Коммерция петровского времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:13, реферат

Краткое описание

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал 18в. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и др. в ходе реформ Петра 1 создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.
18в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого, страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Развитие внутренней торговли, предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Денежная реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Купечество нового типа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Меры торговой политики при Петре 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

         Серебряное содержание монет начало понижаться с 1698 г., а между 1704 и 1717 гг. правительство регулярно выбивало по двадцать рублей медной валюты из пуда металла, который имел стоимость от шести до восьми рублей.

         Финансовая реформа Петра 1 была осуществлена, главным образом, путем усиления налогового обложения крестьянства – основного податного сосоловия российского государства. Второй надежной опорой казны явилась винная монополия царского правительства.

         Великий реформатор России развитию торговли придавал не меньшее значение, чем прогрессу промышленности. Главная идея всех реформ заключалась в приобщении Русского государства к западноевропейской культуре, и торговля выполняла функции одного из важнейших средств распостранения культуры. Торговля играла особую роль прежде всего в развитии российской экономики, и в связи с этим в 1711 г. была создана Коммерц-Коллегия – центральное правительственное учреждение.

 

 

КУПЕЧЕСТВО НОВОГО ТИПА.

         Экономическое развитие России в 18 в., выход ее к морям, образование общеевропейского рынка, а также другие важные события оказали решающее влияние на формирование торговца нового типа, на консолидацию купеческого сословия, отличавшегося экономической активностью. Петр 1 уделял особое внимание организации российского купечества, объединению его в

профессиональные корпорации. Первый император России заложил основы организационной структуры отечественного купечества, ставшего привилегированным сословием. Реформы Петра 1 положили начало российскому предпринимательству, сыгравшему большую роль в развитии отечественной промышленности.

         Предпринимательство – самостоятельная деятельность людей, организующих на свой риск производство или торглвлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход (прибыль). Это активная экономическая деятельность. Ростки предпринимательства в России были и ранее, но незначительные.

         Царским Указам от 16 января 1721 г. все городское население, кроме иностранцев, дворян, духовенства и «подлых людей» (низших слоев городского населения), было разделено на две категории, которым разрешалось открывать свои дела – торговать, оказывать услуги. К первой категории относились банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, золотари, серебряники, иконники, живописцы; ко второй – все те, кто торговал молочными и съестными продуктами, ремесленники. Этим Указом купечесво лишилось былой монополии – теперь могли торговать все, кроме военных.

         Розничная торговля запрещалась мануфактуристам – промышленникам.

         Предпринимательством могли заниматься купцы, промышленники, фабриканты, средние и мелкие торговцы.

         Вышедшие за рамки купеческой торговли предприниматели активно развивали мануфактурное производство, развернув интенсивное строительство фабрик и заводов при финансовой поддержке правительства. Например, московскому купцу Вестову правительство в 1718 г. предоставило на строительство сахарного завода десятилетнюю льготу с правом учреждения в дальнейшем компании. Кроме того, ему разрешили в течение трех лет беспошлинно привозить из-за границы сахарный сырец и льготно продавать свою продукцию. В 1721 г. купец выполнил свои обязательства.

         Таким образом, купцы становились предпринимателями-промышленниками. Их торговая деятельность связывалась с производством, и капитал переходил в промышленность. В Санкт-Петербурге преобладали представители

промышленно-торговых городов центра России, в Архангельске - вологодские, устюженские, чухломские, архангельские купцы. В начале 18 в. в Архангельске торговали купцы из 80 российских городов.

         Значительная группа богатых и уверенных в себе торговцев только начинала развиваться в России, и ей суждено было медленно расти в обществе, все еще в основном остающимся военным. Российские торговцы, занимались ли они импортом или экспортом, всегда были в более невыгодном положении по сравнению с купцами Западной Европы. Они должны были оплачивать более высокие проценты по займам и более высокие проценты по страхованию груза; они не имели в своем распоряжении какой-либо на данный момент информации относительно рынков и цен, из которых их иностраные конкуренты извлекали выгоду. Все это усиливало их естественный консерватизм и робость. Результатом было то, что они торговали с Западом просто «пассивно», в своих собственных портах. Это означало, что заморская торговля, проводимая российскими торговцами на русских судах, о чем всегда мечтал Петр 1, не развивалась. Льготные нормы таможенных пошлин на товары, ввозимые на русских судах, были весьма неэффективны.

         Малоактивные новые торговые предприятия российского царства обычно полностью зависели от правительственной инициативы и поддержки.

         Петр 1 проводил курс на расширение социальной базы российского купечества. Развитие промышленности, расширение внутреннего рынка и усиление внешней торговли способствовали консолидации и укреплению позиций купеческого сословия. Купцы нолучили существенные льготы. Они, заплатив в казну 100 руб., освобождались от воинской повинности. В 1720 г. купеческое сословие получило право участвовать в городском самоуправлении.

         В Санкт-Петербурге был создан Главный магистрат – особый административный орган для покровительства торговле и промышленности в стране. История этой организации свидетельствует о том, что и в те времена чиновники брали взятки. Губернаторы и воеводы брали огромные взятки с купцов, не реагируя на протесты магистратов на местах. Еще хуже было отношение членов магистрата к своим собратьям по профессии – купцам. Постоянные и в больших размерах взятки, а также притеснения вынудили купечество хлопотать о подчинении магистратов тем же воеводам хотя бы потому, что те меньше грабят, чем свои купцы. К концу царствования Петра 1 посланцы купеческого сословия не стали посещать заседания магистратов.

         В 18 в. русские купцы получали прибыль и от денег, находившихся в обороте. Одной из главных форм накопления купеческого капитала и укрепления элиты были казенные подряды, а также откуп[*] питейных, таможенных и других пошлин. В торговых операциях участвовала и феодольная знать. Высшими петровскими сановниками были А.Д. Меншиков, А.В. Макаров, Головины, Воронцовы. Наиболее крупными представителями купеческого капитала этого периода были Строгановы, Демидовы, Морозовы, Еврионовы, Гусятниковы, Кошкины, Гурьевы, Никитины, Шорины, Калмыковы, Микляевы, Русиновы, Свешниковы, Семенниковы, Исаевы, Юрьевы, Нестеровы и др.  в первой четверти 18 в. перечисленные представители торгово-промышленного капитала составляли основную часть элиты купечества  России. Это время было началом зарождения русской буржуазии в условиях господства феодально-крепостнических отношений.

         В середине 18 в. купцы составляли 2,5% податного населения России. Податного, т.е. за исключением дворян, духовенства, чиновников, военных, а также нерусского населения окраин, которое не платило податей.

         Купечество разделялось на три гильдии. В имущественном отношении купцы первой гильдии составляли сравнительно немногочисленную элиту русского купечества. Они вели обширную внутреннюю и внешнюю торговлю, имели откупа и подряды, мануфактуру. Они торговали в основном за границей. Только купцы первой гильдии могли одновременно везти русские товары за границу,

иностранные – в Россию и в то же время проводить торговые операции в разных городах страны. Купцы второй и третьей гильдий в большинстве являлись средними и мелкими торговцами. Значительная часть третьей гильдии не имела собственных торгов, испытывая большую зависимость от богатых купцов. Они были наемными работниками, служащими, ремесленниками.

         Расширение масштабов русской торговли, возникновение ее новых форм, выход России на мировые рынки требовали от купцов специальных (профессиональных) знаний. Правительство было в этом заинтересовано и поощряло купечество в овладении «торговой наукой». В то время основной формой торгового ученичества являлась непосредственная коммерческая деятельность купцов, их детей, «домашнее» обучение. Вплоть до 18 в. государственного обучения купцов в России не существовало, более того, отсутствовал и обычай, как на Западе, обучать купеческих детей в крупных коммерческих конторах, которые были своеобразной школой торговли. Петр 1 уделял этой проблеме большое внимание в своих экономических преобразованиях.

         Кроме купцов, постоянными участниками торговли были дворяне, крестьяне, другие социальные группы населения. Главной фигурой в коммерческой жизни России 18 в. являлся купец, но он не был единственным носителем торгового капитала. Составной частью последнего все активнее становились крестьяне. Они оставались крестьянима по своему правовому положению и, выполняя феодальные повинности, одновременно занимались коммерцией. В соответствии с правительственным законодательством крестьянам разрешалось торговать только ограниченным перечнем товаров и продуктами сельского хозяйства, как правило вне городов. Они могли продавать съестные продукты в городах только в розницу (зерно, мясо, рыбу, молочные продукты и др.) и были обязаны поставлять продовольствие для армии. Богатые крестьяне часто нарушали запреты и вели

торговлю в городах. Однако в то время крестьянину было очень трудно получить юридические права купца. Прежде всего ему необходимо было владеть капиталом 300 – 500 руб., получить согласие помещика на уплату подушной подати до следующей ревизии, и только после этого Сенат мог перевести богатого крестьянина в купеческое сословие. Эта сословная группа также участвовала в формировании всероссийского рынка.

         Чем крупнее был капитал, чем шире у его обладателя были торговые связи, чем больше на него работало приказчиков и комиссионеров на местах, тем выше были его прибыли.

         Крупнейшим торговым предпринимателем и в 18 в. оставалось государство. Сфера казеных монополий и откупов оставалась большой. Новым явлением стали вторичные откупа. Государство сдавало откупа знатным представмтелям дворянства, а те, в свою очередь, продавали эти откупа купцам.

 

 

МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ ПЕТРЕ 1.

         В 17 в. царь был первым купцом в своем государстве. При Петре 1 первоначально число заповедных товаров росло, достигнув своего апогея в 1714 г.;

иностранцы не без основания утверждали, что это «стесняло и убивало торговлю России». Но затем оно пошло на убыль, и «вольный торг» в смысле права продажи товаров частным лицам стал торжествовать.

         По-прежнему сохранялось усиленное обложение иностранных купцов, дифференциация пошлины не по товарам (последние облагались однообразно из того же процента), а по личности привозящего их купца. Это приводило к тому, что иностранные купцы выдавали себя за русских или, как это было раньше, производили свои операции через подставных лиц, своих приказчиков из русских, действовавших в качестве самостоятельных якобы купцов.

         Но в последствии, при Петре Великом, вся прежняя фискальная система тарифов была заменена протекционной и притом в усиленном размере, причем ставки определялись в зависимости от соотношения между внутренним производством и привозом тех или других товаров. В 1724 г. были установлены огромные пошлины. Русские по-прежнему облагались ниже, чем иностранцы, но теперь уже только в случае вывоза и провоза на русских судах, следовательно, принималось во внимание не только личность торговца, но и судно, точнее экипаж судна.

         При столь высоком торифе контрабанда должна была успешно развиваться, и процветанию ее содействовало отсутствие всякой пограничной стражи – все сводилось к устройству застав по большим дорогам, малые же между ними велено было завалить лесом или перекопать рвами, что, конечно, не мешало проезду по ним. Но товары водворялись не только из-за границы, но и из отзейских областей, где тариф в портах действовал прежний, гораздо более низкий, и откуда они, несмотря на запрещения, проникали во внутренние губернии.

         В результате все привозилось «воровски» торговцами.

         Пошлина взимальсь с цены товара, а цена показывалась самим купцом. В качестве средства борьбы с показанием чрезмерно низких цен таможне было предоставлено право брать на себя низко оцененные товары сразу очень большими партиями с прибавлением 20%. Для того, чтобы лишить цольнера (заведующий таможней) этой возможности, купцы либо доставляли товары сразу очень большими партиями, так что у цольнера не хватало средств для их покупки, либо провозили их через такую таможню, где невозможно было продать товар, так что цольнер вынужден был согласиться на купеческую оценку, как бы низка она ни была. Во многих случаях таможенники искали те товары, которые нужны были им самим, и их скупали, остальные же оставляли объявителю, не обращая внимания на оценку. Большинство таможен находились на откупу, откупщики же, совершенно не интересуясь протекционной политикой Петра, находили для себя более выгодным заменять высокие запретительные пошлины, сильно сокращавшие привоз товара, более низкими, благодаря чему усиливался привоз товаров и таможенный доход возрастал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         Достижения Петра 1 в русской экономической жизни были чрезвычайно неровны. Имелось сущесвенное развитие. В производящих и металлообрабатывающих отраслях, стимулируемых новым спросом вооруженных сил, наблюдался и поразительный прогресс. Выплавка железа и меди, производство пушек и якорей, изготовление стрелкового оружия выросли как никогда прежде в истории России. В других отраслях промышленности, связанных с армией и флотом, типа производства ткани для парусов, и в одной или двух отраслях по производству предметов роскоши, тоже имел место заметный прогресс. Но все же это не привело к большим переменам в жизни русского населения, а если развитие и происходило, то это часто приводило к ухудшению положения, например, к увеличению числа крестьянских хозяйств, «приписанных» для фабричного труда или даже купленных владельцами фабрик. Растущие требования правительства выполнялись более жесткой эксплуатацией существующей экономики, представленной в основном традиционным крестьянским сельским хозяйством, или в крайнем случае созданием новых ресурсов и поколения нового благосостояния.

         Экономическая политика Петра Великого была как разумной, так и последовательной, и даже успешной, как для любого другого правителя того века в Западной Европе. В экономической жизни, больше чем почти в любом другом аспекте своей многогранной деятельности, он был ограничен явной неспособностью бедного и малочисленного аграрного общества удовлетворить все свои потребности и осуществить свои надежды.

Информация о работе Коммерция петровского времени