Политические репрессии 1930-1953-х г.г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:15, реферат

Краткое описание

Ста́линские репре́ссии — массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма (конец 1920-х — начало 1950-х годов). Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами[4]. Кроме того, исследователи указывают на серьёзные негативные последствия, которые эти репрессии имели для советского общества в целом, его демографической структуры.

Содержание

1 Идеологическая основа репрессий
2 Репрессии 20-х годов XX века
2.1 «Массовые операции» ОГПУ летом 1927 года
2.2 Борьба с вредительством
2.2.1 Шахтинское дело
2.2.2 Дело Промпартии
2.2.3 Дело Трудовой крестьянской партии
2.2.4 Дело «Союзного бюро»
2.2.5 Репрессии в отношении иностранных технических специалистов
2.3 Борьба с внутрипартийной оппозицией
3 Раскулачивание
4 Другие репрессии конца 1920-х — начала 1930-х годов
5 Некоторое ослабление репрессий в 1933—1934 годах
6 Политические репрессии 1934—1938 годов
6.1 «Чистка» партии
6.2 Убийство Кирова, усиление репрессий
6.2.1 Постановления властей
6.2.2 События в Ленинграде
6.3 Большой террор
6.3.1 Московские процессы
6.3.2 Репрессии в РККА
6.3.3 Репрессии в органах государственной безопасности
6.3.4 Массовые репрессии в соответствии с приказом № 00447
6.3.5 Репрессии в отношении иностранцев и этнических меньшинств
6.3.6 Осуждение Военной коллегией Верховного суда
6.3.7 Члены семей репрессированных
7 Политические репрессии 1939—1941 годов
8 Политические репрессии периода Великой Отечественной войны
9 Политические репрессии послевоенного периода
10 Пытки
11 Депортации народов
11.1 Депортации конца 1930-х
11.2 Депортация народов в 1941—1944
11.3 Депортации 1940—1950-х
12 Репрессии и антисемитизм
13 Оценки масштабов репрессий
13.1 Количество осуждённых по обвинениям в контрреволюционных преступлениях
13.2 Депортированные
13.3 Различные оценки масштабов репрессий
13.4 Сравнение с дореволюционной Россией
14 Роль высших руководителей государства в репрессиях
15 Судьба организаторов репрессий
16 Амнистии и реабилитация
17 Память
18 См. также
19 Примечания
20 Литература
21 Ссылки

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

 

Тем не менее, в 1933-34 годах политические репрессии продолжались. Именно к  этому периоду, в частности, относится  «дело славистов». В 1934 году по решению Коллегии ОГПУ были расстреляны десять молодых ленинградцев дворянского происхождения, ещё трое были приговорены к заключению в лагеря на разные сроки по сфальсифицированному обвинению в подготовке убийства С.Кирова и шпионаже.

 

Накануне XVII съезда ВКП(б), состоявшегося в начале 1934 года, были приняты решения о восстановлении в партии Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Е. А. Преображенского. После покаяния бывших оппозиционеров на съезде был решён вопрос с их трудоустройством[источник не указан 160 дней].

 

10 июля 1934 года в результате очередной  реорганизации советских спецслужб  Объединённое государственное политическое  управление (ОГПУ) было упразднено  с одновременным созданием Народного  комиссариата внутренних дел  (НКВД) СССР, в состав которого в качестве одного из главных управлений вошло Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), объединившее на правах отделов все оперативные подразделения ОГПУ. Помимо ГУГБ, в составе НКВД имелось ещё четыре главных управления — Главное управление рабоче-крестьянской милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление лагерей (ГУЛАГ) и Главное управление пожарной охраны.:312 НКВД СССР возглавил Генрих Ягода.

В составе НКВД имелся внесудебный  орган — Особое Совещание  при наркоме внутренних дел, имевшее полномочия выносить приговоры о заключении, ссылке или высылке на срок до 5 лет или выдворении из СССР «общественно опасных лиц».[34]:321. Особое Совещание заменило упразднённую судебную коллегию ОГПУ, при этом его полномочия были несколько сокращены.

В ноябре 1934 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение отменить с 1935 года карточки на хлеб и ликвидировать политотделы  МТС — чрезвычайные органы управления, созданные в 1933 году для «наведения порядка» в деревне, не желавшей переходить на коллективные методы хозяйствования.[источник не указан 1000 дней]

 

«Расстрельные списки» по Ленинграду (Список лиц, подлежащих суду Военной  коллегии Верховного Суда Союза ССР). Подписи Сталина, Ворошилова, Кагановича, Жданова и Молотова. Апрель 1937 года. АП РФ, оп.24, дело 409, лист 54

Политические репрессии 1934—1938 годов[править]

Основная статья: Ежовщина

«Чистка» партии[править]

См. также: Чистка партийных рядов

 

С 1933 года по 31 декабря 1934 года проводилась  «генеральная чистка» ВКП(б). В ходе «чистки», которая была возобновлена в мае 1935, из партии, насчитывавшей 1916,5 тысяч членов, было исключено 18,3 %. По завершении «чистки» началась «проверка партийных документов», продолжавшаяся по декабрь 1935 года и добавившая ещё 10-20 тысяч исключённых. С января по сентябрь 1936 года была проведена «замена партийных документов». В реальности эта проверка стала продолжением «чистки» 1933—1935 годов и сопровождалась массовыми арестами[44][45]:136.

 

Исключённые членыпартии попадали под репрессии в первую очередь. Основная масса большевиков, игравших ведущие роли в 1917 году или позже, в Советском правительстве, была казнена. Единственным членом первоначального состава Политбюро 1917 года, уцелевшим после «чистки», был сам Сталин. Из остальных пяти четверо были расстреляны, а пятый, Лев Троцкий, исключён из партии, изгнан из страны и убит в 1940 году.

Убийство Кирова, усиление репрессий

Основные статьи: Убийство Кирова, Кировский поток, Кремлёвское дело

Убийство С. М. Кирова произошло  в Ленинграде 1 декабря 1934 года, оно послужило предлогом для новой волны политических репрессий. В основном репрессии затронули Москву и Ленинград, события в Ленинграде получили название «Кировский поток», основным московским процессом этого времени стало «Кремлёвское дело». Отличие этих репрессий от событий предыдущего периода состояло в том, что центр тяжести репрессий начал всё более смещаться от «классовых врагов», «буржуазной интеллигенции» к самой партии большевиков[источник не указан 1095 дней].

Постановления властей

Постановление ЦИК и СНК СССР «О внесении изменений в действующие  уголовно-процессуальные кодексы союзных  республик»

В день, когда Киров был убит, правительство СССР отреагировало  официальным сообщением об убийстве Кирова. В нём говорилось о необходимости «окончательного искоренения всех врагов рабочего класса».

Постановление ЦИК и СНК СССР «О внесении изменений в действующие  уголовно-процессуальные кодексы союзных  республик»:

Внести следующие изменения  в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти:

Следствие по этим делам заканчивать  в срок не более десяти дней;

Обвинительное заключение вручать  обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде;

Дела слушать без участия  сторон;

Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать;

Приговор к высшей мере наказания  приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.

— Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М. Калинин.

Секретарь Центрального Исполнительного  Комитета Союза ССР А. Енукидзе.

Москва, Кремль.

1 декабря 1934 года

Олег Хлевнюк утверждает, что  при расследовании дела об убийстве Кирова Сталин, вопреки возражениям НКВД, приказал разра­батывать «зиновьевский след», обвинив в убийстве Кирова Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева и их сторонников. Через несколько дней начались аресты бывших сторонников зиновьевской оппозиции, а 16 декабря были арестованы сами Каменев и Зиновьев. 28-29 декабря 14 человек, непосредственно обвинённых в организации убийства, были приговорены к расстрелу. В приговоре утверждалось, что все они были «активными участниками зиновьевской антисоветской группы в Ленинграде», а впоследствии — «подпольной террористической контрреволюционной группы», которую возглавлял так называемый «ленинградский центр». 9 января 1935 г. в Особом совещании при НКВД СССР по уголовному делу «ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы Сафарова, Залуцкого и других» были осуждены 77 человек. 16 января были осуждены 19 обвиняемых по делу так называемого «московского центра» во главе с Зиновьевым и Каменевым. Все эти процессы были грубо сфабрикованы.

О. Г. Шатуновская в письме А. Н. Яковлеву утверждает, что в личном архиве Сталина «был обнаружен собственноручно составленный список двух сфабрикованных им „троцкистско-зиновьевских террористических центров“ — Ленинградского и Московского».

В течение нескольких последовавших  лет Сталин использовал убийство Кирова как повод для окончательной расправы с бывшими политическими противниками, возглавлявшими различные оппозиционные течения в партии в 1920-е годы или принимавшими в них участие. Все они были уничтожены по обвинениям в террористической деятельности.

В закрытом письме ЦК ВКП(б) «Уроки событий, связанных с злодейским убийством  тов. Кирова», подготовленном и разосланном  на места в январе 1935 года, помимо предъявления Каменеву и Зиновьеву  повторных обвинений в руководстве  «ленинградским» и «московским центрами», которые являлись «по сути дела замаскированной формой белогвардейской организации», Сталин напоминал и о иных «антипартийных группировках», существовавших в истории ВКП(б) — «троцкистах», «демократических централистах», «рабочей оппозиции», «правых уклонистах» и др. Это письмо на местах следовало рассматривать как прямое указание к действию.

26 января 1935 года Сталин подписал  постановление Политбюро о высылке  из Ленинграда на север Сибири  и в Якутию 663 бывших сторонников  Зиновьева. Одновременно 325 бывших оппозиционеров были переведены из Ленинграда на партийную работу в другие районы. Аналогичные действия предпринимались и в других местах. Так, например, 17 января 1935 года Политбюро ЦК КПУ поставило вопрос о необходимости перевода бывших активных троцкистов и зиновьевцев из крупных промышленных центров республики и о подготовке материалов на исключённых из партии, в том числе за принадлежность к «троцкистскому и троцкистско-зиновьевскому блоку».

В марте-апреле 1935 года Особое совещание  при НКВД СССР осудило ряд известных партийных деятелей (А. Г. Шляпников и др.), поддержавших в 1921 года во время дискуссии по материалам X съезда партии платформу «рабочей оппозиции», по сфальсифицированному делу о создании «контрреволюционной организации — группы „рабочей оппозиции“».

В январе-апреле 1935 года органы НКВД «раскрыли» так называемое «кремлёвское дело», в рамках которого была арестована группа служащих правительственных  учреждений в Кремле по обвинению  в создании террористической группы, готовившей покушения на руководителей государства. В связи с этим делом 3 марта 1935 года был снят с поста секретаря ЦИК СССР Авель Енукидзе. Его сменил бывший прокурор СССР А. И. Акулов, которого, в свою очередь, сменил первый заместитель А. Я. Вышинский.

27 мая 1935 года приказом НКВД СССР в республиках, краях и областях были организованы «тройки» НКВД, в состав которых входили начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции и областной прокурор. «Тройки» принимали решения о высылке, ссылке или заключении в лагерь сроком до 5 лет.

События в Ленинграде[править] Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться  специальный раздел.

Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Большой террор

Основная статья: Большой террор

На 1937—1938 годы пришёлся пик сталинских репрессий. За эти два года по делам  органов НКВД был арестован 1 575 259 человек, из них 681 692 человека приговорены к расстрелу.

Московские процессы

В 1936—1938 годах состоялись три больших открытых процесса над бывшими высшими деятелями ВКП(б), которые были в 20-30-е годы связаны с троцкистской или правой оппозицией. За рубежом их назвали «Московскими процессами» (англ. Moscow Trials).

«Список лиц», которых руководство  НКВД предлагало осудить к расстрелу в закрытом заседании Военной коллегии Верховного суда СССР (подписан Сталиным, Молотовым и Ворошиловым). Из него вычеркнуты большинство обвиняемых на показательном процессе по делу «Антисоветского право-троцкистского блока», который состоится через 4 месяца. 1 ноября 1937 года.

Обвиняемым, которых судила Военная  коллегия Верховного суда СССР, вменялось  в вину сотрудничество с западными  разведками с целью убийства Сталина  и других советских лидеров, роспуска СССР и восстановления капитализма, а также организация вредительства в разных отраслях экономики с той же целью.

Первый Московский процесс над 16 членами так называемого «Троцкистско-Зиновьевского  Террористического Центра» состоялся  в августе 1936. Основными обвиняемыми  были Зиновьев и Каменев. Помимо прочих обвинений, им инкриминировалось убийство Кирова, и заговор с целью убийства Сталина.

Второй процесс (дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра») в январе 1937 года прошёл над 17 менее  крупными руководителями, такими, как Радек, Пятаков и Сокольников. 13 человек были расстреляны, остальные отправлены в лагеря, где вскоре умерли.

Третий процесс над 21 членом так  называемого «Право-троцкистского  блока» состоялся 2-13 марта 1938 года Главными обвиняемыми на нём были Николай Бухарин — бывший член Политбюро и глава Коминтерна, и Алексей Рыков — бывший член Политбюро и председатель СНК, которые в 1928-29 гг. были лидерами «правой оппозиции» в ВКП(б)[54]. Остальные — Г. Г. Ягода, Х. Г. Раковский, Н. Н. Крестинский, М. А. Чернов и другие. Их обвинили «в том, что они по заданию разведок враждебных Советскому Союзу иностранных государств составили заговорщическую группу под названием „право-троцкистский блок“, поставившую своей целью шпионаж в пользу иностранных государств, вредительство, диверсии, террор, подрыв военной мощи СССР, провокацию военного нападения этих государств на СССР, расчленение СССР и отрыв от него Украины, Белоруссии, Средне-Азиатских республик, Грузии, Армении, Азербайджана, Приморья на Дальнем Востоке — в пользу упомянутых иностранных государств, наконец, свержение в СССР существующего социалистического общественного и государственного строя и восстановление капитализма, восстановление власти буржуазии». Все подсудимые были признаны виновными и, кроме троих, расстреляны.

В первый день процесса обвиняемый Крестинский  отказался от своих показаний  на следствии, заявив, что они были даны «не добровольно»[56]. Однако на следующий день он отказался уже  от заявления о ложности показаний («…я не в состоянии был сказать правду, не в состоянии был сказать, что я виновен. И вместо того, чтобы сказать — да, я виновен, я почти машинально ответил — нет, не виновен») и осудил его как «троцкистскую провокацию».

В середине 1990-х годов в работах В. П. Наумова[, М. Геллера и А. Некрича утверждалось, что в ходе допросов широко применялись шантаж (угрозы расправы с близкими родственниками), пытки и истязания, а признательные показания были вырваны силой.

Хотя формально репрессии осуществлялись под руководством Ежова, как утверждает О. В. Хлевнюк[59], существует большое количество документальных свидетельств о том, что деятельность Ежова в 1936—1938 годы тщательно контролировал и направлял Сталин[источник не указан 160 дней].

Репрессии в РККА[править]

Основные статьи: Дело Тухачевского, Репрессии в РККА 1937-1938

В июне 1937 года состоялся суд над  группой высших офицеров РККА, включая  Михаила Тухачевского. Обвиняемым вменялась  подготовка военного переворота, назначенного на 15 мая 1937 года. Впоследствии советское  руководство провело масштабные репрессии в отношении значительной части командного состава РККА. Примечательно, что из восьми человек, входивших в состав Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, приговорившего обвиняемых по «делу Тухачевского» к смертной казни, пятеро (Блюхер, Белов, Дыбенко, Алкснис и Каширин) сами также впоследствии были расстреляны.

Тухачевский на суде.

Особенно большой количественный урон (в процентном отношении) понёс  высший командный состав — начиная  с командиров полков[источник не указан 160 дней].

За контрреволюционные преступления были осуждены лица высшего, среднего и младшего командного и начальствующего  составов, а также рядового состава  по годам: 1936 год — 925 человек, 1937 год  — 4079, 1938 год — 3132, 1939 год — 1099 и 1940 год — 1603 человека. По данным Архива Военной коллегии Верховного суда СССР к высшей мере наказания в 1938 году были приговорены 52 военнослужащих, в 1939 году — 112 и в 1940 году — 528 военнослужащих.

Репрессии способствовали быстрому продвижению  оставшихся офицеров вверх по служебной лестнице. Например, 30-летний военный лётчик старший лейтенант Иван Проскуров меньше чем за год стал комбригом[61], а ещё через год возглавил ГРУ в звании генерал-лейтенанта.

Репрессии в органах государственной безопасности

Репрессии в органах ВЧК—ОГПУ—НКВД РСФСР—НКВД СССР проводились задолго до 1937 года. Ещё в начале 1920-х годов из «органов» был убран ряд «излишне активных» деятелей красного террора. В ходе борьбы с левой оппозицией были репрессированы некоторые чекисты, сочувствовавшие ей (например, за попытку передать Радеку письмо высланного из страны Троцкого был расстрелян Яков Блюмкин). Крупная «чистка» была проведена, когда ведомство возглавил Ягода.

Информация о работе Политические репрессии 1930-1953-х г.г.