Культура Беларуси в конце XVIII – первой половине XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:16, реферат

Краткое описание

В XIX в. народная культура и старобелорусская письменно-культурная традиция стали основным источником национального возрождения. Происходило становление новой белорусской литературы, национального театра, началось исследование народных быта и творчества. Развивалось национальное самосознание, возникло стремление осмыслить историческое наследие белорусского народа. Становление белоруской национальной культуры и ее размежевание с господствующими в крае российской и польской культурами проявилось в развитии крестьянско-народнической, революционно-демократической мысли, социально-критических мотивах устного народного творчества, в народной тематике и национальной стилистике изобразительного искусства, в научных исследованиях жизни и культуры белорусов.

Содержание

Введение
Исторические условия развития белорусской культуры в составе Российской империи.
Развитие образования и науки. Школьная реформа (1804 г. и 1828 г.). Виленский университет.
Культурная жизнь Беларуси (развитие литературы, музыки, театра). Политика царизма в области культуры
Изобразительное искусство и архитектура.
Заключение
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Задание 17 2011.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

      Задание 17 
 

      Культура  Беларуси в кон. XVIII – пер. пол. XIX вв. 
 

      ПЛАН: 
 

      Введение

    1. Исторические условия развития белорусской культуры в составе Российской империи.
    2. Развитие образования и науки. Школьная реформа (1804 г. и 1828 г.). Виленский университет.
    3. Культурная жизнь Беларуси (развитие литературы, музыки, театра). Политика царизма в области культуры
    4. Изобразительное искусство и архитектура.

      Заключение

      Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Культура  Беларуси в первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и в меньшей степени русской культуры. Это объясняется объективными условиями- длительном нахождением Белоруссии в составе Речи Посполитой и непродолжительным - в составе Российской империи. Правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусскою этноса Российские власти в первой четверти XIX потворствовали ополяченному местному дворянству, и в этот период процесс полонизации продолжался и даже укрепился. Только после подавления восстания 1830-1831 гг.царское правительство начало политику вытеснения польского языка и культуры, насаждения православия и единой русской народности. В результате полони зация сменилась русификацией.

      В этих тяжелых условиях хранителями  языка и национально-культурных традиций выступало преимущественно крестьянство. Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной землей, жило, хотя часто и подсознательно, чувство этнической принадлежности, которое проявлялось в так называемом «литовском патриотизме»

      В XIX в. народная культура и старобелорусская письменно-культурная традиция стали основным источником национального возрождения. Происходило становление новой белорусской литературы, национального театра, началось исследование народных быта и творчества. Развивалось национальное самосознание, возникло стремление осмыслить историческое наследие белорусского народа. Становление белоруской национальной культуры и ее размежевание с господствующими в крае российской и польской культурами проявилось в развитии крестьянско-народнической, революционно-демократической мысли, социально-критических мотивах устного народного творчества, в народной тематике и национальной стилистике изобразительного искусства, в научных исследованиях жизни и культуры белорусов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Исторические условия развития белорусской культуры в составе Российской империи. 

      Новые условия, сложившиеся в Беларуси в результате ее присоединения к России, существенно повлияли на развитие белорусской культуры в целом. В конце XVIII — начале XIX в. в ней происходили серьезные качественные изменения, переориентация на новую политическую и социально-этническую ситуацию, на формирование буржуазно-экономических отношений, дальнейшую консолидацию белорусской народности.

      Развитие  белорусской национальной культуры осуществлялось в сложных условиях. Довольно прочные позиции в это время занимала в Беларуси польская культура. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, книгопечатания, литературы и театра. В одном только Полоцке в 1794—1840 гг. была напечатана 181 польская книга. В польском культурном поле работали многие уроженцы и жители Беларуси. Беларусь дала польской культуре А. Мицкевича и В. Сыроком-лю, М. Огинского и С. Монюшко, Ю. Крашевского, А. Одинца, Т. Ладу-Заблоцкого и десятки других.

      В то же время с конца XVIII в. в культурной жизни Беларуси все сильнее заявляло о себе русское влияние. В это время белорусский читатель стал знакомиться с переводными (на польский язык) русскими книгами, ставились пьесы русских авторов. Русское влияние стало отражаться в архитектуре. Административные здания и жилые дома, дворцы и храмы строились в стиле русского классицизма, по проектам русских архитекторов., Иосифовский собор в Могилеве расписывал, например, известный русский художник В. Боровиковский.

      Белорусская национальная культура оказалась как  бы между двумя центрами влияния  — польской и русской культур. Причем в первые десятилетия XIX в. инерция польского влияния, которое продолжалось веками, была более сильной. Особенно активно действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений, в которых готовились высококвалифицированные кадры церковных служителей и проповедников. На это же направлялась и широкая сетьЧ«остелов и монастырей.

      разными в жанровом отношении. Портреты, пейзажи, натюрморты, исторические и бытовые полотна и зарисовки отражали самобытный облик людей, края, его природы, истории. Известными художниками этого времени были В. Дмоховский, К. Кукевич. А. Бартельс, Ю. Корчевский, К. Русецкий. Я. Дамель. Я. Су-ходольский, М. Кулеша, Н. Орда. Последний создал около 500 акварелей с натуры, на которых запечатлены памятники архитектуры: замки, дворцы, площади и улицы городов, исторические места и т. п. Этим он оказал неоценимую услугу истории белорусской культуры. Всемирную известность приобрела литография минчанина Ю. Азембловского «Белорусский раб» («Славянский невольник»). Ее демонстрировал на своих лекциях в Париже Адам Мицкевич, о ней как о резком протесте против крепостничества писал в 1853 г. А. Герцен. В живописи первой половины XIX в. выделялись два стиля: традиционный классицизм (виленская школа) и новое, романтическое направление, которое узаконивало свободу творчества, ломало устоявшиеся стереотипы и каноны.

      Романтические веяния затронули архитектуру Беларуси. Они проявились в неоготическом облике Кри-чевского и Косовского дворцов и особенно в пейзаж-но-парковом искусстве (Гомельский, Логойский, Жи-личский, Совейковский парки). Создавались они по принципу свободной композиции с искусственными руинами, гротами, каскадами и водопадами.

      Развитие  архитектуры в большей мере определялось строительством дворцов, культурных сооружений, крепостей. Для них были характерны монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, распространенность галерей и портиков с колоннами. В стиле классицизма были выстроены дворец-усадьба П. Румянцева-Задунайского в Гомеле, монументальный собор Петра и Павла в Гомеле, костел в Щучине и др. В связи с важным стратегическим положением Беларуси, в первой половине XIX в. развернулось строительство крепостей.

      Особенно  эффективно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в январе 1812г. Александр 1 присвоил степень Академии с преимуществами, дарованными университетам. За 1787—1820 гг. в типографии этого учебного заведения было издано 500 книг на разных языках, в том числе на литовском и латышском. На белорусском было выпущено несколько сборников духовных песен. С 1818 по 1820 гг. при Академии издавался иллюстрированный литературно-научный журнал на польском языке «Месячник полоцкий» — первое такого рода издание на территории Беларуси. Однако в 1820 г. из царской канцелярии вышел указ, гласивший: «Иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и верноподданнической присяги... выслать под присмотром полиции за пределы государства... Полоцкую иезуитскую академию и подведомственные ей училища упразднить».

      Одновременно  на Беларуси создавались условия  для преимущественного распространения  русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной в период, который А. Пушкин охарактеризовал как «дней Александровых прекрасное начало», и, наконец, жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие в первую очередь было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие и белорусской. Отрицательно сказывалось прежде всего то. что белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Российское правительство насаждало в Беларуси административный надзор за культурными учреждениями: учебными заведениями, библиотеками, театрами, типографиями и т. п. Пострадали и многие деятели белорусской культуры, не одобрявшие политику властей. За пределы Беларуси были высланы Я. Чечет, Ф. Савич, Р. Подбереский, на 25-летниюю солдатскую службу определили П. Багрима. Вынуждены были эмигрировать А. Рыпинский, Н. Орда, Я. Суходольский, В. Дмоховский и др.

      В конце XVIII — первой половине XIX в. зародилась научная белорусистика. возникшая как часть общей славистики. Организаторами исследований стали Виленский университет, Виленский музей древностей и Виленская археографическая комиссия, Румянцев- ский кружок во главе с известным русским меценатом и собирателем древностей Н. Румянцевым. Российская Академия наук. Московское общество любителей древностей российских. Русское географическое общество. В конце XVIII в. русские ученые всесторонне изучали Беларусь в ходе экспедиции академика И. Лепёхина. В 1822 г. вышла первая научная работа по результатам исследования белорусского языка русским ученым К. Калойдовичем «Про белорусский говор». История, этнография, фольклор белорусов нашли отражение в трудах П. Киреевского, В. Сопикова, Н. Бантыш-Каменского. Н. Костомарова. Н. Устря-лова и др. Интерес к изучению Беларуси в это время проявляла и польская наука, о чем свидетельствуют труды Т. Чацкого. Ю. Немцевича. И. Лелевеля. А. Глинского и др.

      Результаты  исследования истории Беларуси были представлены в многочисленных публикациях. Среди археографических изданий  были: «Белорусский архив» (1824), «Летописец Литвы и Русская хроника» (1827). «Книги польские метрики Великого княжества Литовского» (1843), «Акты западной России» (1846—1853) и др. Значительный вклад в развитие белорусистики внесли И. Данилович, Т. Нарбут. М. Без-Корнило-вич, И. Носович, С. Микутский. П. Шпилевский, Е. и К. Тышкевичи, А. Киркор, Р. Подбереский и др. В это время были напечатаны такие труды, как «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» (1853— 1855), «Беларусь в характеристических описаниях и фантастических ее сказках» (1854— 1856), которые буквально открыли Беларусь для российского читателя.

      Усилиями  многочисленных ученых было раскрыто богатство материальной и духовной культуры белорусского народа, описаны его предания и легенды, быт, жилье, орудия труда, обычаи и обряды, песни, сказки, присказки, прибаутки. Труды зачинателей белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали развитию национального самосознания белорусов. Все слои населения обращались к своим историческим и этническим корням, все тверже осознавали свою принадлежность к белорусскому народу.

      Поскольку культура Беларуси первой половины XIX в. складывалась и развивалась под значительным польским русским и западноевропейским влиянием, это порождало и различия в позициях белорусских деятелей культуры. Часть публицистов и литераторов излагала свои политические позиции в польскоязыч-ном издании Полоцкой иезуитской академии под названием «Месячник полоцкий». Иезуиты вели упорную борьбу против материалистической философии, просвещения, политического свободолюбия. Другая часть, исповедовавшая идеи просвещения и рационализма, группировалась вокруг польскоязычного «Еженедельника петербургского» и киевского либерального ежегодника «Звезда». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Развитие образования и науки. Школьная реформа (1804 г. и 1828 г.). Виленский университет. 
 

     После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических  производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.

      Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

      Но  и наиболее благоприятными для развития системы образования на белорусских  землях стали годы правления русского царя Александра I (1801-1825). Именно в это время пёстрая система образования в Беларуси благодаря ряду реформ (1803,1807, 1828 гг.) стала более централизованной.

      В соответствии с реформой просвещения 1803 — 1804 гг. школьная система строилась  по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях -церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались наделы и еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.

      В соответствии с реформой в каждом учебном округе создавалось несколько типов учебных заведений. Самой низшей ступенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Изучение общеобразовательных предметов в них не предусматривалось. Учащихся обучали в них только основам земледения и церковному песнопению. Ступенькой выше были уездные 4-хкласные училища, где изучались польский, латинский, французский и немецкий языки, физико-математические и природоведческие предметы, основы истории, права, логики. Среднее образование давали гимназии. Учебный план в них был рассчитан на 7 лет и представлял расширенный учебный план уездных училищ.

Информация о работе Культура Беларуси в конце XVIII – первой половине XIX вв