Конституционные проекты 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 22:32, реферат

Краткое описание

Государственно-правовая наука в России начинает формироваться в XIX в. и долгое время пребывает в зачаточном состоянии, если учесть, что серьезной основы для самостоятельного государственного права пока еще не было. Отрасль права и науку в то время именовали, как правило, «государственным правом». Власть в государстве строилась на строжайшей бюрократической централизации и всевластии исполнительного аппарата.

Содержание

Конституционное развитие России начала XIX века 1
Карамзин о конституционном переустройстве России 1
Реформаторские проекты М.М. Сперанского 5
Развитие конституционно-правовых проектов в России после разгрома наполеоновской Франции 8
Конституционный проект Н.Н. Новосильцева 8
Основные положения Уставной грамоты 8
«Русская Правда» П.И.Пестеля 9
Конституция Никиты Муравьева 13
Развитие российского конституционализма конца XIX и начала ХХ в.в. 16
«Конституция» М.Т. Лорис-Меликова 16
Конституционные идеи Милюкова 19
Заключение 22
История становления конституционализма в России. 23
Конституционные основы прав личности. 29
Конституционные основы государственной власти Российской Фед. 32

Прикрепленные файлы: 1 файл

Семинар Конституции.docx

— 100.07 Кб (Скачать документ)

7 августа 1905 г. за публикацию  в журнале «Сын отечества»  статьи «Политическое значение  закона б августа» Милюков  был арестован в своем доме  в Удельной, где у него собрались  делегаты «Союза Союзов», политической  организации буржуазной интеллигенции, созданной по профессиональному  признаку, председателем которой  он был избран в мае 1905 г. Полиция  считала, что с изданием акта  о Думе уничтожается действие  указа от 18 февраля, который допускал открытое обсуждение преобразовании старого строя. Милюкова опять поместили в «Крестах», где он просидел месяц.

Установление конституционного строя и создание для этой цели конституционной партии становилось «все более» его «личной задачей».

Символично, что учредительный съезд конституционно-демократической партии, открывшийся 12 октября 1905 года, по заблаговременно составленным планам должен был завершиться 17 октября: как оказалось, именно в этот день был обнародован Манифест Николая II об изменении государственного строя. Политическая жизнь легализовывалась, и партия кадетов принялась энергично готовиться к выборам в I Государственную думу. В начале 1906 года, по оценкам Милюкова, партия насчитывала около 100 тысяч зарегистрированных членов: «В нее вошли, несомненно, наиболее сознательные политические элементы русской интеллигенции. Недаром ее называли иногда «профессорской партией». Ее наиболее активными в стране элементами были прогрессивные земские и городские деятели… Они были связаны и с народными низами, особенно через посредство так называемого «третьего элемента»: профессиональных служащих в земских учреждениях -- врачей, агрономов, учителей и т. д.» Милюков П.Н.  Воспоминания (1853 - 1917). - Там же. - С. 235.

Во вступительном обращении к съезду Милюков подчеркнул, что цель съезда «созвать и формально провозгласить большую политическую партию в России», что конституционно-демократическое движение приобрело самостоятельное значение и отмежевалось от правых и левых сил, от «узкоклассовых» интересов помещиков и капиталистов и от «чисто классовой доктрины пролетариата». Свою партию Милюков объявил внеклассовой партией, продолжательницей «интеллигентских традиций». Основные программные положения партии строились на основе программы, опубликованной в «Освобождении», и сводились к установлению конституционного строя, необходимости увеличения земельной площади крестьян с частичным отчуждением частновладельческих земель и с «вознаграждением по справедливой оценке», к отмене сословных привилегий, равенстве всех перед законом, установлении свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод. Национальная программа включала право на свободное культурное самоопределение. За Царством Польским признавалось введение автономного устройства с сеймом, за Финляндией -- восстановление прежней конституции.

Милюков в течение двух с лишним десятилетий по праву воспринимался общественностью как выдающийся деятель, символ либеральной интеллигенции. «Русский европеец», интеллектуал, популярный ученый-гуманитарий, эрудит, человек безупречной репутации -- все это обеспечивало Милюкову особое положение в обществе. Павел Николаевич становится одним из лидеров либерального движения, создает и бессменно возглавляет партию кадетов, избирается депутатом III и IV Государственной думы, является идеологом и фактическим руководителем парламентской оппозиции, занимает пост министра иностранных дел в первом составе Временного правительства. Милюков относился к числу немногих политиков, которые могли действительно влиять на сценарии взаимоотношений общественности и «исторической власти» в начале ХХ века и пытались на практике доказать (увы, безуспешно), что либеральный путь развития для России -- отнюдь не “книжная утопия». http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/12/ar9.html - Игорь Архипов. П. Н. Милюков: интеллектуал и догматик русского либерализма //Звезда.- 2006.- №12

Заключение

Таким образом, впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века.

Один из первых конституционных проектов, появившихся в России, - «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Сперанский определял «конституцию» как «государственный закон, регламентирующий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой». Он ратовал за постепенную отмену крепостного права, пропагандируя идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом.

С 1826 г. Сперанский руководил работами по кодификации Основных государственных законов Российской империи (1832 г.), подготовкой «Полного собрания законов» и «Свода законов» Российской империи.

Прогрессивные идеи государственного переустройства собственно России были подхвачены и развиты декабристами. Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его «Русская правда» была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

Говоря о зарождении конституционного процесса в России, нельзя не отметить «Конституцию» Никиты Михайловича Муравьева, составленную в 1821-1825 годах. Основой всех конституционных проектов декабристов стали идеи эпохи Просвещения, принципы «естественного права». По проекту Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия, законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху, судебная - Верховному судилищу. Отменялось крепостное право, при этом владения помещиков сохранялись за старыми хозяевами, а освобожденные крестьяне получали до двух десятин пахотной земли на двор. Провозглашалось равенство всех граждан перед законом, а также свобода слова, печати и вероисповеданий.

Муравьев придерживался очень умеренных позиций, сведя в один документ многие нереализованные конституционные проекты эпохи Александра I.

Единственным условием, дававшим возможность реализации революционных проектов декабристов, было антиправительственное восстание. Однако восстание декабристов потерпело поражение.

Александр I стал первым правителем России, решившим провести реформирование политического строя страны путем создания Конституции, которая гарантировала бы жителям права и свободу. В 1820 году был подготовлен проект, получивший название «Государственной уставной грамоты Российской империи», принятие которого было отложено.

Александром I Царству Польскому была дарована Конституция, которая гарантировала свободу печати, неприкосновенность личности, создание двухпалатного сейма. Эта Конституция должна была стать пробным шагом для подготовки введения Конституции в России. После бунта в 1830 году, Конституция в Польше была отменена.

Проект Лорис-Меликова М.Т. ограничивал привлечение земских и думских представителей к рассмотрению законопроектов. Он предложил программу преобразований, включавшую проекты податной реформы, перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы и др.

Во второй половине XVIII - XIX столетий представителями государства и общества был выдвинут целый ряд конституционных проектов, предполагавших внедрение парламентских начал в государственное устройство Российской империи.

Большая их часть даже и не предполагала формирования законодательных учреждений народного представительства.

Тем не менее, они не были реализованы, так как российская монархия видела в народном представительстве с любыми полномочиями претензии на ее абсолютный характер.

История становления конституционализма в России.

Сильное государство должно функционировать в соответствии с запретами, велениями, требованиями, составляющими содержание демократических конституционных принципов[1]. 
(Г.А. Гаджиев. Судья Конституционного суда РФ, 2002г.).

Государственное развитие России в течение длительного периода не сопровождалось принятием Основного закона страны, выдвижения принципа верховенства конституции.

Идеи принятия основных законов, которые должны были отличать монархию от деспотии высказывались еще императрицей Екатериной II и деятелями из ее окружения. Идея такого проекта «конституции» сводилась к тому, чтобы повысить роль сената, «сократить» ряд законодательных полномочий монарха[2]. В этих целях Екатерина II приглашала даже Дидро, не многие из идей которого были восприняты монархом.

Конституционные течения проявились в обществе, литературе и науке в начале 19 века. При этом существенное значение имеют западная переводная литература.

В последующем, декабристы и ряд государственных деятелей (в частности – Сперанский, Новосильцев), подготавливая проекты конституции Российской империи основывались на Польской конституционной хартии 1815 года. В 1819 году государем Александром I было сделано поручение Новосильцеву составить проект «Уставной грамоты», фактически, основные начала конституции. Как отмечают исследователи, такой проект даже существовал, но государь скрывал его от своих министров[3]. Интересно заметить, что в этот период государственного строительства Российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. Во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории Российской империи, как мы уже отмечали – в Польше), тем самым Россия как бы отставала от Европы всей, что играло существенное значение в ее международном статусе.

Проекты конституции России разрабатываются Никитой Михайловичем Муравьевым (1824г.), Г.С. Батеньковыми (1826г.) и др.

В конце 19 - начале 20 века различными российскими учеными также разрабатываются проекты конституции Российской империи. Так, можно выделить «проект Русской Конституции» (Основной Государственный Устав Российской Империи), изданный в 1894 году в Лондоне Комитетом Фонда Вольной Русской Прессы; проект движения Освобождения, называемый «проект Геллерта (1904г.)[4]. Несмотря на революционность предложений, названные проекты были далеко не безупречны, т.к. например, не содержали положения о верховенстве конституции, а из текста проекта самой конституции можно лишь сделать вывод о верховенстве Императора[5]. Впрочем уже в этот период, дореволюционные исследователи (проф.Градовский) выделяют термин «конституционализм» (применительно к конституционной монархии), определяя его как «те условия, в которых действует государственная власть»[6].

В условиях монархического государства после государственных преобразований 1905-1906 гг. в России 23 апреля 1906 года были введены в действие Основные государственные законы. Однако они не только ничего не говорили о собственной роли в правовой системе страны, но весьма определенно закрепляли через характеристику императорской власти как самодержавной верховенство монарха. Так в ст.4 гл.1 Основ было закреплено: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Тем самым создавались правовые основы для развития монархического конституционализма.

Многие конституционные идеи 19-20 века остались так и не востребованы, в виду прихода к власти Советов. Советское государство пошло по своему пути развития идей конституции и конституционализма.

Первая Российская Конституция была принята в 1918 году. Как отмечал один разработчиков российской советской конституции П.Стучка, конституция представляет собой «организацию участия господствующего класса во власти»[7]. Конституция 1918г. воистину являлась выразительницею классовых отношений власти данного общества.

Первая Конституция РСФСР 1918г.[8], ставшая de jure конституцией диктатуры пролетариата, закрепила классовую систему органов власти и управления, выборность органов снизу доверху, принцип многостепенности выборов.

Наряду с введением трудового ценза, основной закон содержал подробный перечень лиц, лишенных избирательных прав, - так называемых эксплуататоров трудового народа. Основной Закон РСФСР 1918г. вряд ли выполнял роль социального компромисса между различными политическими силами в обществе, интересами сословий — дворянства, купечества, зарождающейся буржуазии, рабочих, крупного, среднего и мелкого крестьянства. Им устанавливалась не демократическая, плюралистическая и легитимная власть, а, напротив, диктатура беднейшего населения, которая вызвала по отношению к себе вооруженное противостояние, гражданскую войну. Официально провозглашалось право государства на неправовые методы воздействия по отношению к любой оппозиции. Так, п.3 главы 2 раздела I закреплял основные задачи Советской власти, а именно «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком... беспощадное подавление эксплуататоров», и более конкретные: «...вооружение трудящихся ...и полное разоружение имущих классов»[9].

В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года и СССР от 6 июля 1923 года (в ред. от 31 января 1924г.), от 5 декабря 1936г., впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства. Современная историко-правовая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. Между тем, целый ряд задач, которые были поставлены в Конституции перед Советской властью, оказались выполненными (национализация собственности, ликвидация эксплуататоров, безграмотности и др.), поэтому вряд ли правильно рассматривать эту Конституцию как излишне декларативную. Получается, что Советские Конституции были декларативны «лишь» для большинства граждан и зарубежных государств. Некоторые лозунги первых конституций так и остались «на бумаге» прежде всего из-за своей изначальной нереальности.

Конституция СССР 1923г. (в ред.1924г.)[10] стала вектором для национальных конституций автономных образований СССР, закрепила государственное устройство.

Информация о работе Конституционные проекты 19 века