Общественные отношения у древних германцев по данным античных авторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

На обширной территории западных провинций Римской империи, на ее границах и далеко за пределами издавна обитали многочисленные племена и народности, которых греческие и римские писатели объединяли в три большие этнические группы. Это были кельты, германцы и славяне, расселившиеся по лесам и большим рекам Западной и Центральной Европы. В результате частых перемещений и войн усложнялись этнические процессы, происходили интеграция, ассимиляция или, наоборот, разобщение; поэтому лишь условно можно говорить об основных местах расселения отдельных этнических групп.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Общественно-политическая жизнь с.4
1.1. Эволюция политического строя и военных навыков с.4
1.2. Общественный строй с.12
Заключение с.24
Источники и литература с.26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Истории средних веков.rtf

— 334.35 Кб (Скачать документ)

Погребения знатных лиц мало отличаются от погребений простых воинов. Отличием вождей и их дружинников являются находимые в местах их погребений мечи, которые редко встречаются у простых воинов; вооружение последних состояло обычно из копий (фрамеи). Таков был описанный Тацитом общественный строй германцев. Это был ещё догосударственный строй, но «это была наиболее развитая организация управления, какая вообще могла развиться при родовом устройстве...». «Военачальник, совет, народное собрание образуют органы развивающейся из родового строя военной демократии. Военной потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни... Война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападения, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, ведется теперь только ради грабежа, становится постоянным промыслом». С этим связаны и важнейшие внутренние перемены в общественном строе: «органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе...», они постепенно «из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа»[2].

Военная демократия представляла собой стадию общественного развития, непосредственно предшествовавшую образованию государства. Тацит показывает, что не все «варвары» находились в его время на одинаковой ступени развития. Строй одних племён носил более первобытные черты, в то время как другие пошли дальше по пути общественного развития.

По Цезарю в I веке до н.э. германцы стояли на более низкой ступени общественного развития, чем, например, галлы, у которых уже наблюдалось разделение на классы и возникновение государстве и резко выраженная социальная дифференциация[10 с.49].

Отсюда следует, что ко времени Тацита германцы могли относится к тем «варварам», строй которых носил более первобытные черты, с чем можно не согласиться, выделив факты, указывающие, что в эпоху Тацита древнегерманское общество переживало последнюю стадию родового строя и характеризовалось как «военная демократия».

В последующий период также происходили важные изменения в общественном строе «варварских» племён - всё большее влияние приобретала знать, укреплялась власть князей, усиливались элементы государства. Особенно это заметно у тех племён, которые приходили в непосредственное соприкосновение с Римской империей. Их знать начинает превращаться в крупных землевладельцев, подобных римским. Но в целом основными чертами общественного строя «варваров», с которыми пришлось столкнуться Риму, была общинная организация, свобода и равенство большей части членов племени.

Переход к плужному земледелию в корне менял всю структуру общественной организации. Отдельные домохозяйства больших и малых семей объединялись единым хозяйственным распорядком в пределах территории, на которую распространялось общее право на все земельные угодья. Крестьянские усадьбы-дворы располагались у германцев поодаль друг от друга и образовывали соседскую общину с определенными границами освоенной и невозделанной земли. Эта территориальная община у германцев называлась маркой (понятие "марка" имело значение всякой границы). Первоначально узы кровного родства связывали многие семьи, в дальнейшем они ослабевают и уступают по значению соседским. По мере разложения первобытнообщинного строя в рамках этой общины возникало мелкое самостоятельное крестьянское хозяйство. Прирост населения Европы в III-IV вв., увеличение его плотности, то есть известное перенаселение, стало толчком к массовым миграциям и к усилению военной активности германцев против Рима[8, c. 223].

Переселения разрушали кровно-родственные отношения, укрепляли индивидуальное хозяйство свободного общинника, соседскую общину и стимулировали возникновение частной собственности. Основную массу германцев составляли свободные общинники, объединенные, как воины, в войско.

Войско имело значение общественной организации полноправных свободных. В народном собрании решались важнейшие дела: избирали королей-предводителей, утверждали нормы обычного права, принимали послов, заключали договоры и союзы, объявляли войну. Войско было организовано по сотням, которые набирались из общин в пределах одного территориального округа. Кровно-родственные связи, сохранявшиеся в общинах, соответственно имели значение и в войске. Древнегерманская община называлась генеалогией, фарой, что указывает на ее происхождение от группы близких патриархальных семей. По мере возникновения сотенно-территориального деления и укрепления соседских связей в ходе переселения община становилась маркой.

В границах общины-марки каждый двор-усадьба имели право пользоваться лесом, лугами, речными угодьями, водоемами, проселочными дорогами. Эти земли находились в общинной собственности. Она распространялась и на пахотные угодья отдельных семей. Наделы, лежавшие в общих полях, не отчуждались, они принадлежали членам общины на правах наследственного владения и назывались аллодом. Аллодиальные владения можно было огораживать, но сначала ставили временные изгороди, чтобы после жатвы все поле становилось общим выгоном для скота. Со временем права частного владения на аллод расширяются, изгороди делают постоянными, а наделы разрешалось передавать по наследству не только сыновьям, но и дочерям.

Общинные угодья долго оставались в общинном пользовании, запрещалось делать запруду на реке, строить мельницу; если возражали другие общинники, она немедленно сносилась, как и в том случае, если кому-нибудь причиняла вред. Лесами пользовались сообща, но ставили метки на деревьях, они были действительны только в течение ограниченного срока (1 год, например).

Понятие "чужое поле", "чужая земля" не считалось равнозначным понятию неограниченной собственности. Поэтому в законах мотивом правонарушения признается непредумышленное захоронение на чужой земле, жатва на чужом поле, запашка чужого поля; злонамеренные действия противопоставлены случайным нарушениям, совершенным без злого умысла. Обособление усадьбы и отдельных ее владений показывала изгородь, разрушение ее - одно из наиболее распространенных правонарушений, караемых по обычному праву.

Рост производительных сил привел к накоплению движимого имущества, возникновению неравенства между общинниками. Характерным свидетельством формирования частной собственности на движимое имущество является обычай устного завещания (аффатомия). Обычное право защищало частную собственность на личные вещи от действия старых норм, особенно при совершении религиозных обрядов. Под угрозой штрафа запрещалось бросать в могилу чужое имущество, разрывать могилы с целью грабежа. Особую ценность представлял скот. Этот объект частной собственности обеспечивал жизнедеятельность крестьянского хозяйства и содержание военных дружин.

Развитие частной собственности сказывается в обособлении имущества, приобретенного на службе у частного лица. Это имущество исключалось из общесемейного, и сын распоряжался им помимо воли отца и матери. Имущественная дифференциация в среде основной массы свободных производителей проявлялась в неравном количестве скота, в разных размерах дома, зерновых амбаров, в возможностях использования зависимых людей, плативших хозяину-господину долю урожая[9, c.214].

Благодаря римскому влиянию элементы социальной дифференциации сильнее сказывались в рейнско-везерском регионе, в северо-восточной Галлии (с середины IV в.) и на средней Эльбе, особенно в среде федератов (так называли варваров, заключавших договор с римским правительством о военной службе за вознаграждение). Верхушка федератов (военачальники и командиры) быстро романизируется. Наступление на римскую территорию усилило влияние военной знати, которая усваивала римские порядки и римский образ жизни. Это усугубляло контрасты в Положении свободных германцев.

Основную массу свободных составляли полноправные землевладельцы-воины, составлявшие войско - народные ополченцы, которые участвовали в народных собраниях.

Существовало рабство, хотя оно нe носило патриархальный характер. Рабы получали скот и участки земли, за которые должны были вносить земледельцам часть собранного урожая. Дети рабов воспитывались вместе с детьми свободных, а поэтому разница между рабами нe свободными была не так разительна, как в Риме. Хотя племенная знать и племенные вожди, которые собирали вокруг себя преданные дружины из числа воинственной молодежи, играли значительную роль, верховное решение в важных вопросах по-прежнему принадлежало народному собранию[6 с.423]

Заключение

 

В ходе написания контрольной работы был подробно рассмотрен вопрос об общественно-политической жизни древних германцев (I-V вв.). Был изучен и проанализирован ряд источников: Гай Юлий Цезарь «Галльская война»; Публий Корнелий Тацит «Малые произведения», «Анналы». Несмотря на то, что это однобокие источники (римского происхождения), они являются весьма ценными, так как данные письменные источники одни из немногих дошедших до нашего времени.

В контрольной работе внимание уделялось основным моментам общественно-политической, социально-экономической жизни древних германцев, связь, взаимоотношение и влияние этих сфер между собой, последствия и итоги.

Что касается общественно-политической жизни, совершенно очевидно, что за период I-V вв. древние германцы прошли несколько этапов развития: I-II - этап разложения родоплеменного строя, II-III - переходный период, характеризующийся образованием относительно устойчивых племенных союзов, IV-V - период военной демократии. Результат эволюции общественно-политической жизни за I-V вв. - образование первых королевств. Решающую роль в образовании этих королевств играла родоплеменная знать.

Хозяйственная сфера жизни у древних германцев за период I-V вв. также претерпела ряд существенных изменений. Если во времена Цезаря это были полудикие племена - «варвары», не занимающиеся хозяйственной жизнью и производительным трудом, жестокие и воинственные, то Тацит рассматривает германцев как более развитое общество, не делая постоянных параллелей в развитии с римлянами. Хотя и Тацит указывает на воинственный настрой германских племен, что вполне характерно зарождающемуся этносу. Здесь можно подчеркнуть взаимосвязь различных сфер жизни общества и выделить одну из цепочек развития. Воинственные и жестокие «варвары» ведут непрерывные войны с более развитым обществом (т.е. римляне), периодически попадая под влияние друг друга. В процессе такого «общения» древние германцы приобретают навыки и умения в обработке земли, торговле, ремеслах, появляется другое отношение к деньгам и роскоши и, соответственно, меняется и культурный уровень и уровень мировоззрения.

Очевидно, что в сравнении с римской цивилизацией древние германцы и выглядели как «недочеловеки» с отставшими от римлян на несколько столетий хозяйственными навыками, примитивным образом жизни и далеко несовершенной организацией управления. Но, если сравнивать уровень развития древних германцев с параллельно развивающимися обществами, например славяне или кельты, то здесь не наблюдается существенной разницы в этапах эволюции политического строя, социально-экономического, в развитии быта и хозяйственной жизни.

Таким образом, нельзя говорить о древних германцах I-V вв. как об отсталом «варварском» мире. Просто в силу каких-либо климатических и природных условий развитие этого общества началось гораздо позже, чем у тех же римлян, но уже к V-VII вв. германцы достигли относительно высокого уровня развития, что у цивилизованных народов достигалось не одно тысячелетие.

 

 

Источники

 

1.Гай Юлий Цезарь. Галльская война. // Записки. М.: Из-во «ОЛМА-пресс Инвест», 2004. - 477 с.

2.Публий Корнелий Тацит. Малые произведения: О происхождении германцев и местоположении Германии. // http: yandex.ru/ www.arcietrome.ru/Osouree/1inos/tacit.php

3.Публий Корнелий Тацит. Анналы. // http: yandex.ru/books.swarog.ru/antlitr/ tacit/index.htm

Литература

4. Вейс Г. История цивилизации. Классическая древность до IV вв. Т. 1. М.: Из-во «Эксмо-пресс», 1999. - 751 с.

5. Всемирная история (Римский период). Т. 6. - Мн.: Из-во «Эксмо-пресс», 1998. - 511 с.

6. Древние кельты и германцы // Хрестоматия по истории средних веков под ред. Грацианского Н.П. и Сказкина С.Д. Т. 1. М.: Из-во Министерства просвещения РСФСР, 1949. - с. 49-72.

7. Дэвис Н. История Европы. М.: Из-во «Транзиткнига», 2004. - 943 с.

8. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М.: Из-во «Ронион», 1929. - 223 с.

9. Удальцов А.Д., Сказкин С.Д. История средних веков. М.: Типография Высшей партийной школы пи ЦК ВКП (б), 1952. - 214 с.

10. Осокин Н.А. История средних веков. М.: Из-во «АСТ», Мн.: Из-во «Харвест», 2005. - 668 с.

11. Энгельс Ф. К истории древних германцев. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. М.: Государственное из-во политической литературы, 1961. - с. 442-494.

 

 


Информация о работе Общественные отношения у древних германцев по данным античных авторов