Киргизское восстание 1916

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 15:14, реферат

Краткое описание

Первое - безграничная эксплуатация и невыносимый колониальный гнет и грабеж со стороны царского правительства, которые существовали в Средней Азии к моменту восстания. Как раз в 1916 году исполнилось больше 50 лет завоевания Туркестана - царизмом. 50-летний колониальный гнет и политическое бесправие трудящихся масс Киргизии вывели их из терпения и они должны были выступить против этого невыносимого гнета.

Содержание

I. Социально-экономические и политические предпосылки восстания..
1.Основные причины восстания
2.Земельная колонизация Киргизии
3.Налоговый нажим
4.Тяжести судебно-административного нажима
5.Влияние империалистической войны и набор на тыловые работы.
6.Выводы

Прикрепленные файлы: 1 файл

КИРГИЗСКОЕ ВОССТАНИЕ 1916 Г.docx

— 70.95 Кб (Скачать документ)

Возьмем такой характерный пример. Есть место Байтик, Павловка (в Аламединском районе), которая находится близко к главным сооружениям оросительной сети. Переселенческие хозяйства начали там самовольно осаживаться, захватили в свои руки оросительную сеть и, в конце концов, заставили киргиз освободить нижнюю часть, т. к. не давали им по несколько лет туда воды. И таких примеров было много.

Итак самовольный захват земли шел по линии захвата лучших земель, главных строительных каналов, оросительной сети и т. д. Практиковался самовольный захват сенокосов, лучших пастбищ, а затем запрещали киргизам даже прогонять скот по скотопрогонным дорогам или при прогоне скота за каждую голову взимали определенную плату. Мы видим отсюда, что по всем линиям проводилась соответствующая колонизация.

Вот, товарищи, что может в основном характеризовать существовавшие тогда земельные отношения.

В условиях Туркестана, где в то время отсутствовала промышленность, единственной основной отраслью народного хозяйства края было сельское хозяйство, вся жизнь населения была связана с сельским хозяйством, следовательно с землей.

Отнимая у трудящегося коренного населения самые лучшие земли без всякой компенсации и вознаграждения царское самодержавие тем самым отнимало у трудящихся дехкан единственный основной источник средства к существованию и хозяйственной жизни.

Какие после этого можно искать другие причины, вызвавшие восстание 1916 года. Можно еще ряд примеров привести в отношении действий местных баев и манапов в земельном вопросе. Я уже говорил, что землевладельцами в то время являлись не бедняцкие и середняцкие хозяйства сами, а баи и манапы и местные чины. Они могли в любое время продать и сдать в аренду любой участок. Кроме того у них была политика просто захвата или превращения в свою собственность наиболее удобных, самых лучших земель, оставшихся от переселенцев. Например, в бывшем Пишпекском уезде, ныне в Аламединском районе недалеко от нас находится село Таш-Тюбе, там жил один знаменитый манап - Байтык. Местные киргизы и русские старожилы его хорошо знают. Вот этот Байтык своей собственной землей объявил всю долину до самой Верхней Аларчи, начиная от нынешнего Дома отдыха. Вся эта долина принадлежала ему (на этой местности сейчас размещено в целом Таш-Тюбинское селение) и ни один киргиз, ни один русский трудящийся крестьянин не смели не только заехать, но не могли через эту местность прогнать скот. Не то чтобы пасти скот, но и прогнать его. Там водилось много фазанов. Один дехканин, киргиз, однажды поймал там одного фазана и взял его домой. Байтык узнав это в порядке штрафа отобрал у него 9 голов крупного скота.

Другой пример: в Кочкорке, я сам являюсь живым свидетелем этого случая, был знамениты манап Кобогон Ажи. Весь берег реки Кочкорки, все самые лучшие земли, примерно, на расстоянии 12-15 верст были им объявлены своей собственностью и ни один киргиз не смел ни одной птицы поймать в этих местах без его разрешения.

Затем другой знаменитый манап Шабдан, который сам жил в Чуйской долине, поехал в Кара-кол, увидел берег озера Иссык-Куля от ст. Рыбачьего до Торайгыра, самые лучшие места для охоты и объявил это место своей собственностью, для охоты своих сыновей, и никто без его разрешения не смел туда заехать.

Несколько слов относительно того, правильно ли проводилась политика в земельном вопросе тогда даже с точки зрения устройства безземельных русских крестьян, путем переселения их из центральной России на Восток, в частности в Туркестан. Безусловно, неправильно, даже если мы будем подходить с этой точки зрения, ибо вы знаете, что основная причина кроется в капиталистической системе землепользования, в помещичьей системе землепользования которая, отнимает колоссальнейшее количество земельной площади у крестьянских хозяйств, оставляя их тем самым без земли, а эта земля обрабатывается путем развития эксплуататорских мероприятий. Создание такой формы землепользования царским правительством еще более усилило бы аграрное движение на Востоке, в Туркестане, о котором мы говорили. Вот как Владимир Ильич охарактеризовал этот момент, разрешите прочесть маленькую цитату: "но эти верные рассуждения - говорит Ленин - либерального господина Кауфмана заключают в себе тем не менее одну крайне существенную ошибку. Господин Кауфман рассуждает: при данном подборе переселенцев, при данной степени их благосостояния, при данном их культурном уровне земель для удовлетворения нужд русских крестьян переселением безусловно недостаточно. Следовательно - заключает он, защиту кадетской аграрной программы, - необходимо принудительное отчуждение частновладельческих земель европейской России".

Дальше Владимир Ильич пишет так: "Это обычное либеральное и либерально-народническое рассуждение наших экономистов. Строится оно так, что из него получается вывод: будь достаточное количество пригодных для переселения земель можно было бы и не трогать крепостнических латифундий. У господ кадетов и им подобных политиков, насквозь проникнутых точкой зрения благожелательного чиновника, есть претензии стать над классами, подняться выше классовой борьбы, по ихнему выходит, что не потому надо уничтожить крепостнические латифундии, что они означают крепостническую эксплуатацию миллионов местного населения, кабалу его и задержку в развитии производительных сил, а потому, что нельзя сейчас сплавить миллионы семей куда-нибудь в Сибирь или Туркестан. Не на крепостническо-классовый характер русских латифундий переносится центр тяжести, а на возможность примирения классов удовлетворение мужика без обиды помещика, одним словом на возможность пресловутого "социального мира".

"Эти многие миллионы  десятин и в Туркестане и  во многих других местах России "ожидают" не только орошения  и всякого рода мелиорации: они  ожидают также освобождения русского  земледельческого населения от  пережитков крепостного права, от  гнета дворянских латифундий, от  черносотенной диктатуры в государстве".

Вот, что совершенно правильно и четко в то время высказал Владимир Ильич в аграрном вопросе, в части переселенческой политики. Владимир Ильич оказался совершенно прав, что этой политикой царское правительство безусловно не разрешило земельного вопроса, не разрешило аграрного вопроса и в центральной России, наоборот углубило аграрное движение аграрное недовольство в Туркестане.

Вот характерный пример в отношении роста недовольства царским правительством в Туркестане до 1916. В ХIХ столетии движение характеризуется следующим образом: было Ферганское восстание в 1885 году, большое известное выступление всей Средней Азии, восстание в Ташкенте, тоже большое в 1892 г., потом Андижанское восстание в 1898 г. Кроме того групповых организованных выступлений населения насчитывалось в 1900 г. 75, в 1905 г. 235, 1910 г. 334 и 1915 г. 372. Были также значительные выступления со стороны городского населения, в период с 1901 до 1915 г. было 87 случаев столкновения населения с царской администрацией. В результате таких столкновений было убитых со стороны царской администрации 38 и раненых 47 чел. Эти столкновения не обходились без жертв и для бедноты, но царские чиновники, число жертв со стороны бедноты не считали нужным написать.

 

3.Налоговый нажим.

Возьмем другой источник колонизаторской политики - налоговой вопрос. Вы знаете, что в то время в налоговой политике царского правительства был свой классовый подход, дифференциации в сторону облегчения налога для богачей перенесение центра тяжести налога на батрачество и бедноту. В результате чего вся тяжесть налогов ложилась на трудящихся. Старые жители знают, что был, так называемый земский налог. Этот налог взимался в одинаковом размере с каждой кибитки, с каждой юрты, с каждого хозяйства, независимо от того богач это, середняк или бедняк. Кроме того в последнее время увеличился военный и другие налоги, которые тоже взимались без дифференциации в соответствии с имущественным положением. Весь центр тяжести налоговых сборов падал тогда на бедноту и середняка, но байско-манапские элементы находили выход освободиться и от того налога, что падало на них наравне с другими.

Например, взимался налог с каждой головы скота. Что делали тогда волостные управители, старшины, сотники и десятники, все эти люди исключительно обслуживающие интересы богатых, интересы баев? Когда составлялись списки поголовья скота (я сам был живым свидетелем, видел это своими глазами), то у бедняка который имел 10-15 овец, писали 200-300 овец, а у бая который имел 500 - тысячу овец, числилось 30-40 овец.

Вот какое зверское отношение было со стороны чиновников, волостного управителя, аульного старшины, они за эти услуги наживали себе в карман, получали огромные взятки от богачей. Но, от этого страдала беднота, на них перекладывалась вся тяжесть этого налога.

Местный налог, который собирался исключительно для обслуживший манапов, почтенных лиц, волостного управителя, старшины и т. д. Каждый раз поездка волостного управителя в какой бы то ни было ближайший город по государственным и по своим собственным делам стоила колоссальнейших средств, которые после возвращения раскладывались по кибиткам, особенно беднейшим, и с них взимались.

Как в то время развивались взятки? Власть, находящаяся в руках военных представителей русского правительства и гражданской администрации, грабила население по "закону" и без всякого "закона". Взяточничество в то время в Киргизии было обычным явлением: взятки брали все, начиная с городового, полицейского и кончая генерал-губернатором. Разнообразные и неограниченные поборы взимались по всякому поводу и часто принимали характер широко распространенного и самого откровенного грабежа. Нигде и ни в одном из учреждений нельзя было провести ни одного дела не подмазав достаточно хорошо чиновников и переводчиков того или другого аппарата. Взятки были широко распространены и в торговле и в промысловых предприятиях.

Неограниченное количество и несколько-кратные взятки и поборы "чигим" брали киргизские администраторы, родоначальники, манапы и баи. Они грабили население своими "чигимами" по всякому поводу и без всякого повода. В то время считалось модой брать побольше взяток. Те волостные управители и манапы, которые не могли взять взятки у населения, считались плохой администрацией, т. к. не могли в достаточной степени обслуживать свои интересы. Тот, кто мало брал взяток, стоял на плохом счету.

Отсюда, товарищи, очевидно, что та эксплуатация, неограниченная никакими пределами, никакими законами, двойной гнет и грабеж со стороны царского правительства и местной национальной буржуазия, которые существовали в то время, вывели из самостоятельной хозяйственной жизни бедняцко-середняцкие массы и открыли широкий путь к обатрачиванию, нищете, и разорению хозяйств.

Действительно в то время накануне восстания 1916 года мы имели много случаев превращения средних крестьян в бедняков, а бедноты в батраков. Вот каким образом шел процесс развития колониальной политики, процесс развития феодально-патриархальной эксплуатации среднего крестьянства и бедноты со стороны феодально-родовых элементов и буржуазии.

Переселенческие хозяйства, которые пользовались колоссальными преимуществами и этим дешевым батрацким трудом в определенной части их очень быстро превращались в нетрудовые кулацкие хозяйства. Следовательно, те задачи, которые царское правительство поставило перед собой, чтобы на окраинах Востока, в Туркестане Джетысуйской области создать крепкие кулацкие хозяйства, могущие быть опорой для царского правительства, были проведены в жизнь.

Вот характерные цифры - в среднем 50%, а максимум до 90% переселенческих хозяйств имели от одного до трех постоянных батраков и от 3-х до 15 временных сезонных рабочих. Вот, товарищи, каким образом проходил процесс превращения этих хозяйств в нетрудовые эксплуататорские хозяйства. Отсюда росло знаменитое джетысуйское кулачество.

 

4.Тяжести судебно-административного нажима.

Возьмем суды и администрацию. Беднякам доступа в суд при обсуждении их жалоб не было, никакого внимания им как со стороны царского правительства, так и местной интеллигенции и местных чиновников в лице волостного управителя и старшины не уделялось.

Я приведу, товарищи, характерную маленькую выдержку из письма одного киргиза, который был арестован, письмо у него обнаружили после ареста. Он пишет следующее: "жаловаться некому, ибо эти жалобы не удовлетворяются. По крайней мере, нет примера уважения киргизских жалоб. Сверх того, киргизские "баш-адамы" (аксакалы) заняты всегда избирательной борьбой из-за должности управителя, аульного старшины и народного судьи, покупаемых на торжественных торгах в присутствии властей российских, правительством установленных. Эта избирательная борьба поглощает все помыслы, душу и жизнь киргизского населения, руководимого невежественными "баш-адамами", так что вопросы о существе нации, земельные и прочие, и прочие не занимают их умов. Заявляю тебе, что никаких общенародных нужд киргизские "баш-адамы" в лице аксакалов не ощущают и все заняты вопросами о должностях, созданных сначала временным положением 21 октября 1868 года и, затем действующим степным положением 25 марта 1891 года. Так как утверждение выборов законом предоставлено начальникам и губернатору, то развилось в грандиозном размере среди киргиз сутяжничество, кляузничество, шпионство и доносительство. Корысть стала доминирующим стимулом деятельности всех "баш-адамов". Психология киргиз развратилась настолько, что без подкупов и без взяток ничто у них не делается и не творится. Никакой общественной деятельности и никаких общественных надобностей для них не существует. Между тем земли все уходят и уходят под переселение и "баш-адамы" лицемерно восхваляют тех, кто грабит их земли и даже осуждают тех, кто стремится защитить их земли, ибо те, которые идут против начальства, по их мнению, суть дураки".

Вот мнение тогдашнего дехканина по отношению к киргизам, занимающим определенное начальствующее положение. Отсюда ясно, что киргизская беднота в то время не только чувствовала тяжесть гнета царского правительства по всем линиям экономического и политического порядка, но и местных эксплуататорских верхушек.

 

5.Влияние империалистической войны и набор на тыловые работы.

Информация о работе Киргизское восстание 1916