Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Создание единого государства создавало благоприятные условия для социально-экономического развития русского народа. Благодаря ликвидации раздробленности Русь расширила свою территорию, добилась независимости и стала проводить самостоятельную внешнюю политику, превратившись в субъект международных отношений. Освобождение от ига и создание независимого государства оказало огромное влияние на развитие национального самосознания. Однако исторические особенности развития российской цивилизации привели к складыванию деспотичной формы государства, которая решающим образом будет влиять на весь дальнейший ход русской истории.

Содержание

1. Становление российского самодержавия в XVI в. Реформы Избранной Рады.
2. Политика «большого скачка». Индустриализация.
3. Проблема обеспечения пожарной безопасности в условиях становления советской государственности (1917 – 1921 гг.).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная по Истории 1 курс.docx

— 77.72 Кб (Скачать документ)

        Массовые репрессии, проводившиеся в начале 1930-х гг., хотя и позволили сталинскому руководству начать форсированную индустриализацию, провести насильственную коллективизацию и при этом удержаться у власти, на самом деле лишь усугубляли кризисную ситуацию в стране. При помощи террора можно было забрать хлеб у крестьян, но нельзя было заставить их сколько-нибудь нормально работать и заботиться о новом урожае. Опираясь на скачкообразное наращивание капитальных вложений, эксплуатацию порывов энтузиазма населения и одновременно проводя политику репрессий и принуждения к труду, невозможно было создать современную промышленность. Как показали итоги первой пятилетки, планы форсированного роста индустрии, на выполнение которых были направлены огромные силы и средства, оказались полностью провалены.

       Если же поставить вопрос, что же дала индустриализация народу, то следует признать, что результаты были более чем скромные. При всей машинизации и механизации производства слишком большой оставалась доля ручного труда на вспомогательных операциях: при транспортировке, складировании, погрузке и отгрузки изделий. По-прежнему ручной труд преобладал в строительстве, в сельском хозяйстве. Несмотря на многочисленные обещания и заверения правителей, должного развития не получила легкая промышленность. Недопустимо мало внимания уделялось сооружению дорог, складов и элеваторов. Уровень жизни народа, если сравнить его с колоссальными затратами сил и средств, вырос столь незначительно, что зачастую он был просто невидим.

       Для Сталина и его окружения именно экономический кризис явился наиболее убедительным аргументом в пользу необходимости корректировки политики "большого скачка". На пленуме ЦК ВКП(б) в январе 1933 г. Сталин заявил, что в дальнейшем нет необходимости "подгонять и подхлестывать страну", и провозгласил новые, более умеренные планы на вторую пятилетку.

 

Заключение

 

        В ходе индустриализации шел быстрый процесс свертывания всех форм собственности, кроме государственной, из-за чего страна превращалась в некое подобие гигантского натурального хозяйства, где практически все люди, подобно винтикам, были встроены в структуры утвердившейся тоталитарной системы. Все были в найме у государства, все работали на государство.

       Свертывание рынка неизбежно приводило к усилению командно-административных начал в управлении народным хозяйством и нарастанию бюрократизма. Безудержно рос аппарат управления. Государство превратилось в частную собственность, которой распоряжался партийный аппарат.

       Культура превратилась в «служанку политики». Сверхцелью «культурной революции» было создание особой, коммунистической культуры и соответствующего ее ценностям нового человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема  обеспечения пожарной безопасности в условиях становления советской  государственности (1917 – 1921 гг.).

 

     После Февральской революции 1917 г. разработка мер по предупреждению и тушению пожаров была возложена на городские и земские общественные самоуправления, в которых в последствии были созданы пожарные комиссии. Здесь полезно на конкретных примерах показать деятельность этих органов. Отсутствие централизованного руководства в работе всех пожарных организаций сдерживало борьбу с пожарами.

     Новый этап реорганизации пожарной охраны в Россия начался в ноябре 1917 г. По представлению Совета Всероссийского пожарного общества, ранее заявившего о своей готовности взять на себя организацию борьбы с пожарами в России, Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Поскольку управление пожарной охраной решением СНК было возложено на Комиссариат по делам страхования, к нему и поступил этот проект. Там он был всесторонне обсужден известными специалистами пожарного страхового дела.

      17 апреля 1918 г. СНК принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Этим документом было положено начало создания системы обеспечения пожарной безопасности в новой общественно-политической формации. Для охраны достояния Республики Советов от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем учреждался Пожарный Совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М. Т. Елизарова. В ведомство Пожарного Совета входили «все вообще дела по изысканию и применению как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием». В состав совета вошли 23 чел., среди которых были представители ряда наркоматов (в том числе НКВД, ВЦИК, Всероссийского пожарного общества, Всероссийского профессионального пожарного союза, Общества пожарных техников).

     Для решения текущих дел и ведения делопроизводства Пожарного Совета в составе комиссариата было образовано 3 отдела. Общий отдел по пожарной части занимался вопросами юридического и административного характера. Возглавил отдел председатель Всероссийского пожарного общества А. Н. Цепов. Пожарно-технический отдел под руководством Н.И. Ныркова обеспечивал пожарные команды техникой. Учебно-пожарно-инструкционный отдел, возглавляемый П.К. Яворовским, занимался подготовкой кадров для пожарной охраны, вопросами статистики, противопожарной пропагандой среди населения.

      Согласно статье XXI декрета все правительственные, общественные и частные учреждения, организации и лица были обязаны исполнить постановления Пожарного совета и представлять в комиссариат статистические и другие сведения, определяемые Советом. Широкое представительство в Совете давало возможность оперативно решать организационные вопросы. Уже на 1-й его сессии 21-27 мая 1918 г. были предприняты первые практические шаги по совершенствованию и развитию подготовки кадров и созданию научной базы пожарного дела. Был рассмотрен вопрос о преобразовании пожарно-технического училища, начавшего свою работу в январе 1918 г., в институт, образовании при нем лаборатории и испытательной станции. Под Петроградом, на базе бывшей частной пожарной команды графа А.Д. Шереметева, устраивается «опытная станция по огнестойкому строительству». Здесь же стали проводить испытания различных изобретений в области предупреждения и тушения пожаров. С осени 1918 г. начала проводить работы пожарно-испытательная станция при Кронштадской морской химической лаборатории.

     Пожарный совет разработал ряд профилактических и наступательных мер по борьбе с огнем. Одновременно были приняты меры по повышению боеспособности пожарной охраны, улучшению условий службы личного состава пожарных команд. В то же время Пожарный Совет был, по существу, совещательным органом и поэтому не пользовался правом решать обширные задачи, которые перед ним стояли. В ноябре 1918 г. члены Совета выступили с предложением о реорганизации управления пожарной охраны, придания «центральному его учреждению прав и обязанностей не только контрольного характера, но и оперативного... ».

     Признавая необходимость такого шага, СНК 1 декабря 1918 г. издал Декрет «Об организации страхового дела в Российской республике», согласно которому Комиссариат страхования и борьбы с огнем был преобразован в пожарно-страховой отдел ВСНХ. На этот отдел было возложено общее руководство и заведование пожарным и страховым делом. Руководить пожарным делом в губерниях должны были пожарно-страховые отделы совнархозов, которые подчинялись коллегиям при этих отделах, состоящим из трех членов (два от губсовнархоза и один от губернского профсоюза пожарных), а в городах и уездах - пожарные отделы местных совнархозов или заменяющие их органы (уездные пожарные отделения и советы).

     Вместе с тем, по воспоминаниям выдающегося деятеля пожарно-страхового дела К.М. Яичкова, будущего начальника пожарной охраны советской России, с мест шла тревожная информация о разрушении пожарной охраны. Растаскивалось имущество пожарных команд. Люди и конный состав использовались в личных целях. Никто всерьез не занимался комплектацией команд техникой и людьми. Из положенных по штату 25 - 30 чел. в большинстве городов и уездов команды насчитывали не более 7 - 8 чел. Говорить об их боеспособности не приходилось.

    После Октябрьской революции, несмотря на тяжелейшие условия гражданской войны, разруху и голод, острую нехватку кадров, пожарные Москвы, Петрограда, Ярославля, Тулы, Вятки и других городов России продолжали бороться с огненной стихией, проявляя мужество и героизм. Днем 26 мая 1918 г. в Москве в результате диверсии на товарной станции Казанского вокзала возник пожар. Пожарные Лефортовской части, первыми прибывшие на место происшествия, увидели, что огонь охватил пять деревянных пакгаузов и быстро распространяется на эшелоны с грузами. Были вызваны почти все пожарные части города и пожарные дружины многих заводов столицы. Создалась крайне сложная обстановка. Семь платформ товарной станции, каждая длиной в полкилометра, были почти сплошь застроены деревянными пакгаузами, навесами, в которых хранили картофель, рыбу, сахар, мешки с семенами подсолнуха, мануфактуру, веревки, одежду и воинское обмундирование, баллоны с кислородом, серу, краски. Между деревянными складами на открытых площадках в беспорядке лежали кипы хлопка и льна, груды каменного угля, лес, доски, дрова. На путях рядом с другими грузами находились по чьей-то преступной халатности оставленные цистерны с нефтью и керосином. Громадное скопление горючего материала создавало крайне трудные условия для тушения. Пламя распространялось с неимоверной быстротой. Море огня и густые облака едкого дыма охватили товарную станцию. Пожарные Лефортовской, Басманной и Сокольнической пожарных частей первыми вступили в бой с огненной стихией. Ствольщики, не дрогнув, пошли в пекло. Дым был настолько густой, что их не было видно, и только мокрые рукава указывали пройденный ими путь. Но вот пламя дошло до вагонов со снарядами, раздались взрывы. На пожарных посыпались осколки, многие получили ранения, некоторые были убиты. Вышли из строя рукавные линии. В районе пожара поднялся ураган. Множество искр посыпалось на близлежащие жилые дома. Нестерпимый жар, удушливый дым горящих серы и керосина, беспрерывные взрывы снарядов и баллонов с кислородом, казалось, делали невозможным пребывание в зоне пожара. Но люди не отступили. Перегруппировав силы, пожарные повели массированное наступление на огонь со стороны Нижней Переведеновки.

     В это время штаб тушения получил новое тревожное известие: на Казанской улице от тепловой радиации загорелись жилые дома. Среди жителей поднялась паника. Потребовалась срочная помощь. Направленные туда Арбатская, Мясницкая и Таганская пожарные части в считанные минуты сумели проложить рукавные линии и преградить путь огню. Исключительную стойкость проявили пожарные Сокольнической части, которые, находясь в огненной ловушке, не прекращали работу до тех пор, пока не ликвидировали пожар на своем участке. Дружинники завода «Проводник» A.M. Скоробогатов и П.Ф. Добровольский, возглавив группу пожарных и железнодорожников, с риском для жизни потушили выведенный со станции горящий состав с боеприпасами. Шесть часов в очень тяжелых условиях шла борьба с огнем. К восьми часам вечера пожар удалось локализовать. Угроза городу была предотвращена. Из огня удалось вывести более 200 вагонов с хлебом.

    9 мая 1920 г. Москва была встревожена взрывами. Оказалось, что вблизи с. Хорошово на Ходынке горят артиллерийские склады, на которых сосредоточено подготовленное для отправки на фронт большое количество снарядов и других боеприпасов. Взрывы сотрясали город. На расстоянии 5-8 км от складов из окон домов сыпались стекла. На место происшествия немедленно выехали семь пожарных частей: Всехсвятская, Пресненская, Сущевская, Сретенская, Тверская, Арбатская, Пречистенская, а также брандмайор А.А. Понофидин и его помощники М.Н. Зудин и В.К. Банке. Основная задача пожарных состояла в том, чтобы спасти от огня склад Центрвоензага, ВСНХ и радиостанцию. Все они были расположены в непосредственной близости от горящих артиллерийских складов. Брандмайор А.А. Понофидин сформировал из добровольцев оперативную группу. В состав группы вошли: помощник брандмайора Банке, пожарный инспектор Шульц, брандмейстеры Давыдов, Крапчитов, Сергеев, Семенов, Михайлов, помощники брандмейстеров Беляков, Канарейкин, Субботин, Ганин, пожарные Макаров, Панков, Тычинин, Бессонов, Ручкин, Рудой, Железин, Проскалин, Бучкин, Сорокин, Князев, Голованов. Рискуя жизнью, эти отважные люди выполнили возложенную на них задачу. Тушить пожар было крайне трудно. Воду подавали в перекачку из пруда Ходынского пехотного лагеря на расстояние более 2 км. Из-за недостатка воды для борьбы с огнем пришлось разбирать строения. Только на рассвете следующего дня взрывы снарядов прекратились, и пожар был окончательно ликвидирован. Склад Центрвоензага ВСНХ и радиостанцию удалось спасти.

     Президиум Моссовета специальным постановлением от 15 мая 1920 г. выразил благодарность всем пожарным частям, принимавшим участие в ликвидации пожара, а всех добровольцев наградил серебряными часами с надписью: «От Московского Совета Р. и К.Д. за самоотверженность и героизм. Брандмайора А.А. Понофидина «за предприимчивость, неисчерпаемую энергию и распорядительность, Президиум Моссовета наградил золотым портсигаром с такой же надписью. Несмотря на героизм пожарных в тяжелейших условиях Гражданской войны система управления пожарной охраны в Советской республике себя не оправдывала. Пожарно-страховой отдел ВСНХ не смог проявить ни умения, ни настойчивости в преодолении трудностей, возникших в работе профессиональных пожарных частей и добровольных пожарных дружин. Его деятельность в отличие от Пожарного Совета носила сугубо административный и явно бесплодный характер и в основном заключалась в издании многочисленных циркуляров. Отдельные решения Пожарно-страхового отдела ВСНХ были не продуманными и опрометчивыми — свертывается производство пожарной техники, а также проведение научно-исследовательских и других работ в области совершенствования пожарного дела.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"