Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – составление исторического портрета Николая II. В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
подробно рассмотреть детство Николая II и факторы, которые повлияли на становление его личности,
изучить период службы будущего императора,
охарактеризовать поведение Николая во время вступления на престол,
понять причины февральской революции 1917 года, и исследовать отношение к этому последнего императора,
разобрать факты гибели царской семьи.
Введение 3
Глава 1. Жизнь до вступления на престол 7
§1. Детство. 7
§2. Военная служба. 11
§3. Аликс и Ники. 14
Глава 2. Правление Николая II 18
§1. Смерть Александра III и вступление на престол. 18
§2. Разработка политического курса. 20
§3. Распутин и мистицизм. 23
Глава 3. 1917 – гибель династии. 26
§ 1. Февральская революция 1917 года. 26
§2. Смерть Николая II и его семьи. 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Но железная воля отца сломит детскую самостоятельность Михаила – оба брата вырастут добрыми, мягкими и стеснительными. Такими часто бывают дети у сильных отцов.
Именно тогда Николай постиг горькую правду: больше любят не его, а брата. Но это не сделало его злым, угрюмым, менее послушным. Просто он стал скрытен. Но при этом огромная любовь к отцу сопровождала его всю жизнь.
Внешне Николай был похож на мать. «Он меня потряс, этот мальчуган, чистенький, хорошенький, с блестящими глазками: на первый взгляд — девчонка. Смотрит прямо, улыбается, испуга не обнаруживает»7 – такое было первое впечатление о маленьком Николае у Сургучева (беллетрист и драматург, сын крестьянина, который некоторое время учился вместе с Николаем II).
Мария Федоровна с малолетства приучала Николая к неукоснительному выполнению своих обязанностей, и под ее постоянным контролем мальчик вырос аккуратным, даже педантичным человеком, редко позволявшим себе расслабиться и отложить исполнение того, что надо. И взрослого мать не оставляла без внимания. Когда Николай уже служил офицером в лейб-гвардии Преображенском полку, то и тогда наставления матери не прекратились.
Николая Александровича готовили к будущей ответственной роли правителя с малолетства. Воспитывали его по нормам, принятым в то время в высшем свете, давали образование в соответствии с порядком и традицией, установленными в императорской фамилии. Однако стоит отметить, что в семье будущего императора имели место и обычные детские забавы. Сургучев в своей книге описывает личность Александра III, как простого человека, занимающегося обычными делами: «Это был на редкость веселый и простой человек: он с нами, детьми, играл в снежки, учил нас пилить дрова, помогал делать снежных баб, но за шалости крепко дирывал за уши. Однажды мы с Ники забрались в Аничковом саду на деревья и плевали на проходящих по Невскому проспекту. Обоим от будущего Александра Третьего был дёр, отеческий и справедливый»8. По поводу такого поведения Александра III Сургучев делает выводы спустя много лет после описываемых событий: «Он (Александр III) понимал, что небожительство придет само собой, в свое время, а пока суд да дело, нужно, чтобы они (дети) потоптались в обыкновенной земной жизни. Тепличные растения – не прочны»9.
Однако чего бы не желал отец, а Николая необходимо было готовить к ожидавшей его судьбе.
Примечательным является то, что намного позже и Пьер Жильяр (учитель детей Николая II) будет описывать семью императора как простых и добрых людей, в их поведении не было ничего «царского».
Другую характеристику царской семье и той атмосфере, которая царила в их доме, даёт историк и критик Мельгунов. «… семнадцати лет они даже не читали Пушкина, но зато были высокого представления о своём ранге»10. Также Мельгунов указывает на высокомерное отношение Николая к прислуге и учителям «Я князь, а вы – простой старик»11 – так обращался, по мнению автора, Николай со своим воспитателем. Однако к этим описаниям нужно относиться осторожно, так как известно негативное отношение Мельгунова к Николаю II и всей царской семье.
Регулярные занятия у великого князя начались в восьмилетнем возрасте. Руководителем их и наставником к Николаю был назначен генерал Г. Г. Данилович. Он составил специальную учебную программу, которую внимательно изучили и одобрили родители. Она включала восьмилетний общеобразовательный курс и пятилетний – высших наук. В основе лежала измененная программа классической гимназии: вместо латинского и греческого языков было введено преподавание минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. В то же время курсы истории, русской литературы и иностранных языков были существенно расширены. Цикл высшего образования включал политическую экономию, право и военное дело (военно-юридическое право, стратегию, военную географию, службу Генерального штаба). Кроме того, были еще занятия по вольтижировке, фехтованию, рисованию, музыке.
В десятилетнем возрасте Николай Александрович имел еженедельно двадцать четыре урока, а к пятнадцати годам их количество превысило тридцать. Весь день был расписан по минутам, и старшему сыну цесаревича, а затем императора надо было почти каждодневно проводить по нескольку часов на уроках, а затем заниматься самоподготовкой. Даже летом, когда оказывались вдалеке от дома, в гостях, распорядок мало менялся.
Преподаватели выбирались тщательно и должны были не только давать сумму знаний, но и прививать отроку духовно-нравственные представления и навыки: аккуратность, исполнительность, уважение к старшим. Генерал Г. Г. Данилович регулярно сообщал родителям о ходе обучения, и те строго и пристрастно относились ко всему, что касалось столь важного вопроса. Царь Александр и мать, царица Мария Федоровна, и сами интересовались у педагогов, благо все они были хорошо известны.
Все преподаватели отмечали усидчивость и аккуратность Николая Александровича. Он имел прекрасную память. Раз прочитанное или услышанное запоминал навсегда. То же касалось и людей, их имен и должностей. Общавшиеся с последним царем поражались порой тому, что монарх мог в разговоре с кем-нибудь вдруг вспомнить эпизод служебной биографии собеседника многолетней давности.
Прекрасно владел английским, французским и немецким языками, писал очень грамотно по-русски.
Из всех предметов ему особенно нравились литература и история.
Еще с детства он стал страстным книгочеем и сохранял эту привязанность буквально до последних дней жизни. Всегда переживал, если в какой-то день у него не было достаточно времени для чтения. Позже в своих дневниках (начал вести их с начала 80-х годов) Николай постоянно будет отмечать, что и сколько он прочитал в этот день.
Самым значительным из его наставников был Чарльз Хит, учитель-англичанин, который прежде преподавал в Александровском лицее в Санкт-Петербурге. Сначала он был не в восторге от императорских детей, которых считал недисциплинированными и чье поведение за столом сравнивал с поведением деревенских мальчишек. У Чарльза Хита был девиз: «Аристократами рождаются, но джентльменами становятся», и главным образом под его руководством Николай развил в себе способность сохранять спокойствие и самоконтроль, которыми были типичны скорее для английского лорда прежних времен, чем для представителя высшего класса России предреволюционного периода. Такую манеру держаться, которая впоследствии вызывала как восхищение, так и критику (являясь, якобы, выражением отрешенности в экстремальных ситуациях), император выработал в себе с большим трудом, так как был вспыльчив от природы.
Коренной перелом в судьбе Николая Александровича произошел 1 марта 1881 года, когда от рук убийц погиб император Александр II. В середине дня 1 марта 1881 года семья наследника завтракала в Аничковом дворце, когда вбежал слуга и сообщил, что с царем несчастье. Цесаревич Александр Александрович тотчас бросился на улицу, крикнув детям, Николаю и Георгию, чтобы они немедленно ехали в Зимний дворец. Во дворце глазам предстала страшная картина: на коврах были большие пятна крови. Император истекал кровью от страшных ран, полученных от взрыва, когда его несли по лестнице. Никто не говорил. Александр II лежал на узкой походной постели, на которой он всегда спал. Он был покрыт военной шинелью, служившей ему халатом. Его лицо было смертельно бледным. Оно было покрыто маленькими ранками. Место отца занял Александр III, а Николай стал цесаревичем.
В мае 1883 года в Москве состоялись пышные коронационные торжества и цесаревич был в центре событий. Сама коронация Александра III происходила в Успенском соборе Кремля 15 мая, но приехали в первопрестольную за неделю до того и оставались здесь до конца месяца. Каждый день был полон торжественных церемоний, праздничных шествий, официальных приемов, красочных салютов, величественных парадов. В те дни цесаревич впервые посетил Троице-Сергиеву лавру под Москвой, был на освящении грандиозного храма Христа Спасителя, построенного в память победы России над Наполеоном.
Пятнадцатилетний цесаревич, на удивление всем, ни разу не пожаловался на усталость. Он осознавал торжественность момента и уезжал из Москвы с радостным чувством. Именно тогда впервые по-настоящему, глубоко и искренне, почувствовал он свой непростой земной удел, ощутил тяжесть и ответственность царского предназначения.
С ранних пор последний русский царь испытывал большой интерес и тягу к военному делу. Это было у Романовых в крови. Уже в раннем детстве он играл в солдат. Тогда была образована потешная рота из родственников и детей придворных.
Последний император был, что называется, прирожденным офицером; традиции офицерской среды и воинские уставы он неукоснительно соблюдал, чего требовал и от других. Любой командир, запятнавший недостойным поведением мундир офицера, для него переставал существовать. По отношению к солдатам чувствовал себя покровителем-наставником и не чурался общаться с ними, а в пасхальные дни обязательно христосовался со служащими конвоя. Смотры, парады, учения Николая Александровича никогда не утомляли, и он мужественно и безропотно переносил случавшиеся неудобства армейских будней на лагерных сборах или маневрах.
Согласно традиции первый внук императора Александра II сразу после рождения был зачислен в списки гвардейских полков (Преображенского, Семеновского, Измайловского, Егерского, Кавалергардского и других) и назначен шефом 65-го пехотного Московского полка. В пятилетием возрасте, в 1873 году, Николай Александрович назначен шефом лейб-гвардии Резервного пехотного полка, а в 1875 году зачислен в лейб-гвардии Эриванский полк. Шли годы, мальчик взрослел, и служебная военная карьера продолжалась. В день именин, 6 декабря 1875 года, Николай Александрович получил свое первое воинское звание – прапорщик. В 1880 году молодой великий князь производится в подпоручики.
В 1884 году Николай Александрович поступает на действительную военную службу, а 6 мая того же года приносит воинскую присягу в Большой церкви Зимнего дворца.
Изменение общественного положения не отразилось существенно на чинопроизводстве, и воинские звания присваивались почти всегда лишь по выслуге лет. В августе 1884 года цесаревич стал поручиком. В июле 1887 года девятнадцатилетний юноша приступает к регулярной военной службе в Преображенском полку и производится в штабс-капитаны. В апреле 1891 года наследник престола получает звание капитана, а через год, в мае 1892 года, – полковника. На этом производство завершилось, и в чине полковника последний царь оставался до самого конца. Считал неприличным, в силу своего положения, присваивать себе новые воинские звания.
Наследник русского престола получал высшие награды от разных иностранных государств, что означало уважение к России, признание ее роли мировой державы. Главами и правителями многих стран цесаревичу Николаю Александровичу пожалованы различные ордена. В 1887 году начались регулярные служебные занятия Николая II в рядах гвардии.
Природной педантичности, аккуратности и обязательности последнего царя с юности импонировала армейская среда. Но главное заключалось в другом: русская армия олицетворяла для него величие и мощь империи, незыблемость и силу России, что всегда вызывало в душе самые восторженные чувства. В августе 1890 года он впервые оказался на больших военных маневрах, проводившихся в тот год в районе Луцка. Это событие произвело на Николая огромное впечатление.
Обязанностей год от года становилось все больше. В1889 году цесаревичу жалуется флигель-адъютантство. Теперь не только по положению, но и по должности, как член свиты, он выполнял определенные функции (присутствия, дежурства). Одновременно с этим был назначен членом Государственного совета и членом Комитета министров.
Сидеть на заседаниях Государственного совета и Комитета министров, слушать споры и пререкания сановников по различным вопросам государственного управления молодому человеку было далеко не всегда интересно. Хотя своими обязанностями никогда не пренебрегал и аккуратно высиживал на заседаниях, но душа рвалась в родную и близкую гвардейскую среду, где властвовали порядок, дисциплина, где он был нужен, где чувствовался дух товарищества и дружбы. Положение и здесь налагало ограничения. Никогда нельзя было забывать о своем происхождении, недопустимо было сближаться с кем-либо более положенного по службе. Родители внимательно следили за поведением старшего сына. «Очень хотелось в строй с гусарским взводом, но забыл спросить у Папа»12 – вот он, весь Николай того периода своей жизни.
В 1890–1891 годах в жизни престолонаследника произошло примечательное событие: он совершил многомесячное путешествие вокруг Азии. Смысл экспедиции состоял в том, чтобы, с одной стороны, способствовать расширению кругозора будущего царя, а с другой – научить его самостоятельно принимать решения и нести полную ответственность за слова и поступки. Программа путешествия обсуждалась несколько месяцев и предусматривала осмотр достопримечательностей различных стран, посещение высших должностных лиц и правителей. Для последнего русского царя эта поездка стала важным экзаменом на зрелость, а впечатлений хватило на многие годы.
Разрабатывались различные маршруты: один вокруг Азии до Японии, затем в Америку и далее домой. Второй, который понравился самому Николаю Александровичу пролегал из Японии через всю Сибирь.
В сопровождении небольшой свиты цесаревич Николай и его брат Георгий выехали из Гатчины 23 октября 1890 года. По железной дороге прибыли в Вену, а оттуда в Триест и там 26 октября пересели на фрегат «Память Азова». Сошли на берег в Греции, недолго погостили у короля Георга и королевы Ольги. Здесь к экспедиции присоединился греческий принц Георгий. Русский фрегат покинул греческие воды 7 ноября и через три дня причалил в Порт-Саиде. Затем отправились по Суэцкому каналу на юг, до Исмаилии; там встречал правитель Египта Хусейн. Далее в экипажах отбыли в Каир. Здесь ждала по-восточному пышная церемония встречи. Пробыли в огромном городе несколько дней. Потом путешествовали по Нилу, осматривали древние храмы, любовались неповторимыми пейзажами.