Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:45, реферат
Я выбрала эту тему, так как моя будущая профессия связана с экономикой России, и я думаю, что знание экономики XIX века поможет мне понять сегодняшнюю экономическую ситуацию в нашей стране, потому что рыночная экономика начала пускать свои корни в экономику России именно в начале XIX века. Экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. Это объясняется тем, что в начале XIX в. М.М.Сперанским был разработан проект финансовых реформ, намечавший широкий спектр мероприятий – образование частных банков, введение протекционистского тарифа, переход от подушного обложения к поземельному, замена винного откупа акцизом. Но к несчастью проект не был реализован, его идеи использовались в последующих преобразованиях.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.К.АММОСОВА
ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Дисциплина
«История»
Реферат на тему: «Экономика России в первой половине XIX века»
Выполнила: студентка 1 курса
Группы ПИ-12-1 Титова Евдокия
Проверила: преподаватель истории
Радченко Н. Н.
Якутск, 2012
Введение
Я выбрала эту тему, так как моя будущая профессия связана с экономикой России, и я думаю, что знание экономики XIX века поможет мне понять сегодняшнюю экономическую ситуацию в нашей стране, потому что рыночная экономика начала пускать свои корни в экономику России именно в начале XIX века. Экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. Это объясняется тем, что в начале XIX в. М.М.Сперанским был разработан проект финансовых реформ, намечавший широкий спектр мероприятий – образование частных банков, введение протекционистского тарифа, переход от подушного обложения к поземельному, замена винного откупа акцизом. Но к несчастью проект не был реализован, его идеи использовались в последующих преобразованиях.
В это время капиталистические производственные отношения начинают проникают во все сферы экономики, углубляется общественное разделение труда, вырисовывается специализация промышленных и аграрных районов, что приводит к оживлению хозяйственных связей. Хотя рост промышленности и городов требовал увеличения сельскохозяйственного производства и повышения его товарности, сельское хозяйство – главная отрасль экономики России – развивалось по-прежнему крайне медленно.
В 30-40-е годы XIX века в России начинается промышленный переворот – переход от мануфактур к фабрикам, основанным на машинной технике. Этот период занял примерно полстолетия. Промышленный переворот в России начался в эпоху крепостного права, а завершился уже в эпоху капитализма. В первую очередь он произошел в тех отраслях, где преобладал вольнонаемный труд.
Естественно, что
промышленный переворот имел
свои социально-экономические
Что касается крупного капитала, то он сконцентрировался в основном в торговле и ростовщичестве. Капиталистические отношения охватили и сферу обращения; происходит смена форм внутренней торговли. Так, в городах ярмарки заменяются магазинами и лавками.
Финансово-кредитная система и денежное обращение в первой половине XIX в. испытывают постоянные трудности из-за дефицита бюджета, увеличения государственного долга, нарастания инфляционных процессов.
Государственный бюджет России
Бюджет, как сбалансированный финансовый план доходов и расходов государства на ближайший год, стал формироваться в России лишь в начале XIX столетия. К тому времени финансовая и эмиссионная политика правительства под давлением внешних обстоятельств приобрела явно авантюрный характер.
Дело в том, что бумажные деньги одновременно обслуживают две относительнообособленные, но все же связанные между собой сферы: рынок и бюджет. На рынке они используются в основном как средства обращения, меры стоимости и платежа. В сфере государственных финансов они применяются не только в качестве платежного средства, но и как инструмент реализации принудительных займов или налогов, в зависимости от того, намеренно ли правительство изъять излишние деньги из обращения или девальвирует их.
В сфере государственных финансов после 1786 г. фискальная функция бумажных денег приобрела главное значение. Их эмиссия стала основным источником покрытия растущего разрыва между расходами и доходами государства. Рынок был переполнен ассигнациями. В 1802 г обмен ассигнациями даже на медные деньги был окончательно приостановлен. Но, эмиссия их продолжалась, поскольку войны с Наполеоном требовали все новых, растущих расходов. Кстати, французы “помогали” в этом деле: они завезли в Россию большое количество фальшивых ассигнаций.
Государственные
расходы выросли за
Весной 1823 г. новым министром финансов был назначен Е. Ф. Канкрин. Ученый по призванию и опытный хозяйственник-практик Егор Францевич соединял в себе гибкий ум, огромное трудолюбие, честность, энергию и упрямство человека, который мог спорить и даже не соглашаться с Николаем I, если считал, что этого требуют интересы дела.
В своей деятельности как министр финансов он опирался на выработанную им общую концепцию подъема российской экономики, в том числе, торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также науки и образования. Исходная предпосылка – наведение порядка в государственных финансах, прежде всего, установление равновесия бюджета. В этой связи он постоянно требовал и добивался рационального, бережливого отношения к расходованию финансовых ресурсов.
Конкретные данные подтверждают, что линия на сдерживание государственных расходов, особенно в первое десятилетие деятельности Е.Канкрина, дала заметные результаты. Их общий объем в 1833 году по сравнениюс 1823 годом увеличился всего на 3.3%. Военные расходы даже снизились. Удалось стабилизировать бюджеты Министерства иностранных дел, МВД, императорского двора и других.
В то же время возросли затраты на народное образование, строительство дорог, а также платежи по государственному долгу. За первое десятилетие снизились подушные и другие прямые налоги. В то же время вдвое возросли таможенные сборы, что не только увеличило поступление денег в казну, но и защищало молодую еще национальную промышленность.
Главным плодом своих свершений на посту министра финансов Е. Канкрин считал успешно проведенную денежную реформу, позволившую восстановить серебряное обращение в России. К достижению этой цели он приближался поэтапно, хотя определенные сбои в ритм такого движения внесли: война с Турцией (1828-1829 гг.), восстание в Польше, неурожаи хлебов. На начальном этапе, в 1827 г., было официально разрешено при взносах в казну некоторых налоговых платежей принимать от населения серебро по биржевому курсу 1: 3.7 или 27 копеек серебром за рубль ассигнациями. Формально это означало девальвацию бумажных денег, но фактически население уже несколько десятилетий использовало примерно такой курс в хозяйственной практике.
Эксперимент прошел удачно, и в 1830 г. в 27 губерниях разрешили принимать металлические деньги при платежах за все подати и сборы по чуть уточненному курсу 27.4 копейки. Благодаря этому предприятию резко увеличился приток в казну звонкой монеты. Люди привыкли к забытой уже форме металлических денег, которые начали обращаться на рынке наравне с ассигнациями. Последние постепенно стали превращаться как бы во вспомогательные деньги. Тем не менее спрос на них возрос, поскольку и продавцы, и покупатели убедились на практике в устойчивом характере курсовой стоимости ассигнаций.
1839 год принято считать началом денежной реформы Е. Канкрина серебряный рубль объявили базовой монетной единицей и установили его твердый курс по отношению к ассигнациям. С 1 января 1940 г при государственном коммерческом банке открылись депозитные кассы для привлечения вкладов населения в звонкой монете. В обмен вкладчик получал специальные депозитные билеты достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 рублей серебром. Такие билеты имели хождение наравне с серебряной монетой по всей стране. Очень быстро население привыкло к тому, что:
. в качестве платежного
средства везде можно
и бумажные деньги;
. курс ассигнаций в
течение длительного времени
стабильным;
. при совершении крупных платежей использование денежных купюр
предпочтительнее по сравнению с металлическими монетами.
В конце 1841 г. депозитные билеты были заменены кредитными билетами. Еще через два года оставшиеся в обращении ассигнации были выкуплены по курсу 3.5 рубля ассигнациями = 1 серебряному рублю или 1 рубль ассигнациями приравнивался к 28.6 копейкам серебром.
Несмотря на то, что стабилизация денежного обращения и была достигнута, она имела кратковременный характер.
Крестьянский вопрос и развитие экономики
Как уже отмечалось, основой экономики России в первой половине XIX в. оставалось сельское хозяйство. Россия в это время стала “житницей Европы”. По подсчетам Покровского, вывоз пшеницы с 1801 по 1860 г. вырос в 4 раза. Отсюда вытекала заинтересованность помещиков в обеспечении стабильной торговли и их раздражение против факторов, срывающих эту торговлю (например, против “континентальной блокады”). К 1860 г. ежегодный вывоз хлеба из России достиг почти 95 млн пудов, что, на первый взгляд, свидетельствует о живых еще потенциях развития отечественного сельского хозяйства. Но если сравнить данные, характеризующие вывоз североамериканского и русского хлеба на западноевропейский рынок, то можно увидеть, что если в 30-е гг. XIX в. объем вывоза русского хлеба в Европу был на 186 процентов больше объема североамериканского, то в 40-е - только на 48 процентов. В конкуренции с хлебом свободного американского фермера, как отмечает Б. Г. Литвак, русский хлеб стремительно сдавал позиции. Для того, чтобы их не сдавать, Россия должна была форсировать производство хлеба, улучшать структуру хлебного баланса, расширяя посевы пшеницы за счет ржи, пользовавшейся меньшим спросом. Однако данные середины XIX в., относящиеся к помещичьим хозяйствам черноземного центра России, показывают, что для большинства помещичьих хозяйств экстенсивные пути расширения производства зерна были закрыты, а на пути интенсификации сельскохозяйственного производства, повышения производительности труда стояла система принудительного труда крепостного. Личный интерес барщинного крестьянина, обрабатывающего господское поле своим инвентарем и на своей лошади, состоял в том, чтобы как можно меньше “выкладываться”, сохранять силы и орудия труда для работы на своем поле. Помещик был заинтересован в обратном, но ему приходилось иметь в виду, что изнурение крестьянина и рабочего скота могло лишить его работника—источника собственного благополучия. “Именно этот конфликт,—заключает Литвак,—лежит в основе кризиса крепостной системы, а вовсе не вдруг ставший невыгодным барщинный труд. Бесплатный принудительный труд, расточительный для общества в целом, всегда выгоден тому, кто пожинает его плоды”. Барщинная форма эксплуатации предусматривала обеспечение каждого крестьянина наделом земли, минимально необходимым скотом. В случае расширения помещиком своей запашки за счет крестьянских наделов хозяйство крепостного крестьянина разорялось, и помещик опять-таки лишался работника. Это и была главная причина невозможности развития господского хозяйства по экстенсивному пути. Часть помещиков обращалась к интенсивным методам, заводила рациональные хозяйства, покупала технику, но крепостные работники не владели новыми агротехническими приемами, не хотели и не могли пользоваться машинами, ломали их. Нанимать же вольных работников было невыгодно, да и, как правило, не на что. Несмотря на кредитную поддержку государства, помещики разорялись. К 1855 г. было заложено 65 процентов крепостных крестьян страны. Долг помещиков государству равнялся нескольким годовым бюджетам России. В сельском хозяйстве отчетливо проявилась тормозящая роль крепостного права. И Александр I, и Николай I видели необходимость отмены крепостного права, но они боялись ущемить интересы дворян, которые в массе своей не признавали очевидного и были против освобождения крестьян. С самого начала своего царствования Александр прекратил раздачу крестьян в частные руки. Указами 1808—1809 гг. помещикам запрещалось продавать крестьян на ярмарках “в розницу”, ссылать их в Сибирь за маловажные проступки; помещики обязывались кормить своих крепостных в голодные годы. 20 февраля 1803 г. вышел указ о “вольных хлебопашцах”, предусматривающий выкуп крестьян на волю по обоюдному согласию их с помещиками. Но к 1825 г. этим указом воспользовались менее 0,5 процента крепостных крестьян— помещики обставляли выкуп такими кабальными условиями, что сделка оказывалась невозможной. Указом 12 декабря 1801 г. не дворянам — купцам, мещанам, казенным крестьянам—было разрешено покупать землю; правительство, таким образом, пошло на нарушение дворянской монополии на землю. В 1804 — 1805 гг. был проведен первый этап крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. Реформа распространялась только на “крестьян - дворохозяев”. Они получали личную свободу без земли, которую должны были арендовать у своих помещиков за феодальные повинности—барщину и оброк. В 1816 - 1819 гг., воспользовавшись инициативой помещиков прибалтийских губерний, Александр I завершил крестьянскую реформу в Прибалтике. Вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне, сделавшись лично свободными, но не получив никаких земельных наделов, попали в полную экономическую зависимость от помещиков и должны были превратиться или в арендаторов помещичьей земли, или в батраков в помещичьих хозяйствах.
В 1818 г. 12 сановников получили секретные поручения царя подготовить проекты отмены крепостного права и для русских губерний. Один из этих проектов подготовил Аракчеев, намечавший постепенный выкуп помещичьих крестьян в казну. В 1818 - 1819 гг., как установил Мироненко, работал даже под руководством министра финансов Д. А. Гурьеваспециальный секретный комитет, подготовивший свой проект освобождения помещичьих крестьян. Однако, не чувствуя в вопросе освобождения крепостных поддержки в дворянских кругах, Александр I не решается реализовать ни один из проектов. Поручение Гурьеву оказалось последней, в сущности, инициативой императора в решении крестьянского вопроса. Вывести проблему за пределы узкого круга сановников, разделявших взгляды царя или считавших себя обязанными им следовать, Александр I так и не решился.
Продолжателем линии брата в
крестьянском вопросе выступил Николай
I. Бенкендорф в своем “всеподданнейшем
отчете” императору называл крепостное
право “пороховым погребом под государством”.
“Первопричина смертельной
Важную роль сыграл Секретный комитет, созданный в 1835 г., в котором ведущую роль играл Киселев П.Д., в течение всего николаевского царствования бывший главным советником императора в крестьянских делах. Замысел Киселева состоял в проведении двуединой реформы - сперва в отношении крестьян государственных, а затем и помещичьих. Для выработки основ реформы государственной деревни было создано V отделение собственной его и. в. канцелярии, а затем на его основе министерство государственных имуществ. В 1837 - 1841 гг. реформа, в основном, была осуществлена. Изменилось управление казенными деревнями, население которых составляло более 40 % всех крестьян России. Значительно увеличились наделы государственных крестьян.
Разработкой основ второй части
двуединой реформы занялся
Информация о работе Экономика России в первой половине XIX века