Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:20, контрольная работа
Многие века на Руси складывались традиции милосердия и благотворительности. Опираясь на эти традиции, формировалась социальная работа, которая так развита на сегодняшний день.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика архаического периода помощи ………….4
2. Социальное служение церкви и княжеская благотворительность на Руси…………………………………………………………………….6
Заключение …………………………………………………………………..9
Список литературы …………………………………………………………10
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Факультет: социологии
Кафедра: социальной работы
Контрольная работа по дисциплине история социальной работы
Тема: «Первый период благотворительности на Руси»
Выполнила: студентка 3 курса,
группа 1092 ЗОФС,
Мельник Юлия Олеговна
№ 0910200
Проверил: Доцент, к.с.н.,
Антонович Ирина Владимировна
Барнаул – 2012 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика архаического периода помощи ………….4
2. Социальное служение церкви и княжеская благотворительность на Руси……………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..9
Список литературы …………………………………………………………10
Введение.
Многие века на Руси складывались традиции милосердия и благотворительности. Опираясь на эти традиции, формировалась социальная работа, которая так развита на сегодняшний день.
При изучении общественной помощи нуждающимся, исследователи рассматривают два больших периода: период ее оформления в Древней Руси и 18 веке, когда определяются государственно-
Исследование церковно-приходского призрения содержат крупные труды А. Папкова, С. Юшкова и др. Ими изучается как само направление в контексте истории России, так и история приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмечают преемственность идеологии помощи, ее влияние на становление гуманистических общественных отношений.
Призрение нищих и юродство, организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь – явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, свое место в историческом процессе.
Такой подход позволяет рассматривать не только ранние формы поддержки, связанные с принятием христианства на Руси, но и архаические (родовые), являющиеся архетипическими формами последующих систем помощи и защиты.
На сегодняшний день существует большое количество вариантов периодизации истории социальной работы. Разные авторы предлагают от 5 до 7 периодов. Например, периодизация истории социальной работы по М.В.Фирсову:
1. Архаический период (до 10 века);
2. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки (10 -13 века);
3. Период церковно-государственной помощи (14-вторая половина 17 века);
4. Период государственного призрения (17-вторая половина 19 веков);
5. Период общественного и частного призрения (конец 19-начало 20 века);
6. Период государственного обеспечения (1917-1991);
7. Период социальной работы (начало 90-х – по сегодняшний день).
1. Краткая характеристика архаического периода помощи.
Взаимопомощь, поддержка своих сородичей – все, что позже стало называться проявлением милосердия, было присуще людям, жившим в родоплеменном обществе.
Самой первой формой общественной организации являлся род. Историк Ю.В. Кнышенко писал: «род был спаян взаимной обязанностью сородичей в материальной помощи, защите, отмщении обид. Право членов рода на материальную помощь со стороны сородичей, удивительное гостеприимство не порождало лодырей, все трудились в меру своих сил и способностей».
Основными занятиями древних славян были скотоводство и земледелие. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу - поэтому в жизни славян большое значение имела община. Она являлась органом местного крестьянского самоуправления, в компетенцию которого входили земельные переделы, вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, вопросы посильной помощи нуждающимся.
Общинно-родовые формы помощи.
Общинно-родовые формы помощи и поддержки связаны с языческим родовым пространством, в качестве которого выступает круговая порука («вервь). Через нее была заложена о слабых и немощных – стариках, женщинах, детях. В это время появились различные «институты»:
1. Институт старцев представлял собой следующие формы поддержки:
Община выделяла для стариков особый участок земли для заготовки сена («косячок»); дряхлого старика определяли на постой то к одному, то к другому члену общины; пожилые люди селились недалеко от общины, строили себе кельи, и жили за счет подаяния.
2. Институт детского сиротства – детей отдавали другим людям, продавали в рабство, для того, чтобы сохранить жизнь в голодные годы.
3. Институт приймачества – люди «позднего возраста» принимали в свою семью сироту, когда им становилось трудно справляться с хозяйством, либо когда у них не было наследников. Сирота вел хозяйство, должен был почитать свою новую семью, и оставался с родителями до самой их смерти; общинная, мирская помощь детям – ребенок переходил из дома в дом на кормление.
4. Институт вдов оформился незадолго до принятия на Руси христианства (до этого вдову сжигали вместе с умершим мужем). Сельская община предоставляла вдове землю, оказывала помощь продуктами.
Хозяйственные формы помощи.
Ранние формы поддержки первоначально носили ритуальный характер, и до 19 века сохраняли форму народных праздников. Выделяют внесезонные и сезонные «помочи». К первым относится вид поддержки, обусловленный экстремальными ситуациями (пожар, массовый падеж скота и др.), при этом нуждающемуся отдавали часть приплода скота, помогали по хозяйству, при восстановлении домов и других построек. Такими видами можно считать сиротские, вдовьи «помочи», когда данные группы снабжались хлебом, дровами, лучиной за счет общины.
Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами: покос угодий, сбор урожая и др.
На различные праздники (Петров, Ильин день и др.) в общинах собиралось множество людей, среди которых находилось большое количество нищих, богомольцев, и т.п. Всех людей собравшихся на празднике в течение трех дней кормили и содержали за счет общины.
Подводя итог можно сказать о том, что подобные родовые отношения являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида. Род выступал в качестве «гаранта» взаимопомощи, взаимоответственности и защиты людей.
2. Социальное служение церкви и княжеская благотворительность на Руси.
Примеры княжеской благотворительности.
Принятие христианства древней Русью в 10 веке, несомненно, означало шаг вперед в нравственном развитии древнерусского общества. Известно, что до принятия христианства на Руси, где господствовало язычество, существовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые с идеей милосердия. И хотя в древней Руси отсутствовала смертная казнь, и существовало гуманное отношение к рабам, все же были человеческие жертвоприношения, жены сжигались вместе с умершими мужьями, а мать имела право умертвить новорожденную дочь, если семейство было многочисленным.
Церковь с самых первых дней своего существования категорически запретила приношение человеческих жертв божествам, ритуальные убийства жен или рабынь после смерти мужей и господ.
Простейшие виды благотворительности, заключавшиеся в основном в кормлении нищих, применялись в самой глубокой древности. Практиковались они отдельными «нищелюбцами», из среды которых особенно выделялись князья, духовенство и «лучшие люди земли». Все они, находясь под здоровым влиянием воспринятого христианского вероучения, охотно поучались религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть хоть «единого из малых сих» и вообще, проявить, так или иначе, свое милосердие и нищелюбие.
Исходя из таких побуждений и выражаясь в жизни в таких формах, благотворительность была, по утверждению исследователей, не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она была больше необходима самому нищелюбцу, чем нищему. Древний русский «христолюбец» менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы «возвысить» уровень собственного духовного совершенствования, поскольку нищий был для благотворителя лучшим богомольцем, молитвенным ходатаем, душевным благодетелем; как говорили в старину, «в рай входят святой милостыне - нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». При таком воззрении на благотворительность помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, но не включалась в круг государственных обязанностей. Так относились к ней и князья, из которых многие восхвалялись летописцами за особое нищелюбие.
Как свидетельствует «Повесть временных лет», Князь Владимир велел: «…всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье, и денег из казны. Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить». Некоторые писатели утверждают, что при этом же князе были учреждены богадельни и странноприимные дома.
В 998 году Князь Владимир издал Указ, которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Причем на содержание церквей, монастырей, больниц и богаделен была определена «десятина». Подобные «отчисления» на церковь и благотворительность делали и частные лица – «лучшие люди земли». Так как само духовенство было при этом свободно от различных платежей и сборов, то в руках его находились значительные средства на нужды неимущих.
Больше других после Князя Владимира нищелюбием «прославился» Владимир Мономах, который, по свидетельству современников, «раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками». Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит детям: « Всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите».
Сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их чтению, письму и ремеслам.
Характеристика церковно-княжеской благотворительности в период татаро-монгольского ига.
Отмечая особую роль Русской Православной Церкви в деле единения народа, В.О. Ключевский подчеркивал, что «Церковь на Руси соединяла в одно общество людей разных состояний или во имя цели, или тайного назначения, или во имя чувства сострадания и милосердия».
С 12 века начался процесс упадка Киевского государства. Киевская Русь распадалась на отдельные независимые феодальные княжества, и уже в 13 веке татаро-монгольское нашествие поработило ослабленную междоусобными войнами князей Русь. Если в «до монгольский» период на Руси существовала не только церковная благотворительность, но и частная милостыня, светское попечение о бедных, то в период нашествия татаро-монголов на Русь милосердие «фактически находилось в руках духовенства, которому делались богатые приношения на бедных, да и само по себе оно было богато и свободно от татарских даней и поборов».
В период татаро-монгольского ига, когда рухнуло русское государство, церковь одновременно стала единственным прибежищем для нуждающихся людей, убогих, престарелых, и фактически полностью взяла на себя благотворительные функции. Этому способствовало и то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Древней Русью, уважительно относились к духовенству, давали митрополитам охранительные «ярлыки», давая тем самым церкви большую возможность для занятия делами милосердия и благотворительности. Именно в это время церковь учредила первые в государстве больницы, в которых бедных лечили бесплатно.
Кроме расширения форм благотворительной деятельности церкви продолжалось и личное участие князей-правителей в оказании посильной помощи нуждающимся. Так, например, Александр Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена. Михаил Ярославич, замученный впоследствии в Орде, наставляя своего сына, говорил: «странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу». Иоанн Данилович так и был прозван «Калитой» за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню.
Избавление от татаро-монгольского ига во второй половине 15 столетия, восстановление государственности, связанное с возвышением Москвы и Московского княжества, когда началось объединение вокруг Москвы русских земель в единое централизованное государство, привело к тому, что представители Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими князьями и всеми силами способствуют их возвышению. С этого времени начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности русской церкви.
Информация о работе Первый период благотворительности на Руси