Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 11:53, курсовая работа
Целью работы является анализ основных этапов в Крещении Руси.
Задачи исследования:
1. Установить, кто были первые христиане на Руси;
2. Рассмотреть мотивы принятия христианства на Руси;
3. Исследовать причины сопротивления Крещению Руси отдельных племен;
4. Выявить последствия Крещения Руси.
Крещение Руси
Содержание
Введение
Актуальность исследования. Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.
Не смотря на то, что хотя фактически, масштабное Крещение Руси началось лишь в IX веке, предпосылки для этого события, появились уже давно. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально принял Князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 г.
Объектом работы является история Древней Руси в период ее Крещения.
Предметом исследования является принятие христианства на Руси.
Целью работы является анализ основных этапов в Крещении Руси.
Задачи исследования:
1. Установить, кто были первые христиане на Руси;
2. Рассмотреть мотивы принятия христианства на Руси;
3. Исследовать причины сопротивления Крещению Руси отдельных племен;
4. Выявить последствия Крещения Руси.
Историография. Русская церковно-историческая литература XIX - начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Так, один из наиболее авторитетных церковных историков конца XIX века Е. Е. Голубинский Первую главу своего фундаментального исследования «История Русской Церкви» обозначил как «Христианство на Руси до св. Владимира» [7].
Наиболее авторитетный
русский церковный историк
В «Православном церковном календаре» на 1983 год, когда началась подготовка к празднованию «1000-летия Крещения Руси», указывался 988 год, а событию придавалось значение начала процесса: «Крещение киевлян в 988 году положило начало утверждению христианства во всей Русской земле».
На введение христианства в качестве официальной религии в советской (до 1985 года) исторической науке существовало несколько точек зрения от негативной до в целом (с оговорками) позитивной.
Современная историография крещения Руси выделяет следующие этапы христианизации территории Древней Руси: предыстория (куда входят вопросы о миссии апостола Андрея, версии крещения Аскольда и Дира, крещение дружины князя Бравлина, крещение княгини Ольги, в том числе рассматривается личность Ольги, рассказ о мести Ольги, взаимоотношение язычества и христианства в правление князя Святослава Игоревича); официальное крещение Древней Руси в 988 году (рассматриваются причины принятия христианства, личность князя Владимира Святославовича, первая религиозная, так называемая «языческая», реформа, личное крещение князя, крещение жителей Киева и Руси); дальнейшая христианизация Древней Руси (до XVI в.).
С 1980 года вышло несколько работ авторов, обратившихся к вопросу крещения княгини Ольги: А.Н.Сахаров, А.Г.Кузьмин, О.М. Рапов и Н.Г. Ткаченко, Б.А. Рыбаков, Г.Г.Литаврин, С.А. Высоцкий, М.Ю.Брайчевский, А.В.Назаренко, Д.Оболенский, Л.Н.Гумилев и др.
Одним из самых серьезных и профессиональных исследований по данному вопросу можно назвать исследование Г.Г.Литаврина. Он рассмотрел не только русские и зарубежные письменный источники, но и бытовые подробности придворного этикета константинопольского двора эпохи Константина VII Порфирогенита.
Структура работы: данная работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
Глава 1. Истоки русского православия
В начале 1Х в. из множество восточнославянских племен сложилось раннефеодальное государство с политическим центром в Киеве. Древние русичи в те времена были язычниками и поклонялись множеству богов. Языческая религия возникла как результат полной зависимости древнего человека от сил природы. В далекой древности славяне приносили жертвы «упырям и берегыням», затем Роду и Рожаницам, позже, перед принятием Русью христианства – Перуну, Хърсу, Мокоши и многим другим [7].
В 1Х–Х вв. Русь достигает крупных успехов, не только в значительном расширении своей территории, но и в сельском хозяйстве, и в ремеслах. Киев, находясь на перекрестке важнейших международных транзитных путей, становится крупным центром торговых связей между странами Западной Европы и Византией, Поволжьем, Кавказом, Средней Азией. Таким образом, в Киеве мирно сосуществовали представители многих религий: язычества, христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма.
С 945 г., после смерти Игоря, Великим князем Киевской Руси стал его сын Святослав, но так как он поначалу был слишком мал, а, повзрослев, предпочитал походы государственной деятельности, фактически правила его мать, княгиня Ольга.
Сведения о происхождении княгини Ольги (7-969) весьма разноречивы. По одним - она славянка с Псковщины. Имя её было Прекраеа, а после замужества назвали Ольгой (в честь опекуна мужа - Олега), по другим источникам, она - норманнская княжна Хельга. На Псковщине жили и славяне, и пришедшие с Рюриком норманны. Так что будущая жена Игоря якобы могла быть и славянского, и норманнского происхождения.
В источниках более позднего периода даже утверждалось, что Ольгу привезли не из Пскова, а из Плескова, и была она болгарской княжной. Называли её и половецкой княжной.
Высокородные предки Ольги появились в преданиях из желания приукрасить, показать значительность происхождения знаменитой княгини. Но всё же, по более достоверным сведениям, Ольга была славянкой из простого, явно не княжеского рода.
Хотя «…есть все
основания считать, что Ольга
заняла Киевский стол как
Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в Царьграде в 955 году и приняла имя Елена. В «Продолжении хроники Региона Прюмского» сообщается, что Ольга-Елена крестилась в Константинополе в 959 году, а, по мнению древнерусского книжника Иакова Мниха, Ольга крестилась в Константинополе в 954 году.
Ольга стала первой христианкой из княжеского рода. Историк русской церкви Е. Е. Голубинский считает, что Ольга крестилась в Киеве (некоторые утверждали, что в Византии) и в Царьград приехала со своим духовным наставником Григорием для поклонения святым и для получения благословения от патриарха. Она дважды посещала Византию — в 946 и в 955 гг. Ольгу с почестями принимал император Константин Багрянородный, и ей были вручены богатые дары.
Причин принятия решения Ольгой креститься могло быть несколько.
Во-первых: языческую Русь, не имевшую единой государственной религии, другие государства воспринимали как дикую, невежественную страну, побаиваясь ее, но не воспринимая как равноправную. Ольга и наиболее просвещенные князья прекрасно понимали это.
Во-вторых, множество богов
никак не способствовало
Некоторые историки
считают, что причинами крещения
Ольги могли быть: стремление
укрепить мир с Византией, или
желание Ольги получить
Одной из причин могло быть и стремление Ольги овладеть частью территории, принадлежащей ранее Великой Моравии.
«Проблема Моравского наследства, несомненно, должна была вызвать интерес у русских князей. Это была именно та задача, ради решения которой Ольга могла активизировать контакты Руси с христианскими странами Европы. Ради достижения такой цели русские князья-язычники могли поддержать и христианские увлечения Ольги» [13].
Как бы то ни было, Ольга крестилась, и начала активно насаждать христианство и возводить церкви на Руси. Ее стремление к сближению Руси с христианскими странами поддерживали многие князья. О широком распространении христианства среди русов, еще до прихода к власти Владимира, сообщается во многих источниках. Об этом говорит и тот факт, что в начале ХI века, по свидетельству Титмара Мерзербургского в Киеве было около 400 церквей, хотя в договоре с греками от 911 года нет еще и намека на появление на Руси русов-христиан, в договоре от 944 года говорится лишь об одной церкви св. Ильи. Вряд ли столько церквей мог построить Владимир за 20 лет, прошедших с момента его крещения.
Во время визита Ольги в Царьград в 957 г. ее сопровождали послы от 22 князей, оставшихся на Руси.
Судя по тому, какой высокий прием был оказан Ольге и ее князьям, она либо уже была крещенной, либо возвестила о намерении креститься самой и сопровождавших ее русских князей (а возможно и крестить Русь). Судя по распределению даров, переданных в тот раз русам, упрямому язычнику Святославу отведен был статус более низкий, чем должен был быть даже для положения наследника Ольги, не говоря о том, что к 957 году ее регентство должно было уже закончиться, и Святослав, как наследник Игоря, должен был стать Великим князем. Но Ольгу называют архонтиссой русов, т.е., по византийской системе титулования – Киевской княгиней.
Но, если Ольга была Великой княгиней, то она могла сделать Русь христианской державой уже тогда, однако не сделала этого. Будучи мудрой правительницей, зная, что согласно византийской церковно-политической концепции «любой народ, принявший христианство их рук греков, становится вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством», Ольга, крестившись сама, не торопилась ставить Русь в зависимость от Византии.
«Повесть временных лет» сообщает, что «жила же Ольга с сыном своим Святославом, и учила его мать креститься, но он пренебрегал этим и не принимал в уши. Но если кто желал креститься, то не запрещал, а насмехался над ним…. Ольга говорила Святославу: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь - будешь радоваться». Он же не внимал этому, отговариваясь: «Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться?» Она же сказала: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, следуя обычаям языческим, не ведая, что кто матери не послушается – в беду попадет…» [15].
Рассказ летописи…
можно понимать в том смысле,
что княгиня не видела никаких
препятствий для
Но если сначала он был довольно терпим, и лишь надсмехался над чуждой ему верой, то после смерти матери и вовсе ополчился против нее.
Гнев Святослава на христиан разгорелся во время его войны с греками. В 967 году Святослав пошел походом на дунайских болгар, быстро покорил Восточную Болгарию и превратил болгар в своих подданных. На юго-западе граница Руси вплотную подошла к рубежу Византийской империи.
Такой оборот событий не отвечал интересам византийского правительства, и, видимо, не без его подстрекательства печенеги совершили нападение на Киев…. Святослав с частью своего войска был вынужден вернуться на Русь.
Заключив мир с печенегами, он осенью 969 года вторично двинул свои войска на Дунай. Святославу удалось вновь восстановить свои позиции в Восточной Болгарии. От пленных болгар он узнал, что их толкнула на выступление русских Византия. Святослав решил проучить византийцев за их коварство. Он объявил им войну и двинул войска на юг Балканского полуострова. Этот шаг Святослава не мог быть одобрен русами-христианами, входившими в состав его войска.
На юге Балканского полуострова произошло несколько сражений, в одном из которых Святослав понес крупные потери в людях. Святослав, придя к выводу, что русы-христиане, находящиеся в его войске, по существу, являются союзниками Византийцев, тайной агентурой империи, решил с ними расправиться. Он задумал уничтожить также и главные рассадники христианства на Руси – храмы.
Но, пока сын был в разъездах, мать воспитывала его детей. Повесть временных лет сообщает: «Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром». Воспитанным бабушкой, детям Святослава было намного легче принять христианство, чем их отцу.
После гибели Святослава между его сыновьями вспыхнули раздоры. Главной причиной этого было установление единовластия киевского князя. А поводов для столкновения братьев было тоже достаточно.
Невестой Ярополка была