Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 07:18, контрольная работа
Переход к НЭПу поставил на повестку дня вопрос об упорядочивании и улучшении деятельности государственных органов.
Послевоенная обстановка требовала безболезненного перехода к другим способам государственных действий: вместо «красногвардейских атак», чрезвычайщины, милитаризации, тотального военно-коммунистического огосударствления к новым отношениям, методам государственного управления.
Цель нашей контрольной работы: рассмотреть особенности перестройки органов государственного управления в период НЭПа.
Введение…………………………………………………………………...3
1 Перестройка управленческих структур советского государства
в период НЭПа…………………………………………………………….4
2 Реорганизация правоохранительных органов и юстиции
при переходе к НЭПу…………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………..17
трибунал, Ревсщюционньш военный трибунал республики и состоявший при ВЦИК Верховный революционный трибунал объединялись. Их функции и аппарат передавались единому Верховному трибуналу.
Единый Верховный трибунал при ВЦИК учреждался в составе: а) пленума или объединенного заседания председателей коллегии Верховного
трибунала, члена-докладчика и представителя ВЧК; б) коллегий Верховного трибунала: судебной, кассационной, военной и военно-транспортной; в) областных отделений. «Вхождение представителя ВЧК в состав пленума Верховного трибунала являлось нарушением демократического принципа отделения суда от административных органов» [3, с.327] - указывает Ю.П. Титов.
В связи с изменившимися условиями в стране серьезной перестройке
подверглись местные революционные трибуналы всех трех систем: общие,
военные и железнодорожные. Упразднялись все революционные железнодорожные трибуналы, за исключением одного на каждую железну дорогу и водный район, почти все военные трибуналы.
При всех губернских трибуналах создавались отделения по военным и крупным должностным преступлениям. Функции и аппараты объединяющихся трибуналов передавались в губернские трибуналы.
В результате проведённой реорганизации местных революционных трибуналов в основном действовали система общих революционных трибуналов и отдельные военные и железнодорожные трибуналы.
«Однако военные отделения трибуналов не выполняли должным о своей задачи по пресечению воинских преступлений» [3, с.327] - считает Ю.П. Титов. Вскоре в Верховный трибунал и Реввоенсовет республики стали поступать от местного военного командования и политорганов доклады, телеграммы с настойчивым ходатайством о восстановлении военных трибуналов, ибо военные отделения губернских трибуналов не связаны с армией, не знают ее быта, несвоевременно рассматривают дела о воинских преступлениях. Вскоре военные трибуналы стали восстанавливаться, и процесс этот шел довольно быстро.
«Упрочение Советской власти, разгром основных сил контрреволюции, стабилизация положения страны на международной арене, успешное осуществление нэпа» [3, с.327] - такие факторы, пишет Ю.П. Титов, привели к необходимости судебной реформы.
31 октября 1922 г. ВЦИК принял «Положение о судоустройстве РСФСР», вводившееся в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г. [11] Согласно этому акту упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов и временно сохранялись военные трибуналы.
С 1 января 1923 г. общие революционные трибуналы должны были прекратить свою деятельность. Дела, ранее подсудные губернским и областным трибуналам, подлежали рассмотрению в создаваемых губернских и областных судах, а дела, подсудные Верховному трибуналу, - в учреждаемом Верховном Суде РСФСР.
В результате была создана следующая единая система судебных учреждений: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР.
В конце 1923 г. с углублением процесса становления единой судебной системы, улучшением положения на транспорте были упразднены военно-транспортные трибуналы.
В связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. Глава 7 Конституции СССР 1924 г. была посвящена именно ему. К его компетенции относилось разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Он действовал в составе: пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий [14, с.325-326].
Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного Суда. Так, по требованию ЦИК СССР он давал заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения соответствия их Конституции. Кроме того, он давал руководящие разъяснения Верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства. Верховный Суд СССР также рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного суда СССР постановления, решения и приговоры Верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству и когда затрагивались интересы других республик. Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума [12, с.23-24].
23 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил «Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик», подробно регулировавшее структуру, компетенцию этого суда. Основные положения Конституции СССР 1924 г. о Верховном Суде СССР вошли в данное постановление [9]. Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», согласно которым основными задачами суда являлись: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного, защита интересов и прав трудящихся и их объединений, укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности законности в личных и имущественных отношениях граждан [8].
На территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский суд (или соответствующий ему суд) и верховный суд (в автономных республиках - главный или высший суд). При ЦИК СССР состоял Верховный Суд СССР. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и местными (областными и губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний.
Упразднение дореволюционной прокуратуры было предусмотрено декретом «О суде», принятым СНК 22 ноября 1917 г. [1, с.124-125] По декрету СНК «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. при трибуналах создавались коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры [3, с.329].
Важным звеном в цепи мероприятий советского государства по укреплению законности было создание специального органа надзора за соблюдением советских законов - прокуратуры.
Впервые вопрос о создании прокуратуры был поднят в докладе Н.В. Крыленко на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, проходившем в январе 1922 г. Съезд единодушно высказался за образование прокуратуры. С учетом обсуждения на съезде, в печати НКЮ разработал проект закона об учреждении прокуратуры и вынес его на рассмотрение III сессии ВЦИК IX созыва. С докладом на ней выступил Н.В. Крыленко. В соответствии с проектом прокуратура учреждалась как централизованный орган и общий надзор за законностью был ее основной задачей. Проект закона в ходе обсуждения во ВЦИК был подвергнут резкой критике. Критиковавшие проект выступали против централизованной и независимой от местных органов власти прокуратуры, за двойное подчинение прокуроров – губисполкомам на местах и в центре - прокурору республики. Выдвигалось предложение ограничить деятельность органов прокуратуры работой в судах, как это было в дореволюционной России. Были выступления и в, защиту проекта. Сессия ВЦИК большинством голосов приняла решение о передаче
законопроекта в качестве материала в специально избранную комиссию, которая большинством голосов высказалась за двойное подчинение прокуроров. Аналогичное решение приняла комиссия ЦК РКП(б), созданная для руководства работой сессией ВЦИК.
Против двойного подчинения прокуратуры решительно выступил председатель СНК В.И. Ленин. Он считал вопрос о принципах создания советской прокуратуры настолько важным, что предложил вынести его на решение Политбюро. В принятом Политбюро решении подчеркивалась необходимость отвергнуть принцип двойного подчинения прокуратуры и
установить принцип подчинения местной прокурорской власти только
центру.
25 мая 1922 г. ВЦИК принял «Положение о прокурорском надзоре» как централизованном органе. По Положению на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ПТУ; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Прокуроры губерний и областей и их помощники назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности прокурором республики. Прокуроры губерний и областей находились в непосредственном подчинении прокурора республики. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции [10].
В НКЮ был создан отдел прокуратуры. В автономных республиках прокуроры этих республик назначались и отзывались ЦИК республик. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна прокурору РСФСР. В автономных областях прокуратура создавалась и действовала на тех же основах, что и прокуратура губерний. Опыт РСФСР использовали другие республики.
Образование СССР не привело к созданию союзной прокуратуры. Только при Верховном Суде СССР состояли прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель, назначаемые Президиумом ЦИК СССР. В обязанности прокурора входило: дача заключений по всем вопросам, подлежавшим разрешению Верховным Судом СССР, поддержание обвинения в его заседаниях и в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР опротестовывание их в Президиуме ВЦИК. Как видно, суд не был полностью отделен от администрации.
26 мая 1922 г. ВЦИК принял нормативный акт об адвокатуре. Впервые
после Октября 1917 г. в стране создавалась профессиональная адвокатура.
Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполком, а представлял отдел юстиции. Для адвокатов устанавливались ограничения. Так, адвокаты на могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией избираемый на общем собрании президиум. Статья 8 «Положения о судоустройстве РСФСР» от 31 октября 1922 г. гласила, что в целях обеспечения трудящимся юридической помощи при разрешении гражданских споров и предоставления защиты в уголовном суде при губернских судах под их наблюдением действовали коллегии защитников [11].
В «Основах судоустройства
Заключение
Советское государственное управление было перестроено после иностранной военной интервенции и гражданской войны, с учетом глубокого системного кризиса власти, общества. Победив интервентов и белогвардейцев, представители новой власти взялись за восстановление народного хозяйства и в короткий срок решили эту необычайно сложную задачу. Важным средством восстановления и развития хозяйства явилась новая экономическая политика.
Государственное управление в период НЭПа имело долговременные цели: восстановить, развить и преобразовать экономику на основе государственного уклада, сделать ее основой укрепления экономической и политической свободы, обороноспособности России; ликвидировать классовый антагонизм, эксплуатацию человека частным капиталом; формировать новые экономические, социально-политические, духовные связи; возвысить роль системы государственного управления в соответствии с российской традицией реформирования сверху, идеей решающей роли государства; вовлечь трудящихся в управление государством на конституционной основе.
Среди текущих задач государственного управления преобладали в начале 1920-х гг. следующие: упразднить чрезвычайные органы, отказаться от чрезвычайных методов; привести старый государственный аппарат в соответствие с новым типом государства, власти.
Мирные условия определили перестройку государственного аппарата. Послевоенный кризис обострил восприятие новых идей государственного управления, заставив пересмотреть соотношение его конституционных и чрезвычайных методов, структур, функций. Упраздняются чрезвычайные органы военного времени, укрепляется законность в деятельности органов управления и юстиции, перестраивается армия.
Важными событиями ознаменовано и развитие советского права. Совершенствование законодательства способствует укреплению законности.
Список использованных источников
1 Декрет о суде. 22 ноября 1918 г. / Декреты советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. – М.: Политиздат, 1957. – 626 с.
2 Исаев, И.А. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 797 с.
3 История государства и права России. Учебник / Под. ред. Ю.П. Титова. - М.: ТК Велби, 2003.— 724 с.
Информация о работе Перестройка управленческих структур советского государства в период НЭПа