Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:09, реферат
Цель этой работы - рассказать о великих полководцах Руси, которых в её истории немало. Задачи: рассмотреть внешнюю политику князей, её характер и особенности.
Введение.
Глава 1. Деятельность полководцев Киевской Руси
1.1 Олег, Игорь, Владимир
1.2 Святослав Игоревич
Глава 2. Деятельность полководцев Руси после нашествия монголо-татар
2.1 Александр Невский
2.2 Дмитрий Донской
Заключение
Список литературы
По бою под Адрианополем (в 970 г.) можно судить о тактике русов, которые наемной конницей изматывали врага и заставляли его развернуть все свои силы. Когда боевой порядок противника был дезорганизован, а его воины уже утомлены, на них обрушилась конница и пехота русов. Византийцы из засады ударили с тыла, но русы стойко сражались и в окружении и, в конце концов, одолели врага.
В 971 году война продолжилась.
В этот раз византийцы хорошо подготовились.
С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего
врага, отходили русские к Дунаю. Там, в
городе Доростоле, последней русской крепости
в Болгарии, отрезанное от родной земли,
войско Святослава оказалось в осаде.
Более двух месяцев византийцы осаждали
Доростол.
Наконец, 22 июля 971 года русские начали
свой последний бой. Бой был очень упорным,
и многие русские воины погибли. Князь
Святослав вынужден был отступить обратно
в Доростол. Пришлось начать переговоры
о мире с Иоанном Цимисхием. Историческая
встреча их произошла на берегу Дуная.
Условия ухода русского войска с берегов
Дуная были почетными.
Заключив мир с греками, в 971 году Святослав
вместе с дружиной отправился на Русь
по рекам в ладьях.
Приплыв на ладьях на «острова Русов»
в устье Дуная, войско Святослава разделилось.
Конную дружину возглавил воевода отца
его варяг Свенельд, и она двинулась по
степям и лесам в Киев.
Переяславцы предали Святослава, послав
к печенегам гонцов предупредить, что
«идет Святослав в Русь, взявши вещей много
у греков и пленных много, а с дружиной
малой»12. Печенеги перекрыли пороги.
Святославу пришлось здесь зимовать. Настал
большой голод и лишения. Весной 972 года
князь вместе с оставшимися в живых после
зимовки воинами вновь двинулся вверх
по Днепру. На днепровских порогах Святослава
уже поджидали печенеги во главе со своим
князем Курей. Подробности последнего
боя Святослава Игоревича истории неизвестны:
у порогов вместе с ним пали все его дружинники.
Внешняя политика Святослава была направлена, как и у его предшественников на расширение древнерусского государства, на усиление его могущества и обеспечение безопасности. Следует обратить внимание на связь и последовательность решения стратегических задач: сначала Святослав устремился на восток и юго-восток и, только обеспечив безопасность государства с этих направлений, предпринял походы на Балканский полуостров; сначала он утвердился в Болгарии, а затем начал поход на Византию.
Но стратегическая цель этого похода достигнута не была, в частности, потому, что отсутствовала поддержка рати русов со стороны народа и значительной части племенной знати, старавшейся отозвать Святослава в Киев. Отсутствовала также и промежуточная база. Святослав стремился сначала разбить противника, а затем уже брать города и занимать территории. Этого принципа он придерживался даже и в обстановке вынужденной обороны. Если же противник укрывался за городскими стенами (Адрианополь), руссы терпеливо выжидали, пока он решится выйти в поле.13
Для тактики рати русов под командованием Святослава характерна активность, стремление действовать наступательно, что относится даже и к обороне Доростола. Четыре боя дали руссы под стенами города, успешно провели две большие вылазки и множество частных вылазок. Главным содержанием тактики русов был бой, в котором Святослав видел единственное средство решения исхода борьбы.
При наличии значительного численного превосходства противника Святослав давал оборонительный бой, имевший целью нанести поражение противнику, а не только отразить удары. Если враг одолевал, то русы отступали, закинув за спину щиты и отражая атаки преследующих. Оказавшись в окружении, они мечами прокладывали себе дорогу и выходили из него.
Следует обратить внимание
на способы морального воздействия Святослава
на свою рать, способы, которыми неоднократно
и с успехом пользовались русские полководцы:
Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр
I, Суворов, Кутузов. Собрав военный совет,
Святослав призывал сразиться «за жизнь»,
указывая на славу, на храбрость, на непобедимость
руссов, которые или остаются жить победителями
или умирают со славою, но живыми в плен
никогда не сдаются.14
Глава 2. Русь после нашествия монголов.
2.1 Александр Невский (1221?-1263).
Имя Александра Невского - одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее,- одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой - вклад его в строительство Российского государства бесценен.
Родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого. Внук Всеволода Большое Гнездо. Первые сведения об Александре относятся к 1228, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. Несмотря на свой отъезд, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.
В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголо-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. «Бысть брань крепка зело и сеча зла»,- напишет о часе том летописец. Александр лично участвовал в битве и как полководец, и как воин. Самому королю возложил печать на лице острым своим копьём.15 Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским, но впервые это прозвище встречается в источниках только с 14 в. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Традиционно полагают, что сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
По возвращении с берегов Невы из-за очередного конфликта Александр был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль Залесский. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель.
Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Тот направил в туда вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, которого вскоре заменил Александр. Он освободил занятое рыцарями Копорье и Водьскую землю, а затем выбил из Пскова немецкий гарнизон. Вдохновленные успехами новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстов - данников крестоносцев. Вышедшие из Риги рыцари уничтожили передовой русский полк Домаша Твердиславича, вынудив Александра отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению.
Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Отмечая особую роль князя Александра Ярославича, летописец не сомневался, что на его стороне сам Всевышний. Но самым гордым и радостным было для людей православных, что никого не нашлось среди полководцев-врагов равных князю Александру Невскому. С такими князьями-полководцами народ непобедим.16 Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии.
Летом того же года Александр нанёс поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, в 1245 отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил литовский отряд у озера Жизца и, наконец, разгромил литовское ополчение под Усвятом.
Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом - монголо-татарами.
В 1243 хан Батый, правитель западной части монгольской державы - Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра - Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался (по общепринятой версии, он был отравлен). Тогда в Каракорум были вызваны его сыновья - Александр и Андрей. Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш решила назначить великим князем Андрея, Александр же получал в управление опустошенную южную Русь и Киев.
Лишь в 1249 братья смогли вернуться на родину. Александр в свои новые владения не поехал, а вернулся в Новгород, где тяжело заболел. Приблизительно в это время, римский папа Иннокентий IV направил к Александру Невскому посольство с предложением принять католичество, якобы в обмен на свою помощь в совместной борьбе против монголов. Это предложение было отвергнуто Александром в самой категоричной форме.17
В 1262 вспыхнули волнения в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана Берке, Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето; только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге занемог и 14 ноября 1263 в Городце скончался. Тело его было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы.
Как полководец он по праву может почитаться великим, ибо за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой. Но есть нечто, что делает ему особую честь: в ту мрачную эпоху беспрестанных междоусобных войн меч его ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной усобице. Может быть, именно это, подсознательно запечатлевшись в народной памяти, и создало ему такую добрую славу.
Результаты политики Невского, возможно, сыграли наиважнейшую роль в Куликовской битве 1380 года, в которой участвовал следующий наш герой - Дмитрий Донской. Он перенял опыт своего предка, и использовал его против самих монголов: «их копье обернулось против них же».
2.2 Дмитрий Донской (1350-1389)
С именем этого князя связан один из самых героических периодов русской истории, когда деятели государственные и церковные, вожди народа и его духовные наставники действовали воедино, без взаимных распрей.
В начале его княжения наставником его был святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси. А перед Куликовской битвой князя благословил преподобный Сергий Радонежский. Сам князь был причислен к лику святых в 1988 г., в год тысячелетия крещения Руси.
Дмитрий родился в семье звенигородского удельного князя Ивана Ивановича, то есть был внуком Ивана Калиты. В Московском княжестве тогда верховная власть принадлежала старшему брату князя Семену (Симеону) Гордому. Однако эпидемия чумы 1352 г. уничтожила всю мужскую половину в правящей династии потомков Калиты, не тронув только семью князя Ивана. После одной из традиционных княжеских поездок в Золотую Орду Иван II Иванович в одночасье стал великим князем, а Дмитрий, соответственно, наследником московской великокняжеской власти.
Духовное, православное и воинское воспитание Дмитрий получал под строгим присмотром отца, вошедшего в отечественную историю под именем Ивана Ивановича Красного (Красивого), от которого он познал азы науки управления государством. В 1359 г. отец умер, и опекуном 9-летнего князя и на некоторое время верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий, человек незаурядных способностей, обладавший сильным характером и большим авторитетом. Князь, рано начавший свою политическую и военную деятельность, всегда советовался с ним, продолжая по примеру отца и деда собирать вокруг Москвы русские земли. Для этого ему пришлось вести длительную борьбу с князьями-соперниками (суздальско-нижегородским, рязанским и тверским) за великое княжение. Это была общая политика молодого князя и опытного митрополита.
Ярлык на великое княжение в силу малолетства Дмитрия после смерти его отца перешел к суздальскому князю, который и сел в стольном Владимире. Так род Ивана Калиты лишился великого княжения. Впрочем, ненадолго. После очередной поездки в Орду 12-летний Дмитрий получил желанный ярлык.
Летом следующего года суздальский князь Дмитрий Константинович попытался было оспорить у Москвы право на верховную власть. Борьбой с Суздалем руководил митрополит Алексий, а 13-летний Дмитрий набирался опыта в военном походе. Вскоре великому князю пришлось вмешаться в борьбу двух суздальских братьев-князей за право владеть Нижним Новгородом. В итоге Дмитрий из противника Москвы превратился в ее союзника. Этот политический союз был скреплен браком: 15-летний князь женился на младшей дочери суздальско-нижегородского князя Евдокии. Теперь он в случае надобности мог рассчитывать на полки своего тестя-союзника.
Опираясь на возросшую мощь Московского княжества, поддержку служилых бояр и горожан, князь преодолел и остальные выступления конкурентов, претендовавших на великое княжение. В засушливый 1365 год, когда пожар уничтожил большую часть его столицы, князь принял поистине историческое решение: укрепить Москву не дубовой, как прежде, а каменной крепостью. Московский кремль стал единственной каменной крепостью той эпохи на северо-востоке Русской земли. Святитель Алексий заложил в том же году Чудов монастырь в Кремле.
Тем временем обострились отношения Москвы с Тверью. Великий князь Дмитрий Иванович изгнал князя Михаила Тверского в Литву, что вызвало осенью 1368 г. нападение на Москву объединенных войск Литвы, Тверского и Смоленского княжеств. Потерпев ряд поражений, Дмитрий, тем не менее, не позволил литовцам взять Московский кремль. Воспользовавшись тем, что литовский князь Ольгерд в 1369 г. начал войну с Тевтонским орденом, Дмитрий совершил удачные походы против своих внутренних врагов – Смоленского и Тверского княжеств. Новые выступления Ольгерда против Москвы успеха ему не принесли, и дело завершилось заключением мира.