Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:59, контрольная работа
Вопрос 1. Внутренняя политика российского правительства в Беларуси. Русификация.
Вопрос 2. Международные отношения в Европе в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 и Беларусь.
Контрольная работа
По дисциплине «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ»
Тема: «Политическое и социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Российской империи (конец XVIII - XIX вв.)»
Исполнитель:
Руководитель:
Вопрос 1. Внутренняя политика российского правительства в Беларуси. Русификация.
После третьего раздела Речи Посполитой аннексированная Российской империей Беларусь попала под гнет царского самодержавия. В отношении шляхты Екатерина II проявляла уступчивость, чтобы привлечь ее на свою сторону, и та, в абсолютном большинстве присягнув на верность престолу, сохранила собственность и получила права русского дворянства. Совершенно иначе императрица отнеслась к народным низам.
«Вкус» новой власти, возможно, острее всего почувствовали белорусские крестьяне. Российское правительство сразу же ухудшило их правовое положение, превратив в крепостных многие тысячи свободных мужиков и земян, вместо подымного ввело подушный, налог, а также обязало посылать рекрутов на службу в царскую армию. Сотни деревень были отданы в собственность помещикам и чиновникам, которые устанавливали более тяжелые повинности, переводя мужиков на барщину. В ряде мест недовольство белорусских крестьян выливалось в волнения.
Положение жителей
белорусских городов также
Уступая местным землевладельцам, исповедующим католичество, Екатерина II даже декларировала лояльность по отношению к костелу. Католикам она сохранила право свободно совершать обряды. В 1774 году была образована Белорусская католическая епархия с кафедрой в Могилеве. Иезуитский орден, упраздненный римским папой Климентом XIV, императрица не только сохранила в пределах своей страны, но и поддержала финансово, освободив его владения от налогов. Таким образом она завоевывала симпатии польской элиты. И последователи Лойолы платили покровительнице взаимностью: они первыми присягнули на верность Екатерине II и восславили ее в одах и поздравлениях. Не удивительно, что и после запрещения Ордена иезуиты продолжали существовать в Беларуси. В конце XVIII века они имели тут 6 коллегиумов (в Витебске, Орше, Двинске, Могилеве, Мстиславле и Полоцке), 2 новициата и 10 резиденций.
Униатство, хотя его исповедывало тогда уже около трех четвертей населения Беларуси, российское правительство попыталось сразу же ликвидировать. В соответствии с указом 1794 года за один месяц из униатства в православие было переведено более 330 тысяч человек. Этим делом занималась местная российская администрация, представители которой являлись в парафии с православными священниками в сопровождении солдат и принудительно перекрещивали крестьян.
В 1796 году перекрещенных
насчитывалось уже почти
Увеличивая повинности крестьян и наступая на унию, царские власти ущемляли права большинства белорусов, к которым когдато аппелировали, оправдывая разделы Речи Посполитой. Это при том, что политика по отношению к полякам и католическому костелу в первые десятилетия оккупации носила благосклонный характер. Лояльность к ним неоднократно демонстрировалась императором Павлом I. Существование белорусов в Беларуси при реформировании образования в начале XIX века было «не замечено». В Виленском учебном округе, куда входила Беларусь, основным языком обучения остался польский. И в целом система просвещения здесь была проникнута польским патриотизмом.
Учитывая, что поляки, а точнее ополяченные белорусы, имели в крае большое экономическое влияние (они в основном сохранили свои земельные владения), можно представить, насколько сильны были еще тогда польские позиции в Беларуси. Недаром в одном адресе российскому правительству говорилось: «Живя не в Польше, мы чувствуем себя будто в Польше, и даже лучше, чем в Польше».
Хотя Беларусь была включена в состав могущественной империи, это не спасло ее от новых людских потерь. Летом 1812 года французская армия Наполеона начала войну против России и территория Беларуси вновь превратилась в театр боевых действий. По ее дорогам вначале отступала громадная российская армия, затем шли французы. До глубокой осени Беларусь была занята их тыловыми формированиями. Терпя неудачи и голодая, французы грабили и опустошали край.
Наполеон создал
Временное правительство
После победоносного похода российской армии на Запад в империи начали распространяться идеи Французской революции: свобода — равенство — братство. На территории бывшей Речи Посполитой формировалось демократическое национальноосвободительное движение, направленное против самодержавия.
Одними из первых центров этого движения были созданные в Вильне тайные организации «Общество филоматов» (1817) и его филиал «Общество филаретов» (1820). В Беларуси появились организации декабристов. Однако царским властям удалось еще в 1823— 1824 годах обнаружить и разгромить филоматов и филаретов, а затем были жестоко подавлены и выступления декабристов.
Правительство стало переходить к более жесткому режиму управления оккупированными территориями. Усилился тайный надзор полиции за населением. А во второй трети XIX века дело дошло до радикальных изменений политики российских властей в Беларуси.
В 1830 году в Варшаве началось антироссийское восстание, которое в начале следующего года перебросилось и в наш край. Сначала оно охватило только западные земли Беларуси — Виленщину, Городеншину, западные районы Менщины, а позже, когда главные силы повстанцев были уже разгромлены регулярной царской армией под Вильней, на борьбу наднялись жители Пинского, Речицкого и Мозырского поветов. В общей сложности в Беларуси в восстании участвовали около 25 тысяч человек. Но к осени 1831го года оно тут было практически подавлено. В сентябре 1831го российская армия овладела Варшавой.
Разгромив восстание, царизм поставил цель ликвидировать любые основания для новых антироссийских выступлений. Надо было ослабить шляхту (как самый ненадежный элемент) и русифицировать край. Согласно указу царя Николая I о необходимости подтвердить шляхетское происхождение, в 1831 — 1832 годах были лишены шляхетства около 10 тысяч мелких шляхтичей, которых сразу же переводили в однодворцы или выселяли из Беларуси.
Активизировав таким образом «разбор шляхты», правительство в 1832 году закрыло Виленский университет — средоточие свободомыслия, интеллектуальный центр Беларуси. Чтобы нейтрализовать любые западные влияния, царизм пошел на полную ликвидацию униатской церкви. Переманенные на сторону самодержавия, высшие иерархи сами подготовили формальную сторону дела и в 1839 году на церковном соборе в Полоцке приняли постановление о присоединении униатов к русскому православию.
Важным направлением новой политики российских властей теперь стала русификация Беларуси. Хотя еще Екатерина II писала, что «сии провинции надлежит привести легчайшими способами к тому, чтобы оне обрусели», реализацию этой программы развернули только после подавления восстания.
Чиновников местного происхождения увольняли из государственных учреждений, целенаправленно заменяя их людьми из центральных российских губерний. В Беларусь переселяли даже русских крестьян. Делопроизводство и школьное обучение переводились на русский язык. Преподавание польского языка запрещалось. О белорусском не было и речи. Еще в 1831 году Николай 1 отменил действие Третьего Статута Великого Княжества Литовского в восточных губерниях Беларуси, введя вместо него российское законодательство. А в 1840 году действие этого знаменитого свода законов было ликвидировано и в Менской, Городенской и Виленской губерниях. В этом же году правительство запретило использовать в делопроизводстве название «Беларусь» и «Литва» или «белорусские» и «литовские» губернии: теперь они вынуждены были называться «СевероЗападным краем».
Так российский царизм стремился ликвидировать даже историкокультурное отличие Беларуси, чтобы превратить ее в «исконно русские земли». Между тем эти земли были еще совсем неизвестны царским властям. К примеру, когда в 1835 году, почти через полвека российского господства в нашей стране, официозный историк Устрялов доложил министру просвещения Уварову, что Великое Княжество Литовское — это тоже «Русь», тот был весьма поражен и, захваченный «открытием», поспешил сообщить об этом императору.
В середине XIX века острые государственные, национальные и аграрные проблемы поставили огромную Российскую империю перед угрозой революции.
В Польше, Беларуси
и Литве подпольные организации
готовили восстание. В Беларуси этим
занимался Литовский
Вооруженное выступление началось в Польше в январе 1863 года, а весной его поддержало и временное правительство во главе с Калиновским. В марте — апреле отряды восставших начали действовать и в белорусских губерниях. Против них была брошена регулярная российская армия с конницей и артиллерией.
Если на Городенщине инсургенты провели около 20 боев с карателями (наиболее значительные — под Миловидами, Ружанами и у Свислочи), то на Менщине их небольшие формирования были разгромлены еще до соединения. На Могилевщине временного успеха добился отряд Людвика Звяждовского, который с помощью местных студентов занял Горки, но крестьяне не поддержали восставших. Наоборот, на востоке и севере Беларуси, поддавшись официальной демагогической агитации, они порой даже помогали ловить инсургентов.
Действия обреченных на поражение повстанцев уже летом 1863 года потеряли активность, а осенью каратели ликвидировали в Беларуси последние очаги сопротивления. Лидера восстания, славного сына Беларуси Кастуся Калиновского, власти повесили 10(22) марта 1864 года на Лукишской площади в Вильне.
Началась жестокая расправа над восставшим краем, которую осуществлял вновь назначенный и наделенный чрезвычайными полномочиями виленский генералгубернатор М.Муравьев, прозванный Вешателем. За короткое время около 130 повстанцев были казнены, более 12 тысяч высланы из Беларуси. За участие студентов в восстании был закрыт ГорыГорецкий земледельческий институт, единственное тогда высшее учебное заведение края (после закрытого в 1832 году Виленского университета и ликвидированной еще раньше Полоцкой иезуитской академии). Российские периодические издания принялись в один голос очернять восстание и восславлять самодержавие. На страницах правительственных изданий в то время создавался образ белорусов как самого несчастного и забитого народа. Это делалось с определенной целью: показать, что именно господство польских помещиков и евреев довело белорусского мужика до такого состояния, а российская власть даст ему лучшую долю.
Репрессии против
участников восстания сопровождались
политикой тотальной
Тысячи чиновников, служак разного разряда, православных священников переселялись из центральных российских губерний в белорусские города и местечки. Как отмечал тогда соратник виленского генералгубернатора И.Никотин, «русские чиновники ежедневно приезжают сюда со всех концов России и поступают здесь на службу; родная русская речь стала слышаться всюду». Особенно много ехало попов. В конце XIX века в Виленской губернии при 97 местных служило 407 православных священников из России, в Горо * ленской соответственно при 38 — 629, в Менской «импортные» попы также преобладали над своими, белорусскими. Активная ассимиляторская политика Муравьева и его подручных принесла свои плоды, заложила основы глубокой русификации оккупированного края. Через полвека после кровавого подавления восстания Калиновского один из царских губернаторов в Беларуси отметил, что «мероприятия, положенные в основу нашей окраинной политики графом Муравьевым, создали условия, благоприятные для поступательного хода русских начал и развития русской культуры в крае».