Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:02, реферат
И хотя уже с февраля 1918 года был введён григорианский календарь и уже первая годовщина революции (как и все последующие) отмечалась 7 ноября, революция по-прежнему ассоциировалась именно с октябрём. История Октябрьской революции принадлежит к числу таких тем, которые привлекали и привлекают наибольшее внимание зарубежной и российской историографии, ведь именно в результате победы Октябрьской революции коренным образом изменилось положение всех классов и слоев населения, их партий. Большевики стали правящей партией, возглавлявшей работу по созданию нового государственного и общественного строя.
Введение…………………………………………………………….……………3
1. Понятие и название «Великой Октябрьской» революции…….…………..4
2. Версии и причины революции……………………………….………………6
3. Октябрь 1917 года, его исторические оценки ……………….…………….14
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы…………………………………….………24
Вечером 24 октября (6 ноября) отряды красной гвардии, вооружённые практически при содействии Керенского, заняли все типографии, а в ночь на 25-е захватили телеграф, банки и вокзалы. К утру весь город был под их контролем.
Из Зимнего дворца Керенский уехал на автомобиле американского консула в своём обычном френче в ставку Северного фронта.
25 октября (7 ноября) Исполком Петроградского
совета принял решение о
25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский
съезд Советов рабочих и
«Никакого штурма Зимнего, в общем-то, не было. Ночью осаждающие стали просачиваться в окна, через неохраняемые входы. Юнкера Петергофской школы договорились с большевиками и ушли. А те, кто держал оборону со стороны Невского, прислали делегатов: «Пусть придут и выгонят нас». И толпы солдат, матросов, красногвардейцев захлестнули дворец. Внутри здания никакого сопротивления не было» (из работы Валерия Шамбарова «Оккультные корни Октябрьской революции»).
Съезд принял Декрет о мире, по которому всем воюющим странам и народам предлагалось немедленно приступить к переговорам о заключении всеобщего демократического мира без аннексий и контрибуций, и Декрет о земле. Согласно декрету, конфисковывалась помещичья земля, национализировались все земли, недра, леса и воды. Крестьяне получали свыше 150 млн. га земли. Съезд избрал высший орган Советской власти - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) (председатель - Л.Б. Каменев, с 8 (21) ноября - Я.М. Свердлов) и сформировал правительство - Совет народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным.
Образованием ВЦИК и СНК началось строительство высших органов государственной власти Советской России. Через четыре дня, 29 октября (11 ноября), произошёл вооружённый мятеж юнкеров, захвативших в том числе и артиллерийские орудия, который был подавлен также с использованием артиллерии и броневиков.
После подавления в Петрограде и Москве сопротивления сил, остававшихся верными Временному правительству, большевикам удалось быстро установить контроль над основными промышленными центрами России.
Партия кадетов была объявлена вне закона, арестован ряд их лидеров, были запрещены некоторые газеты, главным образом, оппозиционные. На первом этапе экспроприация промышленных предприятий не проводилась, СНК ограничивался введением на предприятиях рабочего контроля, но национализация частных банков была проведена уже в декабре 1918 года (национализация Госбанка - в октябре), хотя Ликвидационные комиссии в национализированных банках потребовали привлечения практически всех квалифицированных бухгалтерских кадров, поддерживающих революцию.
Декрет о земле немедленно предоставил
местным Советам проводить
2 (15) ноября 1917 Советское правительство опубликовало Декларацию прав народов России, которая провозгласила равенство и суверенность всех народов страны, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену национальных и религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп. Тем не менее, на выборах в Учредительное собрание 12 (24) ноября 1917 большевики получили лишь около четверти голосов, проиграв эсерам.
Маркс и Энгельс, выступая
за естественноисторический
Поскольку же общество не в состоянии еще обеспечить сносное существование всем своим членам, то в нем, если и не возобновляется в полной мере «борьба всех против всех», то сохраняется вся «старая мерзость» борьбы за жизненные блага с использованием силы и власти, что и превращает общество в казарму, нерентабельно производящую, населенную забитыми гражданами и их стяжателями-правителями.
Ф. Энгельс дважды писал о том, что если коммунисты получат власть до того как сложатся условия господства представляемого ими класса, то это приведет к катастрофе, ибо их вождь окажется перед неразрешимой дилеммой: «то, что он может сделать противоречит всем его прежним выступлениям, его принципам и непосредственным интересам его партии, а то, что он должен сделать, невыполнимо.
Словом, он вынужден представлять не свою партию, не свой класс, а тот класс, для господства которого движение уже достаточно созрело в данный момент.
Он должен в интересах самого движения отстаивать интересы чуждого ему класса и отделываться от своего класса фразами, обещаниями и уверениями в том, что интересы другого класса являются его собственными. Кто раз попал в это ложное положение, тот погиб безвозвратно». Это крайне суровое предупреждение было по-разному воспринято меньшевиками и большевиками.
Для меньшевиков осознание этого явилось первопричиной их постоянного нежелания ввязываться в борьбу, пока капитализм не достиг зрелых форм. Боясь оказаться в этом гибельном положении, они призывали «не браться за оружие»; выступали против активного вмешательства в управление страной после Февраля 1917 года, настойчиво боролись против подготовки вооруженного восстания в Октябре: им всюду мерещилось преждевременное овладение властью без наличия объективных условий. Именно с этих позиций они критиковали «авантюризм-волюнтаризм» и «социалистический бред» большевиков, стремившихся к активным действиям в условиях еще не созревшего для социализма общества.
Принципиально иной вывод сделали большевики: если российская буржуазия консервативна и не желает осуществлять свою историческую миссию, а Россия уже созрела для радикальных буржуазно - демократических перемен, то в такой обстановке вождь рабочего класса «вынужден представлять не свою партию, не свой класс, а тот класс, для господства которого движение уже достаточно созрело в данный момент», разумеется, не обманывая свой класс, а разъясняя ему ситуацию. Иначе говоря, ни в коем случае нельзя «отсиживаться», бездействовать в ходе такой революции.
3. Октябрь 1917 года, его исторические оценки.
Октябрьская революция, явившаяся важным событием 20 века, оставила нам множество исторических источников о себе. Это документальные и мемуарные произведения, художественная литература и газетный материал. Источники разнообразны, как разнообразно и велико происшедшее событие, явившееся только одним из целой цепочки событий, потрясших мир в начале 20 века. Участники и свидетели русской революции, волей-неволей втянутые в нее, оказались поколением, для которого она стала главным событием жизни. В их жизни не было ничего более запомнившегося, чем события в России, происшедшие начиная с октября 1917 года. Поэтому то, что дошло до нас от этих людей, так или иначе связано с революцией.
Социальная катастрофа, произошедшая в России, практически не оставила равнодушных, потому что в нее были вовлечены все. Используемое деление участников Октябрьской революции на революционеров и контрреволюционеров условно и включает в себя все классы и слои русского общества, расколовшегося на два лагеря. Как и во всяком социальном движении, расстановка сил напоминала весы, колебавшиеся, в зависимости от обстоятельств, в пользу одного из двух лагерей.
С момента октябрьских событий, не только Россия, но и мир раскололся на две системы, стремившиеся подавить друг друга.
Отмечу сразу, что у обоих лагерей были общие черты, четко различаемые в их наследии: во-первых, перманентность русской революции. Все понимали, что она необратима, и ее не остановить. Но одни хотели закончить ее отречением (что и произошло), а другие - продолжать. Была еще малочисленная группа людей, которые знали, что этому не будет конца, пока Россия не примет черты и формы государственности, свойственные ей.
Еще одной общей чертой было всеобщее стремление к твердой власти. Но в вопросе - кому доверить Россию - единства не было, и решить этот вопрос демократическим путем не удалось. Большевики сами себе доверили Россию.
По мере развития революции ее завоевания вызывали все больший восторг у левых и сочувствовавших им и, наоборот, растерянность, и ужас остальных.
В октябрьских событиях доминировали лишь чувства ненависти и решимости одних и страха, растерянности - у других. С этого момента начинается и все увеличивается кровожадность революции, дошедшей до своей крайней формы и разрушающей «до основанья» старый мир.
Противостоящие стороны принадлежали к разным классам, и встречающийся в мемуарном и документальном наследии классовый подход естественен в условиях революции и Гражданской войны.
Очень немногие современники революции подошли к ней с надклассовых, человеческих позиций. Такой подход был сложен, хотя бы потому, что их окружало буквально море зла и ненависти. Возвыситься над классовой ненавистью, дать событиям истинную, с позиций добра и зла, оценку, в то время было нелегко. Люди, дающие такую оценку, как правило, принадлежали к интеллигенции, т.е. исчезающей при большевиках прослойке, чуждой им и опасной для них.
Среди революционеров выделяются работы «вождей»: Троцкого Л.И., Ленина В.И., Невского В.И., Антонова В.А., Подвойского Н.И. и др. Целью революционеров не было воссоздание «подлинной» картины событий. Они писали воспоминания по прошествии некоторого времени, многие моменты в их мемуарах отсутствуют или противоречат друг другу, а иногда даются в приукрашенном виде.
По прочтении мемуаров революционеров понимаешь, что это воспоминания борцов, а не людей. Большевиков отличала изначальная заданность решений и действий, это полностью отражено в их воспоминаниях.
Противники большевиков представляют довольно пестрый лагерь, в котором важны работы Бельгарда С.К., Изгоева А.С., Милюкова П.Н., Плеханова Г.В., Шульгина В.В., и др. Из названного работы Плеханова, Изгоева отличают философская направленность, вдумчивость и глубина понимания вопроса. Эти авторы дают всестороннюю оценку большевизма в русской революции, роли большевизма как явления в нашей истории, и его перспектив.
А теперь - ход событий глазами восставших.
Штурму Зимнего дворца предшествовала не только организационная подготовка, захват Петропавловской крепости, идеологическая обработка толпы.
По выработанному Лениным
плану следовало захватить
Обращает на себя внимание быстрота захвата правительственных учреждений. За 15 минут можно занять здание, выставив караулы, но не отбить его. Николаевский вокзал не охранялся. Через несколько часов после занятия вокзала туда прибыл целый грузовик с юнкерами, которые были разоружены, не сделав ни одного выстрела.
Л.Д.Троцкий также обращает внимание на быстроту, с которой произошло восстание.
Общую картину событий 25 октября мы находим у председателя ВРК Н.И. Подвойского: «25 октября. Ночь. Но весь Петроград в огнях. Всюду - на фабриках и заводах, в полках, дивизиях, экипажах идут беспрерывные собрания, выносятся резолюции о поддержке Советов. 3 часа 30 минут утра. Крейсер «Аврора» отдает якорь у Николаевского моста. Приказываю выключить телефоны Зимнего дворца и штаба округа: телефонная станция уже в наших руках. Из Гельсингфорса прибывают миноносцы. По улицам громыхают броневики.
Первое продвижение войск к Зимнему дворцу удалось начать только в 6-7 часов утра 25 октября. «...решено было сосредоточить руководство в Петропавловской крепости. К утру исход восстания был уже решен. Все ключевые пункты были в руках восставшего пролетариата. Временное правительство было блокировано в Зимнем дворце, лишено власти, осталось почти без сил».
«...14.35. На открывшемся заседании Петроградского Совета Ленин заявил о конце Временного правительства: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась...».
«К 3 часам дня в Петропавловской крепости подготовка к штурму была закончена. К 6 часам вечера Зимний был словно опутан солдатскими цепями.
Юнкера, забаррикадировавшись штабелями дров у ворот дворца, зорко следили за движениями наших головных цепей, и всякое перемещение их встречали ружейным и пулеметным огнем. Выстрелы из орудий Петропавловской крепости наполнили ночь гулом. Это были три холостых выстрела - наши части двинулись вперед, открыли ураганный пулеметный и винтовочный огонь.
Баррикады встретили их решительным отпором. Вдруг над головами у нас поплыл тупой гул, за ним второй. Это «Аврора» из шестидюймовых посылала свои тяжелые снаряды.
Очевидно, эти снаряды внесли большое смятение в ряды защитников Зимнего. Воспользовавшись замешательством противника матросы, красногвардейцы и солдаты ринулись вперед. На ступенях схватываются с юнкерами. Опрокидывают их. Как ураган, несутся на третий этаж, везде по дороге сметая юнкеров. В Зимнем дворце все было кончено. Я взглянул на часы: четверть третьего».
Информация о работе Октябрь 1917 года в судьбах России и мира