Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании исторических процессов, которые привели к огосударствлению Русской Православной Церкви.
Взаимоотношения государства и церкви разных исторических периодов подробно описаны в литературе. Изучением данных вопросов занимались такие авторы, как Титов Ю.Н., Карташев А.В., Знаменский П.В. и др. Наиболее видным представителем обновленческого направления в исторической науке был Петрушко В.И., который написал объемное исследование из двух томов, посвященное церковной реформе.
В работе были использованы материалы учебных пособий и монографий различных авторов, таких как В.В. Фортунотов, М.И. Сизиков, Д. Поспеловский, Н.М. Карамзин и др..
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОЛОЖЕНИЕ РПЦ ДО СИНОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, ТЕНДЕНЦИИ К ОГОСУДАРСТВЛЕНИЮ 5
1.1 Русская Митрополия 5
1.2 Русское Патриаршество 9
II. УПРАЗДНЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА РПЦ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА 13
2.1 Церковь и государство в XIV-XVII вв. 13
2.2 Роль Петра I в огосударствлении Церкви 15
2.3 Правовое положение Церкви в России в XVII- XVIII веке 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Первое направление сводилось главным образом к тому, чтобы розданные в управление своим владельцам заопределенные вотчины вновь вернуть под контроль государства, во всяком случае, обеспечить бесперебойное поступление в казну взимаемых с этих вотчин доходов.
Второе направление предусматривало установление в архиерейских домах и монастырях определенных штатов, а также сокращение численности монастырей и монахов и обращение высвободившихся средств на дело призрения и просвещения.
Третье направление сводилось к стремлению передать хозяйственное управление духовными вотчинами полностью в руки государства. Это направление к концу правления Петра I выдвигается на первый план, так как ни постоянное поступление в казну заопределенных доходов, ни введение штатов в архиерейских домах и монастырях не представлялось возможным, пока управление находилось в руках церковных иерархов.
Следует отметить, что приведенные направления секуляризационной правительственной политики не дали желаемых результатов. В интересующий период управление духовными вотчинами оставалось в руках Священного правительствующего Синода, в частности у Монастырского приказа, который был вновь восстановлен в марте 1721 года и являлся уже структурным подразделением Синода. Таким образом, несмотря на этот факт, что управление сосредотачивалось в руках государственного органа - Синода, имущественные интересы церкви на этом этапе были защищены.
Анализируя секуляризационную политику первой четверти XVIII столетия можно сделать вывод, что она была крайне непоследовательной и противоречивой. Достаточно привести факт, что полная секуляризация духовных владений была заменена обратной передачей вотчин в распоряжение церковной организации.
Непоследовательность политики в отношении церковных и монастырских имуществ можно объяснить «чрезвычайной остротой вопроса и резкостью столкновений общественных сил при его разрешении».
В первой четверти XVIII века продолжился процесс консолидации сословий. В этот период духовенство «стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои государственные задачи, свои права и обязанности, как шляхетство и горожане»26.
В большей степени реформа Петра I затронула черное (монашествующее) духовенство. Все мероприятия, относящиеся к черному духовенству, были подчинены трем целям:
- уменьшению числа монастырей;
- установлению более тяжелых
условий для принятия в
- приданию монастырям
практического значения: «Петр клонил
к тому, чтобы обратить монастыри
в фабрики, училища, инвалидные дома
и тому подобные полезные
30 декабря 1701 года Петром I издан указ, который обосновывал необходимость «жестких мер». Этим же указом все монашествующие переводились на определенное содержание. Указ также ограничивал количество обслуживающего персонала (дьяков, келейников, монашеских родственников) и суживал круг лиц, которые могли поступать в монашество.
В конце января 1721 года император издал еще один указ, который разделил монахов на две категории:
«1. одни должны служить страждущему человечеству,
2. другие образовывать
из среды себя властей
Перед обеими категориями были поставлены цели. Первой категории монахов «вменялось в долг ходить за больными, ранеными воинами, за нищими, которых предполагалось помещать в монастыри, по два и по три человека на монаха, призревать покинутых младенцев, <...> обрабатывать земли, отведенные к монастырям»28. Особое внимание законодателем уделялось регламентации положения служилых людей, содержащихся в монастырях.
Вторая категория монахов должна была поставлять архиереев, так как «по обычаю архиереи могут быть только их монахов» и «писать книги для распространения истин религиозных в народе»29.
Положение белого духовенства также подвергалось регламентации. Мероприятия, проводимые в отношении белого духовенства, также имели определенные цели:
- сократить число так
называемого «бродячего
- утяжелить условия для
поступления в белое
- установить штаты для церквей.
Издавна на Руси сложился обычай, когда места умерших священнослужителей занимали их дети, или кто-либо из ближайших родственников, считалось, что они больше подготовлены к священству. Однако сложилось такое положение, что при некоторых церквах числилось «поповских детей, братьев, племянников, внуков, ждавших места, до пятнадцати человек». На всех лиц, ждавших места, распространялись льготы, установленные для священнослужителей. Естественно, что подобное положение не отвечало интересам государства. В начале царствования Петра I безместные священники и их дети стали нести воинскую повинность, но в 1705 году повинность была заменена регулярным денежным сбором30.
Государство стремилось установить жесткие правила вступления в духовное сословие. Так, например, начиная с 1722 года из дворян, разрешалось принимать в духовное сословие только младших детей и притом по достижении ими 40 лет, из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада.
Одной из самых важных мер в отношении белого духовенства стала попытка ввести определенные штаты для церквей. В 1724 году император провел через Синод указ, устанавливающий штаты. В указе говорилось: «А по городам в соборах же, которые при Архиереях, быть Протопопам по 1-му, Ключарей по 2, Попов по 5, Протодьяконов по 1-му, Дьяконов по 4, псаломщиков по 2, пономарей по 2 же человека»31.
Устанавливался также штат для разного рода категорий, обслуживающих церкви. Так, например, при каждом священнике могли служить только один дьячок и один пономарь. Штаты предполагалось вводить постепенно, по мере того «как будут вымирать лишние церковнослужители; архиереям же велено было не ставить новых священников, пока имеются в живых старые»32. В апреле 1722 года по указанию Петра I Синод издал указ, запрещавший выдавать храмоздание грамоты без разрешения императора. Таким образом, создание новых мест для церковнослужителей ставилось под контроль государства.
В соответствии с Указом Сената от 12 июня 1722 года и Указом Синода от 10 августа 1722 года все безместные церковнослужители подлежали обложению подушной податью33.
Духовенство, как черное, так и белое, в первой четверти XVIII столетия привлекалось к всевозможным государственным повинностям. Так, например, в 1704 году был организован драгунский полк под командованием начальника Монастырского приказа Мусина-Пушкина, состоящий из монастырских служителей и разночинцев. Этот полк полностью содержался за счет духовенства: для уплаты жалования драгунам, покупки лошадей и фуража духовенство облагалось особыми сборами. Кроме этого, монахи и церковнослужители посылались на различные государственные работы34.
Таким образом, в начале XVIII века государственная власть проводит мероприятия, направленные на окончательное подчинение церкви государству.
До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.
Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.
Церковь в своей деятельности опиралась на систему норм церковного права, содержащихся в «Кормчей книге», «Правосудье митрополичьем» и «Стоглаве» (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.)35.
Семейное право в XV-XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных - согласие их хозяев. «Стоглав» определял брачный возраст: для мужчин -15, а для женщин - 12 лет. «Домострой» (свод этических правил и обычаев) и «Стоглав» закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми36.
Преступления против Церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков судили по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы)37.
С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от Церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.
Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, подчиненных им, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делала церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявилось стремление Церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала XVIII в38.
Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри.
В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «Помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах39.
Вместе с тем политическая роль церкви возрастает. В 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение последней40.
Церковь к XVII веку стало обладать особыми правами и собственной юрисдикцией. Брачно-семейное право, как и наследственное, находилось в ее введении.
Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.
В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 г.).
Одна из реформ Екатерины II, основной целью которых было укрепление социальной базы абсолютизма - церковная реформа.
Церковная реформа - секуляризация церковных земель и подчинение церкви государству.
Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший Церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее Церкви, переводились в положение государственных.
Вновь восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии, и к ней были приписаны все эти крестьяне (около восьмисот тысяч человек). За монастырями и архирейскими домами оставались значительные земельные наделы, несколько увеличенные в 1797 г.
В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского», и Россия становится империей.
Еще в ст. 20 Воинских Артикулов (1715 г.) положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять»41.
Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к нему. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными.
Петр I отменил патриаршество и стал во главе церкви, тем самым подчинив себе церковь.
С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее - патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления. На протяжении многих веков в России было два главных центра притяжения экономической деятельности - государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством, чем государство.
Однако положение, в котором находилась Православная Церковь по отношению к Российскому государству, точнее к государственной власти, не оставалось неизменным.
По пришествии монголов на Русь, особенно при хане Золотой Орды Менгли-Гирее, церковь получила значительные привилегии и окрепла. Руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан в Византии, защищенная ханской грамотой, церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой-либо период русской истории. Фактически, митрополит не раз служил арбитром в разногласиях между князьями.
Это время было также периодом, когда русская церковь имела возможность создать большую материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений.