Послевоенные политические репрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить истинные причины начала репрессий, рассмотреть наиболее громкие дела и оценить масштабы проведенных карательных мероприятий.
В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть послевоенное положение в стране, выявить, какие события привели к усилению карательного режима;
2. Проследить ход развития основных событий, касающихся нового витка политических репрессий;
3. Отразить историю реабилитации и амнистий политзаключенных.

Содержание

Введение 3
1. Послевоенное развитие страны 4
2. Новый виток политических репрессий 7
2.1. Причины репрессий 7
2.2. Наиболее массовые дела 8
2.2.1. Космополитизм 10
2.2.2. Ленинградское дело 14
2.2.3. Мингрельское дело 17
3. Амнистии и реабилитация 19
Заключение 23
Список используемой литературы и источников 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

итог итогов.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

    Дело  касалось участков земли, которая во время коллективизации была отобрана у ее хозяев и которую они во время войны, воспользовавшись ослаблением контроля, прирезали к своим приусадебным участкам.

    В результате этих мероприятий власти и засухи в ряде областей, начался  голод, повлекший за собой в 1946-47 гг. гибель огромного числа людей (о количестве смертных случаев власть предпочла умолчать). 

    2.2.1. Космополитизм 

    Кампания против космополитизма является одним из важнейших звеньев в серии тех политико-идеологических кампаний, которые были развернуты высшим руководством Страны Советов в послевоенные годы. Кампания имела целью взять под контроль начавшийся в конце 30-х гг. процесс «идейного разоружения» в обществе и предотвратить рост прозападных настроений, особенно в условиях развернувшейся сразу после войны «холодной войны».

    К сожалению, в кампании по борьбе с  космополитизмом было множество  перегибов, которые придавали ей иногда несколько извращенные формы, которые могли бы показаться довольно абсурдными, если бы не имели столь печальных последствий. Тем не менее, как бы ни ругали сегодня сталинскую кампанию против космополитов, нужно учитывать, что с точки зрения правящего в те годы режима и при существовавшей тогда идеологической системе борьба с «антипатриотическими» проявлениями имела свои объективные предпосылки и помимо «антисемитизма». Она входила в общий комплекс мер, которые были предприняты после войны для общего укрепления коммунистического строя, а также для контроля над проявлениями национальных чувств, дозволенными во время войны в пропагандистских целях.

    Победоносное  завершение Великой Отечественной  войны породило в советском обществе надежды на либерализацию общественной жизни, расширение свободы творчества и ослабление жесткого государственного контроля в области искусства, литературы. Однако начавшаяся вскоре «холодная война» перечеркнула все подобные упования. Главный идеолог партии А.А. Жданов ведет кампанию, обличающую «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Естественным продолжением «борьбы с низкопоклонством» становится борьба с «космополитизмом», направленная в первую очередь против части интеллигенции, которой приписывали прозападные идеи. Фактически, на «идеологическом фронте» сражение ведется сразу по многим направлениям: против некритической оценки западной культуры, против остатков буржуазных воззрений, против проявлений «низкопоклонства», а также отступлений в науке, искусстве, литературе.

    Впервые теоретическое обоснование космополитизма в сравнении с патриотизмом и  национализмом было дано в статье О.В. Куусинена «О патриотизме», где  космополитизм трактовался как  «безразличное и пренебрежительное отношение к Отечеству». Фактически, из статьи можно было сделать вывод, что космополитами могли быть только «враги народа», сторонники буржуазного космополитизма и национализма6. Очередную попытку подвести теоретическую базу под космополитизм и антипатриотизм мы видим в статье Г.Ф.Александрова «Космополитизм -- идеология империалистической буржуазии», опубликованной в 1948 г. в «Вопросах философии». В ней космополитами объявлялись кадет П.Н.Милюков и др., «отъявленными космополитами» - такие бывшие оппоненты Сталина, как Н.И.Бухарин и Л.Д.Троцкий, Пятаков и пр. Таким образом, термин приобретал довольно зловещий оттенок7.

    Заметим, что И.В. Сталин всегда придавал проблеме космополитизма большое значение, понимая  ее важность в идеологическом плане. Поэтому фактически именно он был инициатором всей масштабной кампании, и даже нередко лично редактировал важные пропагандистские статьи (хотя его прямое участие далеко не всегда афишировалось). Сама же организационная часть кампании по воспитанию «советского патриотизма» направлялась «Агитпропом». Ее возглавляли Андрей Жданов, М.А.Суслов, а также Шепилов, редактор «Правды» по отделу пропаганды, позднее заместитель Суслова.

    Отечественная и зарубежная историография часто приравнивает «борьбу с безродным космополитизмом» к явному проявлению антисемитизма. Здесь, как один из наиболее ярких примеров, приводят, в частности, «дело ЕАК». Однако отметим, что однозначно судить о данной проблеме нельзя. Вряд ли можно утверждать, даже несмотря на то, что антисемитские проявления действительно имели место, будто вся эта масштабная идеологическая кампания была затеяна исключительно против евреев. Так, например, не менее широкую известность имеет «Ленинградское дело», также проходившее в рамках борьбы с космополитизмом, в котором фигурировало в т.ч. и множество русских фамилий. В общей массе жертв кампании евреи представляли не столь уж значительное меньшинство. К примеру, по знаменитому «делу врачей» арестованных лиц не еврейской национальности проходило почти в три раза больше, чем евреев. Это еще раз доказывает некорректность объяснения антикосмополитизма и якобы антиеврейских кампаний исключительно с позиций антисемитизма Сталина и его окружения. Очевидно, главным двигателем кампании было стремление вновь контролировать те национальные импульсы, которые получили развитие во время войны.

    Тем не менее, нельзя отрицать, что отдельные  проявления антисемитизма действительно  были одним из следствий кампании по борьбе с антипатриотизмом и низкопоклонством перед Западом. В рядах космополитов чаще начинают упоминаться представители еврейской интеллигенции. Во-первых, потому, что евреи, по статистике, имели весьма большой удельный вес в прослойке российской интеллигенции, гораздо больший, чем в населении страны в целом. Так, составляя после ВОВ немногим более 1% населения СССР, в различных областях культуры, искусства и науки доля евреев могла составлять примерно от 20 до 60 %! Поэтому любое давление на «интеллигентиков» неизбежно затрагивало и евреев, даже если и не было прямо направлено против них. Вероятно, обострение «еврейского вопроса» было вызвано и провозглашением в 1948г. государства Израиль, установившего явную проамериканскую ориентацию. А потому в советских евреях, традиционно поддерживавших связи с сородичами, часто стали видеть потенциальных изменников.

    Своего  пика кампания против «безродных космополитов»  достигла в январе 1949 г., после выхода в «Правде» редакционной статьи «Об  одной антипатриотической группе театральных  критиков», в которой критиковался ряд «последышей буржуазного  эстетства», часть из которых была еврейской национальности. Причем существуют данные, что текст статьи редактировался лично Иосифом Виссарионовичем. Упомянутая статья послужила сигналом для появления новых подобных же статей, для проведения чисток в государственном аппарате, среди интеллигенции. Производится роспуск различных еврейских объединений. Кульминацией кампании можно назвать печально знаменитое «ленинградское дело» 1950, и последовавшее за ним в 1952-1953 «дело врачей». Тем не менее, массовых репрессий и арестов, как в 30-е гг. не производилось. Как правило, наказание сводилось к увольнению с работы, исключению из партии, иногда просто к переводу куда-нибудь на периферийные посты, хотя, конечно, было много арестов. К тому же клеймо космополита сразу записывало в лагерь подозрительных лиц, «шпионов».

    Наступление так же шло против капиталистическо-буржуазной идеологии и американизма. Из США, фактически, создавался образ врага (внешнего; внутри же в этом образе представлялись «безродные космополиты» и «низкопоклонники»). Одновременно стоит вспомнить, что в США также шла широкая антикоммунистическая кампания. Таким образом, можно сделать вывод, что кампания по борьбе с безродным космополитизмом была тесно связана и с «холодной войной».

    Пожалуй, можно отметить, что одним из следствий  политики борьбы с космополитами  явилось плотное опускание «железного занавеса». Сталина часто обвиняют, возможно, справедливо, в том, что он воспользовался кампанией против космополитизма, чтобы ужесточить свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю. И действительно, данная программа во многом способствовала усилению политики изоляции советского государства, которая во многом была направлена на недопущение возможного воздействия капиталистической идеи на советских граждан. Как пример проявления политики изоляции можно привести указ 1947 года «О воспрещении регистрации браков граждан СССР с иностранцами».

    Нужно также сказать, что кампания по борьбе с космополитизмом имела и  важнейшее внутреннее значение для  страны, поскольку одним из ее следствий стало проведение очередной чистки кадров (хотя репрессий при этом не проводилось).

    Говоря  о «борьбе с космополитизмом», необходимо также упомянуть, что  она во многом сыграла негативную роль в развитии передовой мысли, как научной, так и культурной. Помимо разгромной критики против многих деятелей культуры - писателей и поэтов (Ахматова, Зощенко, Твардовский), режиссеров (Эйзенштейн, Довженко и пр.) и композиторов (Прокофьев, Шостакович, Мурадели), часто обвиняемых настолько надуманно, что те сами не могли понять, в чем их вина, идеологическому разносу подвергались также и многие известные ученые.

    Были  в значительной степени ограничены возможности развития таких наук, как философия и экономика. Ужесточение  идеологического контроля над областью естественных наук во многом отбросило нашу страну назад в целом ряде областей. Здесь как один из наиболее ярких примеров может быть приведен пример закрытия дороги советским генетикам. В результате фактической монополизации агробиологической области печально знаменитым академиком Е.Лысенко многие выдающиеся генетики, почвоведы, медики и физиологи были оттеснены на вторые позиции, что препятствовало развитию этих важнейших областей. Кибернетику же вообще окрестили реакционной наукой.

    Несомненно, критика ряда новейших научных направлений и невозможность сотрудничества с зарубежными коллегами, ограничение свободы дискуссий и мнений в среде передовых и образованнейших людей общества, является одним из самых отрицательных последствий «борьбы с космополитизмом».

    В ходе кампании, в отличие от 30-х гг., не проводилось масштабных репрессий. Кампания была направлена на восстановление контроля над общественной мыслью. В результате борьбы с космополитизмом пострадал и затормозил в своем развитии целый ряд научных направлений; была ограничена свобода мысли, а государство перешло к изоляции. Тем не менее, проводимая политика выполнила свое назначение, постепенно изжив себя и будучи свернута. Хотя до сих пор тема борьбы с космополитизмом является предметом многих споров. 

    2.2.2. Ленинградское дело

    Психологическое воздействие репрессий на общество, преследующее цель парализации коллективной способности к сопротивлению, основано на принципе избирательного террора- каким  бы массовым тот ни был. Избирательный подход призван был заложить в массовое сознание идею «праведного гнева» и «справедливости» репрессивных мер.

    Репрессии послевоенных лет в той или  иной степени затронули все слои населения. Первыми под каток  новых репрессий попали те, кто  уже отбыл наказания за «политические преступления» и был освобожден. 26 октября 1948 г. была издана совместная директива МГБ СССР и Прокуратуры СССР, предписывающая снова арестовать бывших троцкистов, правых, меньшевиков, националистов, а также вышедших на свободу осужденных ранее за шпионаж диверсии.

    Если  сравнивать размах политических репрессий  за довоенный и послевоенный период, то очевидно, что послевоенный террор не достиг масштабов «большого террора» 1937- 1938 гг. Отличительной чертой послевоенных политических репрессии можно считать замкнутость их на уровне элит - центральных и местных. Репрессии в этой среде преследовали цель дисциплинировать партийный и государственный аппарат, на примере наказания одиночек дать своеобразный урок остальным. Репрессии в кругу элит служили также средством разрешения клановых противоречий в борьбе за власть и являлись своего рода инструментом обеспечения сменяемости и обновляемости кадров8.

    Поводом для фабрикации ложных обвинений  в отношении А.А. Кузнецова послужила  проведенная с 10 по 20 января 1949 года в Ленинграде Всероссийская оптовая ярмарка. Маленков выдвинул против Кузнецова и Председателя Совета Министров РСФСР М.И. Родионова, секретарей Ленинградского обкома и горкома партии П.С. Попкова и Я.Ф. Капустина обвинения в том, что они провели ярмарку без ведома и в обход ЦК и правительства. Между тем документально установлено, что ярмарка была проведена во исполнение постановления Совета Министров СССР.9

    Раздувая  дело о незаконности проведения Всероссийской  оптовой ярмарки в Ленинграде, Маленков использовал и другие предлоги для дискредитации ленинградских руководителей.

    Через несколько дней после окончания  работы X областной и VIII городской  и объединенной Ленинградской партийной  конференции (22-25 декабря 1948 года) в  ЦК ВКП(б) поступило анонимное письмо, в котором сообщалось, что хотя в отдельных бюллетенях фамилии секретарей Ленинградского обкома и горкома партии П.С. Попкова, Я. Ф. Капустина и Г.Ф. Бадаева были вычеркнуты, председатель счетной комиссии А.Я. Тихонов объявил на конференции, что эти лица прошли единогласно. Действительно, Попков получил «против» 4 голоса, Бадаев- 2 голоса, Капустин- 15, но причастность ленинградских руководителей к искажению итогов выборов не была установлена.

    Тем не менее 15 февраля 1949 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было выдвинуто обвинение против А.А. Кузнецова, М.И. Родионова и П.С. Попкова в том, что они провели в Ленинграде Всесоюзную оптовую ярмарку, что якобы привело к разбазариванию государственных товарных фондов и к неоправданным затратам государственных средств на организацию ярмарки. Постановлением Родионов, Кузнецов и Попков были сняты с занимаемых ими постов и им были объявлены партийные взыскания - выговор.

Информация о работе Послевоенные политические репрессии