Либеральные и консервативные тенденции внутренней политика Александра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Первая половина XIX века – очень сложный, насыщенный противоречиями период в истории императорской России. Страна находилась на распутье между старым самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм социально-политической организации. Эта эпоха ассоциируется с такой исторической фигурой, как император Александр I. Что это за человек? Трудно ответить на этот вопрос, ведь даже для современников, знавших его при жизни, он оставался загадкой - «северным сфинксом»: с кем-то он был добр, с кем-то жесток; в одних ситуациях поражал своей решительностью, в других – страхом. Тем не менее, Александр I – значительная веха в российской истории.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение.

 

Первая половина XIX века – очень сложный, насыщенный противоречиями период в истории императорской России. Страна находилась на распутье между старым самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм социально-политической организации. Эта эпоха ассоциируется с такой исторической фигурой, как император Александр I. Что это за человек?  Трудно ответить на этот вопрос, ведь даже для современников, знавших его при жизни, он оставался загадкой - «северным сфинксом»: с кем-то он был добр, с кем-то жесток; в одних ситуациях поражал своей решительностью, в других – страхом. Тем не менее, Александр I – значительная веха в российской истории

Время его царствования можно разделить  на два периода: либеральные тенденции внутренней политики и консервативное (радикальное) направление. Эти периоды обычно связывают с именами таких государственных деятелей, как М.М. Сперанский и А.А.Аракчеев1.

Мы рассмотрим эти два периода  более подробно и попытаемся провести сравнительный анализ реформизма Александра I на разных этапах его политической деятельности, и выявить контрастные шаги на пути реформации и модернизации.

Актуальность работы обусловлена, что мы проследили содержание и выявили причинно–следственные связи процесса смены либерально – реформистских тенденций внутренней политики Александра I чередой радикализма. Данное обстоятельство имело решающее значение в истории нашей страны:  на значительное время была остановлена эволюция политического и социально-экономического развития России в направлении либерализма и реформизма.

Проходили годы и десятилетия, но время, кажется, не приближало нас к пониманию  масштабной и загадочной личности  Александра I. О нем написаны десятки книг, сотни статей; ему посвящены многочисленные мемуарные свидетельства друзей и врагов, мужчин и женщин, его скромных сподвижников и выдающихся политических деятелей Европы. О нем размышлял в свои последние дни Наполеон на острове Святой Елены. Ответы на вопросы деятельности императора давались разные. Каждая эпоха вносила свои коррективы в отношении личности Александра I, люди разных поколений, занимавшиеся историей его личности и его царствования, открывали в них неизменно новые грани, которые, видимо, соответствовали представлениям этой новой эпохи очередного поколения, бравшегося за перо. Эти усилия постоянно раздвигали горизонты личности императора, подчеркивали ее масштабность и противоречивость, не только делали ее достоянием сравнительно короткого по меркам истории четвертьвекового периода русской истории, но и ставили в центр всех наиболее важных событий, перемен, взлетов и провалов истории XVIII-XX вв.2. Говоря об историографии заявленной проблемы, следует сказать, что отношение к личности Александра I менялось в разные исторические эпохи. Так дореволюционные русские авторы чаще идеализировали императора3 (Ключевский В.О, Соловьев С.М, Милюков П.Н); советские историки подчеркивали  реакционные, абсолютистские черты4 (Дружинин Н.М, Окунь С.Б); авторов – эмигрантов впечатляла легенда об уходе Александра с трона и превращении его в старца Федора Кузьмича, западные историки создавали компиляции  с учетом российских материалов о «таинственном» царе (Хартли, Джаней)5. Среди современных исследователей проблемы распространено комплексное изучение личности Александра I и четкое разделение либеральных и монархических тенденций в его внутренней политике. Среди них выделяются работы Анисина А.В, Архангельского А., Мережковского Д.С, Мироненко С.В, Сахарова А.Н, Сафонова М.М, Тюткин С.В, Федорова В.А и др.6

К числу источников, охватывающих изучаемую проблему, следует отнести, прежде всего, нормативно-правовые акты, опубликованные в сборниках «Материалы по истории для семинарских и практических занятий. Первая половина XIX в.», «Российское законодательство X -  начала XX в.», Три века // Россия от Смуты до нашего времени. Нормативно-правовые акты, Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. Сборник документов и др.

Особую группу источников составляют документы личного происхождения: мемуары, воспоминания, записки, дневники современников. Эта группа источников многочисленна и интересна по содержанию. Взятые в совокупности и исследуемые в их взаимосвязи с позиций принципа историзма, эти материалы позволяют достаточно подробно отобразить все аспекты заявленной проблемы исследования.

Главной целью исследования  является изучение реформ Александра I с дальнейшим определением принадлежности той или иной политической идеологии и определяющих факторов всех политических процессов. Другой целью нашей работы является сравнительная характеристика двух направлений рассматриваемого периода – либерализма и консерватизма.

Реализация поставленных целей предусматривается решением следующих задач:

  1. Определение  сущности проведенных шагов императора во внутреннем

переустройстве страны и вектор их направления;                                                                                                                       

2. Разделение реформ Александра I на два этапа, с учетом сущности политической идеологии;

  1. Сравнительная характеристика преобразований и глубокий их анализ;
  2. Выявление последствий смены внутренней политики императора в

направлении реакции.

          Объектом данного исследования  является личность и эпоха Александра I.

         В качестве предмета исследования следует выделить внутреннюю политика императора.

          Хронологические рамки курсовой  работы: период с 1801-1825-е годы – время царствования императора Александра I.

 

 

Глава 1. Либеральные тенденции внутренней политики Александра I.«Дней Александровых прекрасное начало»

 

Российский либерализм как официальный политический курс сформировался в период правления  Александра I. «Наблюдая Александра I, - писал А.О. Ключевский,- мы наблюдаем, целую эпоху не русской только, но и европейской истории, потому что трудно найти другое исторической лицо, на котором бы встретилось столько разнообразных влияний тогдашней Европы»7.

Тираническое правление Павла I вызвало острое недовольство в кругах дворянства, интересы которого были сильно ущемлены. К тому же при непредсказуемом поведении Павла I никто не мог чувствовать себя в безопасности. Уже к середине 1800г. Против Павла возник заговор, который сначала возглавил вице-канцлер Н.П. Панин, а после его ссылки – петербургский военный губернатор П.А. Пален. В ночь на 12 марта 1801 г. Группа гвардейских офицеров из числа заговорщиков беспрепятственно проникла в Михайловский замок и покончила с Павлом. На престол вступил старший сын Павла – Александр.

Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в их числе выписанный из Швейцарии Ф.Ц. Лагарп – высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном» равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Главным образом он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что есть у него хорошего, он обязан Лагарпу. Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, - враждовавшие между собой «большой двор» Екатерины II в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине8.

Необходимость лавировать между ними приучила Александра, по меткому выражению Р.О. Ключевского «жить на два ума, держать две породные физиономии»9, развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами и, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений, ловко пользоваться людскими слабостями. Он умел играть «в откровенность» как надежное средство управлять людьми и подчинять их свой воле. «Сущий правитель», - говорил о нем М.М. Сперанский. Наполеон уже будучи на острове Святой Елены, так отзывался об Александре: «Царь умен, изящен, образован; он легко может очаровать, но этого надо опасаться; он не искренен; это настоящий византиец времени упадка Империи… Он может далеко пойти. Если я умру здесь, он станет моим настоящим наследником в Европе». Современники отличали и такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, большое самолюбие и стремление «искать популярности по любому поводу», а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смешение философских поверий XVIII века с принципами прирожденного самовластия»10.

Александр I вступил на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложившимися взглядами. В манифесте 12 марта 1801 года он объявил, что будет управлять «Богом вверенным» ему народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Екатерины Великия».

Александр начал с  того, что восстановил отмененные Павлом I «жалованные» грмоты1785 года дворянству и городам, дворянские выборные корпоративные органы – уездные и губернские собрания дворян, освободил их от телесных наказаний, введенных Павлом I; была упразднена наводившая ужас Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой; освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости узники. Были возвращены из ссылки до 12 тысяч опальных или репрессированных Павлом чиновников и военных, была объявлена амнистия всем, кто бежал за границу от Павловских репрессий. Были отменены и другие раздражавшие дворянство Павловские указы, например, носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы. В городах исчезли виселицы, к коим прибивали доски с именами опальных. Было разрешено вновь открывать частные типографии, и дозволено их владельцам издавать книги и журналы11.

Александр I торжественно провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Так, в манифесте от 2 апреля 1801года об упразднении Тайной экспедиции говорилось, что отныне положен «надежный оплот злоупотреблению» и что «в благоустроенном государстве все поступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона»12. При каждом удобно случае Александр любил говорить о приоритете законности. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все эти заявления Александра I имели большой общественный резонанс. Вообще идея законности тогда была главнейшей во взглядах представителей различных направлений общественной мысли – от Карамзина до декабристов.

В первые годы царствования Александра I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, и усовершенствование государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархиям приходилось считаться с новым « духом времени» - с влиянием идей века Просвещения и французской революции на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. Любопытно заявление Александра I: «Самое могучее оружие, коим пользовались французы и которым они еще грозят всем странам. Это общее убеждение, которые они сумели распространить. Что их дело есть дело свободы и счастья народов», поэтому «истинный интерес свободных властей требует, чтобы они вырвали из рук французов это оружие и, завладевши им, воспользовались им против их самих»13.

В русле этих намерений  и проводилась политика Александра I в первое десятилетие его царствования. Вряд ли ее следует рассматривать всего лишь как «заигрывание с либерализмом». Это была политика преобразований – в первую очередь в центральном управлении, в сфере просвещения и печати, в меньшей степени в социальной области.

1.1. Крестьянский вопрос

Александр I взошел на престол уже с мыслью об отмене крепостного права. Сразу же он запретил раздачу государственных крестьян в частную собственность. Беседы в Негласном комитете не давали определенных результатов. Единственное, до чего договорились члены комитета, это  утвердить принцип постепенности. Этот, на первый взгляд, разумный принцип оказался сильным тормозом в решении крестьянского вопроса. Определенная программа освобождения крестьян отсутствовала  даже в голове у императора. Поэтому ничего не предпринималось кроме бессистемного обсуждения частных мер. Император был доволен, когда инициатива реформирования исходила от самих помещиков. Так, например, в ноябре 1802 года С.П.Румянцев предложил Александру разрешить помещикам освобождать крестьян за выкуп, но не поодиночке, как это было раньше, а  целыми общинами с наделением их землей. Румянцев считал, что подобная мера очень выгодна для помещиков в экономическом плане и поэтому рабство могло таким путем искорениться. Но власти испугались издать общий для всех крестьян закон такого характера, ибо помещики могли проявить недовольство чересчур решительными мерами, а крестьянство напрасно вознадеяться скорому освобождению. Поэтому Непременный совет предложил издать не общее положение, а частный «указ о свободных хлебопашцах»14 на имя С.П.Румянцева, предполагая, что остальные помещики последуют его примеру. Указ содержит 10 статей, в которых оговариваются условия отпуска крестьян, принципы расчета за свободу, права и обязанности «свободных хлебопашцев». Например, статья 3 содержит санкцию за неисполнение договора со стороны крестьян. Они возвращались помещику с землей и семейством в прежнее крепостное состояние. Статья 8 раскрывает полномочия свободных хлебопашцев как собственников земли: «Они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя, однако ж участков менее 8 десятин, равно имеют они и право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности»15.  Вскоре выяснилось, что помещику совсем невыгодно отпускать крестьян целыми общинами и переходить на вольнонаемный труд. За период с 1804 по 1825 год было заключено всего 160 договоров такого типа – существенных  результатов указ о свободных хлебопашцах не дал.

Информация о работе Либеральные и консервативные тенденции внутренней политика Александра I