Курская битва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:06, реферат

Краткое описание

Великая Отечественная война, несмотря на огромное количество посвящённых ей работ, во многом остаётся «белым пятном» для историков. Значительный вклад в изучение истории Великой Отечественной войны внесли военные историки П. Жилин и А. Самсонов, но их подходы во многом устарели. Сегодняшняя задача историков – освободить знание о войне от мифов и искажений. Ряд данных заставляет по-новому оценить основные сражения войны, сотрудничество в рамках антигитлеровской коалиции, обстановку в тылу, историю партизанского движения и подполья.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Великая Отечественная война.docx

— 74.51 Кб (Скачать документ)

Оценив обстановку, представитель  Ставки маршал А.М. Василевский и  командование Воронежского фронта приняли  решение нанести мощный контрудар. Для этого масса танков. Особенно тяжёлые бои вели войска 5-й гвардейской  общевойсковой и 5-й гвардейской  танковой армии в районе Прохоровки. Они натолкнулись на исключительно  упорное сопротивление частей 2-го танкового корпуса СС, которые  непрерывно контратаковали. Здесь произошло  крупное встречное танковое сражение. В общей сложности в нем  участвовало около 1200 танков и самоходных орудий. Ожесточённая схватка длилась  до позднего вечера. Многотонные стальные машины превращались в груды металлического лома. С танков летели башни, стволы пушек, на куски рвались гусеницы. Тучи пыли и дыма заволокли всё кругом… Обе стороны понесли большие потери.12  

Заканчивалось оборонительное сражение советских войск под  Курском. Никогда ещё за предшествующие годы второй мировой войны наступление  вермахта не терпело столь сокрушительного  провала и в такие краткие  сроки. Танковые корпуса противника сумели вклинится в оборону Центрального фронта – до 35 км. На этом и закончилось последнее стратегическое наступление вермахта на советско-германском фронте.

  1. 12 июля наступил перелом в битве под Курском. В этот день против орловской группировки врага по приказу Ставки Верховного Главнокомандования в наступление перешли Брянский и Западный фронты. Сильными ударами они в первый же день взломали оборону 2-й танковой армии на ряде участков и стали развивать наступление в глубину в глубину. 15 июля начал наступление и Центральный фронт. Гитлеровское командование вынуждено было окончательно отказаться от своего плана окружить и уничтожить советские войска на Курском выступе и принимать срочные меры по организации обороны.

С 16 июля немецко-фашистское командование на южном фасе выступа начало отводить свои войска. Воронежский фронт и введённые в сражение 18 июля войска степного фронта перешли к преследованию. К исходу 23 июля они в основном восстановили то положение, которое занимали до начала оборонительного сражения. Таким образом, третье летнее наступление немцев на Восточном фронте полностью провалилось. Оно захлебнулось уже через неделю.

Советское командование, владея стратегической инициативой, продиктовало врагу свою волю. Разгром наступавших группировок противника  создал выгодную обстановку для несения ответного удара. Контрнаступление под Курском Ставка готовила давно. План его был разработан и утверждён Верховным Главнокомандующим ещё в мае, после чего он ещё не раз обсуждал в Ставке и корректировался. Операцию поводили две группы фронтов. Удар же по белгородско-харьковской группировке готовились нанести войска Воронежского и Степного фронтов. Партизанские соединения Брянщины, Орловской и Смоленской областей, Беларуси, а так же областей Левобережной Украины получили задачу нанести удары по железнодорожным коммуникациям обеих вражеских группировок, сорвать их снабжение и перегруппировки.

Войскам 5-и наших фронтов  предстояло действовать в очень  сложных условиях. Как на орловском, так и на белгородско-харьковском  плацдарме противник укрепился  давно и прочно. Первый из них  гитлеровцы рассматривали как исходный район для нанесения удара на Москву. А второй, по их мнению, являлся «бастионом немецкой обороны на востоке, воротами. Запиравшими пути для русских армий на Украину». До самого последнего времени противник не переставал укреплять эти районы.

Здесь он создал прочную  оборону с развитой системой полевых  укреплений. Главная полоса сопротивления состояла из сильно укреплённых опорных пунктов, которые соединялись траншеями и ходами сообщения. Перед траншеями были установлены проволочные заграждения и минные поля, прикрывавшиеся пулемётным и миномётным огнём. В глубине обороны имелись промежуточные и тыловые рубежи. Они были оборудованы примерно так же, как  и главная полоса. Города Орёл, Болохов, Мценск, Белгород, Харьков, Мерефа – эти крупные узлы железных и шоссейных дорог, позволявшие противнику осуществлять манёвр силами и средствами, служили основными узлами сопротивления в системе вражеской обороны.

Перед Советскими фронтами действовали сильные группировки  немецких войск. И хотя гитлеровцы понесли огромные потери в период наступления, общая численность их армий на этом участке составляла к началу нашего контрнаступления 900 тыс. человек. В войсках насчитывалось около 10000 орудий и миномётов, до 1800 танков и штурмовых орудий, 2100 боевых самолётов. Это было достигнуто в результате переброски сюда новых дивизий и большого маршевого пополнения.

Ставка Верховного Главнокомандования к началу нашего контрнаступления сконцентрировано крупные силы. В составе наших войск было 2226500 человек, свыше 33000 орудий и миномётов, 4800 танков и САУ, свыше 4300 боевых самолётов. Это означало, что по количеству людей и боевой техники мы значительно превосходили противника. Тем не менее разгром вражеской группировки требовал от наших воинов высокого боевого мастерства, колоссального морального и физического напряжения.13

Контрнаступление решено было начать с ликвидации орловского плацдарма и разгрома оборонявшихся  там 2-й танковой и 9-й немецких армий. Общий план орловской операции, получивший условное наименование «Кутузов», заключался в том, что войска трёх фронтов одновременно наносили удары с севера, востока и юга на Орёл. Они должны были охватить здесь вражескую группировку, рассечь и уничтожить её по частям.

Войска левого крыла Западного  фронта – командующий генерал  В.Д. Соколовский, член Военного совета генерал Н.А. Булгагин, начальник штаба генерал А.П. Покровский – получили задачу наступать с севера. Им предстояло сначала совместно с войсками Брянского фронта разгромить Болховскую группировку врага. Затем, наступая на Хотынец, они должны были перехватить пути отхода противника из района Орла на запад и вместе с войсками Брянского и Центрального фронтов уничтожить его. В ударную группировку фронта входила наиболее укомплектованная 11-я гвардейская армия генерала И.Х. Баграмяна.    

К юго-востоку от Западного  фронта подготовились к наступлению  войска Брянского фронта – командующий  генерал М.М. Попов, член Военного Совета Л.З. Мехлис, начальник штаба генерал Л.М. Сандалов. Они должны были прорывать оборону противника с востока. При этом частям 61-й армии генерала П.А. Белова, наступавших на Болхов совместно с соединениями 11-й гвардейской армии, предстояло окружить и уничтожить укрепившегося там противника. Третья армия генерала А.В. Горбатова и 63-я армия генерала В.Я. Колпачки наносила удар из района Новосиля на Орёл, охватывая его с севера и юга.

Войска Центрального фронта готовились наступать в общем  направлении на Кромы. Им нужно было пробиться к Орлу с юга и  вместе с войсками Брянского и  Западного фронтов разгромить группировку  врага на Орловском плацдарме.

Утром 12 июля в полосе наступления  ударных группировок Западного и Брянского фронтов была проведена мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Только на участке 3-ей и 63-й армий Брянского фронта огонь одновременно вели свыше 4000 орудий и миномётов. За 15 минут до атаки войск Западного фронта бомбардировщики 1-й воздушной армии генерала М.М. Громова нанесли мощный удар по артиллерии и опорным пунктам противника. В след за бомбардировщиками врага обрушились штурмовики. На направлении главного удара войск Брянского фронта авиационная подготовка проводилась 15-й воздушной армией генерала Н.Ф. Науменко. Перед самым началом атаки на позиции противника было сброшено более 3500 фугасных и осколочных бомб.14  

Гитлеровцы, подавленные  огнём нашей артиллерии и ударами авиации, не смогли сразу оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления. В полосе 11-й гвардейской армии Западного фронта советское командование применило на этот раз новый приём – начало наступления не сразу после артподготовки, а в ходе её, в момент усиления её темпа и мощности. После двухдневных ожесточённых боёв оборона 2-ой танковой армии была прорвана на глубину до 25-и км. Немецко фашистское командование принимало срочные меры для усиления этой армии. Оно стало спешно перебрасывать с других участков фронта новые части и соединения. Несколько танковых дивизий было взято из 9-ой армии, что ослабило её. Войска центрального фронта получили хорошую возможность для перехода в контрнаступление. 15 июля они нанесли ответны удар по орловской группировке врага с юга. Сломив сопротивление гитлеровцев, наши части через три дня полностью восстановили положение, которое занимали до начала оборонительного сражения. К этому времени 11-я гвардейская армия Западного фронта продвинулась на юг до 70-и км. Основные её силы находились теперь в 15-20 км от населённого пункта Хотынец. Над важнейшей коммуникацией врага – железнодорожной магистралью Орёл-Брянск нависла серьёзная угроза. Гитлеровское командование стало поспешно  стягивать к участку прорыва дополнительные силы. Это несколько замедлило движение наших войск. Для того чтобы сломить возраставшее сопротивление противника, Командующий западного фронта ввёл в сражение прибывшие из резерва Ставки.

11-ю армию генерала  И.И. Федюнинского, а затем 4-ю  танковую армию генерала В.М.  Богданова. Темпы нашего наступления  снова повысились.

Успешно продвигались к Орлу войска Брянского фронта, усиленные 3-й танковой армией генерала В.С. Рыбалко. С ними взаимодействовали войска Центрального фронта, наступавшие на Кромы.

Сухопутным войскам активно  помогала авиация. Бомбардировщики  и штурмовики обрушивали свои удары  на вражеские опорные пункты. Непрерывно патрулировали в воздухе истребители. Лётчики смело вступали в бой, проявляли высокое мастерство, мужество и героизм. Образец воинской доблести показал лётчик-истребитель старший лейтенант А.П. Маресьев. Вернувшись на фронт после тяжёлого ранения, в результате тяжёлого ранения, в результате которого у него были ампутированы ступни ног, он продолжал самоотверженно бороться с врагом. В воздушных боях это мужественный человек сбил три самолёта противника. За образцовое выполнение заданий командование А.П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Вместе с советскими лётчиками сражались лётчики французской эскадрильи «Нормандия». Эта эскадрилья была создана в СССР по соглашению между Советским правительством и Французским национальным комитетом. В Советский Союз прибыли 14 французских летчиков и 58 авиамехаников – добровольцев. Они дрались с фашистами на советских истребителях с большим умением, мужеством и отвагой.

Положение гитлеровцев на орловском плацдарме с каждым днём становилось всё более критическим. Дивизии, переброшенные сюда с других участков фронта, также понесли тяжёлые потери. Устойчивость солдат в обороне резко снизилась. Всё чаще и чаще стали наблюдать факты, когда командиры полков и дивизии теряли управление войсками.

Фашистскому командованию не удалось стабилизировать фронт. Гитлеровцы отступали. Инициатива оставалась за советскими войсками. Они наращивали силу ударов и не давали врагу передышки ни днём ни ночью. 29 июля соединения 61-й армии Брянского фронта во взаимодействии с войсками Западного фронта освободили город Болхов. Усилилась угроза обхода Орла с северо-запада. В это же время войска 3-й и 63-й армий выходили к Орлу с северо-востока и юго-востока. Полукольцо вокруг города сжималось. В ночь на 4-е августа наши части ворвались на его улицы. Начались упорные бои за каждый дом, за каждый квартал. На рассвете 5-го августа Орёл был полностью очищен от оккупантов. Советские воины водрузили над ним красный флаг. В боях за освобождение Орла отличились многие бойцы и командиры. Только в одной 380-й дивизии было награждено орденами и медалями свыше 200 человек.

Вслед за Орлом были освобождены города Кромы, Дмитровск-Орловский, Карачев, а так же сотни сёл и деревень. К 18 августа орловский плацдарм гитлеровцев перестал существовать. За 37 дней контрнаступления советские войска продвинулись на запад до150 км. В ожесточённых боях были разгромлены 14 вражеских дивизий. Войска Брянского и правого крыла Центрального фронтов подошли к заранее подготовленному оборонительному рубежу противника восточнее Брянска. Здесь они временно приостановили наступление, чтобы перегруппировать силы и подготовить новый удар по врагу. Победа под Орлом – первый важный итог летнего наступления Красной Армии.15  

В то время как войска Центрального, Брянского и Западного  фронтов «выпрямили» северный фас Курской дуги, на южном фасе готовился другой сокрушительный удар по врагу – Белгородско-Харьковская наступательная операция. В соединениях и частях Воронежского и степного фронтов шли последние приготовления к контрнаступлению. Советское командование решило нанести по противостоящей группировке противника глубокий удар войсками смежных крыльев двух фронтов из района севернее Белгорода в общем направлении на Богодухов, Валки, в обход Харькова с запада. Удар приходился по стыку 4-ой танковой армии и оперативной группы «Кемпф». Он раскалывал вражескую группировку на две части и тем самым облегчал нашим войскам ее решительным разгром. С юга Харьков должны были обойти войска Юго-Западного фронта.

Исходя из такого замысла  операции, получившей условное наименование «Румянцев», советское командование наметило задачи фронтам.

Воронежский фронт наносил  главный удар на своём левом крыле. Его ударная группировка состояла из 6-ой и 5-ой гвардейских армий, 1-й и 5-й гвардейской танковых армий. Она получила задачу прорвать неприятельскую оборону, затем развивать наступление подвижными соединениями в общем направлении на юго-запад.

Степной фронт – командующий  генерал И.С. Конев, член Военного совета генерал И.З. Сусайков, начальник штаба генерал М.В. Захаров – занимавший с конца июля полосу от Гостищево до Волчанска, наносил основной удар на своём правом крыле. Его ударная группировка, состоявшая из 53-й и 69-й армий, должна была разгромить противника в районе Белгорода, а потом наступать на Харькова с юга 57-я армия Юго-Западного фронта.

Рано утром 3 августа на обоих фронтах началась артиллерийская подготовка атаки. Около 6000 орудий и миномётов в течении трёх часов вели уничтожающий огонь по укреплениям противника. Огромное облако пыли и дыма поднялось  над его траншеями. С артиллерией тесно взаимодействовала авиация. Лётчики 2-й воздушной армии генерала С.А. Красовского и 5-й воздушной армии генерала С.К. Горюнова обрушили свои удары на фашистских захватчиков с воздуха.

В 8 часов по общему сигналу  артиллерия перенесла огонь в  глубину боевых порядков противника. Прижимаясь к её огневому валу, танки и пехота Воронежского и Степановского фронтов перешли в атаку. Уничтожая отдельные огневые точки врага, уцелевшие после артиллерийского и авиационного ударов наши войска ворвались в его траншеи и стали стремительно продвигаться дальше.

  На Воронежском фронте войска5-й гвардейской армии уже к полудню продвинулись на 4 км. Командующий фронтом ввел в сражение 1-ю и 5-ю гвардейскую танковые армии. Развивая успех стрелковых войск, танкисты завершили прорыв тактической зоны и быстро устремились в перёд. Громя тылы и резервы врага, они отрезали пути отхода на запад белгородской группировке.

Информация о работе Курская битва