Эволюция королевской власти в Скандинавских странах эпохи викингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования состоит, в первую очередь, в том, чтобы выявить характерные особенности политического и общественного устройства Скандинавских стран в период с VII-VIII по XII-XIII века и проследить основные этапы эволюции королевского статуса в этих государствах. Средневековые монархии европейских стран порою сильно отличались друг от друга, особенно в плане темпов развития. В частности, как будет видно из третьей главы данной работы, процесс образования полноценного государства на Скандинавском полуострове шёл гораздо медленнее, чем на западноевропейском континенте. Об этом, к примеру, может говорить следующий факт: к тому времени, когда во Франкской державе уже подходил к концу период правления второй по счёту династии (Каролингов), в Норвегии лишь были созданы предпосылки для объединения множества областей в одну страну, и будущий норвежский король предпринял первые попытки объединения страны под собственным покровительством.
Для достижения поставленной цели необходимо обозначить следующие задачи исследования:
Изучить структуру общественных взаимоотношений на начало эпохи викингов, определить в них роль родоплеменных связей;
Определить степень расслоения скандинавского общества и выделить основные социальные группы;
Выяснить, какую роль сыграло движение викингов в зарождении и развитии королевской власти;
Установить степень влияния народного собрания на институт королевской власти;
Сравнить статусы короля в начале и к концу эпохи викингов;
Выявить ход эволюции государственного устройства исследуемых стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Социальная структура раннескандиавского общества……………......5
1.1. Родовая община в древнескандинавском обществе……………………7
1.2. Социальная стратификация…………………………………………….11
Глава II. Политическая система скандинавских государственных образований эпохи викингов…………………………………………………………………..14
2.1. Истоки королевской власти…………………………………………….14
2.2. Херсиры и "могучие бонды"…………………………………………...16
2.3. Народное собрание……………………………………………………...23
Глава III. Политико-правовой статус короля в первой половине IX - XIII веках……………………………………………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы:……………………………………………………………..38

Прикрепленные файлы: 1 файл

Не знаю, что но к курсовой.docx

— 113.16 Кб (Скачать документ)

Но, пожалуй, самая главная  функция тинга заключалась в том, что на них происходили выборы конунгов. Чтобы быть избранным, претендент

___________________

1 Законы Гулатинга. Раздел о посещении Гулатинга. [Текст] URL:http://norse.ulver.com/src/other/landslov/chapter1.html#_ftnref33 (Дата обращения:7.05.2012).

2 Там же.

3 Сага о Пивном Капюшоне//Исландские саги в 2-х томах. - Том.2. - С. 438-445.

(разумеется, знатный хёвдинг, известный своими военными достижениями и управленческими задатками) должен был заручиться поддержкой местных бондов, влиятельных и уважаемых людей1. Таким образом, мы приходим к выводу, что власть конунга на ранних и средних этапах эпохи викингов ещё не могла именоваться единоличной. Она была ещё сравнительно слаба и неустойчива, ограничена автономным управлением в лице народного собрания, которое, к тому же его избирало.

___________________

 1 История Норвегии. – С. 126-127.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Политико-правовой статус короля в первой половине X – XIII веках.

Говоря о становлении  королевской власти в Скандинавских  странах, необходимо учитывать, что  в каждой из них это происходило с некоторыми отличиями. Процессы феодализации и классового расслоения происходили неравномерно, поэтому статусы норвежского, датского и шведского королей несколько различались.

Пожалуй, быстрее всех на пути формирования централизованного  феодального государства с королевским  правлением шла Дания. На самом деле, впервые объединение Норвегии Харальдом  Прекрасноволосым датируется обычно примерно концом IX века1, в то время как образование единого Датского королевства ассоциируется многими исследователями, в частности, Мельниковой, с итогами правления Харальда Синезубого, и относится ориентировочно к середине X века. Тем не менее, во-первых, разница между этими датировками сравнительно не существенна, а во-вторых, общий экономический подъём и тесные контакты с процветающими государствами Европы способствовали более быстрому внутреннему развитию и укреплению международных позиций молодого Датского государства2. В связи с тем, что Дания была, в некотором смысле, лучше интегрирована в континентальную Европу (что, в частности, оправдано её географическим положением и высокой активностью датских викингов на территории Франкского государства), в неё быстро проникло христианство. Историки относят христианизацию примерно к 965 году (в Норвегии – около 1000года), на время правления того же Харальда Синезубого3 – то есть,

___________________

1 История Норвегии, - С 660.

2 История Дании с древнейших времён до начала XX века. – М:. Наука,1996. - С. 54-63.

3 Там же. - С. 72-75.

фактически одновременно с оформлением Дании как централизованного государства, о чём говорилось выше. Скачок в экономическом развитии и вызванные тем самым углубление и усложнение социальной стратификации, вкупе с распространением христианства существенно укрепили позиции короля, и таким образом, Дания практически превратилась в «стандартное» средневековое феодальное государство с королевским правлением и централизованной системой управления.

 Что же касается Норвегии, то здесь главенствующее положение короля не было столь очевидным, о чём, впрочем, уже говорилось в предыдущей главе. Более того, шаткость положения норвежского короля отразилась, например, и в возникшем после смерти Харальда I вопросе о престоле. Если дословно следовать Хеймскрингле, у Харальда к моменту его смерти было несколько взрослых сыновей, которым «не нравилось, что конунг не дал им власти, а назначал ярла в каждом фюльке», потому что считали их «ниже их по рождению»1. Харальд, узнав об этом, роздал им под управление несколько крупных областей страны, но верховную власть над ней он передал лишь одному из своих сыновей – Эйрику. Братья Эйрика не хотели подчиняться ему, и в этом их поддержал народ принадлежавших им фюльков. Нетрудно догадаться, что после смерти Харальда развязалась борьба за престол, несмотря на то, что наследник уже был объявлен королём – то есть, о наследственности титула речь пока не шла.

По-прежнему, одной из основных оппозиционных сил оставалась родовая  знать и верхушка бондов. Именно их третий по счёту норвежский конунг Хакон Добрый просит дать ему сан конунга, а также оказать поддержку в том, чтобы его удержать. Взамен он пообещал вернуть им их вотчины, отнятые Харальдом, своим отцом. Таким образом, Хакон становится

___________________

1 Сага о Харальде Прекрасноволосом //С. Стурлуссон / Круг Земной. - С 43-64.

признанным королём, но при этом власть его, опять же, ограничена тингами. В правление Хакона Доброго (934-961 гг) посещение тинга для короля (Хакона) является обязательным, о чём свидетельствует вся посвящённая ему сага1. Попытка Хакона уговорить норвежцев добровольно принять христианство не удалась – местные бонды не захотели отказываться от веры своих предков. Конунг же, недавно взошедший на престол сильно нуждался в поддержке наиболее зажиточных и влиятельных слоёв населения, и потому не стал им перечить. В сохранении языческих порядков также была заинтересована и аристократия – хёвдинги и херсиры, так как принятие христианства означало бы усиление власти конунга. Более того, если верить Хеймскрингле, Хакон учредил законы Гулатинга и Фростатинга, но опять же – по советам одного из своих ярлов и наиболее мудрых местных жителей. Это свидетельствует о том, что местная знать, не желающая терять своих привилегий, а с ними и верхушка бондов-землевладельцев, побаивающаяся усиления налогового гнёта и попадания в экономическую зависимость от короля  становятся одной из основных противодействующих сил для укрепления королевской власти. К тому же, и весь норвежский народ, имеющий опыт самоуправления, по-видимому, не горел желанием от него отказываться. Тем более, что усиление власти короля вело за собой повышение и стабилизацию налоговых сборов. Дело в том, что одним из основных способов осуществления конунгской власти были как раз поборы с населения. Здесь можно вспомнить и ту же историю с Торольвом – новоиспечённый конунг пожаловал ему прибыльную должность разъезжать по Финнмарку и собирать там дань для конунга. Это и стало впоследствии причиной конфликта – Торольв якобы скрывал часть собранной дани, присваивая тем самым «конунгское добро»2. По мнению Гуревича, сбор дани

___________________

1 Сага о Хаконе Добром//С. Стурлусон / Круг земной. - С. 106-122.

2 Исландские саги в 2х томах. - Том 1. – С. 36-49.

осуществляли ещё прежние  конунги, задолго до Харальда Прекрасноволосого1. Только тогда это имело форму «полюдья», или «кормления» - причём, в буквальном смысле. В скандинавском варианте эти кормления назывались вейцлами. Это были пиры, устраиваемые специально к приезду конунга с его дружиной, причём, если верить Саге об Ингваре путешественнике, этот пир продолжался не одну ночь, и чем богаче он был, тем на большее расположение конунга могли надеяться хозяева2.

Вейцла изначально нужна была конунгам, чтобы прокормить свою дружину3. Дело в том, что на ранних порах дружина являлась едва ли не единственным инструментом осуществления своей власти. Чтобы содержать достойную дружину требовалось немало средств – помимо провизии, она нуждалась в оружии, обмундировании, лошадях, в конце концов, жалование – задаром не каждый отправится на смерть. Многочисленная, хорошо укомплектованная, верная дружина – важный показатель влиятельности вождя. Опять вернёмся к саге об Эгиле – Торольв, будучи ещё на службе у короля собрал вокруг себя множество воинов. У него было много земли, он был очень богат, потому не скупился на содержание своих дружинников. По количеству и военной подготовке, дружина Торольва могла соперничать с конунгской, что не могло не вызвать тревоги у Харальда. О преданности товарищей викинга может говорить то, что когда Харальд отправился на расправу с ним и об этом пролетел слух, в помощь Торольву собрались сотни воинов4. Исходя из этого, можно только лишний раз убедиться – власть конунга в эпоху викингов держалась ещё только на силе, так как иначе его

___________________

1 См.также. А. Я. Гуревич. Крестьянство средневековой Норвегии //Древненорвежская вейцла [Текст] //URL: http://www.ulfdalir.ru/literature/2100/2660/2666 (Дата обращения:1.05.2012).

 
 

2 Сага об Ингваре Путешественнике. [Текст] // URL:http://norse.ulver.com/src/forn/yngvar/ru.html (Дата обращения:1.05.2012).

3 Там же.

4 Исландские саги. - Том 1. -  С. 54-56.

власть никто не хотел  признавать. Чёткого управленческого аппарата у короля даже к концу X века ещё не было. Институт наместничества – ярлов – тоже не был эффективным, а порою, и рискованным. Всё потому, что, как мы помним, ярлами зачастую становились хёвдинги или херсиры – то есть, родоплеменная знать, которая противилась централизации. Некоторые её представители могли создать реальную угрозу власти короля, и при желании не упустили бы возможности занять его место. Яркий тому пример – Ярл Хакон Сигурдарсон. Около 970 года в Норвегии пал король Харальд Серая Шкура, а так как порядок наследования трона ещё не был закреплён, после этого власть попала в руки ярла, в чём сыграла свою роль поддержка Дании1. Тем не менее, по мнению Гуревича и Кана, Хакон так и не получил королевского титула, так как был зависим от датского короля, которому он был обязан своим положением и которому ещё и дань платил2.

Изходя из примера с ярлом Хаконом, становится очевидно, что родоплеменная знать по-прежнему представляет угрозу для королевской власти. Однако, в данном случае нужно упомянуть, что, по словам Снорри, Хакона прогнали бонды и провозгласили Олава своим конунгом.

По словам Хеймскринглы, Олав был крещён в Дании, он же разъезжал по всей Норвегии, заставляя людей принимать христианскую веру. Правда, после его гибели страной стали снова управлять ярлы – сыновья ярла Хакона Свейн и Эйрик – они хоть и были крещены, но больше никому в стране не навязывали крещения и разрешали проводить языческие обряды и жертвоприношения старым богам4.

___________________

1 История Норвегии. - С. 134, 660.

2 Там же. - С. 134.

3 Сага об Олаве сыне Трюггви // С. Стурлусон / Круг Земной. – С. 213.

4 Там же.

 

Вклад Олава Трюггвасона, а за ним и Олава Харальдссона (Святого) в укреплении королевской власти очень велик. Во-первых, это постепенная ликвидация самостоятельности местных хёвдингов, херсиров, ярлов и прочих. Во-вторых, что не менее важно – христианизация страны. В целом, эти два направления вполне взаимосвязаны – отправление языческих культов находилось в компетенции старой родоплеменной знати. Поэтому язычество служило прочной опорой для их привилегированного положения в обществе. Искореняя язычество, короли тем самым подрывали основы власти родовой аристократии.

Как известно, многие государи средневековой Европы понимали, что вера в единого Бога объединяла и примиряла людей всех сословий и морально оправдывала их единоличную власть1. Неудивительно, что этим же методом воспользовались и норвежские короли.

Надо сказать, что имело  место почти повсеместное сопротивление  христианизации. Люди не хотели отказываться от старой веры, поэтому насаждение новой религии проводилось с  известной долей настойчивости, и упорства. Так например, Олав Святой, если он «не мог уговорить принять христианство, он принуждал к этому силой и не смотрел на то, кто перед ним, — могущественный человек или нет»2. Олав, правда, помимо этого использовал и другие, более мягкие методы. Бывало, что он даже даровал владения и привилегии знатным людям, если ему удавалось уговорить их принять крещение.

Старая вера усиленно искоренялась. Укрепление в связи с этим королевского статуса связывалось у народа с утратой независимости, усилением налогового бремени, а насильственное обращение в чужую веру,

___________________

1 История Норвегии. - С. 155.

2 Сага об Олаве Святом // С.Стурлуссон / Круг Земной. - С. 289 – 311.

разрушение капищ и  запрет жертвоприношений вообще могло  восприниматься как попрание многовековых традиций. Что касается усиления налогового гнета, то под этим следует понимать преобразование вследствие христианизации института вейцлы. Вообще, если верить сагам, вейцла изначально представляла собой некую сакральную трапезу, в своём роде пир во славу богов. Но принявшие крещение короли, само собой, не намеревались разъезжать по языческим пиршествам. Хакон Добрый, в частности, будучи крещённым, отказывался посещать вейцлу. Но это вызвало негодование знати и бондов, так как это нарушало традиции. Хакону пришлось появляться на вейцлах, чтобы окончательно не потерять свой авторитет среди знати и бондов. При этом, он тарался просто присутствовать на пиру, молча сидя за столом, ничего не принимая жертвенную пищу и не кланяясь идолам1. Олав же Святой уже почти не присутствовал на вейцлах, но чаще  поручал это своим приближенным, которые собирали с них припасы2. Говоря иначе, продукты, заготавливаемые для вейцлы, превращались в обыкновенный натуральный налог.

Все эти действия Олава породили, в конце концов, конфликт между ним и старой знатью вместе поддержавшим их большинством бондов. В это время на престол Норвегии претендовал датский и английский король Кнуд Могучий. Как и следовало ожидать, все представители родовой знати встали на его сторону, наивно предпочтя подчиниться чужеземному королю, полагая, что он не станет с таким упорством вмешиваться во внутренние дела норвежцев, предоставив их самих себе. Проиграв войну с Данией, Олав был свергнут с престола и погиб в сражении при Стикласдире в 1030 году, попытавшись его вернуть3. Но после его гибели Дания установила над

___________________

1 Сага о Хаконе Добром // Круг Земной. - С. 188-204.

2Там же. - С. 267-274.

3 История Норвегии. - С. 136-141.

Норвегией своё полное верховенство. В этих условиях мгновенно возрос авторитет покойного отечественного государя, в связи с чем, церковь даже провозгласила его Святым.

При таком возвышении короля старая знать окончательно утратила своё былое влияние. Здесь имеет место упомянуть и развитие такого института, как наместничество. Помимо ярлов и духовенства, значительную роль в стране стали играть ещё одни должностные лица – лендрманы. По свидетельству Гуревича, одной из важнейших функций лендрманов (помимо тех, что были рассмотрены во 2-й главе) была организация ополчения1. За счёт этого, они имели возможность вмешиваться в деятельность местного самоуправления. Однако здесь есть такой же «опасный» момент, что и в случае с ярлами: лендрманами так же становились в основном представители родовой знати2. Тем не менее, король учитывал этот момент и не скупился на владения и привилегии для них. Можно предположить, что раздача подобных должностей позволяла старой знати сохранять своё привилегированное положение, но – при условии, что они признают себя королевскими подданными. Иными словами, король таким образом пытался «нейтрализовать» угрозу, исходящую от хёвдингов, превращая их в свою опорную силу внутри местного самоуправления. Тем не менее, было бы не разумно говорить, что королевская власть и родовая аристократия смогли прийти к взаимным договоренностям.

Информация о работе Эволюция королевской власти в Скандинавских странах эпохи викингов