Курская битва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:06, реферат

Краткое описание

Великая Отечественная война, несмотря на огромное количество посвящённых ей работ, во многом остаётся «белым пятном» для историков. Значительный вклад в изучение истории Великой Отечественной войны внесли военные историки П. Жилин и А. Самсонов, но их подходы во многом устарели. Сегодняшняя задача историков – освободить знание о войне от мифов и искажений. Ряд данных заставляет по-новому оценить основные сражения войны, сотрудничество в рамках антигитлеровской коалиции, обстановку в тылу, историю партизанского движения и подполья.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Великая Отечественная война.docx

— 74.51 Кб (Скачать документ)

Великая Отечественная война, несмотря на огромное количество посвящённых ей работ, во многом остаётся «белым пятном» для историков. Значительный вклад в изучение истории Великой Отечественной войны внесли военные историки П. Жилин и А. Самсонов, но их подходы во многом устарели. Сегодняшняя задача историков – освободить знание о войне от мифов и искажений. Ряд данных заставляет по-новому оценить основные сражения войны, сотрудничество в рамках антигитлеровской коалиции, обстановку в тылу, историю партизанского движения и подполья.

    1. Причины войны

борьба конкурирующих  систем, претендующих на глобальное господство, – национал-социализма и коммунизма;

стремление Германии завоёвывать  «жизненное пространство», захватить  ресурсную базу СССР.

Вторая мировая война  началась 1 сентября 1939 года с нападения  Германии на территорию Польши. Уже к исходу июня 1940 года большая часть Европы была захвачена Германией и её союзниками. Против Англии была установлена блокада.

Сразу же, едва завершив разгром  Франции, генеральный штаб фашистского рейха начал разрабатывать конкретный план нападения на Советский Союз. Несмотря на то что 23 августа 1939 года между СССР и Германией был заключён договор о не нападении. В секретном протоколе фактически Восточная Европа делилась на сферы влияния между Германией и СССР. К СССР должны были отойти Западная Беларусь, Западная Украина, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Северная Буковина и Бессарабия. Этот договор фактически «развязал руки» Гитлера на Западе. СССР же хотел использовать время для укрепления своей военной силы.

Разработка оперативного плана со стороны Германии была возложена  на начальника штаба сухопутных войск  Гальдера, начальника оперативного отдела «Л» верховного главнокомандования генерал-полковника Йодля, начальника штаба верховного главнокомандования фельдмаршала Кейтеля.

18 декабря 1940 года ставшая  печально знаменитой директива №21 под названием план «Барбаросса» была завизирована Йодлем и Кейтелем и подписана Гитлером. Она стала основным руководством для всех военных и экономических приготовлений фашистской Германии к нападению на СССР.

В основу его были положены теории тотальной и «молниеносной» войн, являвшейся основой немецко-фашистской военной доктрины. План «Барбаросса» – план ведения военной компании против СССР – был разработан в течение лета 1940 года в русле стратегии молниеносной (6-7 недель) войны. Он предусматривал одновременное нанесение ударов по трём главным направлениям: ленинградскому (группа армий «Север»), московскому («Центр») и киевскому («Юг»). Цель плана – выйти на линию Архангельск-Астрахань захватить европейскую часть СССР. Стратегии Германии заключалась в нанесении ударов крупными бронетанковыми соединениями при поддержке авиации, окружении противника и уничтожении его в «котлах». Приказ о наступлении через границу СССР был подписан Гитлером 17 июня 1941 года план «Ост» – план расчленения европейской территории СССР после войны и эксплуатации его природных богатств – предусматривал уничтожение значительной части населения СССР (до 140 млн. человек за 40-50 лет).

Известно, что к лету 1941 года в рядах немецко-фашистских вооружённых сил насчитывалось свыше 8500 тысяч человек, то есть больше чем в 1.7 раза превосходящих численность войск СССР. 1 июня мобилизация и развёртывание сухопутных сил были завершены. В сухопутных войсках было сформировано 214 дивизий и 7 бригад. Из их числа для нападения на СССР предназначалось 153 дивизии. Общее количество германских дивизий и соединений её союзников, предназначенных для нападения на СССР,  составляла 190 дивизий. Всего в немецких соединениях и частях, авиации и военно-морских силах и союзных им войсках, развёрнутых против СССР, насчитывалось до 5,5 миллиона солдат и офицеров.1

В основу планов ведения  войны СССР была положена доктрина «красного пакета» («бить врага на его территории и малой кровью»), разработанная К.Е. Ворошиловым, С.К. Тимошенко. Все другие военно-теоретические разработки (например, М.Н. Тухачёвского) были отвергнуты. В основе доктрины лежат опыт гражданской войны. Признавалась ценность только наступательных действий. Стратегия обороны подробно не разрабатывалась.

За 1939 – первую половину 1941 года советская промышленность произвела 17000 боевых самолётов, 7600 танков, более 80000 орудий и миномётов.2 Правда среди них были как старые, так и новые образцы, в то время как Германия выпускала вооружение новых типов.

В истории Великой отечественной  войны выделяется три основных периода:

  1. 22 июня 1941 года – 18 ноября1942 года – начальный период войны.
  2. 19 ноября 1942 года – конец 1943 года – период коренного перелома, т.е. окончательного перехода стратегической инициативы к СССР.
  3. 1944 год – 9 мая 1945 года – завершающий период.

Содержание коренного  перелома в ходе войны состоит  в переходе стратегической инициативы от Германии к Советскому Союзу. Предпосылки коренного перелома были положены в битве за Москву  крахом стратегии блицкрига и началом затяжной войны. Однако во время зимне-весенней компании 1942 года Красная Армия, переоценив свои силы и успехи, отдала стратегическую инициативу противнику.

Сталинградская битва  проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Она являлась началом коренного  перелома и краха наступательной стратегии вермахта. Второе крупное поражение на советско-германском фронте противник потерпел в битве на курской дуге  – 5 июля – 23 августа 1943 года.

 

  1.   После ожесточённых сражений зимы 1942-1943 года на советско-германском фронте наступило затишье. Воющие стороны извлекали уроки из прошедших боёв, намечали планы дальнейшего действия. Войска пополнялись людьми и техникой, накапливали резервы, производили перегруппировки.

Обе стороны всемерно добивались расширения и развития военного производства.

Крепла военная экономика  СССР. В 1943 году большинство важнейших  отраслей промышленности выросла по сравнению с 1942 года на 17 процентов. Непрерывно увеличивался выпуск военной продукции. В средне промышленность производила в месяц около 3000 самолётов и свыше 2000 танков и самоходно-артиллерийских установок. При этом увеличилось количество новых образцов оружия. Было завершено перевооружение авиации самолётами новых типов.

Учитывая возросшую техническую  освещённость войск, изменившиеся условия  ведения боя, рост военного мастерства офицеров и генералов, советское командование провело дальнейшую реорганизацию объединений, соединений и частей Красной Армии. Летом 1943 года был в основном завершён переход стрелковых войск на корпусную систему, что значительно улучшило управление войсками и использование их в бою. Создавались крупные соединения артиллерии резерва Главнокомандования – артиллерийские пушечные дивизии и артиллерийские корпуса прорыва. Формировались новые танковые части, соединения и армии, обладавшие высокой маневренностью и большой ударной силой. Произошли изменения в организации авиации, войск ПВО, тыла Красной Армии.

Действующая армия получала всё больше и больше вооружения и  боевой техники. К июлю 1943 года она насчитывала более ,4 млн. человек,98.8 тыс. орудий и миномётов, 9580 танков и самоходно артиллерийских установок, 8290 боевых самолётов.3 Советские вооружённые силы имели а достаточном количестве самую передовую для того времени военную технику. Они приобрели разносторонний опыт борьбы с сильным и опытным врагом, превратились в кадровые, закалённые войска. Ими руководили испытанные в боях генералы и офицеры.

Иная обстановка сложилась в фашистской Германии. В результате поражений зимой 1942-1943 гг. немецко-фашистская армия лишилась на советско-германском фронте всего, что захватила в 1942 и частично в 1943 гг. Гитлеровцы расплачивались теперь за свою военную авантюру кровью миллионов солдат и офицеров. По данным немецкого генерального штаба, вооружённые силы Германии с Июля 1941года по июнь 1943 года потеряли убитыми, пропавшими без вести, раненными и больными свыше 4126 тыс. человек. В советской земле нашли могилу более миллиона немецких, а так же румынских, итальянских солдат и офицеров. Поля недавних битв были усеяны тысячами разбитых вражеских танков, орудий и самолётов. Огромные потери в людях и боевой технике подорвали моральный дух армии и населения Германии.

Чтобы восполнить огромные потери, понесённые на Восточном фронте, и противопоставить растущей мощи Красной  Армии новые силы, фашистской Германии и её союзникам зимой и весной 1943 года предпринимались чрезвычайные меры по развитию военной экономики и наращиванию мощи вооруженных сил. Проведённая весной и летом 1943 года тотальная мобилизация ресурсов Европы обеспечила рост военной промышленности Германии. Производство танков, орудий, миномётов по сравнению с предшествовавшим годом увеличилась более чем в 2 раза, боевых самолётов – в 1,7 раза. Недостаток рабочей силы промышленности и сельском хозяйстве гитлеровцы пытались выполнить использованием более 2 млн. иностранных рабочих и военнопленных. Всего в 1943 г. в Германии работало до 300 тыс. военнопленных и иностранных рабочих. Тотальная, мобилизация людских резервов привела к тому, что в 1943 г. в армию было призвано на 2 млн. чел больше, чем в 1942 году. К лету 1943 года общая численность вооружённых сил Германии составляла 10,3 млн. человек. Но качественный состав немецкой армии был уже не тот, что в 1941 году; к середине 1943 года он заметно ухудшился. К лету 1943 года гитлеровское правительство не только в значительной степени восполнило понесённые потери, но и снабдило действовавшие на Востоке войска новыми, более совершенными образцами военной техники. Гитлеровская армия стала получать танки типа «Пантера» и «Тигр», штурмовые орудия «Фердинанд». В авиацию поступили самолёты «Фокке-Вульф 190-А», «Хеншель-129».

На советско-германском фронте находилось 196 лучших немецких дивизий (68% общего состава), из них танковых – 21, моторизованных -7. С учётом войск союзников гитлеровские генералы имели в своём распоряжении для борьбы с Красной Армией 232 дивизии, около 5.2 млн. человек, 54,3 тысяч орудий и миномётов, 5850 танков и штурмовых орудий, до 3000 боевых самолётов и 277 кораблей основного класса.4

Всё же немецко-фашистское руководство  считало, что война далеко ещё  не проиграна и что тяжёлое  положение можно поправить. Что бы улучшить моральное состояние армии и народа, предотвратить распад фашистского блока и восстановить военный и политический престиж Германии, гитлеровские политики и стратегии решили провести на советско-германском фронте большое летнее наступление. Они надеялись разгромить главные силы Красной Армии, снова захватить стратегическую инициативу и добиться изменения хода войны в свою пользу. 10 мая 1943 года на совещании в имперской канцелярии начальник штаба верховного главнокомандования вооружённых сил фельдмаршал Кейтель заявил: «Мы должны наступать из политических соображений».

Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодированное название «Цитадель», было выбрано Курское направление. Далеко выдвинутый на запад Курский выступ создавал, по мнению гитлеровского командования, благоприятные предпосылки для окружения и последующего разгрома оборонявшихся здесь войск Центрального и Воронежского фронтов. После этого предполагалось нанести удар в тыл Юго-Западного фронты (операция «Пантера»).

Дело таким образом  шло о разгроме всего южного крыла  советско-германского фронта, о решительном  изменении военно-политической обстановки на советско-германском фронте в пользу вермахта. Не исключалась возможность после победы под Курском развивать удар в северо-восточном направлении с целью выхода в глубокий тыл центральной группировке советских войск и создание угрозы Москве.

Для наступления на Курск противник сосредоточил до 50 лучших своих дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных. Большие надежды он возлагал на новые танки. В основание Курского выступа враг создал мощные ударные группировки. Перед ними стояла задача прорваться к Курску, окружить, а затем уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов. Главную ставку немецко-фашистское командование делало на эффективность внезапного массированного удара танковых дивизий на узких участках прорыва.

Первоначально планировалось, что Красная Армия летом 1943 года осуществить крупное наступление, нанося главный удар на юго-западном  направлении. Однако вскоре этот план были внесены существенные изменения. Данные, полученные советской разведкой о готовящемся большом наступлении вермахта в районе Курского выступа, требовали принятия наиболее целесообразного решения. В своих воспоминаниях маршал Советского Союза А.М. Василевский пишет: «Анализируя многочисленные разведывательные данные о характере предстоящих действий врага и о его подготовке к наступлению, фронты, Генеральный штаб и Ставка всё больше склонялись к идее перехода к преднамеренной обороне».5 

8 апреля 1943 года находившийся  в районе Курского выступа заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского союза Г.К. Жуков направил в Ставку доклад о характере возможных военных действий предстоявшим летом. «Переход наших войск в наступление в ближайшие дни с целью устранения противника считаю нецелесообразным, - подчёркивал он. – Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а за тем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьём основную группировку противника».6 

Наступление противника из района южнее Орла должен быть отразить Центральный фронт (командующий  генерал К.К. Рокосовский), а из района Белгорода – Воронежский фронт (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). Переход в контрнаступление и разгром белгородско-харьковской группировки противника (операция «Полководец Румянцев») предполагалось осуществить силами Воронежского и Степного фронтов во взаимодействии с Юго-Западным. Разгром Орловской группировки противника (операция «Кутузов») возлагалось на левое крыло Западного фронта, на Брянский и Центральные фронты. Их переход в контрнаступление должен был произойти в тот момент, когда противник истощит свои силы в атаках против подготовленной обороны советских войск.

После разгрома вражеских  войск в районе Курского выступа  предусматривалось развернуть общее наступление на юго-западном и западном направлениях, нанести поражение основным силам войск групп армии «Юг» и «Центр», сокрушить вражескую оборону на огромном фронте от Великих Лук до Азовского моря. За этим должно было преследовать освобождение важнейших экономических районов левобережной Украины, в том числе Донбасса. Наступающим предстояло далеко отодвинуть фронт противника от Москвы и Центрального промышленного района, преодолеть важный стратегический рубеж – Днепр.

Оценив обстановку и определён  район возможного удара противника, командование Центрального фронта – командующий генерал К.К. Рокосовский, член военного совета генерал К.Ф. Телегин, начальник штаба генерал М.С. Малинин – сконцентрировало главные усилия в полосе 13- й и частично 70-й армий. Здесь же располагались второй эшелон (2-я танковая армия) и резерв фронта (9-й и 19-й танковые корпуса). На участке вероятного удара противника протяжённостью 40-км (13% к общей ширине фронта) было сосредоточено 34 процента стрелковых дивизий, 46,6 процента артиллерии и миномётов и 70 процентов танков и САУ.

Командование Воронежского фронта – командующий генерал  Н.Ф. Ватутин, член Военного совета генерал Н.С. Хрущёв, начальник штаба генерал С.П. Иванов – Считало наиболее вероятным для главного удара противника направления: из района западнее Белгорода на Обоянь и от Белгорода на Корочу. Здесь, на левом крыле фронта на участке в 114 км, оборонялись закаленные в огне Сталинградской битвы 6-я и 7-я гвардейские общевойсковые армии. На правом крыле фронта, на участке в 130 км, оборону держали 38-я и 40-я общевойсковые армии. Во втором эшелоне за 6-й и 7-й гвардейскими армиями находились 69-я и 1-я танковые армии и в резерве – 35-й стрелковый, 2-й и 5-й гвардейские танковые корпуса. Таким образом, на участке вероятного удара противника протяжённостью 114 км (46,7 процентов к общей ширине фронта) были сконцентрированы главные силы и средства фронта – 63 процента стрелковых дивизий, 6,2 процента орудий и миномётов и 77 процентов танков и САУ.

Информация о работе Курская битва