Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:34, реферат
Именно в силу этой его природы и роли в развитии цивилизации проблема города выступает как одна из фундаментальных проблем науки и прежде всего – исторической. Исследования в области истории городов сопряжены с рассмотрением актуальных задач исторического познания в целом. В данной работе будет подробно рассмотрено возникновение монастырей и замков, а также зарождение и развитие городов вокруг них на территории Западной Европы в V-XV вв.
Введение 3
Монастыри, замки и зарождение городов западной европы в V-XV вв 4
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Города, построенные в соответствии с Магдебургским городским правом, получали самоуправление, льготы в отношении ремесла и торговли, право судопроизводства и взимания налогов. Они освобождались от феодальных повинностей и, что особенно существенно, становились коллективными собственниками городской земли. Последнее имело большое значение и позволяло членить территорию города на более или менее равные земельные участки, которые отдавались в «держание» жителям этого города.
То обстоятельство, что земля считалась общегородской, позволило ввести ряд дополнительных правил по эксплуатации и застройке участков. Так, например, жители могли устраивать плодовые сады на своих участках, но так, чтобы ветви фруктовых деревьев не свешивались на участок соседа. С этой целью, а также с целью закрепления первичной конфигурации участка предписывалось ограждать их заборами.
Большое внимание уделялось наследованию права пользования земельным участком. Закон строго следил, чтобы участок получали прямые наследники умершего, в противном же случае участок отчуждался в пользу городской общины. Конфискация участков производилась и в тех случаях, если тот или иной житель города совершал преступление.
Все эти правила имели целью предотвратить анархию в городском землепользовании и воспрепятствовать образованию крупных наделов в руках феодалов или разбогатевших бюргеров. Кроме того, Магдебургское право, несомненно, служило средством привлечения торгово-ремесленного люда в районы, нуждавшиеся в заселении в интересах отдельных феодалов или целых феодальных государств.
Многие города, построенные в соответствии с Магдебургским правом, первоначально сохраняли следы первичного межевания, но были и такие, в которых равенство размеров земельных наделов довольно быстро разрушалось.
Одним из наиболее характерных примеров средневековых городов, воспринявших в процессе развития Магдебургское право, был город Пирна. Применение этого свода законов предопределило регулярную планировочную структуру.
Рис 3. Пирна. План средневекового города по В. Рауда. Город построен единовременно в XIII в. и имеет сравнительно регулярную планировку улиц.
1 - собор; 2 - рыночная площадь со зданием ратуши в центре; 3 - монастырь; 4 - школа; 5 - замок Зонненштейн; 6 - церковь св. Екатерины; 7 - Донешештрассе.
Пирна была построена неподалеку от Дрездена, также на левом берегу Эльбы, у переправы, возле старого замка Зонненштейн. Город возник в XIII в. но воле маркграфов Мейсенских и довольно быстро превратился в военный торгово-ремесленный центр. Город имел четкую планировку, свойственную всем полувоенным поселениям. Главная улица Донешештрассе начиналась у приречных ворот и кончалась противолежащими городскими воротами, другая значительная улица проходила параллельно реке и соединяла замковые ворота с территорией доминиканского монастыря. В центре города располагалась рыночная площадь, на которой находилась ратуша города. Рядом с рынком, на другой площади размещалась церковь Мариенкирхе. Единовременность закладки и строительства Пирны позволила ее создателям разместить ведущие сооружения города в соответствии с потребностями и вкусами времени. Это особенно касается здания ратуши, которое заняло почетное место в середине центральной площади города.
Новые города по заранее продуманному плану строились не только в немецких землях и странах Восточной Европы, такое строительство велось и во Франции, где новые города возводились либо крупными сеньорами для увеличения численности населения в их владениях, либо королями в военно-стратегических целях.
Наибольшее число городов возникло на юге Франции, где по берегам Гаронны и ее притоков, вдоль Пиренеев, в Перигоре и Гаскони возникла потребность в строительстве городов-крепостей.
В ХII-ХIII вв. земли этих районов оказались в руках английских королей династии Плантагенетов, которые были выходцами из дома герцогов Анжуйских. Бесконечные распри и споры за эти владения, которые в конечном итоге привели к Столетней войне, вызвали активное градостроительство в пограничных районах. Возникшие здесь укрепленные города назывались бастидами.
Среди французских городов, построенных в XIII в., следует упомянуть возведенные по распоряжению Людовика IX города Эг-Морт и Нижний город в Каркассоне.
Новые города строились не только на территории Священной империи и королевства Франции. Много крепостей и бастид было построено английским королем Эдуардом I Плантагенетом и в самой Англии.
Английские бастиды
Планировка регулярных городов занимала средневековых архитекторов не только в практическом, но и в теоретическом плане. Это относится к средневековой Италии, где, как известно, сохранилось наибольшее число городов, спланированных по тину военного лагеря. В большинстве своем эти города послужили ядрами для средневековых городских образований. Во всех случаях в истории этих городов наступал момент, когда они выходили за границы античного поселения и продолжали свое развитие вдоль сложившихся к этому времени дорог.
Стремление горожан к корпоративности, диктуемое самой городской жизнью, нашло отражение в планировочной структуре и в архитектурном облике средневековых поселений. К этому следует добавить феодальную иерархию, которая даже в тех случаях, когда города имели полную муниципальную самостоятельность, вес же имела место.
Если представить себе Париж XI в., то прежде всего бросилась бы в глаза разбросанность городской территории и ее членение на отдельные крупные и мелкие владения местных сеньоров. Париж, в отличие от большинства других городов, представлял собой конгломерат феодальных владений (земли короля, епископов, аббатств, светских сеньоров) с расположенными на них домами зависимых ремесленников.
Большое значение в процессе формирования уличной системы Парижа сыграли его торговые центры. Часть из них возникла еще в период раннего средневековья (например, ярмарки около загородных монастырей Сен-Дени, Сен- Жермен, Сен-Лоран), а также более поздние рынки у Тампля (монастырь тамплиеров) и аббатства Сен-Жак (ордена госпитальеров). Значительные территории по берегам Сены в восточной части города и за его пределами были заняты рынками оптовой торговли зерном, вином, дровами и сеном. Помимо перечисленных выше торгов в Париже функционировал главный рынок (будущее «чрево Парижа»), возникший в западной части города у ворот Сент-Оноре, на котором продавались все разновидности товаров, в основном парижского производства. Рынки и торги «цементировали» приходскую раздробленную структуру средневекового города и наряду с главными общегородскими центрами - церковным, гражданским и дворцовым - формировали его архитектурно-пространственную структуру.
В градостроительстве средневековья особое значение имела символика, однако не была его определяющей чертой. В основе лежали насущные потребности городских жителей-ремесленников и торговцев, которые и влияли решающим образом на архитектурно-планировочное формообразование городских поселений.
В этом смысле городские ансамбли готического периода (XII-XIV вв.) в большей степени зависели от потребностей и вкусов своего времени, чем их романские предшественники, полные религиозной символики и стремления к подражанию древним легендарным градостроительным образцам.
К XIII в. у горожан сложились такие понятия, как «рынок», «собор», «ратуша», за которыми подразумевались как сами сооружения, так и связанные с ними пространства, еще не носившие названия городских площадей. Улицы, также прежде всего различались по их назначению. Таким образом, в понятие городского ансамбля в готический период прежде всего входила принадлежность того или иного здания или пространства своему функциональному назначению.
Городские центры средневековых городов имели общие черты, свойственные всем городам Европы, что отнюдь не исключало огромного разнообразия архитектурно-пространственных решений.
Доминирующее положение в любом средневековом городе занимал собор. Обыкновенно соборы строились на средства горожан на свободной от застройки территории. В одних случаях собор занимал весь участок, от которого оставалось лишь небольшое пространство перед входом в здание (собор Парижской богоматери); в других - вокруг собора имелся круговой обход (соборная площадь во Флоренции); в третьих - собор находился в центре обширного городского пространства (соборная площадь в Пизе).
Собор имел не только одно культовое предназначение. Он был одновременно и самым крупным городским сооружением, в котором можно было укрыться в случае опасности. Конструктивные элементы, украшенные скульптурой, служили своего рода «открытой книгой», в которой жители средневековых городов, в большинстве своем неграмотные, черпали элементарные сведения из священной истории и истории своего родного края. Готическая скульптура и ее размещение подчинялись определенной сюжетной программе, повторявшейся во многих городах Западной Европы. Стройность и уравновешенная гармония архитектурных форм в сочетании с устремленностью ввысь была характерной чертой всех без исключения готических соборов, где бы они ни были построены и из каких материалов они ни были бы сложены.
Крупные городские соборы часто занимали центральное положение в городе. Ярким примером в этом отношении является собор в Амьене, построенный в XIII в. на месте более древней романской базилики, а также собор в Вене.
Исключительные исторические и природные условия, в которых развивалась Вена, способствовали сравнительно быстрому образованию торгово-ремесленного городского поселения, укрепленного городскими стенами.
Не менее распространенными были случаи внецентренного расположения городского собора относительно территории города. Наиболее ярким примером в этом отношении являлся соборный ансамбль в Эрфурте.
Иногда городские пространства, окружавшие здание собора, превращались в систему взаимосвязанных площадей. Таковыми были площади в центре Зальцбурга.
Большую роль в жизни средневековых городов играли городские рынки. Обыкновенно рыночные площади располагались рядом с собором и часто соприкасались с соборной площадью под углом. Для городов свойственно было стремление создать несколько торговых площадей с раздельной торговлей чистыми товарами и продуктами питания или оптовой торговли. Обычно, кроме главной рыночной площади, застроенной монументальными сооружениями домов цеховых общин, ратушей, церковью, жилыми домами зажиточных бюргеров, существовали отдельные городские пространства для торговли мясом, рыбой, сеном, дровами и т. д. Архитектура рыночных площадей составляла особую тему в средневековом градостроительстве. Большую роль на рыночных площадях играли скульптура и городские бассейны. Эти сооружения часто украшались каменной резьбой наподобие готических стрел и имели металлические ограждения.
Главным зданием, олицетворявшим
гражданскую жизнь
Во многих торгово-ремесленных центрах Италии, где коммунальная жизнь была наиболее развита, ратуша занимала доминирующее положение в городе и наряду с городским собором служила главной архитектурной вертикалью.
Характеристика средневековых городов Западной Европы была бы не полной, если не остановиться на улицах, соединявших жилые районы с церковными и торговыми центрами. Для жителей средневековья улицы не составляли самостоятельной архитектурной темы. Они были коммуникациями и в этом видели их главное назначение.
Улицы средневековых городов были узкими, грязными и имели замощение в исключительных случаях. Основная масса средневековых городов не имела уличного замощения. Жилые дома горожан с нависшими один над другим этажами придавали улицам вид узких каньонов, в которых застаивался воздух и куда часто сливались нечистоты. Для вьючного и конного транспорта такие проходы были плохо приспособлены. Исключение составляли лишь улицы, по которым проходили религиозные или гражданские процессии, а также пути следования королей и крупных феодалов.
Благоустройство средневековых городов оставляло желать лучшего. Большая скученность населения в пределах городских стен повлияла на формирование жилища городского типа, которое развивалось чрезвычайно медленно, приспосабливаясь к условиям городской жизни. В зависимости от того, какими строительными материалами располагали городские жители, определялся характер жилой застройки. Так, в Италии и Южной Франции многие городские дома строились из камня. В городах северной Германии и Нидерландах распространено было кирпичное и фахверковое строительство. Деревянные дома с каменным низом имели большое распространение в Центральной Европе и в Англии. Фахверковые дома строились почти повсеместно и были весьма удобны в конструктивном и противопожарном отношениях. Известно, что частые пожары уничтожали целые поселения. Задача быстрого восстановления жилых домов на прежних основаниях выработала этот весьма характерный для средневековья тип застройки, состоявший из каменного или кирпичного основания и деревянного каркаса, собранного из вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами. Роль заполнителя в этой конструкции играл кирпич и ли бутовый камень на глиняном растворе. Народные мастера создавали из этих материалов замечательные произведения архитектуры, которые придавали средневековым городам живописность и уют.
Внутренняя структура городского средневекового жилища была традиционной. На первом этаже размещались хозяйственные помещения, кухня, кладовые, иногда ремесленные мастерские и лавки. В верхних этажах находились общая комната и жилые помещения. Конечно, в различных странах Западной Европы эта схема расположения внутренних помещений жилого дома несколько варьировалась, но в целом она была присуща для большинства городов. Жилые дома выходили на улицы либо боковыми фасадами, либо торцами, часто увенчанными щипцовыми крышами, отчего силуэт улицы приобретал зубчатый характер.