Понятие, сущность и происхождение Повести временных лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе целью является рассмотреть «Повесть временных лет как историко-правовой источник.
Для достижения поставленной цели в настоящей работе необходимо решить следующие задачи:
проследить освещение в «Повести временных лет» происхождения Российского государства;
охарактеризовать «Повесть временных лет» как историко-правовой источник: государственный строй и форму государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв;
осветить отдельные отрасли права и их отражение в «Повести временных лет».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Повесть временных лет как правовой источник испр.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, исходной точкой развития права были родоплеменные обычаи; каждое племя обладало собственной системой родоплеменных обычаев, отличавшейся от других. С объединением государства появляется новый правовой источник - княжеские уставы и ряды, способствовавшие унификации прежних неписаных племенных установлений. Их было, конечно, недостаточно для потребностей единого Древнерусского государства, и на основе обычного племенного права и княжеских актов к началу X в. оформляется "Закон русский" - высший правовой акт Киевской державы. Это не означало, что прежнее племенное право уходит в небытие; оно продолжает применяться, но сфера этого применения сужается. "Закон русский" в первую очередь охранял такие права человека, как жизнь, здоровье, личное достоинство, а также активно защищал частную собственность.

Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. По сути дань - это сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (879 - 912), утвердившись в Киеве, занялся сбором дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, "некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала". Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "От рала" - т.е. с плуга или сохи.

Дань взималась двумя  способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря (912 - 945), который обременил древлян тягостным налогом.

Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в "Повести временных лет" поход княгини Ольги против древлян в 945 г. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги...»17.

Развитие отечественного законодательства относительно проблем  юридической ответственности и учета субъективных факторов нельзя считать прогрессивным. В Древней Руси долгий период времени господствовало объективное вменение, что было связано со слабым развитием правовой мысли в ту пору. Однако уже при анализе одних из первых известных договоров Древней Руси с Византией в содержании текстов можно обнаружить упоминания об ответственности виновной стороны. Так, в договоре 912 г. сказано, что "если же случится кому-либо из нас, русских, прибывших с ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут виновники присуждены к наказанию". В договоре Руси с Византией 945 г. ответственность виновного лица уже конкретизируется: "за то беззаконие пусть заплатит виновный пять литр серебра". Указанные тексты договоров свидетельствуют о "первичных зачатках" применения в Древней Руси формулировок об ответственности именно виновной стороны нарушенного соглашения.

Потребность в разрешении конфликтов и споров о праве у  человечества, несомненно, возникла в догосударственный период; и если в период дикости и варварства споры решались посредством насилия, то в эпоху цивилизации в этих случаях прибегают к арбитражному или третейскому посредничеству независимого третьего лица. Посредником могла выступать группа сородичей, выделившаяся из них или вставшая над ними группа представителей (народное собрание, вече, совет старейшин) либо личность (вождь, князь, жрец, священнослужитель). Об этом писал русский историк права В.И. Сергеевич: "Первые и крайне грубые формы восстановления нарушенных прав сложились еще прежде государств... Как преступление имело первоначально частный характер, так точно и восстановление прав было делом частных лиц. Этот древнейший процесс является в форме самосуда, т.е. самоуправства..."18.

Первое письменное упоминание об отечественном правосудии встречается в "Повести временных лет", где говорится о том, что славянские племена и их соседи обратились к варягам с призывом владеть ими и судить "по правде"19. Анализируя этот текст, можно с уверенностью сказать, что до призвания варяжского князя Рюрика в славянских племенах конфликты и споры решались на основании сложившихся правовых обычаев, которые не были всеобщими и универсальными: каждое племя имело свои обычаи, законы отцов, нравы. Призвание же иноземца давало возможность судить по единой, общей "правде", что обеспечивало законное, обоснованное и справедливое решение по делу. Таким образом, потребность разрозненных, разобщенных в публично-правовом отношении племен, живших по соседству, в правосудии стала одним из определяющих факторов формирования древнерусской государственности. Укреплению власти князя, олицетворявшего единство и суверенитет государства, способствовало и его законотворчество.

Семейное право развивалось  в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовали похищение невест, многоженство. По "Повести временных лет" тогдашние мужчины имели двух - трех жен. А великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, пришедшие к нам из Византии жестокие наказания за внебрачные связи.

Летописец на данном этапе различал две разновидности семейных обычаев. Первая существовала у полян, у которых брак был невозможен без согласия родителей невесты, кроме того, она получала приданое. Вторая существовала у большинства прочих восточнославянских племен - у древлян практиковалось похищение невесты у воды; у радимичей, вятичей и северян - похищение их на игрищах и разнообразных религиозных празднествах. Впрочем, все это происходило с согласия девушек.

Повсеместно существовало многоженство, некоторые мужчины  имели по две и даже по три жены. Неписаные семейные обычаи говорят в сфере имущественных отношений лишь о приданом, которое выделялось семьей невесты и в дальнейшем принадлежало последней. В сфере личных правоотношений также большую роль играли обычаи, подчас весьма жестокие. Обычаи были устойчивыми даже тогда, когда появились новые формы права, и свое значение сохраняли в наибольшей полноте на окраинах государства. Обычаи, как видно, не были склонны к возвышению роли женщины и фиксировали ее несомненно зависимое положение.

Вторым этапом развития древнерусского семейного права стало урегулирование сферы имущественных правоотношений между супругами Законом русским и отражение содержащихся в нем норм в международных соглашениях Древнерусского государства. Договор 911 г. содержал особую статью, определявшую, что жена является собственницей имущества, полагавшегося ей по закону. Так, даже если муж совершил убийство и бежал, то лишь часть его имущества ("часть его сиречь иже его боудть") отойдет родичам убиенного как санкция за преступление ("по закону да возьмет ближний оубьенаго"), личное же имущество жены сохранится в любом случае за ней ("а и жена оубившаго да имеет, толицем же пребоудть по закону")20. Кроме того, собственностью жены становились те подарки, которые она получала от мужа ("не кладяху на своя жены золотых обручии, но хожаху жены их в серебре"). Как видно, женщина, по крайней мере свободная, не была беззащитна с имущественной точки зрения. Она располагала собственностью и, что важно, не только по чьей-то воле, а вследствие прямого распоряжения закона - договор 911 г. впервые упомянул о принадлежащей ей собственности не в смысле одного только приданого, а в смысле совокупности приданного и всей остальной ее личной собственности. В связи с вышесказанным неудивительным является целая плеяда знаменитых женщин X в. Ольга выступает не затворницей, а энергичной правительницей. Константин Багрянородный упоминает, что в составе посольства Ольги присутствовали и другие княжны, следовательно, в ту эпоху многие другие женщины из высших слоев общества принимали определенное участие в управлении государством.

С принятием  христианства происходит рецепция византийского  брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон - собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги.

 

Заключение

 

Главный источник наших  знаний о древней Руси - средневековые  летописи. В настоящее время известно более двухсот списков летописей. Большинство из них опубликовано (полностью или в виде разночтений к другим спискам) в Полном собрании русских летописей. Одна из самых древних и известных – «Повесть временных лет» – летопись, получившая свое название по первым словам «се повести времяньих лет...» и повествующая о событиях русской истории середины IX - начала XII вв. По оценке выдающегося российского ученого Д.С.Лихачева, «Повесть временных лет» с ее всемирно-историческим введением, с ее широким стремлением обосновать место русского народа среди других народов мира, с ее особым вниманием к героическому, к военным подвигам, к славе русского оружия вводит нас в атмосферу эпического народно-песенного отношения к русской истории.

Традиция называет автором  «Повести» монаха Печерского монастыря в Киеве Нестора. Долгое время считалось, что Нестор являлся родоначальником русского летописания, но позже было установлено, что еще до него существовали летописные своды. «Древнейший», «Свод Никона», «Начальный свод».

Изучение «Повести»  продолжаются до сих пор, однако, несмотря на значительный массив литературы, посвященный  этому литературному памятнику, исследователи расходятся по многим аспектам появления и толкования летописи.

Согласно летописи появление у восточных славян государства с центром в Киеве стало результатом длительного процесса социально-экономического и политического развития. Основным содержанием этого процесса являлись рост сельскохозяйственной продукции, позволивший содержать группу людей, участвующих в производстве материальных благ, и укрепление верховной власти вождей, статус которых становится наследственным. Вожди, в славянском регионе называемые князьями, постепенно все больше функций сосредотачивают в своих руках и распространяют свою власть на все большую территорию.

Верховная власть в Древнерусском  государстве принадлежала великому киевскому князю. Князь в отношении других владетельных князей был независимым государем. Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Княжеская власть была необходимым элементом в составе государственной власти всех русских земель. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на «старшую» и «младшую». Князь имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов (младшие дружинники).

Одной из центральных  идей летописи является идея единства Русской земли. Летопись идеализирует государственный строй, установленный  Ярославом Мудрым. При этом главной силой русского народа видится его соборность (собранность вокруг Церкви) в стремлении воплотить нравственный идеал православия. Автор утверждает духовную природу той силы, которая объединила полтораста славянских племен в единый народ вокруг религиозного начала. «Повесть временных лет» осуждает княжеские усобицы.

В состав летописи включены устные предания, свидетельствующие о патриотических настроениях народных низов, защищавших свою родину от нападения чужеземцев.

 

Список использованной литературы

 

  1. Борисов О.В. Первые письменные правовые памятники Руси // Российская юстиция. 2008. № 5.
  2. Глухов В.А. История развития уголовно-исполнительного права. Формирование системы исполнения наказаний в Древнерусском государстве // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 4.
  3. Демченко Т.И. Древнерусское правовое сознание в "Повести временных лет", в "Поучении Владимира Мономаха" и в "Слове о полку Игореве" // Юридическое образование и наука. 2009. № 1.
  4. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. История России: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001.
  5. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юрист, 1998.
  6. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М., 1995.
  7. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского / Сост. А.И.Уткин. М.: Просвещение, 1990.
  8. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. "История России VIII-XVвв." М.:МИРОС-Аргус, 1995.
  9. Ключевский В.О. «Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах». М.: «Мысль», 1993
  10. Кудимов А.В., Шафиев М.М. Источники права Древней Руси // История государства и права. 2006. № 10.
  11. Кузнецов И.Н. История Отечества. – 2-ое изд. – М.: Издательство деловой
  12. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1.
  13. Мазарчук Д.В., Темушев С.Н. История русской государственности и права (до октября 1917 г.): курс лекции. – Мн.: Эдит ВВ. 2007.
  14. Надежин Н.Н. Источники древнерусского предпринимательского права // История государства и права. 2007. № 1.
  15. Никитин А.Л. "Повесть временных лет" как исторический источник // Основания русской истории: мифологемы и факты. М., 2001.
  16. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен
  17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – Петрозаводск: АО «Фолиум», 1996.
  18. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X - начало XII в. М.,1978.
  19. Рыбаков Б.А.  Киевская Русь и русские княжества XII-XIIвв. М., 1982
  20. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. С. 295 - 296. См. также: Гедеонов С. Варяги и Русь. М., 2004
  21. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. / Худож. К.Сошинская. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  22. Семенова О.П. Развитие семейно-брачных отношений в Древнерусском государстве // История государства и права. 2006. № 11.
  23. Серегин А.В. Юридический анализ причин возникновения Древнерусского государства // История государства и права. 2007. № 9.
  24. Соловьев С.М. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома. М., 2003.
  25. Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М., 1989.

Информация о работе Понятие, сущность и происхождение Повести временных лет