Колониальная политика угнетения татарского народа в 16-18 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 17:09, контрольная работа

Краткое описание

Со второй половины XVI в. В истории народов Среднего Поволжья открылась новая страница. После завоевания Казанского ханства войсками Ивана Грозного эта территория вошла в состав Русского централизованного государства. Историческая судьба народов Среднего Поволжья оказалась теснейшим образом связана с Россией. Велась жестокая колониальная политика по отношению к татарам.
Целью нашей работы является колониальная политика угнетения татарского народа и его освободительная борьба во второй половине 16 -18 вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Освободительная борьба народов Поволжья после падения Казанского ханства
1.1. Последствия захвата Казанского ханства…………………………..4
1.2.Бунт Сеита-Тюлекея………………………………………………….9
1.3. Усиление колониального гнета…………………………………….10
1.4. Акай-Кильмяковский мятеж………………………………………..13
2. Колониальная политика угнетения татарского народа в 16-18 вв.
2.1. Угнетение крестьян………………………………………………….16
2.2. Муки лашманства…………………………………………………….17
2.3. Политика насильственного крещения……………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Колониальная политика.docx

— 56.38 Кб (Скачать документ)

Правительство и Синод 2 сентября 1740 года выработали специальную инструкцию для "Новокрещенской конторы". Там было строго указано: "... всем новокрещеным строго ходить в церковь; если кто-то продолжит держать магометскую веру, то наложить штраф; новокрещеных переселить к русским или русских переселить к новокрещеным; (простым) крещеным выдать медный крест, рубаху, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чирик с чулками; знатным крещеным выдать: крашеный кафтан, какого цвета сам захочет, вместо чириков -сапоги, женщинам - волосники, холщевые рубахи; выдать денег: мужчинам по 1 рублю 50 копеек, юношам - по 1 рублю, мальчикам по 50 копеек, женщинам и девушкам свыше 12 лет - по 1 рублю, девочкам до 12 лет - по 50 копеек; богатым выдать по иконе для домов; для обучения детей иноверцев русскому языку открыть 4 школы в Казани, Елабуге, Цивильске, Царевококшайске..."

Чтобы убедиться, какое огромное внимание уделяло царское правительство насильственному крещению иноверцев, достаточно привести в пример лишь два факта. Мулла Гали Сайфуллин из деревни Тюнтяр Малмыжского уезда (ныне в Балтасинском районе Татарстана), по указу губернской администрации, был раздет (ведь он мулла!) палачами на глазах своих односельчан и избит прутьями за то, что несколько некрещеных мордовских крестьян уговорил принять мусульманскую веру. А узнав о том, что казак Исаев, оставив христианство, перешел в магометанскую веру и был обрезан, "бдительный" В. Татищев доложил аж в Сенат. Чтобы обсудить такое "ужасное" дело, 2 июня 1740 года было проведено специальное заседание Кабинета министров, и был вынесен Указ о предании Исаева смертной казни!

Казанские миссионеры в крючкотворстве не уступали столичным. Они выработали и специальную форму прошения о крещении для "добровольцев". Прошение должно было обращено непременно на имя императрицы, и "доброволец" был обязан точно указывать свой адрес. "Я, состоявший прежде в магометанском законе, ныне через священника... (Фрола, Ивана, Тихона) познал всесовершенно, что Магомет не есть и никогда не был от бога посланный. Он самый стыдный и лживый пророк и предтеча антихристов; також и закон его Коран есть лживый и богопротивный; по такому моему узнанию я отрицаюсь от лжепророка Магомета и его Корана и проклинаю. Этот лжепророк Магомет в своем богопротивном учении блядословит. Христианский же закон самый истинный и богоугодный. Иисус Христос есть истинный бог божий. Я хочу принять спасительную христианскую веру и прибыть в ней до скончания жизни". Новокрещеный обязан был перед церковным алтарем произнести вот такую унизительную клятву.

Но как ни старались русские миссионеры, на Казанской земле никто не торопился перейти в христианство. Миссионеры-палачи в течение 1741 года сумели крестить по всей губернии всего 9159 человек, а татар и башкир было среди них всего 143 (А. Чулошников). Тогда православные священники перешли к тактике кровавых погромов мусульман. По приказу Конашевича Татарская Слобода была отделена от других кварталов Казани жердями. Священники, совместно с солдатами, бросились в слободу, и начались избиения и истязания татар, у домов вышибали окна и двери, сжигали дома, разрушали мечети и медресе, людей загоняли в ледяную воду. Такие крестовые походы совершались и на близлежащие деревни.

Каждое насилие вызывало противостояние. Говоря словами Каюма Насири, "Татарская слобода с дубинами в руках выступила против насильников". Это движение возглавил Иштиряк-абыз. Лука Конашевич приложил немало сил, чтобы схватить Иштиряка и подвергнуть пыткам, но слободцы укрывали его надежно. Среди миссионеров и слободцев-татар произошел ряд серьезных стычек. Татары прозвали ненавистного Конашевича "Хромым чернорубашечником". В 1742 году Конашевич совершил новое коварное деяние: устроил поджог. Ночью в здании духовной семинарии начался пожар. Он быстро перекинулся на архиерейский дом в Кремле и на Собор, оттуда на церкви и монастыри, расположенные в центре города. Во время пожара сгорела почти половина из всех зданий Казани, не пострадала лишь Татарская Слобода. В своем письме к императрице Елизавете Лука обвинил в пожаре татар и просил их наказания. Елизавета же, еще совсем недавно взошедшая на трон при помощи гвардейцев и опьяненная "любовью" своих фаворитов, не стала доискиваться до истинных причин пожара. 19 ноября 1742 года она подписала варварский Указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых. "Упоенный счастьем" миссионер-палач Конашевич приступил к лихорадочному исполнению Указа. В течение двух лет из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418.

С целью активизации крещения поволжских народов императрица и Сенат 22 июня и 28 сентября 1743 года, 4 февраля 1744 года выпустили дополнительные Указы, в которых повелевалось о строительстве церквей в мусульманских селах, где имелись хотя бы несколько новокрещеных; о выселении некрещеных из деревень, где появились новокрещеные; о предоставлении различных льгот крещеным.

Благодаря такой "заботе" императрицы и ее министров появились и первые результаты. Архипастырь Уфимского уезда Дмитрий Сеченов из числа переселенных в башкирские степи чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы за два года сумел обратить в христианство 17362 человека (Н. Дубровин). А Конашевич и Гловатский за тот же срок в Свияжском уезде сумели крестить 13822 чувашей, черемис и мордвы. Сенат своим Указом от 11 марта 1747 года подушную подать с новокрещеных переложил на плечи 241338 некрещеных поволжских крестьян.

В 1749 году в Казани вновь произошел ужасный пожар. Он вошел в историю как "Уразметовский". Якобы, жена Уразмета уронила в хлеву горящую лучинку, в результате пожар охватил всю Татарскую Слободу, потом перекинулся на город. Лука Конашевич извлек выгоду даже из этого несчастья. "Бог, послав с неба огонь, отомстил татарам", - писал он, торжествуя, Елизавете и просил разрешения на постройку Новокрещенской Слободы на месте Татарской. Елизавета одобрила коварную затею Конашевича Указом от 8 августа 1750 года. Казанских татар заставили переселиться в болотистую местность, за слободу Плетени. Так возникли в Казани Старая и Новая татарские слободы.

Таким образом, политика насильственного крещения, возведенная в ранг общегосударственной и проводимая жесточайшими методами, не прошла бесследно. "Новокрещенская контора" к 50-м годам XVIII века сумела добиться крещения почти всех черемис, чувашей, удмуртов, мордвы, проживавших в Казанской губернии. Однако гордый и непреклонный татарский народ, имеющий многовековую историю и культуру, несмотря на пытки и унижения, не променял свою честь и совесть. Если в губернии в 1762 году количество новокрещеных (с 1731 года) исчислялось в 269213 человек, то только 3670 из них были татарами. Так с позором провалилась политика насильственного крещения татар. 

Русские правители начали осуществлять беспримерно жестокую политику, направленную на полное уничтожение целого народа. Успешному проведению подобной политики способствовало и то, что продолжительное время русских людей приучали к мысли о допустимости подобного отношения к другому народу. Правители и духовенство неустанно твердили о богоизбранности русского народа, которому все дозволено. При прямом руководстве агрессивной знати эта политика претворялась в жизнь руками русских крестьян и мастеровых.

Православное духовенство выступало носителем религиозного фанатизма и межнациональной ненависти. Духовенство и знать прививали людям привычку к беспричинной жестокости. Объективности ради следует отметить, что подобная жестокость проявлялась и по отношению к своим соплеменникам: достаточно вспомнить деяния русских князей в ходе собирания русских земель". Но особенная жестокость проявлялась к носителям иной религии.

 

Заключение

 

Борьба татарского народа, проводимая в течение столетий, за освобождение от русского ига, за воссоздание своего независимого государства была продолжена и в последующие годы. Самое активное участие татарских крестьян в Пугачевском восстании, вспыхнувшем в 1773 году, необходимо рассматривать не только как социальную, но и как национально-освободительную борьбу.

Со второй половины 16 в. Началась колонизация края, которая сопровождалась христианизацией коренных народов Среднего Поволжья. На казанских землях создавалась значительная прослойка русских помещиков, православного духовенства, русского трудового населения. Изменение социального и национального состава населения края подготовило условия вовлечения его в российский исторический процесс.

Таким образом, толчком к народным восстаниям служили разные события и не все повстанцы имели перед собой ясную цель - восстановление свободного государства. Но вместе с тем не вызывает сомнения наличие подобной цели у многих. Эти выступления показали неистребимое стремление народа к свободе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Алишев С. Жангали батыр // Мирас. – 1993. - №10.
    2. Алишев С.Х.. Всё по истории татарского народа  
      Казань: Раннур, 2010. – 608 с.
    3. Атлас истории Татарстана и татарского народа / Отв. Ред. Р.Г.Фахрутдинов. – М.: Изд-во «ДиК», 1999. – 65 с. 
    4. Заринский П.А. Очерки древней Казани. – Казань: Фонд ТЯК, 1990.
    5. Рашитов Ф.А. «История татарского народа»: с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие д/нац.школ, гимназий, лицеев. – Саратов: 2001. – 288 с.
    6. Синицына К.Р. История Татарстана и татарского народа: Учеб. Пособие для средних общеобразоват. Школ. – Казань: Магариф, 1995. – 175 с.
    7. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. – Казань: ТаРИХ, 2001. – 544 с.
    8. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань: Магариф, 2000. – 255 с.
    9. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. – Казань: Фонд ТЯК, 1990. – 310 с.

 

 

 


Информация о работе Колониальная политика угнетения татарского народа в 16-18 вв