя
земли принимали устойчивый характер
в результате давности обладания земельным
участком. Сначала обычное право предусматривало
для этого короткий срок (год и один день),
но позднее этот срок увеличился от 10 до
30 лет.
В период абсолютизма во Франции широкое
распространение получает договор найма
(аренды) земли, который способствовал
проникновению капиталистических отношений
в деревню.
С развитием
товарно-денежных отношений начинается
развитие договоров, порождавших обязательственные
правоотношения. В условиях господства
натурального хозяйства не было основы
для развития обязательственных отношений.
Наиболее известным договором, порождавшим
обязательство в ранний период феодализма,
являлся договор, устанавливающий отношения
вассалитета между сеньором и вассалом.
В случаях, сложившихся до первой половины
ХIV века, договор купли-продажи считался
заключенным с момента уплаты, с момента
передачи покупателю.
Позже возникает брак, согласно которому договор купли-продажи на подвижные вещи вступал в силу с момента заключения договора, независимо от того, была ли в действительности вещь передана. Окончательно такое положение было закреплено ордонансом 1566 г., согласно которому договор купли-продажи недвижимых вещей, должен был совершаться в нотариальном порядке.
Договор купли-продажи
Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом. В XVI-XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, серией ордонансов отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак, хотя по-прежнему фиксировался лишь в церковных книгах, стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Было пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласие родителей. Отныне дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. В связи с нерасторжимостью брака по каноническому праву парламент не мог признать его недействительным, но объявлял заключенным незаконно. В результате брак не порождал юридических последствий.