Образование Речи Посполитой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение исследований и мнений разных источников, описывающих образование Речи Посполитой и объективное изложение наиболее важных событий и следствий жизни страны в данный период.

Содержание

Введение 2
1. Предпосылки унии 3
2. Причины образования Речи Посполитой 4
3. Попытки заключения унии 7
4. Подписание и итоги Люблинской унии 10
5. Борьба за сохранение самостоятельности
Великого княжества Литовского 12
Заключение 15
Литература 16
Ссылки 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Образование РП.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

Белорусская шляхта надеялась  получить не только «золотую шляхетскую вольность», но и военную помощь. Утомленная войной шляхта в 1562 году составила в лагере под Витебском конфедерацию и обратилась с просьбой к великому князю заключить унию с Польшей и назначить для этого общий польско-литовский сейм.

Третья группа причин – династическая. После смерти первой жены Жигимонта II Августа, которая очень не нравилась его матери, рьяной католички, миланской княгини Боны Сфорцы, которую литовская знать считала ватиканской шпионкой в княжестве, великий князь литовский тайно, без согласия матери женился на Барбаре Радзивилл. Этот брак еще больше не понравился католическому клиру. Дело в том, что в 50-е годы XVI века Радзивиллы были злейшими врагами католицизма. Они были протестантами, кальвинистами. В рядах католического духовенства началась паника.

Может быть, не без участия Боны Сфорцы в скором времени умерла жена Жигимонта II Августа, Барбара Радзивилл. Великий князь женился в третий раз. Но с третьей женой жизнь не ладилась. У них не было наследников.

Поляки боялись, что со смертью Жигимонта II Августа, уния, которая объединяла две державы, окончательно прервется. Они были заинтересованы в его разводе и в новом браке.

Жигимонт II Август решил развестись и жениться в четвертый раз. Но по католическим законам можно было жениться только три раза. Третий развод и разрешение на женитьбу можно было получить у Папы Римского. В этой ситуации Жигимонт II Август начал выслуживаться перед Ватиканом, Папой Римским и католическим духовенством. Он добросовестно выполнял все поручения и предложения по укреплению католицизма на территории Великого княжества Литовского и его присоединения к Польше. Ватикан и католическое духовенство использовали несчастье в личной жизни Жигимонта II Августа в своих политико-идалогических целях объединения Великого княжества Литовского с Польшей и вытеснения со славянских земель православия.

3. Попытки заключения унии

 

В середине XVI века вопрос об унии поднимался польской стороной все чаще и чаще. В 1551 году польские послы появились на сейме в Вильно и предъявили свои требования на Подляшье, Волынь, Киевщину и Северщину, предложили унию. Сторона Великого княжества Литовского им отказала.

Обещая помощь Великому княжеству  Литовскому в войне с Русской  державой, поляки спешили осуществить свои политические цели. Для переговоров об унии на Варшавский сейм 1563 года прибыла делегация Великого княжества Литовского во главе с виленским воеводой Николаем Радзивиллом. Поданный ею проект не удовлетворил поляков, так как предусматривал самостоятельность Великого княжества под одним государем. В свою очередь поляки составили свою декларацию об объединении и предложили литовским представителям на сейме подписать и приложить печать.

На сейме 1564 года поляки требовали  от Жигимонта II Августа, чтобы он отказался от своих прав на княжество в пользу Польши и подарил Великое княжество Литовское полякам. Одновременно с этим был распространен так называемый «рецэс» (сеймовое постановление), как-будто на Варшавском сейме состоялось слияние польского и литовского народов в один народ, единое целое. И поэтому единому целому устанавливается один правитель и одна рада. Магнаты Великого княжества Литовского заставили Жигимонта II Августа не соглашаться с инкорпораторскими условиями поляков.

Официальные переговоры об унии начались в 1566 году, причем поляки заседали в Люблине, а представители княжества – в Бресте. Магнаты Польши, опираясь на поддержку польского короля и великого князя литовского, помощь костела, начали более активно действовать, чтобы увеличить количество поддерживающих унию в княжестве. Деятельность проходила в нескольких направлениях:

1) уравнение в правах православных с католической шляхтой литовского происхождения;

2) пропаганда шляхетских вольностей  в Польше и обещание таких  же и для княжества после  унии;

3) обещание короля, что союз двух держав будет основан «на милости», «братском взаимопонимании»;

4) обещание Жигимонта II, что благодаря унии княжество получит от Польши помощь в Ливонской войне.

Все эти обещания не были причиной согласия правящих кругов Великого княжества  Литовского принять участие в  Люблинском сейме. Главной причиной переговоров в Люблине стала тяжелое положение Великого княжества и надежда, что великий князь литовский (который был одновременно и польским королем) не уничтожит независимость и самостоятельность. Эта надежда поддерживалась всеми актами Жигимонта II Августа и костела. В общественности Великого княжества Литовского сформировался образ польского друга. Этот психологический прием подействовал в то время.

Следующая попытка заключить унию назначена была на декабрь 1568 года в  Люблине. Но послы Великого княжества Литовского не спешили на сейм. Может быть, они остерегались предательства со стороны князя. Чтобы рассеять подозрения, Жигимонт II Август в декабре выдал грамоту, в которой обещал защищать интересы княжества и не заставлять послов подписывать унию. Обещал также не выдавать ни каких грамот без согласия паны-рады Великого княжества.

В результате этих обещаний в Люблин приехали послы от княжества. Люблинский сейм начал свою работу 10 января 1569 года. Переговоры длились шесть драматических месяцев. Поляки стремились инкорпорировать княжество в Польшу, а послы Великого княжества Литовского хотели сохранить союз с Польшей, но не потерять своей самостоятельности и независимости.

Условия унии со стороны княжества были следующими:

1) союзные государства будут  иметь одного правителя, избранного на общем сейме с одинаковым количеством представителей от княжества и Польши;

2) выбранный король будет короноваться  сначала в Кракове, затем в Вильно, подтверждая права и привилегии каждого народа в отдельности;

3) общий сейм будет собираться поочередно: один раз на территории Литвы, второй – на территории Польши;

4) княжество и Польша будут  иметь свои отдельные органы  государственного управления: сеймы, сенаты, государственные печати;

5) государства сохраняют свою  территориальную целостность и неприкосновенность;

6) разрешается неограниченное поселение  жителей государства, как в Польше, так и в княжестве.

Условия со стороны Польши были совершенно другими: народы объединяются в единое целое и выбирается один король польский на территории Польши совместными голосами поляков и литовцев. Доходило даже до ликвидации белорусско-литовской государственности.

Никто из сторон не уступал. Условия поляков были позорными, а поведение высокомерным и неуважительным. Сначала они предложили представителям Великого княжества Литовского подписать унию без обсуждения. Но по требованию сенаторов княжества были вынуждены огласить текст унии и хоть как-то обосновать его. В борьбе за свою программу унии поляки доказывали, что инкорпорация княжества в Корону давно объявлена великими литовскими правителями Ягайло и Витовтом и является наследием для народов двух стран от предыдущих правителей. В свою очередь, послы от Великого княжества также обосновывали свою программу унии историческими государственными актами, ссылаясь на такие же привилегии предыдущих правителей, в том числе: Казимира, Александра, Жигимонта I, которые подчеркивали самостоятельность и независимость Великого княжества Литовского, а также на Литовский Статут 1566 года, одобренный Жигимонтом II Августом.

Делегаты от Великого княжества Литовского, не встретив со стороны поляков взаимопонимания, 1 марта 1569 года уехали с сейма.

Такое поведение представителей Великого княжества вызвало возмущение со стороны польского магнатства. Под ее давлением Жигимонт II Август начал осуществлять план расчленения и аннексии отдельных частей Великого княжества Литовского. 5 марта 1569 года он объявил о присоединении к Польше Подляшья и приказал подляшским послам присягнуть Польше под угрозой лишения должностей и привилегий. 15 мая 1569 года была объявлена аннексия Волыни. Но волынские послы не ехали в Люблин. Тогда король пригрозил лишить их имений и обещал выгнать. Под страхом расправы сенаторы и послы Волыни присягнули на верность Польше. Таким образом, к Польше были присоединены Подолье и Киевщина.

Аннексия отдельных частей Великого княжества Литовского в Польскую Корону была изменой великого князя литовского своей стране, так как он не имел права уменьшать территорию княжества и издавать законодательные акты без согласия панов-рады и сейма. Более того, вступая на трон, великий князь давал присягу и обещал действовать в соответствии с государственными законами.

В княжестве остались в основном только литовские и  белорусские земли. На части земель хозяйничало московское войско. Под страхом присоединения к Польше этой оставшейся части княжества в Люблин вернулись послы от Беларуси и Литвы. Шли трудные изнурительные переговоры.

28 июня 1569 года на сейме  выступил староста жмудский Ходкевич. Он просил короля не губить княжества, не делать ему зла. «Мы зараз даведзены да таго, - говорил Ходкевич, - што павiнны з пакорнаю просьбай упасцi да ног вашай светласцi…» [3, стр. 108]. При этих словах все белорусские послы и сенаторы встали на колени. Но король условия унии на фактическое уничтожение княжества не отменил.

Послов и сенаторов  Великого княжества Литовского сломали  король и обстоятельства. Представители княжества фактически изменили своей стране, подписав унию. Но иного выхода у них не было. Так считают некоторые исследователи истории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

4. Подписание и итоги Люблинской унии

1 июля 1569 года акт Люблинской  унии был подписан. В связи с этим состоялись молитвы в костелах. Согласно условиям унии, Королевство Польское и Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское представляли собой одну республику из двух государств и двух народов – Речь Посполитую. Ливония объявлялась их совместным владением, Украина отходила Польше.

 Единого государя  предполагалось избирать на общем  сейме, который мог собираться только на территории Польши. Короля провозглашали Польским, великим князем литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание великого князя литовского прекращалось, хотя титул «великий князь литовский и русский» и название «Великое княжество Литовское» сохранялись. Коронация короля должна была проводиться только в польской столице Кракове. Было отменено также и наследственное право великого князя литовского на княжество. Оно передалось Польше.

 Король должен был  давать одну присягу и выдавать  единую грамоту для Польши  и для княжества, в которой подтверждались права как польского, так и белорусского и литовского народов. Права двух народов уравнивались. Полякам разрешалось приобретать и владеть имениями в Великом княжестве, а жителям княжества в Польше.

Обсуждение общегосударственных  проблем проводилось на общих  сеймах в Польше. Все законодательные акты Великого княжества, ущемлявшие интересы Польши, отменялись.

Король обязан был сохранить все права, привилегии, вольности, почетные и служебные должности, княжеские титулы, шляхетский род на землях объединенных держав, суды. Присягать можно было только одному Польскому королевству. Была ликвидирована между двумя странами таможня, введена единая монета.

Люблинский сейм сохранил неприкосновенность земельных владений, юридическую силу всех предыдущих пожалований великого князя литовского. Должна была стать общей и внешняя политика. Заключенные ранее договоры потеряли юридическую силу, когда они противоречили интересам Речи Посполитой.

Речь Посполитая была конституционной, сословной монархией, во главе с избираемым королем. Законодательным органом был двухпалатный парламент - коронный (польский) сейм, который состоял из сената (рады) и посольской избы. Сенат был высшей палатой сейма. В него входили наиболее знатные светские и духовные феодалы. Рада являлась фактическим руководителем страны. Нижней палатой сейма была посольская изба, которая состояла из депутатов от шляхетских поветовых сеймиков.

Великое княжество сохраняло  свое финансовое хозяйство, свой административный аппарат, судебную систему и отдельное войско. Сохранялся титул княжества и его печать. Таким образом, с юридической точки зрения, акт унии не прекращал самостоятельного существования Великого княжества Литовского. Это был акт парламентарной, скорее конфедеративной, чем федеративной, унии, оставлявшей княжеству определенные суверенные права. В документах и обиходе времен унии ее называли Корона и Великое княжество Литовское. Конфедеративный характер Речи Посполитой подчеркивался и тем, что общий сейм собирался поочередно в Варшаве и Гродно.

Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Официальная символика – герб и флаг – всегда, в любых ситуациях, состояла из двух частей. Рядом размещались белый орел с короной на голове и Погоня. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII века – государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.

Однако на практике политическое положение Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой по сравнению с Короной Польской было неравным. Польша, которая была более сильной в экономическом и политическом отношениях, получила большие возможности осуществления великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Усилия Речи Посполитой на территории Беларуси направлялись на насаждение католицизма и дальнейшую полонизацию.

Информация о работе Образование Речи Посполитой