Крестьянская община: ее место и роль в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 22:14, реферат

Краткое описание

Крестьянская община – политико-правовой феномен дореволюционной России, членами которой являлось более 80% населения Российской империи. Дело в том, что крестьянская община как первичный институт сельского саморегулирования имел богатые демократические традиции и потенциал. В современных процессах социальной трансформации России ряд этих традиций сохранился в деятельности государственных институтов, различных страт современного российского общества и в менталитете российского народа.

Содержание

Введение
Крестьянская община в дореволюционной России.
Формирование правового статуса крестьянина- общинника.
Интеллигенция и крестьянская община.
Судьба русской крестьянской общины.
Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат1.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Обнинский Государственный Технический  Университет

Атомной Энергетики

Факультет Естественных Наук

Кафедра  гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории на тему:

«Крестьянская община: ее место  и роль в истории России»

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

 

 

 

       

    ЦЕЛЬ РАБОТЫ    -     

                                                    Раскрыть проблему  крестьянской  поземельной  общины,

                                                    определить ее место и  роль в истории России.

 

 

 

 

 

              ЗАДАЧИ     -         Показать  отношение к ней правительства на разных

                                              этапах      отечественной  истории II половины XIXв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 

    1. Введение
    2. Крестьянская община в дореволюционной России.
    3. Формирование правового статуса крестьянина- общинника.
    4. Интеллигенция и крестьянская община.
    5. Судьба русской крестьянской общины.
    6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

 

Крестьянская община  – политико-правовой феномен дореволюционной  России, членами которой являлось более 80% населения Российской империи. Дело в том, что крестьянская община как первичный институт сельского  саморегулирования имел богатые  демократические традиции и потенциал. В современных процессах социальной трансформации России ряд этих традиций сохранился в деятельности государственных институтов, различных страт современного российского общества и в менталитете российского народа.

Проблема крестьянской поземельной общины во внутренней политике самодержавия всегда занимала важное место. Это и понятно. Общинное владение землей существовало в средние века и в Западной Европе. Оно сыграло огромную роль в защите крестьянина от натиска феодалов. Но после буржуазных революций XVIII – начала XIX веков этот общественный институт был устранен, а крестьянин превратился в личного владельца, мелкого буржуа, носителя собственнической психологии.

Иначе складывалась судьба русского крестьянства. Оно и в XIX в. продолжало сохранять коренные общинные традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ   РОССИИ

 

 

 

 

Истоки существования общины теряются в глубоком прошлом русской истории, но, несомненно, что община постоянно  наращивала свое административное значение благодаря тому, что со времен Ивана Грозного, не говоря уже о Петре Великом, русские цари постоянно возлагали на нее все новые функции по сбору налогов, укрепляли феодальные права помещиков, всю свою административную и бюрократическую политику строили на общине как центральном аграрном институте. Община наложила свой отпечаток на всю жизнь царской России, а царские указы и царская воля определили развитие и своеобразие общины.

Реальные формы и функции  общины в Российской империи были чрезвычайно разнообразны. Даже в пределах регионов с более или менее одинаковыми географическими условиями общины имели тенденцию к многообразию, и схожие проблемы они решали по-разному. Тем не менее, на территории Европейской России у общин были, по крайней мере, три принципиальных общих черты: совместное владение землей; каждому хозяйству выделяется столько земли, сколько могут обработать его члены; размер и расположение наделов периодически пересматриваются, чтобы обеспечить соответствие труда и земли среди членов общины.

Земля в деревнях и сёлах находилась в распоряжении мира, сельского схода, а не отдельного лица. На миру решались вопросы о переделке земли  по едокам, на миру происходило избрание сельских властей, здесь совершался сбор средств на общие расходы, решались мелкие гражданские и уголовные дела, вопросы организации взаимопомощи.

Община пользовалась известной  самостоятельностью в выполнении государственных  повинностей – подушной подати, рекрутчины. Демократическое крестьянское самоуправление даже при крепостнических отношениях обеспечивало им известного рода независимость от произвола господ, особенно в оброчных, нечерноземных имениях. Здесь крестьянам часто предоставлялось право самостоятельно раскладывать оброчную сумму, назначавшуюся на все общество сразу. Вместе с раскладкой оброчной суммы помещик обычно предоставлял крестьянам до известной степени и внутреннее самоуправление.

Крестьяне сами распределяли между  собой подати и оброки, решали на сходах возникающие общие проблемы. Существование круговой поруки и самостоятельная раскладка оброчной суммы вели к соразмерности оброка с платежной способностью крестьян.

Общинное владение землей по мере возможности спасало каждого  крестьянина от нищеты. В крестьянской общине каждый человек находился  в зависимости от остальных, а общий интерес обязывал всех заботиться о каждом. Более того, «самоуправление» общины охраняло личность крестьянина от произвола помещика. Отдельная личность могла скрыться за мир: каждого отдельного крестьянина помещик мог притеснить, уговорить, но раз дело касалось мира, помещики должны были серьезно бороться с его стойкостью. Крестьяне были привязаны к общине и с трудом расставались с нею».

К этому следует добавить, что  община всегда выполняла стабилизирующие  функции. Являясь регулятором хозяйственных и социальных основ крестьянской жизни, она влияла на устойчивость аграрно-культурных традиций, сохраняла многовековой опыт природопользования. Община укрепляла социальную и имущественную иерархию, была хранителем духовно-нравственных ценностей, коллективным информатором, определяла условия природопользования. Вместе с тем за ней были закреплены природоохранные функции, определение уровня совершенствования аграрной техники и технологии, способа оптимальной в тех условиях обработки земли.

Этим видимо объясняется то обстоятельство, что накануне отмены крепостного  права судьба общины оказалась в  центре внимания правительства и  российского общества, как консерваторов, так и либералов.

Дискуссия, развернувшаяся в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. на предмет сохранения или упразднения общины, завершилась в пользу ее сохранения. При этом каждая сторона объясняла необходимость сохранения по-своему. Консерваторы считали, что община – единственное средство защиты крестьян от обнищания. Иного мнения придерживались революционеры–демократы.

Существование в крестьянской среде  прочных общинных традиций придавало  им уверенность, что грядущая крестьянская революция поможет России счастливо  избежать «язвы» буржуазности, классические образцы которых открывали перед русскими общественными мыслителями современная им Западная Европа. Этой же точки зрения придерживались народники, свято верившие в русский социализм, в творческие силы крестьянской общины и крестьянской революции.

Таким образом, сохранившийся по Великой реформе 1861 года этот институт крестьянской жизни в неизменном виде существовал до 80-90-х гг.XIX в., когда под надзором развивающегося капитализма стали разрушаться патриархальные устои в деревне, прежде всего семьи и общины.

В период капиталистической модернизации экономики возможности осуществления прежних функций оказались ограниченными. Общинная психология с ее артельной солидарностью, хозяйственным прагматизмом, житейской неприхотливостью, недоверием к индивидуальной инициативе, скорее стала сдерживать новации в экономике, нежели способствовала их внедрению. Общинные устои стали слабеть, в ней стали происходить частые переделы земли с нарушением определенных правил земле и природопользования. В этих условиях у правительства появилась необходимость укрепления крестьянской общины.

В 1893 г. по инициативе двух министерств: внутренних дел и государственных  имуществ были приняты два закона, направленных на сохранение общины. Из этих законов мы черпаем информацию о состоянии крестьянской общины и происходящих в ней процессах, о мерах правительства по ее спасению, о порядке отчуждения общинной земли, об условиях выкупа крестьянами своих наделов и т.д. 8 июня 1893 года был принят закон «Об утверждении правил о переделах земли»(4), состоящий из 10 статей, который регулировал периодичность земельных переделов в общине. Согласно закону переделы производились не иначе, как с соблюдением условий, определенных в особом приговоре общества. В условиях передела указывались: срок, на который совершается передел; расчет, по которому распределяется земля между домохозяевами (по душам ревизским или наличным, по тяглам и т.д.); наличие по этому расчету душевных или иных надельных участков; размер надела причитающегося на каждого из домохозяев. Срок передела определялся не раньше 12 (или более) лет, но только при согласии 2/3 домохозяев.

Модернизационные процессы, происходившие  в России в 80-90-е гг. XIX в., поставили перед правительством ряд других вопросов. Одним из них был вопрос, подлежат ли лица сельского состояния в случае поступления их на гражданскую службу, увольнению из сельских общин, где они состоят на приписке, с исключением их из податного оклада.

Согласно действующим узаконениям  о крестьянах, увольнение крестьян из сельских общин могло быть вызвано: во-первых, приемом их в другие сельские и городские общества, во-вторых, добровольным их переселением, и в-третьих, прекращением их особых прав состояния, вследствие перехода в другое состояние или присуждения к наказанию, сопряженному с лишением прав состояния. При этом в некоторых случаях для увольнения крестьян из сельских обществ требовалось предъявление ими увольнительных свидетельств.

При существовании подушной подати, исключение из сельских обществ тех  крестьян, которые поступали на госслужбу, согласно Устава о службах Свода законов Российской империи исключение их из податного оклада считалось нераздельным с принадлежностью к составу сельских обществ.

Ввиду последовавшей потом отмены подушной подати в большинстве местностей Российской империи, согласно законов от 28 мая 1885 г. и 19 января 1898 г., вышеупомянутые правила об исключении крестьян из податного оклада могли сохранить свое действие лишь в тех местностях, где временно была оставлена подушная подать (например, в Сибири). Поэтому эти условия оговаривались в новых изданиях Свода законов Российской империи в Уставе о прямых налогах.

Согласно нового циркуляра за исключением  местностей, где сохранилась еще  подушная подать, поступление лица сельского состояния на гражданскую  службу не связывалось ни с их исключением из оклада, ни с их увольнением из состава тех сельских обществ, к которым они принадлежат.

Таким образом, проблема крестьянской общины в разные периоды времени  правительством ставилась по разному. Если на протяжении XIX века его волновал вопрос, как сохранить общину, то в начале ХХ века правительство начинает понимать необходимость ее разрушения. Первым такую мысль подал С.Ю.Витте, конкретное воплощение она получила в период проведения столыпинской аграрной реформы, в основе которой лежали Указ 9 ноября 1906г., Законы 14 июня 1910 г. и от 29 мая 1911 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРАВОВОГО СТАТУСА КРЕСТЬЯНИНА-ОБЩИННИКА.

 

 

 

На протяжении XIX столетия, как до, так и после Великих реформ, правовой статус и жизнь русского крестьянства строилась вокруг двух главных социальных институтов. Первый — это крестьянское хозяйство ("двор"), обычно патриархальное сообщество кровных родственников, а иногда и вместе с людьми, не связанными никакими кровными узами, но более или менее вошедшими в дом. За редкими исключениями, до отмены крепостного права, хозяйство возглавлял старший из работоспособных мужчин - "большак".

Вторым социальным институтом деревни  была община. До Александровских реформ община исполняла многие важнейшие  функции по регулированию и управлению крестьянской жизнью, а после опубликования «Манифеста об освобождении помещичьих крестьян» (19.02.1861) она стала еще важнее для правящего режима. Она продолжала регулировать миграцию крестьян - эта функция общины даже усилилась по некоторым пунктам «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (05.03.1861) - и весь цикл сельскохозяйственных работ. Положение изменилось в 1890-е годы, когда интеллектуалы России и ее правители активно дебатировали вопрос о положительном и отрицательном влиянии общины на благополучие крестьян и всей страны. Сторонники общины потерпели крах, по крайней мере, при дворе, и изменение правительственной политики в отношении этого главного устоя деревенской жизни увенчалось столыпинской реформой 1906 года и рядом указов следующих за ней с 1906 по 1911 г. Ставка на кулака была, по сути, отказом от предшествующей ставки на общину, которая лежала в основе первоначальной административной политики эпохи Реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕЛЛЕГЕНЦИЯ  И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

Одним из первых отношение передовой  российской интеллигенции к общинному  землевладению определил Н. Г. Чернышевский.Заслуга  Н. Г.Чернышевского как руководителя компании в защиту общинного землевладения  состояла в том, что именно

он, через официальный орган печати («Современник»), обратил внимание русского общества на важность и социальное значение этого вопроса.

Оказала ли вообще публицистика того времени влияние на законодательное  разрешение вопроса об общинном землевладении?Возможно, что в этом отношении следует отдать должное влиянию публицистики пореформенного времени и, конечно, прежде всего славянофилам. Но, главным фактором, повлиявшим на решение радикальных комиссий, по отношению к общине, была очевидная для всякого русского невозможность немедленно предпринять коренную ломку исторически сложившегося и ставшим традиционным для

основной крестьянской массы поземельного строя страны. Кроме того, мир  являлся надежным единственным поручителем  перед казной и помещиками за исправное  выполнение крестьянским населением возложенных на него обязательств. По этим причи-

нам упразднение общинного землевладения  при отмене крепостной зависимости  было невозможно.

Ю. Ф. Самарин правильно  определил положение, когда писал  Кошелеву: «Не понимаю, почему вас  так озабочивает и беспокоит вопрос об общине? В практическом отношении он не имеет никакой важности; ибо разрешение его не может подлежать ни

Информация о работе Крестьянская община: ее место и роль в истории России