Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 11:53, курсовая работа
Целью работы является анализ основных этапов в Крещении Руси.
Задачи исследования:
1. Установить, кто были первые христиане на Руси;
2. Рассмотреть мотивы принятия христианства на Руси;
3. Исследовать причины сопротивления Крещению Руси отдельных племен;
4. Выявить последствия Крещения Руси.
По преданию, уже будучи его
женой и матерью его детей,
она попытается убить
А недоразумения между братьями Ярополком и Олегом были, очевидно, кем-то спровоцированы (проявил своё рвение послужить Ярополку его советник Свенельд). Не столько Олег, сколько его агрессивное окружение раздражало киевского князя, когда он направил своё войско в Древлянские земли. Они, как известно, были переданы Олегу ещё при жизни Святослава. Ярополк разбил дружину Олега, а Олег с остатками своего войска бежал за пределы страны и вскоре там погиб. Ему было тогда пятнадцать лет. Ярополк не желал гибели своего младшего брата. Это можно предположить по сохранившемуся в летописи преданию об упрёках Ярополка в адрес Свенельда по поводу смерти Олега. И здесь загадка прошлого. Это было последнее упоминание в летописи имени Свенельда - рокового имени для семьи князя Игоря.
О положении христиан на Руси в княжение Ярополка писали ряд авторов. Некоторые исследователи использовали данные Никоновской и Иоакимовской летописей, не проводя, правда, никакого источниковедческого анализа почерпнутых сведений. Макарий и В.А. Пархоменко объясняли особую приверженность Ярополка к христианам влиянием, которое оказала на него жена-гречанка и бабка княгиня Ольга. Е.Е. Голубинский считал: «… если бы он жил долее, то очень может быть, что не Владимир, а он был бы крестителем всей Руси». Но, судя по всему, Ярополк, хотя и благоволил христианам, сам крещен так и не был [15].
После гибели Олега Ярополк направил свои войска в Новгород. Владимир, узнав об этом, ушёл к варягам в Норвегию. Вернулся он в Новгород с варяжской дружиной, изгнал из города посадников Ярополка и велел передать брату в Киев: «Я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня». Выдал Ярополка изменник из его ближайшего окружения - воевода Блуд. Владимир способствовал убийству брата.
Это случилось в 980 г. Так князь
Владимир стал главой
Став главою государства, Владимир-язычник ещё не знал, что ему предстоит выполнить важнейшую историческую миссию. Он ещё не знал, что превратится из неистового язычника в христианина, что именно при нём, при его участии, по его воле христианство станет государственной религией Руси [22].
«Владимир был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев попал под ее влияние; потом он, еще в детстве увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры». Под 980 годом Повесть временных лет сообщает о воздвижении Владимиром на холме близ теремного двора, в самом центре княжеского Киева идолов языческих богов [6].
Очевидно, языческий пантеон Владимира был построен специально для киевской знати, проживавшей на Горе, недалеко от княжеского дворца, так как Владимир хорошо помнил о том, как невзлюбили симпатизировавшего христианам Ярополка воеводы, не желавшие усиления византийского влияния на русов. Выставляя статую бога Перуна на первый план, Владимир стремился подчеркнуть свое особое расположение к его почитателям: князьям, боярам, дружинникам. Я.Е. Боровский считал, что данная реформа была проведена с целью политического объединения Руси под главенством Киева, чему должно было помочь появление в Киеве «нового языческого пантеона. По мнению Б.А. Рыбакова, Владимир 1 произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии [22].
Придя
к власти, князь Владимир сразу
же проявил свои
«Господство в стране языческой идеологии продолжало пагубно отражаться на росте народонаселения страны, на международной торговле. Оно не давало возможности решить проблему привлечения кадров иностранных специалистов по различным отраслям знаний, исключало династические браки с соседними императорскими, королевскими и княжескими домами, уже принявшими христианство, что мешало заключению международных договоров и союзов. Языческое жречество по-прежнему оставалось серьезной самостоятельной силой на Руси и в своей политике руководствовалось корыстными интересами [18].
Всего этого, конечно, не мог не сознавать князь Владимир. К концу 80-х годов Х века его власть настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре, и дружинники остро нуждались в религии, которая бы помогла феодальному строю стабилизироваться на Руси». Князю предстояло выбрать наиболее благоприятную для Руси новую религию.
Летопись
сообщает, что болгары-мусульмане предложили
Владимиру принять ислам. Князю понравился
мусульманский обычай иметь много жен,
но обряд обрезания, а также запрет на
вино и свинину пришлись ему весьма не
по вкусу. В иудаизме запретов оказалось
еще больше. Христианство же, религия призывающая
ко всепрощению и терпимости, не требующая
жертвоприношений, не делающая различий
между народами,
пришлась по душе русскому князю.
Уже в то время христианская церковь была поделена на восточную и западную части. Летопись отмечает, что приходили к Владимиру «немцы» из Рима, предлагая принять католичество. Он их выслушал, а затем сказал: «Идите опять, яко отцы наши сего не приняли суть». Владимир был уже наслышан о том, что римские епископы требуют от западноевропейских монархов беспрекословного повиновения, выплаты так называемого гроша – денег, шедших как на содержание самих пап, так и их окружения, пытаясь распространить свое влияние как можно дальше на Восток. Принятие католичества означало бы для Руси попасть под сильное влияние Германской (Священной Римской) империи, допустить проникновение на свою территорию вначале немецкого духовенства, а затем и немецкого рыцарства, выплачивать Риму ежегодные денежные дотации.
Владимир созвал своих бояр и городских старцев и попросил у них совета, какую религию выбрать для Руси. Бояре и старцы посоветовали послать своих мужей в разные страны разузнать все самим и доложить князю. Владимир отобрал 10 мужей. Когда они вернулись, то рассказали Владимиру, что более всего их впечатлила служба в греческой церкви [18].
Хотя Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное православие, византийская церковь, так же как и католическая, стремилась к распространению своего влияния, и русские князья так же неминуемо должны были попасть в вассальную зависимость от византийских императоров. Но князь Владимир имел перед своими глазами пример Болгарской державы. Сын болгарского правителя Бориса 1 Симеон совершил победоносный поход на Византию, после которого Византия и Болгария заключили мир, скрепленный женитьбой сына Симеона Петра на Марии, внучке императора Романа 1. Византия признала высокий титул Петра, и в Болгарии было создано независимое патриаршество.
Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.
Среди причин, определивших
выбор именно Византии
Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность. Союз с Византией открывал необходимые перспективы как для дальнейшего военного, так и экономического роста.
Наиболее распространённая версия обстоятельств Крещения Руси такова. В 987 году в византийском городе Корсуне (Херсоне) вспыхнуло восстание, размах которого сильно напугал византийских императоров. Они обратились за военной помощью к русскому князю Владимиру, тот потребовал отдать ему за помощь в жены принцессу Анну. Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условия крещение Владимира и его народа. Между Русью и Византией был заключен договор о свойстве и военной помощи.
Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек. После этого русские войска, соединившись с войсками греческими, подавили восстание. Но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено - выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий тем не менее его в иерархическую систему империи. «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви.
Возвратившись в Киев с супругой гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни (кресты, иконы, мощи), Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси [16].
Прежде всего, Владимир крестил своих сыновей и многих приближенных. Затем он приказал уничтожить всех идолов, главного идола Перуна – сбросить в Днепр.
Это была яркая демонстрация
жителям Руси языческих богов,
наглядный показ того, что они
не в состоянии отомстить
В конце лета в назначенный день, 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях [22].
«На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… люди же, крестившись, расходились по домам, Владимир же был рад, что познал Бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны.
Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеюсь на Тебя и на Твою силу» [12]. Это важнейшее событие случилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других в 898-990 годах.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с митрополитом, из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке.
Согласно летописям 988 г., князь Владимир приказал ставить церкви по тем местам, где раньше стояли кумиры.
«И поставили церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перун и другие и где творили им требы князь и люди.
И по другим городам
стали ставить церкви и
В X веке первые епископии-епархии, которые образовала Русская Православная Церковь, помимо Киева были размещены в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде (ныне село Белгородка неподалёку от Киева), Юрьеве (ныне город Белая Церковь), Чернигове, Владимире-Волынском. Изначально, Русская Православная Церковь подчинялись Киевской митрополии. Митрополит сам назначал епископов, мог созывать поместные соборы.