История женского воспитания и образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке в общем, контексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики – «воспитание» и «образование».

Прикрепленные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

   Как отмечает А. И. Рослякова, «отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами».

   Так, в объяснительной записке к проекту  закона о женских профессиональных учебных заведениях, представленного  Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914 г. говорилось: «Женское профессиональное образование в России не организовано и развито в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ.

   Подавляющее большинство женских профессиональных школ и курсов обучало белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым ремеслам, считавшимися тогда в России женскими профессиями.

  Проблемами  женского профессионального образования  в царской России занимался известный педагог и историк И.Н. Михайлов. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование.

  И. Н. Михайлов подразделял женские  профессиональные школы на четыре разряда  или категории. К первому разряду  относились профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женским прогимназиям, но в них более усиленно преподавались специальные предметы. В профессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальной школы. Срок обучения четыре — пять лет. В последних классах ученицы специализировались в каком-то ремесле: белошвейное дело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и так далее. Ко второму разряду относились специальные школы, классы, курсы (при гимназиях и прогимназиях), где общее образование не продолжалось и главное внимание уделялось изучению специальных предметов. В качестве примера можно привести рукодельные классы. Наряду с этим существовали курсы коммерческой арифметики и черчения. К третьему разряду относились женские профессиональные школы, в которые девочки поступали без предварительного экзамена и где учебный курс начинался с обучения грамоте. Программа обучения была рассчитана на шесть — семь лет. К четвертому разряду относились школы, в которых преподавались различные ремесла, рисование, иногда счетоводство и черчение и при поступлении требовалось знание курса только начальной школы. В этих школах общеобразовательные предметы не проходили. К таким школам можно отнести школу М.И. Иевлевой в Петербурге. И, наконец, особый желанный тип женских профессиональных учебных заведений представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу. Во многих европейских странах, особенно в Бельгии и Финляндии, в начале ХХ века широкое распространение получили школы домоводства. В России в целом они были развиты слабо. Ведению домашнего хозяйства девушки обучались в 59 женские епархиальных училищах духовного ведомства.

   Таким образом, вовлечение в производство большого количества женщин в XIX веке обнаружило и проблемы в женском профессиональном образовании. 
 
 
 

 

    1.4.    Проблемы  получения высшего  образования в  дореволюционной  России

  Женщины стремились получать высшее образование  наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать.

   Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей. 

  Первым  кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию.

  Но  это еще не было полным равенством женщин в правах на высшее образование. В регулярные высшие учебные заведения женщины еще не принимались. По Уставу 1863 доступ женщин в университеты не был разрешён, что вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу.

  Только  в одном Цюрихском университете обучалось в 1873 году 108 русских женщин. Кроме них из всех других государств обучалось в этом университете всего 20 иностранных женщин. В 1867-1868 г. две русские женщины (Н. П. Суслова и М. А. Бокова) окончили за границей медицинский факультет и стали одними из первых в мире и первыми в России женщинами-врачами. В 1874 г. окончила Геттингенский университет Софья В. Ковалевская и защитила докторскую диссертацию по математике ("теорема Ковалевской"). В 1884 г. она стала профессором Стокгольмского университета и затем членом-корреспондентом Российской Академии Наук. Профессорами стали Ефименко, Андрианова, Щеглова и другие русские женщины. Таковы результаты высшего женского образования, полученного, главным образом, за границей.

  Однако  далеко не все русские женщины, даже получившие докторскую степень в престижных зарубежных университетах, могли без помех продолжать свою научно-преподавательскую карьеру на Родине. Нередко они должны были повторно, теперь уже в России, подтвердить свое право на занятия научной работой. При том, что не всегда это право им предоставлялось властями.

   В 1870 основаны Владимирские курсы в  С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола; в 1872 - общеобразовательные  курсы В.И. Герье в Москве и  курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1876 - Женские врачебные курсы), в 1878 - высшие женские курсы в С.-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее женское образование приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц.

   Тем не менее, женщинам, стремящимся к высшему образованию приходилось преодолевать огромные трудности. Косность в семье, когда девушкам нередко приходилось рвать с родителями, противодействовавшими их образованию; косность в обществе, когда курсистки нередко считались "нигилистками", нарушающими общественные традиции; косность в правительственных кругах, когда отдельные представители власти видели и стремлении женщин к образованию признаки протеста против существующего строя - все это требовало от женщин исключительной выдержки.

   В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права, как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу.

   Возникали частные высшие учебные заведения  для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908), Вольный  университет в С.-Петербурге (1910). Однако дипломы женских высших учебных  заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института, выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу.

   В 1906 году было разрешено принимать  женщин и в университеты, впрочем, через некоторое время снова отмененное. Однако в 1911 году было разрешено допускать женщин к экзаменам за полный университетский курс. С 1910 началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских курсов и мужских учебных заведений. Постепенно был открыт прием женщин во все высшие учебные заведения России и, таким образом, женщины благодаря своей настойчивости, выдержке и талантливости добились в образовании полного равноправия. В 1913 году женщин среди петербургского студенчества было уже 37,2 % . Высшее женское образование стало общепризнанным.

   После 1917 женские высшие учебные заведения  вошли в состав единой высшей школы. После революции  несколько увеличилось  число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но и оставалась неграмотной.

   Важным  событием в истории женского образования  является первый Всероссийский съезд  по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании. 

   Съезд принял много обстоятельных решений  и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.

  Следует отметить, что трудности с получением женщинами высшего образования  существовали не только в России, но и в других странах. Например, в  Германии женщины получили право обучаться в университетах лишь с 1890 г. Серьезным препятствием на пути увеличения представительства женщин в вузах Германии являлись неограниченные права преподавателей университетов в подборе студенческого контингента. В ряде университетов Германии присутствие женщин-студенток на лекциях зависело от согласия профессора-мужчины. Только во времена Веймарской республики (1919 г.) право женщин на высшее образование и профессиональную деятельность было закреплено в конституции Германии. Первыми немецкими женщинами-профессорами были М. Врангель и М. Вертинг, получившие звание профессора в 1923 г. и долгие годы, остававшиеся единственными обладательницами этого почетного научного звания. Любопытный факт: согласно тогдашнему законодательству, женщина-профессор в Германии не имела права на замужество. Лишь для профессора Врангель, обладавшей всемирной известностью, правительство земли Баден-Вюртенберг сделало исключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава2

1.1 ПОНЯТИЕ РОЛИ  ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЭТОЙ РОЛИ

 

      В предыдущей главе мы ознакомились с  историей женского образования в  различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализированного  мною материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной задачей воспитания - было раскрытие в девушке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Но следует отметить, что в образовании и воспитании уделялось очень мало внимания развитию умственных способностей девушки, получению ей научных знаний. Акцент делался на формирование в ней роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей были нужны в будущей семейной жизни. Такое положение женщин в образовательной системе объясняется, скорее всего, её социальным положением и общественным значением.

      Интересно будет проследить, в чём видело само общество основную роль  и назначение женщины, и как женщина воспринимала эту роль на протяжении всего времени.

      На  протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина в  средневековье на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа. Большую  часть жизни женщина в то время  проводила дома, в семье. В течение  нескольких столетий (XI-XVII) русские женщины вели замкнутый, затворнический образ жизни, им не полагалось показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места. Девушкам полагалось жить в дальних покоях и во всем подчиняться воле родителей.

      Наиболее важным событием в жизни женщины являлось вступление в брак. С X века церковь присваивает себе монопольное право утверждения брака. Церковь старалась придать браку силу священного нравственного союза мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь.

      Многоженство  и браки с близкими родственниками категорически запрещались. Дети признавались только в том случае, если они  рождены в браке, освященном церковью. Ограничивалось и число замужеств: нормы христианской морали позволяли  не более двух. Повторный брак или замужество благословлялось церковью лишь в случае смерти одного из супругов. Развод практиковался крайне редко. Однако в этом вопросе церковь демонстрировала двойную мораль: мужчине разрешался повторный брак, а женщине рекомендовалось пострижение в монахини.

      До  выхода замуж, девушке предстояло пройти школу воспитания в своей родной семье. Будучи девочкой, она находилась под неусыпным контролем своих  родителей, которые должны были обеспечить ее и «воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку». Со временем родители были обязаны учить своих детей ремеслу.

        Ведение домашнего хозяйства,  было прямой обязанностью замужней  женщины. Утром, «поднявшись с  постели, умывшись и помолясь»,  жене следовало распорядиться по дому. Кому «еду на день готовить, кому хлеб печь». Кроме того, «сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить, замесить… знала, сколько муки возьмут и сколько испекут». Сама хозяйка, «разве что занедужит», не должна весь день сидеть без дела: «Люди ли придут, простая ли гостья – всегда б за делом сидела».

      Хозяйка при этом должна была уметь хорошо готовить еду «мясную, рыбную, всякие пироги… любые блюда», знать, как  хранить, обрабатывать продукты, делать различные запасы. Помимо этого она должна была быть отчасти и экономистом, чтобы «дом свой по добру устроить».

Информация о работе История женского воспитания и образования в России