Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 15:14, реферат
Первое - безграничная эксплуатация и невыносимый колониальный гнет и грабеж со стороны царского правительства, которые существовали в Средней Азии к моменту восстания. Как раз в 1916 году исполнилось больше 50 лет завоевания Туркестана - царизмом. 50-летний колониальный гнет и политическое бесправие трудящихся масс Киргизии вывели их из терпения и они должны были выступить против этого невыносимого гнета.
I. Социально-экономические и политические предпосылки восстания..
1.Основные причины восстания
2.Земельная колонизация Киргизии
3.Налоговый нажим
4.Тяжести судебно-административного нажима
5.Влияние империалистической войны и набор на тыловые работы.
6.Выводы
Конкретной причиной восстания накануне 1916 года является уже сама тяжесть империалистической войны. Вы знаете, что на третьем году империалистической войны, царская Россия в политическом и экономическом отношении была уже значительно ослаблена. Были усилены военные налоги, всякого рода поборы и пожертвования. Производилась мобилизация и реквизиция лучших лошадей, мобилизация и реквизиция транспортных средств (верблюдов), у населения отбираются кошмы, мешки и арканы и т. д., на военные цели. Эти моменты тоже являются одним из толчков, вызывающих и усиливающих недовольство трудящихся масс Киргизии.
Кроме того, одним из непосредственных поводов послуживших причиной к восстанию, был набор рабочих на тыловые работы. Вследствии трехлетней империалистической войны, безусловно царское правительство было ослаблено и требовался целый ряд мероприятий по увеличению войсковых сил.
Между тем много людей в то время было занято на тыловых работах, как-то: построение ряда военных сооружений, подкопов-окопов, на транспорте и т. д. Одним словом нужна была рабочая сила для проведения этих работ с тем, чтобы часть людей, уже работающих на этих работах снять и с оружием в руках направить для непосредственных военных действий. Когда царское правительство почувствовало свою слабость, то оно подумало о том, что эти работы можно обслужить коренным населением Туркестанского края, этим самым освободив людей для военных действий. С этой целью 25-VI-1916 царским правительством в лице военного министра был издан приказ провести мобилизацию людей на эти работы среди туземного населения, населения Туркестана (инородцев, как выражается в приказе) в возрасте от 19 до 43 лет.
Здесь царское правительство забыло один момент - свое обещание киргизскому народу и вообще туркестанцам. Когда завоевывался Туркестан, то "ак-паша" (так называли русского царя - белый царь) дал обещание туркестанскому народу, которое до сего времени помнят старики, что их на военные работы брать не будут, заменят мобилизацию военным налогом. Несмотря на это, все-таки приказ был издан и 28-VI этот приказ по телеграфу был передан туркестанскому генерал-губернатору, а последний дает 8-VII свой приказ по Туркестанскому краю. В приказе по Туркестанскому краю он пишет: мобилизации с 19 до 31 г. Этот возраст предполагалось взять на первое время, а потом продолжать мобилизацию до 43 лет. Таким образом по Туркестанскому краю разверсталось 220 тыс. рабочих из них на Джетысуйскую область падало 43 тысячи рабочих.
Приказ царского правительства был составлен со строгим учетом классового интереса туземной буржуазии.
Давайте посмотрим из кого же должна была составляться эта рабочая сила, каков классовый подбор этих людей? Для того, чтобы было ясно, я вам прочту один государственный документ тогдашнего генерал-губернатора. В той инструкции, которую он опубликовал для набора рабочих, говорится следующее: "должны быть освобождены":
1.Должностные лица, волостные, сельские и аульные управители.
2. Нижние полицейские чины из туземцев.
3. Имамы, муллы и мудурессы.
4. Туземцы, занимающие гласные должности, следовательно туземцы, пользующиеся правами дворян, естественных почетных граждан, также лично пользующиеся правами почетных граждан, манапы, аксакалы и т. д.
5. За каждого находящегося
на службе в Текинском полку
(это относится к Туркмении) или
других войсковых частях
6. При практикующемся среди туземцев найме за себя рабочих, установить как общее правило, что туземец может взять за себя исключительно только туземца, при этом обязательно русского подданного, отнюдь не иностранца, русские тоже не подлежат найму. Туземные евреи должны взять за себя только еврея и т. д.
Вот какова была классовая сущность опубликованного приказа. Отсюда совершенно ясен вопрос о том, кто должен был идти на эти работы: безусловно, в первую очередь бедняки и середняки. Богачи и всякие другие лица, которые мы перечислили были освобождены, баи даже могли купить себе людей, для того, чтобы освободить своих сыновей. Так и получилось, когда происходил набор (мы являемся живыми свидетелями этого), когда составлялись списки, в них не попал ни один бай, ни один манап или волостной старшина, попали исключительно бедняки и батраки, в случае же если у богача попадал сын или родственник, он подкупал бедняка или батрака и зачислял его в счет рабочих.
Следовательно можно сделать вывод, что во-первых, те политические, социально-экономические условия о которых мы выше говорили являлись основными причинами и во-вторых непосредственный повод - набор рабочих на тыловые работы, послужил новым толчком и непосредственной причиной к восстанию 1916 г.
Настроение населения накануне восстания можно охарактеризовать так: мы имели недовольство основных масс бедноты и среднего крестьянства, которые открыто заявили: все равно на эти работы не пойдем, лучше будем умирать здесь, лучше будем воевать с теми, кто будет способствовать этому набору. Молодежь, особенно призываемых возрастов, скоплялась кучами и подготовляла свои позиции для того, чтобы оказать сопротивление. Были такие настроения, чтобы ни в коем случае не давать приговора списка правительственным органам.
Были такие случаи, что иногда местная администрация в лице волостного управителя, народного судьи и старшины составляла заочные списки призываемых, заочные приговоры о согласии к призыву, и отдавала их правительственным учреждениям.
После выявления этих моментов беднота приняла метод наступления в первую очередь на местные чины. Были случаи, когда отбирали у волостного управителя и аульного управителя печать для того, чтобы они не давали приговоры. Несмотря на это все-таки последние давали иногда скрыто, незаметно эти приговоры.
Отсюда совершенно очевидно, что против набора были беднота и батрачество и середняки, а баи, манапы и местные чины были за набор, ибо благодаря этому, они подкрепляли свои экономические и политические позиции, развивали колоссальнейшее взяточничество, наживали на этом большие деньги. Кроме того, им ничего не стоило дать киргизскую бедноту и батрачество на эти работы. Отсюда классовая сущность этого вопроса и классовый подход к изучению и определению содержания восстания.
6.Выводы.
Отсюда можно сделать вывод по части уже высказанных вопросов.
Первый вывод можно сделать такой, что благодаря колонизаторской политике царского правительства, мы наблюдали накануне восстания 1916 года рост эксплуататорских возможностей переселенческих кулаков, на основе захвата лучших земельных и водных источников.
Второй вывод, укрепление капиталистических тенденций переселенческих кулацких хозяйств за счет эксплуатации местного туземного батрачества и русской бедноты.
Третий вывод, что национальная буржуазия в лице баев и мапапов благодаря усердной поддержке царского правительства, укрепляла свои патриархально-феодальные отношения и способы эксплуатации местного батрачества и бедноты.
Четвертым выводом из всего вышесказанного можно сделать укрепление политической и экономической мощи эксплуататорской верхушки русских переселенческих кулаков и местной национальной буржуазии, составляющих в то же время самое мизерное меньшинство по отношению ко всему населению Туркестана и Джетысуйской области, благодаря неограниченной эксплуатации трудящихся масс, при помощи царского правительства.
Наконец пятый вывод - быстрое разорение, обнищание, составляющих в то время огромное большинство населения туземных батраков, бедняков и середняков, что создавало усиление роста недовольствия.
Вот, товарищи, каковы политические выводы. С одной стороны мы видим укрепление и рост эксплуататорских возможностей незначительного количества людей, с другой стороны угрожающее падение культурно-бытового, экономического благосостояния местной бедноты и батрачества, составляющих огромное большинство.
Отсюда можно сделать совершенно правильный общий вывод, что основная масса киргизских трудящихся дехкан, благодаря такой политике, не имела возможности вести земледельческое хозяйство из-за отсутствия соответствующих земельных участков и поэтому будучи всячески вытеснена в нагорные части, она стремилась вести животноводческое хозяйство. Но вести там устойчиво животноводческое хозяйство они также не могли, ибо в горной части они не имели возможности создания прочной кормовой базы. Отсюда создалось такое положение, это и киргизские скотоводы в то время всячески были обречены на джут и бескормицу. Отсюда, как следствие, падеж скота и неустойчивое состояние скотоводческих хозяйств отсюда и те неустойчивые, экономические маломощные животноводческие хозяйства, которые мы имели в условиях Киргизии и которых сейчас Советская власть и коммунистическая партия переобразуют и переустраивают на социалистической основе.
Вот эти самые отсталые, примитивные формы, в некоторых случаях полунатуральные формы скотоводческого хозяйства остались, как следствие царской колониальной политики и в нашем теперешнем Киргизстане.
Вот вся сумма этих условий являлась причиной восстания 1916 года. Объяснять восстание только набором киргиз на тыловые работы не приходится. Этот набор явился только непосредственным политическим поводом, дал стимул, толчок, несколько лет накоплявшимся исторически-сложившимся экономическим причинам, которые я вам обрисовал.
В связи с этим, можно определить, что в основном являлось движущей силой восстания. Безусловно, движущей силой восстания 1916 г. являлась в Киргизии дехканская масса в лице бедноты, батрачества и середняков. Всю тяжесть восстания как в области наступления, так и в области поражения понесли на своих плечах они.
1.Характер самого восстания.
Характер восстания в основном был национально-освободительным. Восстание свой удар направило к разгрому царской администрации, нападению на учреждения участкового начальника, нападению на уполномоченных этих участковых начальников, на управления переселенческой политики, нападению на почтово-телеграфные конторы и почтово-телеграфных чиновников и т. д. Основной огонь был сосредоточен на этих участках. По имеющимся данным только по Пржевальскому (Иссык-Кульская котловина) и по Пишпекскому уезду повстанцами было убито из войсковых частей около полудесятка офицеров, 60 нижних чинов, около 50 были ранены и несколько десятков нижних чинов были повстанцами захвачены в плен. Кроме того были нападения на переселенческие поселки, на русских кулаков и зажиточных. "Основной движущей силой восстания являлись дехканские и скотоводческие массы Средней Азии и пролетарские и полупролетарские элементы коренного населения городов, находившиеся под двойным гнетом российского империализма и местных эксплуататорских классов.
Они выступили прежде всего против царских администраторов, гнавших их на мировую бойню, на тыловые работы.
В стремлении ликвидировать колонизаторскую политику правительства и ее губительные последствия, повстанцы в районах наиболее широкого развития колонизации (Киргизия) обрушили свои удары на кулацко-зажиточные слои населения русских поселков". (Из тезисов САБ ЦК ВКП(б)) Вот основная характеристика самого восстания.
В чем выражалась политика байско-манапских элементов и в то время существующих буржуазных партий в этом восстании.
Инициатором восстания являлось само батрачество, беднота и середняцкая масса коренного населения. Эсеровская партия была в то время за политику колонизации края, за захват земель, ибо программа эсеровской партии, которая существовала в Туркестане, сводилась к программе земельной колонизации о которой мы говорили.
"Эсеры, пишет тов. Федоров
Е., переносили борьбу за землю,
крестьянина против помещика
в Туркестане в плоскость
Существующие в то время так называемые "джадидизм" и "панисламизм" никакого интереса для киргизских трудящихся, и трудящихся Туркестана в целом не представляли.
Джадидизм, как все буржуазные течения, проявлял только свою буржуазную ограниченность и никакого толчка, поддержки по отношению к революционному восстанию дехканства не оказал.
"Панисламизм", в силу
своей реакционности, всячески стремился
укрепить феодальные отношения
и старую систему эксплуатации.
Следовательно, эта буржуазная организация
тоже не оказала помощи, чтобы
дать революционный толчок
Благодаря своей природе, как буржуазного политического течения, эти обе организации не могли возглавить и вести восстание на штурм капиталистического господства.
Многие киргизские манапы занимались предательской политикой и сыграли агентурные роли во время восстания 1916 г.
Я вам сейчас оглашу важнейший документ. До сего времени этот документ в нашей печати, к сожалению, достаточного освещения не получил. Таш Худайбергенов выступая в печати о 1916 годе уверял, что Шабданов и ряд других манапов являлись фактическими руководителями восстания. При этом он называл фамилии сыновей Шабданова.
Я приведу документ, характеризующий, какую позицию занимали Шабдановы во время восстания и до восстания. Многим известно, что один из сыновей Шабданова был в то время волостным управителем, он с честью выполнил свое торжественное обещание данное царскому правительству, во время получения знака управителя, о том, что он никогда не будет чинить зло для царского правительства и честно, добросовестно будет выполнять его приказания. Так он со своим братом и сделал и во время восстания его брат приехал в Пишпек к уездному начальнику, где заявил, что киргизская молодежь, особенно беднота и батрачество сопротивляются мобилизации рабочих и выражают недовольство.
"...Судя по настроениям эта молодежь будет стоять против набора рабочей силы. Поэтому, дайте специальные войска для того чтобы под нажимом и давлением провести реквизицию рабочих. Такую позицию занимал накануне восстания один из сыновей Шабданова Хисаметдин.