Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:46, доклад
Актуальность темы не вызывает ни малейшего сомнения. Действительно, современный Китай является одной из демографических сверхдержав, поэтому формирование ханьской этнической общности, а также объединительные тренды строительства гражданской нации представляют непраздный научный интерес, имеющий выход в политическую практику.
Министерство образования Российской Федерации
Иркутский Государственный Университет
Исторический факультет
Кафедра мировой истории
и международных отношений
Доклад на тему:
Китайский национализм начала XX в.
Выполнил: Игнаев Георгий
студент 3 курса м/о
2012 г.
Доклад на тему: Идеи китайского национализма начала XX века
Актуальность темы не вызывает ни малейшего сомнения. Действительно, современный Китай является одной из демографических сверхдержав, поэтому формирование ханьской этнической общности, а также объединительные тренды строительства гражданской нации представляют непраздный научный интерес, имеющий выход в политическую практику.
Введение.
В течение всего XIX и вплоть до середины ХХ в. Китай переживает тяжелые времена. Именно в этот период рушится внутреннее представление о Китае как о неколебимой, возвышающейся над всеми империи, как о центре культуры, который всегда одолеет любых “варваров”.
В середине XIX столетия ряд западных стран, в поисках новых рынков обращают свои взоры на Китай. Они требуют открытия внутренних рынков Китая, так как до этого вся торговля велась только в портах с кораблей. Китай же в своем имперском высокомерии проявляет полное непонимание ситуации и отказывает им в этом. В 20-х годах XIX в. британцы разворачивают активную торговлю опиумом на юге Китая, что повлекло за собой практически разрушение хозяйства страны, особенно юга Китая, и китайский император приказал сжечь все британские запасы опиума в китайских портах. Началась война. В результате двух Опиумных войн (1830–1860 гг.) и заключения ряда договоров, в том числе Пекинского договора 1860 г., Китай оказался разделен на сферы влияния между крупнейшими западными державами. Практически все эти договоры признаются сегодня Китаем неравноправными. Именно поэтому сегодняшний Китай выдвигает территориальные претензии на часть Сибири и Дальнего Востока, на некоторые острова в южных морях.
Все это привело к зарождению китайского
национализма как новой идеи спасения
страны. В Китае возникло множество тайных
обществ, а в начале ХХ в. сюда проникли
западные идеи марксизма, анархизма и
коммунизма. Появились объединения вроде
“Движение за новую культуру” (1915–1916 гг.)
участники этого движения представляли
действительно новое поколение образованной элиты к
Китайский национализм стал тем живительным источником, который не только позволил восстановиться китайской нации, но и до сих пор является одной из основных движущих сил расширения Китая. И вопрос здесь не столько в экономических факторах или политическом руководстве, сколько в изначальном импульсе, направленном на развитие под национальными лозунгами.
В конце XIX века среди молодежи, получившей традиционное образование и связывавшей свое будущее с государственной службой, формируется оппозиционное движение, участники которого приходят к мысли о том, что необходимы не только экономические, но и политические перемены.
Это оппозиционное движение сторонников реформ знаменовало собой наступление нового этапа в развитии китайского национализма, стремившегося теперь соединить тысячелетнюю традицию Срединного государства с достижениями Запада.
Видную роль в движении националистических тенденций сыграли группы молодых ученых главным образом выходцев из южных провинций Китая, которые испытали на себе наибольшее влияние Запада. Одними из признанным лидеров оппозиции стали политические деятели такие как: Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и Сунь Ятсен.
Идея национализма Кан Ювэя
В своих трудах Кан Ювэй (19 марта 1858 — 31 марта 1927) стремился выявить искажения оригинальных текстов, принадлежащих отцу китайской философии, и представить Конфуция одним из первых реформаторов китайской традиции. Он считал это необходимым для обоснования возможности преобразований в китайской империи конца XIX в. Однако Кан Ювэй не ограничивался лишь изучением истории китайской цивилизации. В не меньшей степени его влекла история стран Запада, а также ход реформ в других странах Востока, таких, как Япония, Турция. Мимо его внимания не прошли и деяния Петра I, сумевшего, по его мнению, добиться небывалого усиления мощи России. В концепции национализма по Кан Ювэю на Земле будет существовать так называемая эпоха Великого единения. В эту эпоху все будут равны и ко всем будут относиться одинаково: будет один народ, один порядок, один мир. Это и есть Великое единение (Датун). Исчезнет деление на нации, расы, и прекратятся войны. Мировое правительство будет заниматься улучшением условий жизни людей. Прекратится конкуренция. Мировое правительство будет регулировать развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли. В эпоху Великого единения не будет королей, царей, не будет даже бюрократических рангов и титулов. Все люди будут равны, и ко всем будут относиться одинаково. Правительство будет поощрять проявления основных конфуцианских добродетелей - мудрости и гуманности. Таким образом, в утопии Кан Ювэя не существует политических, социальных, расовых и половых различий, а также связанных с ними страданий. Институт семьи канет в прошлое, люди будут жить в коммунах, питаться в общих столовых и вместе растить общих детей. Мужчины и женщины станут одеваться одинаково. Ежедневно будут появляться все новые изобретения, облегчающие жизнь, и болезни останутся в прошлом. Так как все желания будут удовлетворены, люди достигнут состояния счастья. Последним будет удовлетворено желание физического бессмертия (примечательно, что в утопии Кан Ювэя существует бессмертие, хотя ранее он объявил его одной из причин страдания). Созданный Кан Ювэем образ Утопии оказал существенное влияние на развитие утопической мысли и научно-фантастической литературы XX в.
Националистические идеи Лян Цичао
Что же касается ученика Кан Ювэя - Ляна Цичао, (23 февраля 1873 —19 января 1929) он являлся так же китайским философом, историком философии, государственным и общественным деятелем. Лян Цичао принадлежал к консервативному течению политических идей, он так же пропагандировал идеи конституционного реформирования государства, демократии и равенства. В период вынужденной эмиграции 1898–1911 Лян Цичао в научно-публицистических работах стремился синтезировать идеи классической китайской философии с западным либерализмом, пониманием свободы в учениях Ж.Ж.Руссо, И.Канта и Дж.С.Милля, эволюционизмом Ч.Дарвина и Г.Спенсера. Наметилось его расхождение с Кан Ювэем, который критиковал либерализм, ссылаясь на “ужасы” Великой французской революции. Лян Цичао отстаивал свободу как “всеобщий принцип” (гун ли) Неба и Земли”, рожденный не во Франции и пригодный для современного Китая. Эти рассуждения нашли воплощение в книге Цзы-ю шу (Книга свободы, 1908). Однако после поездки в Европу в 1918 на Парижскую мирную конференцию (1919–1920) Лян Цичао занял резкую антизападную позицию: “Те, кто сидит в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Осаке, рвут наше мясо и высасывают нашу кровь”. В общетеоретическом осмыслении проблемы Восток – Запад Лян Цичао пошел еще дальше, утверждая, что материалистическая западная цивилизация потерпела крах. Эту позицию он обосновывал в рамках развернувшейся в начале 1920-х годов Дискуссии о науке и метафизике. К началу XX в. появилась его концепция китайской нации и национализма с эпатажными рассуждениями о национализме как спасительной идеологии для Китая и как великом, самом светлом, честном и справедливом принципе, возбуждающем умы людей всего мира. Для доказательства своих националистически-расистских идей Лян Цичао использовал формальную логику: освоить весь мир сможет именно желтая раса, так как Азия – главная часть планеты, Китай – главная часть Азии. Оставаясь националистом и по-прежнему видя в упадке “национального духа” причину слабости Китая, Лян Цичао начинает все больше связывать сплочение китайской национальной общности с конфуцианством, его национализм приобретает вследствие этого черты китаецентризма, теряя свое критическое начало и делаясь сугубо консервативным, охранительным.
Лян Цичао пытался выразить идею национального единства, основываясь на традиционном источнике “Да сюэ”, используя понятие “обновление”. Он провозгласил, что “каждый из нашего народа может обновить себя”. Свою главную идею сохранения и развития Китая Лян Цичао выразил в понятии преданности государству. Он вывел данный принцип, опираясь на экономические законы и теории государства. Лян Цичао пришел к выводу о необходимости усиления государства, чтобы предотвратить возможность иностранного вмешательства. Пропагандировал идею подчинения интересов личных интересам государства-нации. Суть его национализма “гоцзяучжуи” заключалась в антиимпериализме: сохранение суверенитета – высшая цель, все остальные задачи и принципы “должны быть поставлены ниже”. С этих позиций настаивал на снятии антиманчжурских лозунгов, требовал отказа от борьбы за социальные интересы, осуждал социалистическую пропаганду как бессмысленную для Китая.
Идеи национализма во взглядах Тань Сытуна
Из представителей оппозиции приверженцам консервативных политических взглядов выступал Тань Сытун (Тань Фушэн) (1865 - 1898) – китайский философ, поэт, один из лидеров реформаторского движения. Создал утопическую философскую систему, источниками которой послужили идеи конфуцианства, некоторые буддийские концепции (в частности, Хуаянь школы) и доктрины индийской философии, а также отдельные элементы западной общественной и естественно-научной мысли. Как высший авторитет почитал Конфуция, но полагал, что его учение необходимо “преобразовать на современный лад”. Тань Сытун ставил перед собой одну главную цель - адаптировать идеи западной цивилизации и построить на этом основании программу реформ в Китае. С этой целью он заимствует теоретические положения как из древнекитайских учений, так и из современных ему западных научных теорий. При этом он не отказывался от конфуцианства, напротив, стремился освободить его от многовековых искажений и фальсификаций, для чего обращался к помощи других мыслителей, в том числе к Мо-цзы и Будде. Тань Сытун был чужд узколобому национализму, отвергающему все некитайское. Он стремился спасти все ценное в китайской традиции, чему национализм мог только помешать. Понятие гуманности, с его точки зрения, давало возможность объединить ценности истинного конфуцианства и западной науки. Более того, изучение западной традиции способствует сближению цивилизаций, возникновению единого мира, в котором будут жить культурные и активные личности, способные полностью реализовать свои Возможности. Тань Сытун не скрывал своего восхищения фаустовско-прометеевским духом Запада и надеялся, что настанет день, когда восторжествует гуманность и Китай тоже сможет причаститься этого духа. Тань Сытун верил, что ему удалось создать стройный и гармоничный синтез лучших идей Китая и Запада. Вместе с тем сам факт признания им необходимости привнести на Восток западные идеи свидетельствует о том, что он сумел преодолеть рамки собственной традиции. Таким образом, конфуцианство и китайская культура в целом перестали быть в 90-х годах XIX в. единственными ориентирами для китайской интеллектуальной элиты. Этот факт скорее всего ускользнул от внимания самого Тань Сытуна.
Принцип национализма Сунь Ятсена
С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров — китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской формы правления, которая одна только, по мысли революционеров, была способна обеспечить достижение независимости, модернизации, создания сильного процветающего Китая, в котором основополагающим был бы принцип равенства перед законом, а не этническая исключительность.
Признанным лидером революционного движения являлся Сунь Ятсен (1866—1925). Уроженец, подобно Кан Ювэю, провинции Гуандун, он происходил из простой крестьянской семьи, не имевшей отношения к конфуцианской учености и чиновничьей службе. В районе, откуда он был родом, были сильны традиции антиманьчжурской борьбы, связанные с деятельностью тайных обществ, и воспоминания о недавних событиях Тайпинского восстания, в которых принимали участие некоторые члены клана Сунь. Начальное образование получил в родной деревне, затем на деньги старшего брата обучался за границей, на Гавайских островах. Затем с отличием закончил королевский колледж в Гонконге, получил квалификацию хирурга.
Его разочарование в политике императорского правительства, переросло в убеждение, что непременным условием восстановления суверенитета Китая и его возрождения является свержение правящей династии. Однако в отличие от тайпинов и членов тайных обществ Сунь Ятсен предполагал прийти не к восстановлению на престоле очередной династии, а к созданию республиканского государства. Это была новая форма проявления китайского национализма, основанная на убеждении, что условием восстановления независимости и успешного продвижения по пути модернизации должны быть глубокие политические преобразования, к которым можно прийти лишь в результате революционного свержения деспотических порядков.
В своей политической доктрине
Сунь Ятсен сформировал так называемые
“три народных принципа” или “три народизма”,
под которыми подразумевались: принцип
народовластия, принцип народного благосостояния
и принцип национализма. Под последним
Ятсен понимал освобождение Китая от доминации
империалистических держав. Чтобы достигнуть
этой цели, Сунь Ятсен считал необходимым развивать
“гражданский национализм” и “объединить
различные народности Китая”, прежде
всего пять основных народностей: ханьцев, монголов