Общую характеристику гражданского, договорного и семейного права по Законам Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая – казуса. Такую форму изложения называют «казуистической».

Содержание

1. Дайте общую характеристику гражданского, договорного и семейного права по Законам Хаммурапи. Покажите, как проявляется социальное неравенство в данных областях права. Свои выводы обосновывайте ссылками на конкретные статьи первоисточника 3
2. Решите задачу на основе текста Институций Гая 8
3. Дайте общую характеристику судебного процесса в Древних Афинах. Охарактеризуйте особенности судебного процесса в гелиэи, используя свидетельства Аристотеля. Докажите, что организация процесса в гелиэи является первым в истории демократическим опытом судопроизводства. Свои выводы обосновывайте ссылками на конкретные статьи первоисточника. 9
4. Изучите текст Дигестов Юстиниана. Проанализируйте, как в тексте источника определяются понятия «права» и «закона». Может ли безумный составить завещание? Может ли обладать правом собственности на имущество впавший в безумие? Что такое “усыновление”? Какие виды усыновления бывают? Возможно ли усыновление самого себя? 12
5. Дайте сравнительный анализ системы наказаний, закреплённых в Саксонском Зерцале и Каролине. Обосновывайте свои выводы ссылками на конкретные статьи первоисточника. 14
6. Решите задачу на основе текста Саксонского Зерцала 20
Список литературы 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИГПЗС готовая работа вариант 6.docx

— 49.26 Кб (Скачать документ)

В то время, пока кто-то лишен разума вследствие телесного недуга, он не может составлять завещание.

Сыновьями семейства делает не только природа, но и усыновление. § 1. Слово «усыновление» является общим и разделяется на два вида, из которых один называется также усыновлением, а другой - адрогацией. Усыновляются сыновья семейства, а адрогация применяется в отношении лиц своего права.

По общему правилу усыновление совершается двумя способами: или властью [принцепса], или властью магистрата; властью [принцепса] мы усыновляем тех, кто является лицами своего права; этот вид усыновления называется адрогацией (опросом), потому что и того, кто усыновляет, спрашивают, то есть опрашивают, желает ли он того, кого собирается усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, тоже спрашивают, желает ли он подвергнуться этому. Властью магистрата мы усыновляем тех, кто находится во власти родителя или в первом разряде детей, как сын или дочь, либо в более отдаленном разряде детей, как внук или внучка, правнук или правнучка. § 1. Общим для обоих видов усыновления является то, что и те, кто не может иметь детей, как скопцы, могут усыновлять. § 2. Особенностью же того усыновления, которое совершается властью принцепса, является то, что если тот, кто имеет детей в своей власти, отдает себя на усыновление другому, то не только сам подчиняется власти усыновителя, но и дети его становятся во власти усыновителя в качестве внуков.

Если сын семейства является консулом или презесом, то он может самого себя освободить из-под власти или совершить усыновление самого себя6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дайте сравнительный анализ системы наказаний, закреплённых в Саксонском Зерцале и Каролине. Обосновывайте свои выводы ссылками на конкретные статьи первоисточника.

 

Каролина (лат. Constitutio Criminalis Carolina или, сокращённо, C.C.C., немецкое название – Peinliche Gerichtsordnung Karl’s V, или, сокращённо, P.G.O.) – принятое в 1532 г. и опубликованное в 1533  г. Уголовно-судебное уложение «Священной Римской империи германской нации». Получила название в честь императора Карла V (1519-1555)7.

Часть Уложения посвящена преступлениям и наказаниям, т.е. она выполняет роль уголовного кодекса.

Уголовное уложение подразделялось на 2 книги. В первой (103 ст.) определялся общий порядок судопроизводства, возбуждения уголовных обвинений и, главное, жестко устанавливались основания, по которым можно было начинать конкретные, признанные правом обвинения. Во второй (76 ст.) по строго логической системе классификации преступлений – от важнейших к наименее тяжким – указывались полагающиеся наказания. Попутно были отмечены возможные обстоятельства отягчения, смягчения или вовсе исключения уголовной ответственности.

Уложение сохранило почти все применявшиеся в земском праве наказания:

1) смертную казнь –  отсечение головы, повешение, утопление, колесование, четвертование, сожжение, погребение заживо;

2) членовредительство –  урезание языка, отсечение руки  и др.;

3) болезненные – порка розгами;

4) изгнание из государства;

5) ошельмование – выставление у позорного столба в железном ошейнике;

6) штрафы.

Если преступление по каким-то обстоятельствам было особенно злостным, то наказание могло особо квалифицироваться: назначаться определенный вид смертной казни либо предписывалось «волочить преступника к месту казни, терзая его клещами». В применении смертной казни основания черпались не только в религиозных канонах, но и в фольклорных представлениях о судьбах душ: женщин – злостных преступниц полагалось топить в реке.

Выбор наказания оставался вполне на усмотрение судьи. Здесь влияло не только свойство преступления, но и качество самого преступника. Так, в случае кражи полагалось «в еще большей степени учитывать звание и положение лица, которое совершило кражу». Безусловно, смягчало ответственность совершение преступления по неловкости, по легкомыслию, в малолетстве (до 14 лет), в состоянии «прямой голодной нужды». Освобождали даже от ответственности за убийство состояние крайней необходимости и, с оговорками, необходимой обороны себя. Нередко назначение наказания было множественным: по нескольку видов разом за одно преступление.

Смертная казнь применялась часто. Все ее формы были прописаны8. Для женщин полагалось некоторое смягчение формы смертной казни. Если мужчину за измену четвертовали, то женщин – топили (ст. CXXIV).

От всякой ответственности освобождались доносчики.

Достаточно редко назначалось наказание, заключавшееся заточением в тюрьму. Оно могло быть назначено за бродяжничество (ст. CXXVIII).

Существовал такой род наказания – как изгнание из страны. Оно назначалось, в частности, за учинение бунта, мятежа (ст. CXXVII).

В Каролине достаточно подробно были описаны случаи необходимой обороны, когда убийца должен был быть оправдан. Давалось описание того, что такое «правомерная необходимая оборона» (ст. CXL). Но необходимая оборона должна была быть доказана обвиняемым. Если ему не удавалось доказать свою невиновность, он признавался виновным и нес наказание согласно закону.

Описывались преступления, не относящиеся к случаям необходимой обороны, но когда обвиняемый должен был быть оправдан. Т.е. преступление происходило без умысла обвиняемого и не по его вине. Случай, когда брадобрея, брившего кому-то бороду толкали сзади по руку и он нечаянно перерезал горло тому, кого он брил (ст. CXLVI). Но при этом оговаривалось, что преступление могло быть ненаказуемо только в том случае, если все происходило в том месте, где брадобрей должен выполнять свою работу. В случае, если это произошло в любом другом «неподходящем месте» это уже считалось наказуемым преступлением.

Отдельно прописывались случаи лишения жизни, когда обвиняемый также считался невиновным. Ненаказуемыми считались случаи убийства мужем «кого-либо за блудодеяние, совершенное с его женой или дочерью». Не наказывались случаи, если убийца был сумасшедшим; если убийство произошло при задержании преступника; и убийство вора ночью в собственном доме (ст. CL). Малолетние преступники (в возрасте до 14 лет), в частности воры не могли быть осуждены на смертную казнь, они могли быть подвергнуты только телесным наказаниям. Но существовала оговорка, что в случае обнаружения отягчающих обстоятельств, когда «злостность восполняла недостаток возраста» судья и шеффены могли подвергнуть малолетнего преступника даже смертной казни (ст. CLXIV).

Воры могли быть отпущены на свободу, если воровство было совершено «по прямой голодной нужде». При этом истец, выдвинувший против вора обвинение, не должен был «отвечать перед ним за предъявленное по сему поводу обвинение» (ст. CLXVI). Кража подразделялась на несколько видов9:

- ничтожная (мелкая) кража, совершенная тайно (ст. CLVII);

- более тяжелая кража, совершенная в первый раз открыто (ст. CLVIII);

- более тяжелая опасная кража, совершенная путем вторжения или взлома (ст. CLIX);

- повторная кража (ст. CLXI);

- кража в третий раз (ст. CLXII).

В зависимости от вида кражи и от статуса человека ее совершившего определялось наказание. Знатным людям назначалось более легкое наказание, т.к. считалось, что в их отношении «можно надеяться на исправление».

 

"Саксонское зерцало", написанное в 1220-е годы шёффеном Эйке фон Репгау (фон Репков), объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, другая – ленному праву10.

"Саксонское зерцало" получило признание во многих  германских землях и городах, где на него нередко продолжали  ссылаться вплоть до 1900 года.

Сборник состоит из двух крупных разделов:

  • Земского права (Ландрехта, 3 книги);

  • Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене).

Ландрехт содержит положение о сословном делении:

  • свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием;

  • несвободные люди (крепостные и зависимые), которые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, батрака, или лита).

"Саксонское зерцало" - один из хорошо известных сборников на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других землях, в том числе в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебургского права 1261 г.). Они сделались возможными в силу того обстоятельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воплотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник применялся в судах на протяжении свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Германское гражданское уложение. В настоящее время сохраняется около 219 рукописей этого сборника из общего количества 341 Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, разброс мнений – от 1221 до 1235 г.

Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шёффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбирательстве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе с преступлениями против собственности. Наказания в этих случаях были особенно жестоки. Помимо традиционных штрафа и вергельда применялось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, закапывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни практиковалось колесование, сожжение на костре, повешение, отсечение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

Для низших слоев свободных существовал суд гографа. Это был сельский суд определенного округа. Хотя гограф имел право присуждать к тяжким уголовным наказаниям (смертной казни и изувечивающим наказаниям), но его суд не считался судом приказом (банном) короля. Обвинителем в суде гографа выступал сельский староста, который действовал как бы по поручению общины.

Сельский староста был судьей по мелким делам, по которым полагались только телесные наказания (кража до трех шиллингов, обман в торговле, применение неверных весов, споры о границах земельных участков). От телесных наказаний, назначавшихся сельским старостой, можно было откупиться тремя шиллингами, которые «предназначались односельчанам совместно на выпивку».

В качестве санкций за правонарушения Саксонское зерцало устанавливало: прямое возмещение имущественного ущерба, вергельд, смертную казнь, изувечивающие наказания, наружные телесные наказания, лишение и ограничение прав, штраф и пеню. Основной принцип указанных санкций – эквивалентность в возмещении причиненного вреда.

Возмещение вреда в Саксонском зерцале занимало первое место среди санкций за правонарушения, возмещение причиненного правонарушением имущественного ущерба было обязательным. Однако только некоторые правонарушения влекли за собой исключительно обязанность возмещения вреда; большинство же из них было связано с применением других санкций, налагавшихся от лица государственной власти. Именно со времен Саксонского зерцала удельный вес наказаний среди санкций за правонарушения значительно повысился по сравнению с предшествующей эпохой11.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Решите задачу на основе текста Саксонского Зерцала

Крестьянин решил вырыть новый колодец на своем участке. Когда работа уже подходила к завершению, он случайно наткнулся на что-то твердое. Это оказался сосуд с золотыми римскими монетами. Кому будет принадлежать найденный клад?

 

Найденный клад принадлежит королевской власти.

По Саксонскому зерцалу наряду с полноценной собственностью признавалось право владения. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. Собственнические права не были неограниченными. Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. п. Во-вторых, права даже полноценных собственников простирались только «на глубину сошника». Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени – серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. концессии) того, кому принадлежали верховные сеньориальные права на эти земли.

Статья 35

§ 1. Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивает плуг, принадлежат королевской власти12.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Дигесты Юстиниана т. I-VII. Отв. ред. и один из переводчиков Л.Л. Кофонов. – М., 2008.
    2. Институции Гая. / Пер. Ф. Дыдынского. Дигесты Юстиниана. (Серия «Памятники римского права»). – М.: Зерцало, 2007.
    3. История государства и права зарубежных стран / Под. ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. – М., 2010. 
    4. История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Часть 1,2. / Под общ. ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой. – 3-е издание. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2011.
    5. Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла V. Пер, пред. и прим. Булатова С.Я. – Алма-Ата, 2007.
    6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. – Издание пятое, исправленное. Т. 1. – М.: ТОН – Остожье, 2009.
    7. Римское частное право: Учебное пособие.Часть1 / Сост. Д.и.н.,проф. С.К.Сизов, д.и.н.,проф В.М. Строгецкий. – Н.Новгород, 2009. 
    8. Саксонское зерцало: Памятник, комментарии, исследования / Отв. ред. В.М.Корецкий. – М.: Институт государства и права РАН. – М.: Наука, 2005.
    9. Якобсон В. А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. – М., 2002.

Информация о работе Общую характеристику гражданского, договорного и семейного права по Законам Хаммурапи