Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 14:57, курсовая работа
Актуальность исследования данного вопроса можно объяснить тем, что с формальной точки зрения в Германии начиная с XII-XIII вв. не существовало "общегерманского права", если не считать императорского законодательства по отдельным вопросам, а было право различных территориальных образований, включая право городов.
Введение…………………………………………………………………………3-4
1.Эволюция источников феодального германского права………………......5-6
2.Кодификация права Германии……………………………………………...7-13
3.Феодальное право Германии………………………………………………13-23
Заключение…………………………………………………………………...24-25
Список использованной литературы……………………………………….26-27
7. Относительно поздним
продуктом кодификационного
8. Немецкое законодательство
в период буржуазного
Современная государственная
система управления уходит своими корнями
в конституционные государства XIX в. 9. Кодификации
конца ХУШ-Х1Х вв. наложили свои отпечаток
на все последующее немецкое законодательство,
а имперские кодификации легли в основу
ныне действующей в ФРГ законодательной
базы. В ФРГ основным источником гражданского
права является Гражданский кодекс 1896
г., а также продолжает действовать и Торговый
кодекс 1897 г., что говорит о признании особого
значения этих кодификаций. В Германии
и поныне действует Уголовный кодекс 1871
г., основные демократические принципы
которого остались неизменными, изменения
были направлены на ещё большую либерализации
и гуманизацию уголовного законодательства
и одновременное ужесточение наказаний за
особо общественно-опасные преступления.
Основными источниками процессуального
3.Феодальное право Германии
В развитии феодального права Германии можно выделить 3 основных этапа:4
* период преобладания обычного права (Х-ХIV века);
* период рецепции римского права (ХIV-ХVII века);
* период оформления
В Х начале ХIV века основным источником права Германии являлся правовой обычай. С развитием общественных отношений возникает необходимость записи и систематизации правовых обычаев.
Определенную возможность для такой систематизации давали судебные решения, использующие общие нормы феодального обычного права и учитывающие мнения других судов.
В ХIII веке были предприняты попытки кодификации обычного права. Такими кодексами явились "Саксонское зерцало" и "Швабское зерцало". "Саксонское зерцало" содержало нормы земского и ленного права. Характерной чертой "Саксонского зерцала" являлось его отрицательное отношение к притязаниям римского папы на главенство в феодальном мире, этим оно выражало интересы крупных германских феодалов.
Автором "Саксонского зерцала" явился рыцарь Этке фон Реппов. Земское право урегулировало нормы государственного, гражданского, уголовного права, уголовного процесса, которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия.
Ленное право регулировало отношения между "благородными" свободными, высшими слоями феодалов. Поскольку зерцало являлось судебником, большинство вопросов в нем, рассматривались с позиций судебной защиты нарушенных прав.
"Саксонское зерцало" закрепило характерные черты германского общества: деление на свободных и зависимых людей, существование многочисленных классов малосвободных людей, различие между благородными и неблагородными, содержание положений о выборах императора, которые в последующем были восприняты Золотой Буллой. "Саксонское зерцало" закрепило институты гражданского, семейного, уголовного, уголовно-процессуального права. Основой всех имущественных и семейных отношений была иерархическая структура права собственности. Имущественные отношения характеризовались приданием большого значения владения. Владельцем вещи признавался простой держатель вещи (залогоприниматель). Семейные правоотношения, урегулированные саксонским зерцалом, характеризовались следующим: женщина находилась под опекой мужчины, и управление имуществом осуществлялось мужчиной. Вопросы заключения брака регулировались нормами канонического права. Наследственные правоотношения так же отличались своими особенностями: в разделе наследственного имущества участвовал умерший, его доля шла на погребальный обряд, или поступала в церковь на упокой его души. Женщины были отстранены от наследования.
Во II половине ХIII века появляется следующий сборник, составленный неизвестным лицом, именуемый "Швабское зерцало". Далекий правовой памятник содержал нормы земского и ленного права, отразил на себе влияние канонического права.
Источниками для "Швабского зерцала" послужили "Баварская" и "алламандская" правда, капитуллярии, римское и каноническое право, библия проповеди францисканцев. Этот источник, наравне с "Саксонским зерцалом", сыграл огромную роль в становлении германского права.
В ХIV-ХVI веках важнейшим источником права становится рецензированное римское право. Рецепция римского права во многом способствовала установлению определенного правового единообразия.
Источником права Германии следует признать обращение к ученикам-юристам (глоссаторам) с целью заключения по различным юридическим вопросам. 5
В конце ХV века Свод гражданского права стал руководящим источником права для всех судов.
ХVI век - век приоритета римского права среди других источников права, особенно гражданского.
Германское "пандектное право" составило основу "общего германского права", применялось судами вплоть до вступления в силу Германского гражданского уложения 1900 г.
В ХVI веке рейхстаг принял общегерманское уголовное и уголовно-процессуальное уложение под названием "Каролина" (по имени императора Карла V). Издание общеимперского уложения вовсе не означало его обязательности для князей, в него была включена оговорка о том, что курфюсты, князья и сословия не должны быть лишены старых обычаев. За каждой землей было сохранено ее уголовное и уголовно-процессуальное право, а "Каролина" предназначалась для восполнения пробелов в местных обычаях и законах.
Как уже было сказано выше, важный вклад в создание общегерманских принципов уголовного права был внесен в 1532 году изданием уголовного и уголовно-процессуального уложения Карла V ("Каролины"). Кодекс феодального права Германии "Каролина" содержит некоторые общие принципы уголовного права, а также значительный перечень преступлений и наказаний. Являясь практическим руководством по судопроизводству для шеффенов, этот закон не содержал четкой системы и последовательного разграничения норм уголовного и уголовно-процессуального права.
К общим понятиям уголовного права, известных "Каролине", можно отнести умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчают и отягощают ответственность, покушение, соучастие. Эти понятия, однако, не всегда были достаточно четко сформулированы и излагались применительно к отдельным видам преступлений и наказаний [3].
Ответственность за совершение преступления, по "Каролине", наступала, как правило, при наличии вины - умысла неосторожности. Однако феодальное уголовное право Германии нередко устанавливало ответственность и без вины, за вину другого лица ("объективное вменение"). Кроме того, применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного.
Обстоятельства, исключающие наказание, подробно излагаются в "Каролине" на примере убийства. Так, ответственность за убийство не наступала в случае необходимой обороны, при "защите жизни, тела и имущества третьего лица", задержании преступника по долгу службы и в некоторых других случаях. Убийство в состоянии необходимой обороны считалось правомерным, если убит был нападавших со смертельным оружием и если тот, кто подвергся нападению не мог уклониться от него. Ссылка на необходимую оборону исключалась при законном нападении (для задержания преступника) и при убийстве, совершенном после прекращения нападения, в ходе преследования нападавшего. Судивник приказывал проводить тщательное рассмотрение каждого конкретного случая необходимой обороны, поскольку правомерность ее должен был доказывать сам убийца, а неправомерность влекла за собой наказание
"Каролина" предусматривает и некоторые смягчающие обстоятельства. К ним относились отсутствие умысла ("неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность"), совершение преступления "в запальчивости и гневе". Смягчающими обстоятельствами при краже считались малолетний возраст преступника (до 14 лет) и "прямая голодная нужда". Гораздо более многочисленными являются отягчающие вину обстоятельства: публичный, дерзкий, "злонамеренный" и кощунственный характер преступления, повторность, крупный размер ущерба, "дурная слава" преступника, совершение преступления группой лиц, против собственного господина и т.п.
В новом различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление, которое рассматривается как умышленное деяние, не удалось вопреки воле преступника. Покушение наказывалось обычно так же, как само преступление. При рассмотрении соучастия уложение чаще всего упоминает пособничество. Законоведы того времени различали три вида пособничества: помощь до совершения преступления, на месте преступления (соучастие), после его осуществления. В последнем случае от "корыстного сообщничества" отличалось "укрывательство из сострадания", что влечет более мягкое наказание.
"Каролина» не классифицировала составы преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более или менее однородные группы. Прежде всего указывались преступления против религии - богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы, а также преступления, несовместимые с христианской моралью, - распространение клеветнических пасквилей, подделка монеты, документов, мер и весов, объектов торговли. К ним примыкали преступления против нравственности: прелюбодеяние, двоеженство, кровосмешение, сводничество, изнасилование, похищение женщин и девушек
К государственным преступлениям относились измена, бунт против властей, различные виды нарушений "земского мира" - вражда и месть, разбой, поджог, злостное бродяжничество. Косвенно упоминалось оскорбление императорского величества.
В группе преступлений против личности выделялись различные виды убийства, а также самоубийство преступника, в результате которого наследники могли лишаться права наследования. Преступления против собственности включали многочисленные виды кражи, недобросовестное распоряжение доверенным имуществом. Специально оговаривались кража в церкви, а также такие виды кражи, которые были характерны для малоимущих слоев населения (плодов и урожая, рыбы, леса). Наконец, упоминались некоторые преступления против правосудия - лжесвидетельство, незаконное освобождение заключенного охранником, неправомерный допрос под пыткой.
Хотя в преамбуле "Каролины" было утверждение о равном правосудии для "бедных и богатых", во многих статьях подчеркивалась необходимость при назначении наказания учитывать сословную принадлежность преступника и потерпевшего. Так, при определении наказания за кражу судье следовало учитывать стоимость украденного и другие обстоятельства, но "в еще большей степени должен рассчитывать звание и положение лица, совершило кражу "(ст. 160). В ст. 158 было предусмотрено, что знатное лицо могло быть подвергнуто за кражу и не уголовному, а" гражданско-правовому наказанию ". Нарушение" земского мира ", строго каралось при прочих равных условиях, считалось вполне законным для лиц, получивших дозволение императора отомстить за нанесенную обиду или враждующих с недругами своего господина. В ином положении находились лица незнатного происхождения, малоимущие. Правда, совершение незначительной кражи плодов днем и "по прямой голодном нужды "также могло повлечь только имущественную ответственность. Однако неимущему было гораздо труднее возместить ущерб. Кроме того, в иных случаях за кражу урожая, рыбы, леса, особенно в ночное время, полагались телесные или иные наказания по усмотрению судей и по местным обычаям. Особенно строго и незамедлительно предписывалось карать подозрительных нищих и бродяг как "опасных для страны насильников" (ст. 39, 128).
Широта судейского усмотрения в "Каролине" была ограничена лишь формально указанием на верховенство императорского права при определении высшей мере наказания. Судьи могли по своему усмотрению назначать одно или несколько рекомендованных наказаний, применять местные обычаи, а в затруднительных случаях прибегать к разъяснениям законоведов.
Вся система наказаний определялась основной целью карательной политики - устрашением. В "Каролине" содержатся следующие основные виды наказания: смертная казнь, членовредительские наказания (урезание языка, ушей и т.п.); телесные наказания (порка) позорящие наказания (лишение прав, выставление у позорного столба в железном ошейнике, клеймение); изгнание; тюремное заключение; возмещения вреда и штраф. Казнь была прямо предписана или могла быть применена за подавляющее большинство преступлений, причем в квалифицированной форме (сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление и погребение заживо - для женщин). Телесные и членовредительские наказания могли назначаться за обман и кражу. Тюремное заключение, изгнание и позорящие наказания чаще применялись как дополнительные, к которым относились также конфискация имущества, терзание раскаленными клещами перед казнью и волочение к месту казни.6 Вместе с тем "злонамеренных" и "способных на дальнейшие преступные действия" лиц предписывалось бросать в тюрьму на неопределенный срок.
Информация о работе Эволюция источников феодального германского права