Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:19, реферат
Таким образом, межэтнические связи башкир с казахами устойчиво сохранялись до второй половины XIX в. Об этом свидетельствует широко распространенный в юго-восточной Башкирии этноним «казах». Смешанные браки были естественным явлением между башкирами и казахами. Недаром царизм запретил известным указом 1747 г. браки между башкирами и казахами. Сближению и тесным контактам послужила сама историческая обстановка. Башкиры и казахи совместно выступали в антифеодальных движениях XVIII века, нередко казахские степи служили убежищем для башкир, преследуемых царизмом. В первой половине XIX в. частыми были переходы казахов Младшего жуза на башкирские земли, что было вызвано внутриполитической борьбой и сильнейшими джутами.
Для изучения этногенеза и этнокультурных связей, отраженных в фольклоре разных народов, особое значение имеют эпические жанры – мифы, легенды, героические эпосы. Они могут содержать информацию о том, как сам народ объяснял свое происхождение или процесс заселения данной территории, какие наиболее устойчивые взаимосвязи с другими народами влияли на его развитие. Топонимические предания представляют научный интерес, как для историков фольклора, так и для собственно историков.
Топонимические легенды и предания юго-восточных башкир в основном связаны с набегами казахов. Барымта – норма феодального общества, была характерна для кочевников-тюрков: башкир, киргизов, казахов, каракалпаков, ногайцев и т. д., представляющая собой набег на соседей с целью захвата скота, умыкания женщины или еще с какой-нибудь иной целью, т.е. экономическая месть. У башкир, так же, как у казахов, в набеге должны были участвовать все мужчины рода, это считалось честью для каждого. По поводу наездничества очень верную характеристику дает в своей повести В. И. Даль: «Украсть коня, барана у кайсаков считалось молодечеством, «джигитлек». Мужчин, одноверцев, однако, в плен не брали, но «девки и бабки считались товаром». Рядовые общинники, участвовавшие в набегах, получали часть угнанного скота, основная доля доставалась бию и его приближенным.
В первой четверти XVIII в. набеги между башкирами и казахами набеги происходили из-за пастбищ. Следует отметить еще одну немаловажную сторону набегов – это захват людей, продаваемых затем в рабство на невольничьих рынках Средней Азии, и скота. Есть такие места как Ҡазаҡҡаскан-ер (место, откуда убежали казахи), Ҡаньятҡан ер (место, где лежала кровь), Яуғасҡан ер (место, где была битва), Ҡазаҡорошкан ер (место, где столкнулись башкиры с казахами), Ҡазаҡҡунган ер (место, где остановились казахи) и т. д. В каждом роду у башкир и казахов имелся наездник, отличившийся храбростью, физической силой и ловкостью. Это также нашло отражение в топонимических преданиях. В Республике Башкортостан в Абзелиловском районе известны имена батыров: Утягул, Минтай, Абдряш; в Баймакском районе легендарны имена Сура батыр, Кутур батыр, Калмак батыр, Сураш батыр, Амин батыр; Хайбуллинском районе Сонгор батыр, Кутур батыр; в Зианчуринском районе Байыш батыр, Яуыш батыр, Сура батыр, Юлдаш батыр и т. д. Народные предания сохранили следы разносторонних связей башкир с казахами, чрезвычайно интересными представляются при этом отражения в них этнических связей. Как свидетельствуют сюжеты различных преданий («Могила Халиля», «Аман», «Буляктау», «Еренсе сэсэн») у башкирских родов очень сильна была тенденция к
миру и согласию между родами соседних народов. Так, в преданиях «Аман», «Буляктау» («Гора, на которой обменивались подарками») повествуется о дружбе башкир и казахов, вступавших в брачно-родственные отношения между собой. Подобным бракам уделяется особое внимание. Они свидетельствуют о близости башкир и казахов.
В заключении Изучение башкиро-казахских этнокультурных взаимодействий XVIII-первой половины XIX вв. приводит к следующим выводам. Этнические связи башкир и казахов уходят своими корнями еще в эпоху бронзы. Контакты, которые зародились в тот период, дополняются новыми факторами в тюркский период. В формировании башкирского и казахского народов участвовали родственные племена и роды. Башкирско-казахские этнонимические параллели позволяют установить этническую близость башкир не только к племенам соседнего Башкирии Младшего жуза казахов, но и Среднего, и Старшего жузов. Дополнением к этнонимическим аналогиям являются башкирские и казахские тамги. Не только сходство, но и тождественность тамг подтверждает родственность башкирских и казахских племен. Еще одним доказательством о тесных этнических взаимодействиях башкир и казахов является распространенность в юго-восточной и южной части Башкирии южносибирского антропологического типа, т. к. юго-западная и южная Башкирия оставалась основным районом кыпчакской миграции.
Рост интенсивности
башкиро-казахских контактов
Этнокультурное взаимодействие башкир и казахов продолжало оставаться весьма интенсивным в дореволюционный период. Это нашло отражение в общности хозяйственной и социальной жизни, в быту, обычаях, традициях и культуре. Однако эти отношения определялись и ограничивались не только историческими, социально-экономическими, но и общественно-политическими условиями.
Информация о работе Общее в этнической истории башкир и казахов