Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:42, контрольная работа
В своей истории монгольские этнические группы прошли через разные периоды. Так, с образованием единого монгольского народа, образовалось единое монгольское государство. Это была мировая империя, и на сей день не имеющая себе равных. Распад империи (начавшийся отпадением западных территорий), феодальная раздробленность, с попытками объединения и реставрации империи, раздел нации, полная потеря государственной самостоятельности и превращение в колонии соседних государств, восстановление государственности на территориях коренных улусов и суверенное государство новейших времен — через всё это пришлось пройти Монголии за всю её историю.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ МОНГОЛИИ В 17-СЕР.19ВВ.
ГЛАВА 3. ПОЛОЖЕНИЕ МОНГОЛИИ К НАЧАЛУ 19 ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ МОНГОЛИИ В 17-СЕР.19ВВ.
ГЛАВА 3. ПОЛОЖЕНИЕ МОНГОЛИИ К НАЧАЛУ 19 ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В своей истории монгольские этнические группы прошли через разные периоды. Так, с образованием единого монгольского народа, образовалось единое монгольское государство. Это была мировая империя, и на сей день не имеющая себе равных. Распад империи (начавшийся отпадением западных территорий), феодальная раздробленность, с попытками объединения и реставрации империи, раздел нации, полная потеря государственной самостоятельности и превращение в колонии соседних государств, восстановление государственности на территориях коренных улусов и суверенное государство новейших времен — через всё это пришлось пройти Монголии за всю её историю.
В Новое время Монголия потеряла былое могущество и к началу XVI в. представляла собой раздробленные, постоянно враждовавшие друг с другом территории, протянувшиеся от юга Сибири до Великой китайской стены, а также от Хинганского хребта до предгорий Тянь-Шаня.
Важным вопросом является также внутреннее и внешнее положение страны. Не заметить нельзя и переход от раздробленности, который также повлиял на развитие страны.
Поэтому Монголия 17- сер.19 вв. до сих пор имеет интерес в изучении историками.
Историография. В написании данной темы были использованы труды как отечественных, так и зарубежных исследователей. В качестве источников использовались статьи, энциклопедический материал и интернет-ресурсы.
В книге Златкина И.Я. на большом фактическом материале раскрыты вопросы образования Джунгарского ханства, его внутренняя и внешняя политика, влияние на исторические судьбы других стран и народов. Автор подробно анализирует различные источники и исследования по истории ханства [ Златкин И.Я., 1983].
В изучении данной темы ценными были материалы изложенные коллективом авторов в книге «История Монгольской Народной Республики» ( 1983), учебник «Новая история стран Азии и Африки» под редакцией A.M. Родригеса (2004) .
Монография «История Монголии. XX век.» является первым в отечественном востоковедении крупным коллективным трудом по истории Монголии XX века [Яскина, Г.С., 2007].
Целью данной работы является изучение истории Монголии в период с 17 до начала 19 вв. Исходя из цели следует выявить следующие задачи:
- изучить образование Джунгарского ханства в 17 в.;
- раскрыть общественный строй в Монголии в 17-сер.19 вв.;
- определить положение Монголии к началу 19 в.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА
Феодальная раздробленность Монголии облегчила маньчжурам возможность завоевания страны. Применяя в одних случаях оружие, в других - задабривание и подкуп, маньчжурские князья расширяли пределы своих владений за счет отдельных монгольских княжеств.
В своей экспансии маньчжуры натолкнулись на решительное сопротивление Чахарского ханства на юго-востоке Монголии. Правителем этого ханства был Лигдан-хан, праправнук Даян-хана. Он стремился к образованию объединенного государства и требовал подчинения от подвластных ему князей. В 1625 г. он направил карательную экспедицию против некоторых князей, перешедших на сторону маньчжур. После неудачи этой экспедиции несколько других южно-монгольских княжеств подчинились маньчжурам. Лигдан-хан вступил в союзные отношения с минским императором для совместной борьбы против маньчжур. Последние неоднократно и безуспешно пытались привлечь Линдан-хана на свою сторону. В 1634 г. произошло решительное сражение между войсками маньчжур и монголами. Лигдан-хан, оставленный подвластными ему князьями, потерпел поражение [История стран Азии и Африки в средние века. 1998.c.122-130].
На рубеже XVI-XVII вв. в Западной Монголии образовалось отдельное ханство, получившее название Джунгарское (Ойратское). Оказавшись на пересечении интересов России и Цинского Китая, эта страна сыграла важную роль в международных отношениях в Центральной Азии того периода.
Находясь в неблагоприятном для себя окружении, Джунгария испытывала в то время большие экономические затруднения, отражавшиеся и на происходивших там внутриполитических процессах. Постепенно гегемонию захватил род Чорос, выдвинувший из своих рядов хана Харахула. Ответом недовольных таким положением дел князей стала их откочевка из Джунгарии вместе со своими зависимыми аратами в первой трети XVII в. Наиболее известными из этой группы стали калмыки, поселившиеся на территории России и принявших российское подданство[ Златкин И.Я., 1983. 144 с.].
Оставшиеся в Джунгарии монголы, которых после смерти в 1635 г. Хара-Хулы возглавил его сын Батур-Хунтайджи, были настроены антиманьчжурски и попытались объединить всех монголов на борьбу с ними. Эту дату считают временем образования Джунгарского ханства. Часть ойратов, недовольных созданием Джунгарии, откочевала на Волгу и в Кукунор, где возникли самостоятельные ойратские ханства. Тем не менее, несмотря на антикитайские и антиманьчжурские настроения, главным направлением внешнеполитической активности ойратов стал Восточный Туркестан.
В 40-е гг. XVII в. Джунгария начинает завоевание восточных районов Могулистана, начав с территорий Чалыша и Тур-фана. Затем они вторглись в Кирию, Аксу и Кашгар. В 1652 г. Батур-Хунтайджи вел войны с тянынанскими киргизами и с казахами, сумев их оттеснить в другие районы. Но после его смерти они вновь начинают воевать с ойратами и только к 1655 г. от них освободили восточную часть Семиречья. Можно говорить о том, что к этому времени возникла уже единая тюрко-монгольская общность, способная противостоять проникновению сюда Цинского Китая и видевшая в захвате этого региона перспективу для контроля за проходившем тут важным тяныпаньским участком Великого шелкового пути [Новая история стран Азии и Африки., 2004.c.267-307].
Cмерть в 1643 г. маньчжурского хана Абахая и вступление на престол его малолетнего сына, стали поводом для ряда монгольских князей освободиться от вассальной зависимости. В 1647 г. Сэцэн-хан и Тушету-хан выступили в поддержку поднявшего восстание против маньчжурского господства южномонгольского князя Тэнгиса, но потерпели поражение. В Пекине потребовали от монгольских князей посылки своих заложников, но те посчитали для себя такую процедуру унизительной и ответили отказом. Лишь в 1655 г. КНЯЗЬЯ Халхи вынуждены были вновь признать свою вассальную зависимость от маньчжурского богдыхана Шуньчжи.
Маньчжуры, занятые установлением своего господства в Китае, не могли одновременно вести активную экспансию в отношении Халхи, поэтому использовали метод разжигания внутримоглольских противоречий, в частности, между ойра-тами и лидерами Халхи, выступая в роли посредников в их урегулировании. В 1664 г. они в одностороннем порядке закрыли границу между Южной Монголией и Халхой по пустыне Гоби, запретив монголам ее самовольный переход.
В 1688 г. вспыхнула война между Халхой и ойратами, закончившаяся поражением первой. Спасаясь от преследования ойратов, вожди Халхи в 1691г. на съезде князей Южной и Северной Монголии, проходившего с участием маньчжурского богдыхана Канси, стоя перед ним на коленях, приняли решение о вхождении Халхи в состав цинского Китая, ее разделе на 34 хошуна, о реорганизации монгольских войск по маньчжурскому образцу и о замене монгольских титулов маньчжурскими.
Таким образом, к концу XVII в. независимыми от маньчжур оставались лишь жители Ойратского ханства.
После смерти Батур-Хунтайджи в Джунгарии началась борьба за престол, победителем в которой стал его сын Талдан, правивший с 1671 по 1697 гг., при нем началось завоевание джунгарами Восточного Туркестана, завершившееся к 1680 г. К этому времени государство значительно укрепилось и установило хорошие отношения с Россией.
В 1690 г. начались военные столкновения джунгар с цинским Китаем, завершившееся через семь лет их поражением и гибелью Галдан-хана. Джунгария вынуждена была вывести свои войска с территорий Южной и Северной Монголии.
После этого во главе Джунгарии до середины XVIII в. поочередно находились Цэван Рабдан и Галдан-Цэрэн, на правление которых пришелся период расцвета ханства. Они неоднократно вступали в вооруженные столкновения с цинскими войсками, пытавшихся вторгнуться на ойратские земли. Так, в 1715, 1727 и 1732-1735 гг. Цины терпели поражения в сражениях с ойратами. В 1735 г. им вновь удалось захватить часть халхасских земель. В ответ Цины построили в Северной Монголии крепости Кобдо и Улясутай, готовясь тем самым к решающим сражениям [Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфец А,Н 1975. C.342].
В 1739 г. Джунгария и Китай заключили мирный договор, по которому ойратам была возвращена часть их прежних земель к востоку от Алтая.
В 1758 г. Джунгарское ханство перестало существовать, а его земли вошли в состав Китайской империи. Проведенная вскоре административная реформа привела к созданию в северной части Джунгарии Кобдосского округа, который впоследствии, вместе с Халхой и Урянхайским краем стали называть Внешней Монголией.
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ МОНГОЛИИ В 17-СЕР.19ВВ.
Монгольское крестьянство, будучи в целом угнетенным и эксплуатируемым классом, не было, однако, однородным. В средние века уже различали в крестьянстве так называемых «сайн хумун» (хороших, лучших людей), «дунд хумун» (средних людей) и «хара хумун» (черных людей). Источники убедительно свидетельствуют, что расслоение монгольского крестьянства продолжалось и в XVII в. Термины «сайн хумун» и «хара хумун» имели весьма широкое распространение и отразились в языке русских исторических актов, употреблявших понятия «лучшие люди», «лучшие мужики» как вполне обычные. «Лучшие» монгольские крестьяне участвовали вместе с феодалами во внешнеторговых операциях, из их среды владетельные князья избирали всякого рода управителей, приказчиков и низших чиновников.
Борьба феодалов против самовольных откочевок крепостных крестьян осложнилась в XVII в. тем, что откочевщики часто уходили в пределы Русского государства, принимали русское подданство и становились недосягаемыми для своих бывших господ. Монгольские ханы и князья требовали от русских властей выдачи бежавших из Монголии людей. Не получая удовлетворения, они нередко снаряжали специальные посольства в Москву, к русским царям и добивались от них указов о выдаче бежавших крестьян [Новая история стран Азии и Африки, 2004.c.297].
Заметную роль в общественном строе Монголии в XVII в. играло сословие дарханов. Начало этому сословию было положено во времена Чингис-хана, когда тех или иных монголов за особые заслуги перед ханом жаловали особыми привилегиями — освобождением от податей, поборов и повинностей, от наказания за первые девять совершенных дарханом проступков и т. п. Дарханы — особое привилегированное сословие — представляли собой промежуточную общественную группу между феодалами и крестьянством. В связи с усиленным дроблением феодальных владений и общим их ослаблением роль дарханов стала падать, а в XVII—XIX вв. они совершенно исчезают, растворившись в других сословных группах.
В самом
низу общественной системы
Важное место в общественном строе Монголии занимала ламаистская церковь. Ламаизм — разновидность буддизма проник в Монголию из Тибета в конце XVI в. и быстро превратился в господствующую религию ханств и княжеств Южной Монголии, Халхи и Ойрат-Монголии. На полтора столетия позже ламаизм стал распространяться среди бурят-монголов. Известные нам источники не дают возможности восстановить во всей полноте историю распространения ламаизма в Монголии и обстоятельства, обеспечившие его быстрый успех. Но несомненно, что крупнейшую роль в этом сыграла заинтересованность монгольских феодалов в союзе с феодалами Тибета. Установление политического союза с Тибетом имело своим результатом перенесение в Монголию и религии Тибета — ламаизма.
Идеология ламаизма находила дорогу к сознанию трудящихся масс, отчаявшихся изменить условия жизни на земле. Ламаизм учил, что материальный мир — иллюзия, что жизнь — зло и страдание, что причина страданий — жажда жизни и жизненных радостей, что избавиться от страданий можно, лишь преодолев в себе эту жажду жизни и радостей.
По мере роста числа храмов и монастырей в Монголии росла необходимость придать им законченные формы церковной организации. Нужен был глава церкви. Он без труда был найден в семье могущественного феодала Тушету-хана Гомбо, у которого в 1635 г. родился второй сын, Лубсан-Дамба-Джам-цан, ставший первым в Монголии главой ламаистской церкви. В возрасте семи лет мальчик был сделан настоятелем монастыря в родовом владении Тушету-ханов. По этому случаю ему были преподнесены всевозможные дары, в том числе несколько крепостных семейств крестьян, получивших наименование «шаби», что значит ученик, послушник. Так было заложено в 1641 г. основание сословию шабинаров, крепостных церковных феодалов[История Монголии. URL: http://mongolhist.ru (дата обращения: 04.04.2015].
Ханы и князья Монголии
держали в своих руках все
нити административной, судебной
и военной власти. Монопольное
владение основным средством
производства — землей
Будучи монопольными собственниками земли, монгольские феодалы разрешали крестьянам пользоваться соответствующими пастбищными угодьями, на которых они могли вести собственное скотоводческое хозяйство. К этому крестьянскому хозяйству в Монголии может быть применена характеристика, данная В. И. Лениным крестьянскому хозяйству в России в дореформенную эпоху. «Собственное» хозяйство крестьян на своем наделе, — говорил В. И. Ленин, — было условием помещичьего хозяйства, имело целью «обеспечение» не крестьянина—средствами к жизни, а помещика — рабочими руками». Применительно к Монголии XVII в. это ленинское положение означает, что мелкое «собственное» хозяйство монгольского крестьянина с «собственным» скотом было условием существования крупного феодального хозяйства. Такое «собственное» скотоводческое хозяйство монгольских крестьян имело целью не столько снабжение их средствами к жизни, сколько обеспечение феодалов рабочими руками для их крупных хозяйств и воинами для вооруженных сил.