Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:26, реферат
Слом советского мировоззрения не привел к массовому позитивному восприятию новых ценностей. Общество все более раскалывалось на сторонников старого, поклонников нового и безразличных. Усилилось разрушительное воздействие массовой культуры. В итоге утвердилось состояние аномии (отсутствие общепризнанных норм и ценностей, безразличие народа к своему же будущему).
Особенности общественно-политической жизни Кубани в 1990-х
Экономика и социальное развитие Краснодарского Края в постсоветский период.
Экономическое развитие
Социальное развитие
Политические процессы на Кубани в постсоветский период.
План
«Политические и социальные процессы на Кубани в 90-е годы ХХ века»
После распада СССР Россия пережила коренное преобразование всего общественного строя. Общероссийские тенденции реформ сводятся к следующему.
1. Переход от директивно-командной к рыночной экономической системе. Ее признаки:
2. Переход от сдерживания
В итоге - складывание классов и выраженное социальное неравенство.
3. Архаизация межэтнических
4. Стремительный переход от
5. Слом советского мировоззрения
не привел к массовому
6. Россия утратила статус мировой державы, перешла к локальным задачам обустройства постсоветского пространства. Перед страной возникли проблемы преодоления сепаратизма, поддержания целостности весьма рыхлой федерации, урегулирования политических конфликтов. С особой остротой они встали перед пограничными регионами, одним из которых после 1991 г. оказалась Кубань.
В развитии экономики можно выделить два этапа:
Первый курс проводился во время губернаторства В.Н. Дьяконова, Н.Д. Егорова, Е.М. Харитонова. Второй связан с губернаторством Н.И. Кондратенко.
В начале 90-х годов экономика Кубани пребывала в упадке. Ее черты - спад производства, товарный дефицит и карточное снабжение. Правительство РФ во главе с Е.Т. Гайдаром пыталось решить эти общероссийские проблемы путем «шоковой терапии» - ускоренной приватизации и свободы ценообразования. За 1992 -1993 гг. на Кубани было передано из государственной или муниципальной собственности в частную от 40 до 80 % предприятий различных отраслей экономики. Создавались фермерские хозяйства (15,5 тыс. хозяйств в 1992 г. со средним наделом 16 га). На первых порах фермеры получали льготные государственные кредиты, но вскоре их поддержка была сокращена. Сейчас в Краснодарском крае зарегистрировано 18 тыс. фермерских хозяйств. Они обрабатывают свыше 16 % угодий края, обеспечивая 9 % валового производства аграрной продукции. Следует признать, что основную роль в аграрном секторе до сих пор играют акционерные общества (бывшие колхозы), дающие 75 % продукции, а также личные подсобные хозяйства.
Ускоренные рыночные реформы проводились без должного учета социальных последствий, не были предусмотрены необходимые адаптационные меры. Резко сократилась государственная поддержка незащищенных слоев населения, не осуществлялось долгосрочное проектирование стратегического развития экономики.
По сведениям Краснодарского краевого комитета статистики, в 1996 г. валовая продукция сельского хозяйства Кубани составила 51,1 % от уровня 1990 г., продукция промышленности - 54,3 %, валовой региональный продукт в сопоставимых ценах - 55,3 %, инвестиции - 22 %. Урожайность зерновых культур снизилась почти в 2 раза. Потребительские цены на товары и услуги за 1991 - 1996 гг. выросли номинально в 3709,8 раза. Вследствие этого упал уровень жизни кубанцев. Реальная среднемесячная заработная плата (в ценах 1990 г.) составила в 1990 г. 41,8 % от дореформенной. Появились невиданные в СССР безработица (58 тыс. человек в 1996 г.) и бродяжничество. Возросла ранняя смертность. С 1992 г. рождаемость на Кубани перестала восполнять смертность населения. Выросла преступность, в том числе организованная. Страна столкнулась с феноменом политического терроризма.
Напротив, государственное регулирование рынка, осуществлявшееся на Кубани с 1997 г., вкупе с благоприятной конъюнктурой для российского экспорта на мировом рынке, обеспечило устойчивый экономический рост. Краснодарский край был признан самым благоприятным для инвестиций регионом РФ после Москвы.
За 1998 - 2000 гг. валовой региональный продукт Кубани вырос в текущих рыночных ценах в 2,7 раза и составил 147 млрд. рублей (12-е место по объему из 89 регионов РФ).
В 2000 г. было выпущено товаров на сумму 54,5 млрд. рублей в промышленности и 41,1 млрд. в сельском хозяйстве. Благодаря антиинфляционным мерам удалось сдержать рост цен (в 2000 г. он составил 19,1 % против 742 % в год за 1992 -1996 гг.), уменьшить безработицу. К лету 2000 г. среднедушевые денежные доходы жителей края в месяц составили 1258 рублей. На Кубани активно развиваются крупные инвестиционные проекты, создаются многочисленные совместные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.
Как и в экономике, в социальном развитии можно выделить два этапа: маргинализацию общества в 1990-х годах, вызванную безработицей и низкими доходами, и этап стабилизации. Именно в 90-х годах сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. Ежегодная рождаемость на Кубани сократилась с 62,3 тыс. человек (1990 г.) до 47,9 тыс. (1996 г.). Смертность, наоборот, выросла с 62,0 до 74,6 тыс. человек. Это вызвало естественную убыль населения и его старение. Средний возраст кубанцев - 38 лет, что делает край одним из самых «пожилых» регионов России (27,2 % жителей составляют пенсионеры, 20,2 % - дети до 16 лет, 56,7 % - граждане трудоспособного возраста; 2000 г.). До сих пор на Кубани умирает в 1,5 раза больше жителей, чем рождается. Убыль восполняется миграционным притоком.
Население Краснодарского края к началу 2000 г. составило 5066,7 тыс. человек (53,5 % горожан и 46,5 % сельских жителей). Наибольшая плотность населения отмечена вокруг Краснодара и на Черноморском побережье.
Численность экономически активного населения Кубани к концу 1999 г. составляла 2201 тыс. человек (43 % всех жителей края). Из них 1892 тыс. человек заняты в экономике, в том числе 1505 тыс. - в организациях. Уровень безработицы на Кубани (по данным государственных служб занятости) - 16,2 тыс. человек (0,7 % экономически активного населения), что значительно лучше состояния дел у наших соседей. Из числа работающих 19,7 % кубанцев заняты в сельскохозяйственном производстве, менее 17 % - в промышленности, остальные - в сфере торговли, сервиса, социальной сфере (образование, медицина, государственное и муниципальное управление). 35,3 % населения имеют доходы ниже прожиточного минимума (1999 г.). К концу XX в. 55,5 тыс. жителей краевого центра (из 290 тыс. экономически активного населения) были заняты в промышленности (19 %), что вдвое ниже уровня 1990 г. В торговле и общественном питании работали 50 тыс. краснодарцев (17 %), в сфере образования и науки - 39 тыс. (13 %), в строительстве - 20 тыс. (7 %), в области бытового обслуживания - 14,3 тыс. (5 %), в сельском хозяйстве - 13 тыс. (4,5 %). Все эти данные позволяют отнести Кубань к постиндустриальным регионам с повышенной занятостью в «третичном» секторе экономики (сфера услуг, торговля, образование).
Принято считать, что регионы России совершают в настоящее время переход от советского строя к демократии. Но путь этот тернист, чреват неуправляемыми изменениями в политической сфере. Политический процесс «по-кубански» можно отнести к государственно управляемому типу. В сравнении с Москвой, Петербургом, промышленным Поволжьем и Уралом на Кубани слабы структуры гражданского общества: партии, массовые движения, предпринимательские и профессиональные союзы и т. д.
Политическая культура имеет отчетливые черты коллективизма, этничности и религиозности. Для массового сознания характерно одобрение руководящей роли государства в политической жизни, если действия власти соответствуют традиционным представлениям о справедливости. Отсюда - явление персонализации власти в лице руководителя края - «батьки» Н.И. Кондратенко. Этим же объясняется слабость объединений либерального толка на Кубани, быстрый пропал радикально-демократических реформ в 1992 г.
В дни переворота 19-22 августа 1991 г. руководство Краснодарского края поддержало ГКЧП СССР, оказавшись в оппозиции к Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину и Верховному Совету России. После поражения ГКЧП сессия краевого Совета народных депутатов отправила в отставку председателя крайсовета 11.И. Кондратенко и председателя крайисполкома Н.И. Горового. Победа «свалилась с неба» в руки демократов, составлявших меньшинство в кубанском парламенте. Президент Ельцин назначил главой администрации края В.Н. Дьяконова. Председателем крайсовета был избран A.M. Ждановский. Впервые было сформировано правительство края (во главе с Н.Д. Егоровым).
Но использовать невиданный кредит доверия новый состав региональной элиты не смог. Все органы управления продолжали действовать на основе командно- административных отношений. Времени на обучение искусству власти история не дала. «Демократическим» управленцам пришлось принимать непопулярные решения о повышении цен, приватизации, акционировании колхозов. Внутрикраевые факторы конфликтности дополнялись общероссийскими: острейшей борьбой между законодательной и исполнительной властью, между сторонниками федерации и поборниками раздела государства, шаткостью идеологии и партийной системы.
С августа 1991 по декабрь 1993 г. шло мучительное
становление российской политической
системы. Рыночные реформы проводились
ценой обвального падения уровня
жизни. Гражданские войны в
С осени 1991 до весны 1994 г. на Кубани сменилось
два состава администрации
Политические институты Кубани в постсоветский период сложились под влиянием двух основных факторов: преобразований конституционного строя России в целом и создания системы законодательства на уровне субъекта федерации.
На Кубани формирование новой системы органов власти началось в августе 1991 г. Краевой комитет КПСС прекратил свое существование. Вместо крайисполкома высшим органом исполнительной власти стала администрация края. Сменилось руководство краевого Совета народных депутатов. Крайсовет состоял из более чем 200 депутатов, работавших преимущественно на непрофессиональной основе. Сессии созывались редко. В периоды между сессиями законодательную власть реализовывал малый Совет.
Период 1991-1993 гг. можно оценить как время «разложения» системы Советов народных депутатов. Она не имела должного финансового, организационного, кадрового обеспечения. Постепенно реальная власть переходила в руки администрации края. После разгрома Верховного Совета РСФСР были распущены Советы всех уровней и на Кубани.
Изменение конституционного статуса Краснодарского края и Адыгеи. 5 октября 1990 г. Адыгея объявляет о своем суверенитете в составе Российской Федерации. 3 июля 1991 г. Адыгейская автономная область вышла из состава Краснодарского края и провозгласила себя республикой, равноправным субъектом Российской Федерации. Площадь Республики Адыгея - 7,8 тыс. квадратных километров, население - 447 тыс. человек (2000 г.). Были избраны президент и парламент (Адыгэ хасэ) РА, сформировано правительство, в 1995 г. принята Конституция.
Выход Адыгеи из состава Краснодарского края не нарушил устоев традиционной дружбы между жителями наших регионов и сложившихся экономических и социально-политических взаимоотношений. Узы дружбы, связывающие жителей Адыгеи и Кубани, крепнут. Подписан договор об экономической интеграции и культурном сотрудничестве. Краснодарский край и Адыгея - равноправные участники Южно- Российской парламентской ассоциации и многих других интеграционных организаций.
Информация о работе Политические и социальные процессы на Кубани в 90-е годы ХХ века